Столыпинская аграрная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:36, контрольная работа

Описание работы

Политическая и экономическая ситуация в России накануне реформы. Для того, чтобы лучше понять атмосферу, в которой пришлось работать Петру Аркадьевичу Столыпину, нужно рассмотреть политическое и экономическое положение в стране с конца XIX до начала ХХ века.
На стыке XIX и XX века общество вступило в новую фазу своего развития, капитализм стал мировой системой.

Содержание

1.Введение:
2. Экономическая ситуация накануне реформы:
3. Земельная реформа:
4. Заключение:
4.1 Результаты реформы
4.2 Причины краха аграрной реформы.

Список литературы

Работа содержит 1 файл

отечественная история.docx

— 38.90 Кб (Скачать)

3.2 Основные направления Столыпинской земельной реформы

Разрушение  общины и развитие частной собственности.

Столыпин, будучи помещиком, предводителем губернского  дворянства, знал и понимал интересы помещиков; на посту губернатора  в период революции видел восставших крестьян, поэтому для него аграрный вопрос не был отвлеченным понятием.

Суть  реформ: проведение под самодержавие прочного фундамента и продвижение  по пути промышленного, а следовательно, капиталистического развития. Ядро реформ - аграрная политика.

Аграрная  реформа была главным и любимым  детищем Столыпина. Целей у реформы  было несколько: социально-политическая - создать в деревне прочную  опору для самодержавия из крепких  собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив  их ей; крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

социально-экономическая - разрушить общину , насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность; экономическая - обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

Первый  шаг в этом направлении был  сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые  платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова  пыталось решить аграрный вопрос за счет крестьянства.

Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Этот указ был  главным делом жизни Столыпина. Это был символ веры, великая и  последняя надежда, одержимость, его  настоящее и будущее - великое, если реформа удастся; катастрофическое, если ее ждет провал. И Столыпин это  осознавал.

В целом  серия законов 1906-1912 гг. носила буржуазный характер. Отменялось средневековое  надельное землевладение крестьян, разрешался выход из общины, продажа  земель, свободное переселение в  города и на окраины, отменялись выкупные платежи, телесные наказания, некоторые  правовые ограничения.

Аграрная  реформа состояла из комплекса последовательно  поводимых и связанных между собой мероприятий. Рассмотрим основные направления реформ.

С конца 1906 года государство начало мощное наступление на общину. Для перехода к новым хозяйственным отношениям была разработана целая система  хозяйственно-правовых мер по регулированию  аграрной экономики. Указом от 9 ноября 1906 года провозглашалось преобладание факта единоличного владения землей над юридическим правом пользования. Крестьяне теперь могли выходить из нее и получать землю в полную собственность. Они могли теперь выделить, находившуюся в фактическом пользовании, из общины, не считаясь с ее волей. Земельный надел стал собственностью не семьи, а отдельного домохозяина.

Крестьянам  отрезали от общинной земли участки - отруба. Богатые крестьяне на те же участки переносили свои усадьбы - это называлось хуторами. Власти считали хутора идеальной формой землевладения. Со стороны хуторян, живших обособленно друг от друга, можно было не опасаться бунтов и волнений.

Осуществлялись  меры по обеспечению прочности и  стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в  законодательном порядке ограничивался  предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли некрестьянам.

После выхода крестьян на отруба или хутора прежняя “страховка” от неурожая исчезала. Теперь всего один засушливый или чересчур дождливый год мог  принести нищету и голод. Чтобы подобные опасения у крестьян исчезли, выходящим  из общины стали нарезать лучшие земли. Естественно, это вызывало возмущение остальных общинников. Между теми и другими быстро нарастала враждебность. Число вышедших из общины стало постепенно уменьшаться.

Образование хуторов и отрубов даже несколько  притормаживалось ради другой цели - укрепления надельной земли в личную собственность. Каждый член общины мог заявить о  своем выходе из нее и закрепить  за собой свой чересполосный надел, который община отныне не могла ни уменьшить, ни передвинуть.

Зато  владелец мог продать свой укрепленный  надел даже постороннему для общины лицу. С агротехнической точки зрения такое новшество не могло принести много пользы (надел как был чересполосным, так и оставался), но оно было способно сильно нарушить единство крестьянского мира, внести раскол в общину. Предполагалось, что всякий домохозяин, потерявший в своей семье несколько душ и со страхом ожидающий очередного передела, непременно ухватится за возможность оставить за собой в неприкосновенности весь свой надел.

В 1907 - 1915 гг. о выделении из общины заявило 25% домохозяев, а действительно выделилось 20% - 2008,4 тыс. домохозяев. Широкое распространение  получили новые формы землевладения: хутора и отруба. На 1 января 1916 года их имелось уже 1221,5 тыс. Кроме того, закон от 14 июня 1910 года счел излишним выход из общины многих крестьян, лишь формально считавшимися общинниками. Число подобных хозяйств составило  около одной трети от всех общинных дворов.

