Становление тоталитарного режима. Сталинизм. Репрессии 30-х годов ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:35, контрольная работа

Описание работы

По своему происхождению человек как биологический вид — общественное существо. Люди жили сообществами, которые соответствовали их глубинным социальным инстинктам взаимопомощи, родами, племенами, общинами и их объединениями. Труд, быт и иная деятельность человека на протяжении тысячелетий определялись традициями и обычным правом, функциональные различия между членами общества носили временный характер и не сопровождались социальными привилегиями.

Содержание

Введение
1. Понятие термина “тоталитаризм”
2. Возникновение тоталитарной системы в СССР
3. Характеристика тоталитарного режима в СССР
4. Сталинизм.
5. Два потока репрессий.
6. Репрессии сталинистов.
7. Общий масштаб репрессий.
8. Не только репрессии.
9. Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

истоия.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Кроме того, Сталин обладал огромной жаждой власти. В отличии от Ленина, власть ему нужна была не для реализации каких-то идей, власть была для него самоцелью. Сталин не имел собственного мировоззрения. Более того, он был беспринципен и аполитичен. Он легко менял свои взгляды и своих союзников. Врагом для него становился любой, кто мог претендовать на власть. Союзником становился любой, кто мог помочь справиться с врагом и укрепить его власть. Очень часто исследователи сталинизма пытаются найти логику в действиях Сталина. Почему он уничтожал одних и возвышал других? Вся логика действий Сталина сводится к одному - любыми способами удержать власть.

Сталинизм- это болезненное состояние самого общества. И следствием этого болезненного состояния была жестокость. Мишель Монтень утверждал, что трусость- мать жестокости. Трусость простых людей позволяла проявляться жестокости в различных формах. До сих пор можно услышать: этого не было, я об этом не знал, жертва сама виновата. Нет, это было, все об этом знали, и жертвы не были виноваты.

5.      Два потока репрессий

 

Массовые репрессии 20-х – 30-х годов не имели объективных причин, однако с их помощью Сталин решал определенные проблемы, которые могли возникнуть и которые возникали в этот период.

Во-первых, репрессии служили для того, чтобы снять ответственность с руководства страны массовые репрессии в ходе раскулачивания и коллективизации. Во-вторых, репрессии были способом подавления оппозиции и устранении недовольных.

Говоря о сталинских репрессиях, надо разделять два их потока:  против широкого слоя граждан и репрессии в среде партийного руководства, в частности, уничтожение «ленинской гвардии». С точки зрения историка, это две разные, хотя и очень сильно взаимосвязанные проблемы. В частности, различен подход к определению масштабов репрессий, к исследованию механизма выбора жертв.  Несомненно, что волна репрессий против руководства прямо предопределила, скопированную с неё, как с кальки, основную волну массовых репрессий на местах. И потому наивно выглядят те, кто радостно потирал руки, наблюдая, как в 30-х одна часть правящей группировки  методично истребляла другую. «Мол, пускай там наверху грызутся и уничтожают друг друга – нам больше достанется: квартирки «врагов народа» освободятся, посты и т.п.» - рассуждали они тогда и также рассуждают сегодня их идейные наследники. Но исторические реалии состоят в том, что многие злорадствующие жестоко просчитались. Им досталось совсем не то, чего они ожидали, а нечто прямо противоположное. Достались те же тюремные нары за такие же несовершенные преступления

Важно понимать, что  существовали и такие волны репрессий против широких масс, которые  были связаны с сущностью сталинизма лишь опосредованно и объяснялись особенностями исторического момента. Например, сюда можно отнести репрессии   времен Великой отечественной войны: депортацию чеченцев, крымских татар, фильтрацию (через ГУЛАГ) бывших военнопленных и т.п. Именно вот эту группу репрессий чаще всего и рассматривают сталинские апологеты, пытаясь обелить преступления сталинизма – доказав, что, во-первых, жертвы репрессий были и на самом деле частично виновны, а, во-вторых, объяснив репрессии суровой внешней обстановкой и неизбежными (при такой обстановке) перегибами на местах.

Каковы же масштабы репрессий в среде высшего руководства? 

Изданный в 1995 году справочник  приводит в разделе «Репрессии против членов высшего партийного руководства ВКП(б) (избранных в 1917 - 1934 гг.)» следующее данные

           

В состав ЦК

Политбюро

Оргбюро и Секретариат

всего избрано / из них репрессировано

267 чел. / 197 чел.

32 чел. / 24 чел.

58 чел. / 44 чел.

