Становление Российского государства в XVI веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

В первой четверти XIX в. Россия находилась в перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни. Этот противоречивый и сложный период русской истории связан с царствованием Александра I (1777-1825). Вступивший после убийства Павла I в 1801 г. на престол император Александр I унаследовал сложное внутреннее и внешнее состояние страны.

Работа содержит 1 файл

Контроьная №2.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

     С.Ф. Платонов также утверждает, что Иван IV постепенно выходит из под влияния Избранной рады, которая – вольно или невольно – превратила царя из «неопытного и распущенного юноши» в искушённого политика.

     А.А. Зимин падение Избранной рады объясняет тем, что «правительство компромисса» (по мнению Зимина Избранная рада проводила политику компромисса между дворянством и «дальновидной частью боярства», отсюда и название) в обстановке «народных движений» стремилось консолидировать силы феодалов и поэтому не могло пойти на «решительную борьбу с удельной децентрализацией».

     Таким образом, в итоге царь наложил  «опалы» на своих старых советников. Иван Грозный обвинил Адашева и Сильвестра в том, что они фактически руководили страной, а его «водили, как юнака, под руки». Так Сильвестр был пострижен в монахи и сослан в Соловецкий монастырь, Адашев умер в тюрьме незадолго до готовившейся над ним расправы. Царь постарался искоренить саму память о них – например, аскетизм и постничество, процветавшие при Сильвестре, подверглись осмеянию, а им на смену пришли роскошные пиры и скоморошьи потехи.

     Всего десятилетие суждено было существовать «Избранной Раде». Но за этот краткий период государственное и социальное устройство России потерпело столь сильные изменения, каких не происходило за целые века спокойного развития.

     В последние годы в историографии  начинают высказываться сомнения в реальности существования Избранной рады, которая начинает обретать очертания образа желаемого (для А.М. Курбского) и ненавистного (для Грозного) прошлого в знаменитой переписке. Подробно эту версию развивает А.И. Филюшкин7, но это предположение всё же нуждается в дополнительной аргументации8.

     Не  смотря на высказанную Филюшкиным гипотезу, традиционной точкой зрения всё же остаётся мнение о существовании  своеобразной правительственной группы компромисса между различными слоями господствующего класса, названной позднее князем Андреем Курбским с литовским манером «Избранная Рада». «...Выдвинулось и стало около престола несколько дельных, благомыслящих и даровитых советников - Избранная рада»9.

     Возникла  «Избранная Рада» не ранее 1549 года, а в 1560 году ее уже не существовало. 

 

    

     2. ОПРИЧНИНА ИВАНА  ГРОЗНОГО 

     2.1 Предпосылки опричнины 

     Непосредственному переходу к опричнине предшествовал  ряд тяжёлых событий.

  • 8 августа 1560 г., на четырнадцатом году совместной жизни скончалась жена государя — Анастасия Романовна. Анастасия была его первой и самой любимой женой. Выбрал её себе в невесты Иван Грозный сам, вопреки недовольству высшей аристократии. Они многое пережили вместе: смерть двух маленьких дочерей и трагически-нелепую гибель первого сына — царевича Дмитрия, не смотря на это, Анастасия не пала духом, и вскоре она подарила Ивану ещё двух сыновей. Многие исследователи, а также современники Грозного утверждали, что именно она сдерживала жестокий нрав Ивана.
  • В 1563-1564 гг. в ходе Ливонской войны (1558-1583) на сторону Литвы перебежало несколько недовольных аристократов, занимавших должности воевод. Во время зимнего похода на Полоцк перекинулся к неприятелю военный голова Богдан Никитич Хлызнев-Колычев, а в апреле 1564г. изменил воевода города Юрьева-Ливонского, друг царя, князь Андрей Курбский. Осенью того же года воевода князь П.И. Горенский пытался бежать в Литву, но уже в литовских пределах его настигла погоня. Был раскрыт заговор, участники которого готовили сдачу литовцам города Стародуба. В том же 1564г., несчастливом для Московского государства, царские армии дважды были разбиты польско-литовскими войсками: на реке Уле и под городом Оршей.
  • В 1564г. страну поразил неурожай, а Москва испытала четыре пожара.

     По  мнению многих авторитетных учёных именно эти события явились предпосылками установления опричнины. Взгляды их, в основном, расходятся на том, какая из предпосылок оказала большее влияние, а для обоснования своей версии, они приводят новые факты.

     К примеру, Ключевский полагает, что жена Ивана Грозного умерла насильственно (для такого предположения есть множество оснований, к примеру, то, что родственники Анастасии оказались очень близки к власти, что не устраивало окружение царя). Среди предпосылок он также выделяет разрыв с Адашевым и бегство князя Курбского. Введение новой системы, по Ключевскому, было связано с попыткой царя создать новый «управляющий класс», а заодно придать новый статус «частному владению (уделу)» монарха. Речь шла также о стремлении «защититься от козней бояр».

