Становление Российского государства в XVI веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:36, контрольная работа

Описание работы

В конце XV - начале XVI века Россия развивалась как часть мировой цивилизации. Государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях бывшей Киевской Руси; ее южные и юго-западные земли находились в составе Польши, Литвы, Венгрии. Русские князья считали эти земли своими, и Иван III сразу же выдвинул задачу возвращения всех русских земель, ранее входивших в состав Киевской Руси. Образование государства проходило в очень короткие сроки, что было связано с наличием внешней опасности в лице Золотой Орды; внутренняя структура государства была непрочной, «сырой»; государство в любой момент могло распасться на отдельные княжества.

Содержание

Введение
1. Тенденции социально-экономического и политического развития России в первой половине XVI века………………………………………………………………...1
2. Внутренняя политика Ивана Грозного…………………………………………..7
2.1.Реформы «Избранной рады»: причины, содержание, итоги…………………8
2.2.Опричнина Ивана Грозного и ее последствия………………………………..10
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

отечественная история.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

       Для того чтобы отделить себя от него и  свалить вину на бояр, царь в декабре 1564 года неожиданно покинул столицу, забрав казну, символы власти и наиболее ценные иконы. В сопровождении лично преданного ему окружения он поехал в Александрову слободу, откуда в январе 1565 года послал две грамоты. В одной он обвинил бояр, детей боярских, приказных людей в измене, казнокрадстве, насилии над народом и заявил о своем решении оставить царствование. В другой грамоте, обращенной к посадским людям, он объявлял, что зла на них не держит.

       Бояре, оказавшись один на один с разгневанным народом, вынуждены были послать к царю делегацию и принять все его требования. Главными условиями стали: разделение страны на земщину с прежней Боярской думой и приказами и опричнину со своей Думой, приказами-избами (на монастырский лад – «кельями»), войском; получение царем права полностью и бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом людей, которых он «волен казнить и миловать» без суда и следствия, предоставление 100 тыс. руб. на «обустройство» опричнины. Самодержавная власть царя простиралась на всю Россию, и в земщине Иван IV так же карал «изменников» без санкции Боярской думы, как и в опричнине.

       Своеобразным  символом новой политической системы  стал опричник, приносивший царю клятву на верность (символами их преданности были метла и собачья голова, прикрепляемые к седлу и означавшие борьбу с изменой).

       В социальном плане опричный двор был  крайне неоднородным. Он почти не отличался  от социального состава земщины. В опричное войско входили и представители  знати - князья (Сицкий, Одоевский, Хованский, Трубецкие и др.) и бояре, и худородные дети боярские, и даже иностранные авантюристы.

       Это разношерстное опричное воинство объединяла преданность царю, отречение от родителей и принятых норм поведения. Не случайно князь Курбский в своих посланиях Ивану Грозному, обыгрывая слово «опричники» («опричь» - кроме), называл их «кромешники», что означало «воины кромешной тьмы», т.е. ада. Опричники, осознавая, что они «продали душу» ради того, чтобы приблизившись к трону, получить власть и богатства, «наслаждались жизнью» на этом свете, пьянствовали, развратничали, убивали, ожидая страшные кары на Божьем суде. Но, при этом царь и его опричники оправдывали свои преступления великой целью, считая, что с помощью террора они смогут возвести «царство Божие» на земле, обратить людей к истине, чтобы они познали, по словам Ивана Грозного, единого Бога, отказались от междоусобных браней и преступной жизни, подрывающих царства.

       Таким образом, социально-политический смысл  опричнины тесно переплетался с религиозными представлениями людей той эпохи.

       На  протяжении своей истории политика опричнины видоизменялась, пройдя несколько этапов. Вначале она была направлена против суздальской княжеской группировки, в том числе Шуйских (некоторые из них, впрочем, были взяты в опричнину), которая была выселена со своих земель, что подорвало ее экономическое и политическое могущество. Затем репрессии усилились. Как на верхи московского боярства, так и на многих дворян обрушились казни. Большинство же погибших составили посадские, крестьяне и холопы.

       Удельного князя, двоюродного брата царя Владимира Старицкого обвинили в стремлении взойти на трон. По приказу Ивана IV в 1569 году он вместе с женой и дочерью принял яд. Был смещен со своего поста, а затем убит митрополит Филипп, осуждавший опричный террор.

       Кульминацией  опричнины стал 1570 год, когда царь возглавил карательную экспедицию против Новгорода, вызванную доносом, в котором новгородцы обвинялись в измене. Погром, унесший жизни более 10 тысяч человек, привел и к ликвидации остатков вольного духа Новгорода.

       Террор  усиливался, но успеха он не приносил. Иван Грозный обвинил в измене верхушку опричнины. В июле 1570 года страшные казни прокатились по Москве. Обвиненных, а среди них были и представители высшей приказной бюрократии, руководства опричного войска бросали в котел с кипящей водой, сжигали на костре, рубили и резали. Убивали их жен и детей. Жертвами террора оказались и те, кто стоял у истоков опричнины - отец и сын Басмановы, князь Вяземский и другие. Опричнину возглавили настоящие палачи - Малюта Скуратов (Г.Л. Бельский) и Василий Грязной, получившие чин думных дворян.