Третьеиюньский  государственный переворот коренным образом изменил обстановку в  стране. Крестьянам пришлось оставить мечты о скорой "прирезке". Темпы  реализации указа 9 ноября 1906 г. резко  возросли. В 1908 г. по сравнению с 1907 г. число укрепившихся домохозяев увеличилось  в 10 раз и превысило полмиллиона. В 1909 г. был достигнут рекордный  показатель - 579,4 тыс. укрепившихся. Но с 1910 г. темпы укрепления стали снижаться. Искусственные меры, введенные в  закон 14 июня 1910г., не выправили кривую. Численность выделяющихся из общины крестьян стабилизировалась только после выхода закона 29 мая 1911 г. "О  землеустройстве". Однако вновь приблизиться к наивысшим показателям 1908-1909 гг. так и не удалось.

За эти  годы в некоторых южных губерниях, например в Бессарабской и Полтавской, общинное землевладение было почти  совсем ликвидировано. В других губерниях, например в Курской, оно, утратило первенствующее положение. (В этих губерниях и раньше было много общин с подворным землевладением).

29 мая  1911 г. был издан закон "О  землеустройстве". В него вошли  основные положения инструкций 1909-1910 гг. новый закон устанавливал, что  для перехода к отрубному и  хуторскому хозяйству отныне  не требуется предварительного  укрепления надельных земель  в личную собственность. С этого  времени чересполосное укрепление  утратило прежнее значение.

Из всего  количества хуторов и отрубов, созданных  за время реформы, 64,3 % возникло в  результате разверстания целых селений. Землеустроителям удобнее было так работать, повышалась результативность их труда, высокое начальство получало для жонглирования круглые цифры, но вместе с тем умножалось число мелких хуторян и отрубников, которых никак нельзя было назвать "крепкими хозяевами". Многие хозяйства были нежизнеспособны. В Полтавской губернии, например, при полном разверстании селений в среднем на одного хозяина приходилось 4,1 дес. Крестьяне говорили, что на иных хуторах "курицу некуда выгнать".

Одновременно  с изданием новых аграрных законов  правительство принимает меры к  насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действие экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный  аппарат приводится в движение путем  издания самых категорических циркуляров и приказов, а так же путем репрессий  против тех, кто не слишком энергично  проводит их в жизнь.

Практика  реформы показала, что крестьянство в своей массе было настроено  против выдела из общины - по крайней  мере в большинстве местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим обществом показало, что в центральных губерниях крестьяне отрицательно относились к выделу из общины (89 отрицательных показателей в анкетах против 7 положительных). Многие крестьянские корреспонденты писали,

что указ 9 ноября преследует цель разорить массу  крестьян, чтобы нажились на этом немногие.

В сложившейся  обстановке для правительства единственным путем проведения реформы был  путь насилия над основной крестьянской массой. Конкретные способы насилия  были самые разнообразные - от запугивания  сельских сходов до составления фиктивных  приговоров, от отмены решений сходов земским начальником до вынесения  постановлений уездными землеустроительными  комиссиями о выделении домохозяев, от применения полицейской силы для  получения "согласия" сходов до высылки  противников выдела.  
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Заключение

4.1 Результаты реформы.

Результаты  реформы характеризуются быстрым  ростом аграрного производства, увеличением  емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В  результате удалось не только вывести  сельское хозяйство из кризиса, но и  превратить его в доминанту экономического развития России. Валовый доход всего сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего валового дохода. Доход всего народного хозяйства благодаря увеличению стоимости, созданной в сельском хозяйстве, возрос в

сопоставимых  ценах с 1900 по 1913 годы на 33,8%.

Дифференциация  видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского  хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы  на 46%.

Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы  составил 36,4% общего мирового экспорта.

Сказанное вовсе не означает, что предвоенную  Россию следует представлять "крестьянским раем". Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. По расчетам И.Д.Кондратьева в США в среднем на ферму приходилось основного капитала в размере 3900 рублей, а в европейской России основной капитал среднего крестьянского хозяйства едва достигал 900 рублей. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в России составлял примерно 52 рубля в год, а в США - 262 рубля.

Темпы роста производительности труда  в сельском хозяйстве были сравнительно медленными. В то время как в  России в 1913 году получали 55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции - 89, а в Бельгии - 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.

К положительным итогам аграрной реформы  можно отнести:

- из  общины выделилось до четверти  хозяйств, усилилось расслоение  деревни, сельская верхушка давала  до половины рыночного хлеба, 

- из  Европейской России переселилось 3 млн. хозяйств,

- 4 млн.  десятин общинных земель были  вовлечены в рыночный оборот,

- стоимость  с/х орудий увеличилась с 59 до 83 руб. на один двор,

- потребление  суперфосфатных удобрений выросло  с 8 до 20 млн. пудов, 

- за 1890-1913 гг. доход на душу сельского  населения вырос с 22 до 33 руб.  в год, 

Отрицательные итоги реформы 

- от 70% до 90% вышедших из общины крестьян так или иначе сохранили связи с общиной, основную массу крестьян составляли трудовые хозяйства общинников,

- вернулось  назад в Центральную Россию 0,5 млн. переселенцев,

- на  крестьянский двор приходилось  2-4 десятины, при норме 7-8 десятин, 

- основное  с/х орудие - соха (8 млн. штук), 58% хозяйств не имели плугов,

- минеральные  удобрения применялись на 2% посевных  площадей,

Информация о работе Столыпинская аграрная реформа