 

Из 32 членов Политбюро умерли: В.И.Ленин (1924 г.), М.В.Фрунзе ( 1925 г.), Ф.Э.Дзержинский (1926 г.), В.В.Куйбышев (1935 г.); убит С.М.Киров (1934 г.), застрелились М.П.Томский (1936 г.) и Г.К.Орджоникидзе (1937 г.). Л.Д.Троцкий в 1929 г. выслан из СССР, убит в 1940 г. Н.И.Ежов расстрелян в 1940 г. 14 членов и кандидатов в члены Политбюро (К.Я.Бауман, Н.И.Бухарин, Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев, С.В.Косиор и др.) были репрессированы. 8 человек (И.В.Сталин и его ближайшее окружение) репрессированы не были. И хотя в интерпретации авторов справочника есть неточность по политбюро цифры число репрессированных надо считать за вычетом 4-х человек, умерших естественной смертью),  статистика  репрессий поражает.   Предположить, что всех этих большевиков репрессировали за то, что они оказались шпионами или совершили измену Родине - может только больной умом человек.

 

 

6.      Репрессии сталинистов.

 

Каток сталинских репрессий двигался  с неотвратимым фатализмом, не щадя ни тех, кто с честью сопротивлялся ему, ни тех кто смалодушничал, преждевременно капитулировав, ни тех, кто сам подталкивал этот каток. Но всё же есть достаточное количество судеб, иллюстрирующих известное правило «не рой другому яму, сам в неё попадешь». 

Любопытна судьба Н.В.Устрялова. Видный деятель партии кадетов (в 1917 г.), он никогда не симпатизировал коммунистической идее и не был большевиком, однако его вполне можно характеризовать как сталиниста. Ленин характеризовал Устрялова как самого проницательного врага диктатуры пролетариата, и поэтому полемика с Устряловым отнимала силы многих большевиков, включая и самого Сталина. Но несмотря на это сам Устрялов на определенном этапе своего творчества именно в сталинизме стал видеть некую реализацию собственных идей и надежд. Он усмотрел в Сталине так давно ожидаемого им диктатора-государственника. «Партийный середняк в настоящий момент социально полезнее и государственно плодотворнее, чем интеллектуалы-большевики. Наступают сумерки ленинской гвардии» - со сладострастным вожделением писал он. Удовлетворенный подобной лояльностью бывшего непримиримого оппонента, Сталин позволил Устрялову заниматься научной работой в МГУ и даже печататься в «Правде». Но только до 1937 года.  Тогда ученому пришлось примерить на себя его же собственные пророческие слова, сказанные жене в 1930 г.: «лучше ежовые рукавицы отечественной диктатуры, чем бархатные перчатки цивилизованных соседей». Устрялов был хладнокровно расстрелян как «японский шпион».

Гораздо большего сожаления заслуживает судьба Аарона Сольца, которого называли "совестью партии". Сольц на протяжении многих лет возглавлял высший партийный суд - партколлегию ЦКК и долгое время действительно хранил верность нравственным принципам.  ЦКК (Центральная контрольная комиссия) осуществляла так называемые «чистки» партии, но не являлась таким же зловещим репрессивным органом, как знаменитые «тройки».  Члены ЦКК настойчиво и последовательно отрицали всякое сравнение своей деятельности с партийным судом, всегда до последнего противились применять крайнюю меру – исключение провинившихся из партии. Функции ЦКК были главным образом воспитательные, товарищески-увещивательные. Возможно, поэтому ЦКК и просуществовала только до 1934 года – ведь её деятельность слабо вписывалась в предстоящую политику большого террора.  Однако какой-то вклад в травлю оппозиции ЦКК и лично Сольц все же успели внести.

Тем не менее, когда дело репрессии коснулись тех, кого Сольц знал лично, он хоть с опозданием, но осознал весь ужас происходящего. Как описывает В.Роговин, в 1937 году Сольц, занимавший пост помощника прокурора СССР по судебно-бытовому сектору, пытался получить доступ к следственным делам некоторых старых большевиков. Сольц потребовал от Вышинскогго него показать материалы дела своего соратника по большевистскому подполью и нарымской ссылке Трифонова. В ответ на выраженное Сольцем сомнение в виновности Трифонова Вышинский произнёс обычную в те годы фразу: "Если органы взяли, значит, враг". Осенью 1937 года Сольц выступил на собрании Свердловского районного партактива с требованием создать комиссию для расследования деятельности Вышинского. После этих слов часть зала замерла от ужаса, но большинство стало кричать: "Долой! Вон с трибуны! Волк в овечьей шкуре!" Сольц пытался продолжать речь, но его стащили с трибуны. В феврале 1938 года Сольц был уволен из прокуратуры. Он пытался добиться приёма у Сталина, с которым во время работы в подполье ему приходилось спать на одной койке. Когда Сталин отказался принять его, Сольц объявил голодовку. После этого его поместили на два месяца в психиатрическую больницу. В 1945 году Сольц умер, ни одна газета не поместила о нём некролога. Так партия постепенно лишалась своей «совести».