       В 1571 году царь не сумел организовать оборону Москвы от набега крымского хана Девлет-Гирея. Опричное войско, выродившееся в банду грабителей и убийц, оказалось неспособным противостоять внешнему врагу. Страшный разгром города, сгоревшего от пожаров, напугал царя, который даже готовился бежать из страны. В 1572 году перед угрозой нового нашествия татар Иван IV вынужден был отказаться от раздела страны и войска, что дало возможность земскому воеводе князю М. Воротынскому разбить татар в битве у с. Молоди. Запрещено было произносить даже слово «опричнина» - нарушителю грозило наказание кнутом.

       Более того, в 1575 году Иван IV «возвел» на царский престол своего ставленника татарского служилого хана Симеона Бекбулатовича, а сам стал удельным князем «Иванцом Московским», сохраняя при этом власть над всей страной в своих руках. Это мнимое отречение ему понадобилось для того, чтобы, не возрождая опричнины, расправиться со своими бывшими соратниками, входящими в состав опричной думы. Кроме того, возможно, суеверный Иван Грозный поверил предсказаниям, согласно которым царь, якобы, должен был умереть в наступившем году. В 1576 году он вернул себе царский трон, но его бывший удел стали называть Государевым двором, а вся территория страны и люди вновь, правда, не так жестко, оказались разделенными.

       Объективно, опричнина не только не привела к  усилению центральной власти, к чему стремился Иван IV, а скорее ослабила ее. Попытка форсированными темпами и насильственными методами изменить структуру власти, централизовать ее в условиях незрелости социально-экономических и духовных факторов вызвала острый общественно-политический кризис, поставивший страну на грань национальной катастрофы в годы Смуты - гражданской войны начала XVII века.

       Опричный  террор не привел и к уничтожению  боярства и боярского землевладения, произошли только персональные изменения в составе этого правящего слоя, поднявшие на самый верх людей беспринципных, готовых ради личных интересов пойти на любое преступление. Люди же с чувством собственного достоинства, заботящиеся о судьбах России и готовые ради нее отстаивать свою точку зрения в спорах с царем, были устранены или уничтожены.

       Опричная  политика не столько помогла России в Ливонской войне, сколько стала одной из причин ее поражения. Ослабляя ресурсы страны, парализуя страхом командный состав, она привела к тому, что Россия не сумела развить первоначальный успех и воспользоваться смутой, наступившей в Речи Посполитой (Польше) после смерти в 1572 году короля Сигизмунда II Августа.

       Внутренняя  политика и затяжная война привели  к тяжелому экономическому кризису, разорению населения, его бегству из центра на окраины. Государство теряло налогоплательщиков, служилые люди - крестьян, а это подрывало боеспособность армии. Для преодоления кризисного положения власть пошла на запрет крестьянского «выхода». Отмена Юрьева дня в 1581 году из временной и ограниченной меры переросла в постоянную, что привело к закрепощению крестьян. А это, в свою очередь, предопределило утверждение наиболее консервативного типа феодальных отношений, что затормозило развитие страны.

       Помимо  очевидных пагубных последствий  для страны опричнина породила и глубокий духовный кризис русского общества. Пошатнулась вера в царя как «земного бога», что подрывало основы православия. Отречение от христианской морали и вседозволенность опричников, порождали страх и апатию в низах общества, дискредитировали церковь, неспособную заступиться за свою паству. В итоге, складывались духовные предпосылки для Смуты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение.

     Процесс развития социально-экономических  отношений России в XVI веке был сложным. Развивался феодализм, который приводил к закрепощению крестьян. В России происходил бурный рост товарно-денежных отношений, были предпосылки превращения ремесла в мелкое товарное производство, возникали мануфактуры, увеличивалось значение наемного труда, увеличивался обмен между областями и зарубежными странами.

     Российская держава смогла добиться политического единства при отсутствии интенсивных экономических связей. Такой уровень экономики предопределял неизбежность внутренних конфликтов в процессе централизации страны.

     Царь  Иван IV Грозный ставил масштабные задачи и нередко добивался успеха. За свой период правления Иван проводил политику, включавшую в себя разумные ходы и жесточайший террор, но он расширил и объединил территорию Руси. Создал единое государство, которое было достаточно сильным, чтобы пережить трудные времена.

     Опричнина ухудшила экономическое положение  России. Поражение в Ливонской войне и татарские набеги принесли определенные тяготы. Опричнина была реформой с отрицательным исходом, об этом говорят ее последствия. 

        
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

     Альшиц, Д. Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного [Текст] / Д. Н. Альшиц. Л., 1989.

     Боханов, А. Самодержавие: идея царской власти [Текст] / А. Боханов. М., 2002.

     Скрынников, Р. Г. Русь IX–XVII века [Текст] / Р. Г. Скрынников. СПб., 1999. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Становление Российского государства в XVI веке