7.      Общий масштаб репрессий

 

В настоящий момент при оценке масштаба репрессий исследователи отталкиваются от данных подготовленных к докладу Н.С.Хрущева на XX съезде партии.

Данные хрущевского доклада были доступны широкому читатели практически с первых лет перестройки.  Так, к примеру, они приводятся в статистическом «Справочнике необходимых познаний» (издания 1994 года).

КОЛИЧЕСТВО ОСУЖДЕННЫХ ЗА "КОНТРРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ" (ст. 58-я) В ПЕРИОД С 1921 ПО ФЕВРАЛЬ 1954 гг.

По данным справки, составленной на имя Н. С. Хрущева 1.02.1954 г.

Общее количество осужденных за "контрреволюцион­ные преступления"

3777380 чел.

в т. ч.

 

к высшей мере наказания (расстрелу) приговорено

642980 чел.

к различным срокам заключения (до 25 лет)

2369220 чел.

к ссылке и высылке

765180 чел.

Из общего количества арестованных за "контррево­люционные преступления" коллегией ОГПУ, "тройка­ми" НКВД и Особым совещанием (т. е. внесудебны­ми органами) были осуждены

около 2,9 млн. чел.

судами, военными трибуналами. Спецколлегией и Военной коллегией

877 тыс. чел.

 

 

О динамике движения заключённых свидетельствуют данные об их совокупной численности, составлявшиеся на 1 января каждого года. На эту дату в 1930 году в лагерях содержалось 175 тыс., в 1933 году - 334,3 тыс. человек. Численность заключённых в лагерях и исправительно-трудовых колониях составила в 1934 году 510,3 тыс. чел., в 1935 году - 965,7 тыс., в 1936 - 1296 тыс., в 1937 - 1196 тыс., в 1938 году - 1882 тыс., в 1939 - 1672 тыс., в 1940 году - 1660 тыс. чел. Для сравнения: в 1994 году в тюрьмах, исправительно-трудовых и воспитательных колониях Российской Федерации содержалось более 600 тыс. заключённых.

Из-за тотальной практики фальсификации судебных процессов, подсчитать какой процент из общего количества заключенных составляли политические заключенные и какой репрессированные члены партии можно только основываясь на умозрительных оценках. Исследователи склоняются к мысли, что коммунисты составляли около половины жертв большого террора, число же политических принимают в соответствии с официальной статистикой ГУЛАГА, согласно  которой численность заключённых, осужденных по обвинению в контрреволюционных (государственных, политических) преступлениях, составляла (по состоянию на 1 января каждого года) в 1934 году 135,2 тыс. человек, в 1935 году - 118,3, в 1936 году - 105,9, в 1937 году - 104,8, в 1938 году - 185,3, в 1939 году - 454,4 тыс. чел. На протяжении 1940-1941 годов она оставалась примерно на том же уровне, что и в 1939 году, затем упала до 268,9 тыс. в 1944 году и вновь поднялась до 579 тыс. в 1950 году.

 

 

 

 

 

 

 

8.      Не только репрессии.

 

Рассмотрим хронологию цепи исторических событий, приведших  в конечном итоге к вопиющему историческому событию – массовому голоду, унесшему порядка миллиона жизней, произошедшему на 15-ом году советской власти, когда уже давно не было ни разрухи, ни гражданской войны, ни интервенции (предыдущий голод случился в 1921 году на фоне первой мировой и гражданской войн (на основании данных В.Роговина и других исследователей):

1925 год. После подавления Троцкого в борьбе за власть  Сталин избирает следующую мишень из числа своих бывших союзников – Каменева и Зиновьева, и укрепляет для этого свой союз со сторонником правого курса в сельском хозяйстве, Бухариным. В это время на XIV съезде  Сталин заявил, что партия "должна сосредоточить огонь" на уклоне, состоящем в переоценке кулацкой опасности, в раздувании роли кулака и вообще капиталистических элементов в деревне. "...Этот уклон ведёт к разжиганию классовой борьбы в деревне, к возврату к комбедовской политике раскулачивания, к провозглашению, стало быть, гражданской войны в нашей стране..."

Информация о работе Становление тоталитарного режима. Сталинизм. Репрессии 30-х годов ХХ века