     Н.М. Карамзин видит в опричнине орудие тирании Ивана Грозного. С.Ф. Платонов называет борьбу с изменой целью опричнины, а опричников – её средством.

     Покровский  считает, что основным назначением  опричной армии было сделать царя «самым крупным из московских феодалов». При этом опричнина была «политическим выражением» смены у власти одного общественного класса (боярства) другим (дворянством).

     Основанием  для создания опричнины А.А.Зимин  считает то, что у Ивана IV была потребность в дальнейшем наступлении на «феодальную знать». Для этого требовалось «завершение процесса объединения русских земель, ликвидация пережитков феодальной раздробленности и утверждение абсолютной власти монарха». Историк отмечает, что опричнина, задуманная с целью искоренения феодального сепаратизма, «сама вносила в жизнь элементы децентрализации».

     По  мнению Р.Г. Скрынникова, основной причиной учреждения опричнины — «структуры управления при чрезвычайной ситуации» — были внешнеполитические трудности Ивана IV, связанные с ухудшением обстановки на фронтах Ливонской войны. Инициатива установить в стране диктатуру и сокрушить оппозицию с помощью террора и насилия исходила, по мнению историка, от «соратников царя». В.Б. Кобрин среди таковых «соратников царя» выделяет родственников своих первых двух жён – Анастасии Захарьиной-Юрьевой и Марии Темрюковны. Историк отмечает, что во главе опричнины и её учреждений стояли представители данной группы.

     Таким образом, к концу 1564 г. сформировался  ряд предпосылок, и бесспорно, многие из них были в основном связанны с эмоциональным состоянием Ивана Грозного. Но при этом, ни в коем случае нельзя занижать значение внешнеполитических и военных затруднений. На основании утверждений многих историков и учёных, а в частности Р.Ю. Виппера и А.Л. Хорошкевича, опричнина всё же была учреждена для того, чтобы любой ценой выжать из страны силы и средства для продолжения Ливонской войны и подавить любое, прямое или косвенное, сопротивление всех тех, кто как-либо мешал этому. Опричные порядки должны были представлять собой систему чрезвычайных мер военного времени. Но, не смотря на казалось бы благие намерения Ивана Грозного, корыстное начало в стремлении провести опричную реформу всё же было доминирующим.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. «Отречение» Ивана  Грозного 

     Вначале декабря 1564 г. царская семья стала  готовиться к отъезду из Москвы. Иван IV "посещал столичные церкви и монастыри и усердно молился в них".10 К величайшему неудовольствию церковных властей он велел забрать и свести в Кремль самые почитаемые иконы. В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлевском Успенском соборе. После окончания службы он трогательно простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями. На площади перед Кремлем уже стояли "сотни нагруженных повозок под охраной нескольких сот вооруженных дворян. Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую "святость" и всю государственную казну, которые стали своего рода залогом в руках Грозного".11 Царский выезд был необычен. Ближние люди, сопровождавшие Ивана, получили приказ забрать с собой семьи. Оставшиеся в Москве бояре и духовенство находились в полном неведении о замыслах царя и "в недоумении и во унынии быша, такому государьскому великому необычному подъему, и путного его шествия не ведамо куды бяша". Царский "поезд" скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг укрепленной Александровской слободы. Отсюда в начале января царь известил митрополита и думу о том, что " от великие жалости сердца " он оставил свое государство и решил поселиться там, где " его, государя, бог наставит "12. Из слободы царь направил в Москву гонца с письмами к думе и горожанам. В то время, когда члены думы и епископы сошлись на митрополичьем дворе и выслушали известие о царской на них опале, дьяки собрали на площади большую толпу и объявили ей об отречении Грозного. В прокламации к горожанам царь просил, "чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никторые нет"13. Объявляя об опале власть имущим, царь как бы апеллировал к народу в своем давнем споре с боярами. Он, не стесняясь, говорил о притеснениях и обидах, причиненных народу " изменниками-боярами "14.

     Это был очень серьёзный и рискованный шаг. Размышляя над возможными ответными действиями, государь не исключал даже такого поворота событий, что и сам он, и дети его вынуждены будут спасаться бегством за рубеж. И тогда, дабы не доводить до раскола.

     Но  Иван всё рассчитал точно. Готовясь нанести решающий удар княжеско-боярской олигархии, он действительно точно знал, что в этой поистине титанической — не на жизнь, а на смерть — схватке его до конца сможет поддержать только народ, только на его преданность может он рассчитывать. Как пишет историк, «объявляя об опале на власть имущих, царь апеллировал к всенародному множеству. Он, не стесняясь, говорил о притеснениях и обидах, причиненных народу изменниками-боярами»15. У него испрашивал помощи в борьбе с их систематическим противодействием. Можно сказать, это был своего рода первый в России референдум, или, по выражению Ф. Кемпфера, «плебисцитарная акция»16.

     Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение  Грозного, но "вынужденна была обратиться к нему с верноподданническим ходатайством"17. Представители митрополита и бояре, не теряя времени, выехали в слободу. Царь допустил к себе духовных лиц и в переговорах с ними заявил, что его решение окончательно. Но потом он "уступил" слезным молениям близкого приятеля чудовского архимандрита Левкия и новгородского епископа Пимена. Затем в слободу были допущены руководители думы. Слобода производила впечатление военного лагеря. Бояр привели во дворец под сильной охраной, как явных врагов. Руководство думы просило царя сложить гнев и править государством, как ему "годно"18.

     Таким образом, Ивану Грозному удалось  подготовить почву для воплощения своих замыслов, при этом миновав  сопротивление народа и правящих верхов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Опричный террор 

     Иван  IV получал право подвергать изменников опале как ему вздумается. Из всей государственной территории («земщины») ему был выделен особый удел, который существовал как бы помимо («оприч») всех остальных областей: в нём были свои собственные приказы, своё царский «особный двор», своё войско; наконец, в его приделах власть безраздельно и неограниченно принадлежала царю. Со всей огромной опричной территории доходы шли в казну. В опричнину были взяты земли трёх родов: во-первых, просто богатые, за счёт которых можно было просто решить финансовые проблемы; во-вторых, принадлежавшие некоторым «княжатам» - бывшим удельным владыкам, которые сгонялись со своих вотчин и получали взамен другие земли (тем самым разрывались их связи с древними родовыми владениями – основой особых прав, привилегий и всей политической силы «княжат»); в третьих, те земли, которые были пригодны для «испомещения» на них служилых людей, состоящих в опричном войске. Часть уездов, попавших в опричнину, находились вблизи литовского рубежа, и имела важное стратегическое значение.

     Таким образом, царь забрал в опричнину  Суздальский, Можайский и Вяземский  уезды, а также около десятка  других совсем мелких.19 Уездные дворяне были вызваны в Москву на смотр. Опричная дума во главе с Басмановым придирчиво допрашивала каждого о его происхождении, о родословной жены и дружеских связях. В опричнину отбирали худородных дворян, не знавшихся с боярами. Укомплектованное из незнатных дворян опричное войско должно было стать, по замыслу Грозного, надежным орудием в борьбе с феодально-аристократической оппозицией. При зачислении в государев удел каждый опричник клятвенно обещал "разоблачать опасные замыслы, грозившие царю, и не молчать обо всем дурном, что он узнает"20. Опричникам запрещалось общаться с земщиной. Удельные вассалы царя носили черную одежду, сшитую из грубых тканей. Они привязывали к поясу у колчана некое подобие метлы, что символизировало стремление "вымести" из страны измену.

     Опричная  тысяча была создана как привилегированная  личная гвардия царя. Служба в опричнине  открывала широкие перспективы перед худородными дворянами21. Им увеличили земельные "оклады", для чего провели конфискацию земель у тех землевладельцев, которые не были приняты на опричную службу.

     В первые же дни опричнины Москва стала  свидетелем кровавых казней. По приказу царя опричные палачи обезглавили князя Горбатого, его 15-летнего сына и его тестя - П. П. Головина22. Грозный недаром исправлял официальную историю своего царствования. Летописи заменили отсутствующие следственные материалы, скомпрометировав многих влиятельных приверженцев Старицких23. Но репрессии опричников в отношении них носили умеренный характер. Боярин князь И.А.Куракин и боярин князь Д.И.Немой-Оболенский, которых летописные приписки изображали руководителями заговора в пользу Старицких, были пострижены в монахи и заточены в монастырь. Разжалованный боярин князь С.В.Ростовский, некогда приговоренный к смертной казни, был схвачен на воеводстве в Нижнем Новгороде и убит. Голову убитого опричники привезли в Москву царю.24 Жертвами опричнины стали еще двое знатных дворян, не входивших ранее в думу: брат убитого ранее боярина Юрия Кашина-князь Иван - и князь Дмитрий Шевырев.

     Среди тех, кто первыми ощутили опричный террор, были суздальские княжеские  группировки, в том числе Шуйские (они были выселены со своих земель, что подорвало её экономическое и политическое могущество). Затем репрессии усиливались. На верхи московского боярства и на многих бояр обрушились казни. В 1568г. опричники расправились с людьми боярина И.П. Фёдорова, а сам он был заколот царём (всего по делу боярина Ивана Петровича Фёдорова было уничтожено 370 человек25). В этом же году против опричных зверств восстал митрополит Филипп, впоследствии объявленный русской церковью святым. Его обвинили в чародействе и порочной жизни, лишили сана и заточили в Тверском Отроче монастыре. В декабре 1569г. он был тайно удушен в своей келье опричником Малютой Скуратовым26. В 1569 г. удельного князя, двоюродного брата царя Владимира Старицкого, обвинили в заговоре с целью отравления и стремлении самому взойти на трон. По приказу Ивана Грозного его заставили вместе с женой и дочерью принять яд, окружение князя подверглось репрессиям. В целом же большинство погибших в стране составили посадские, крестьяне и холопы.

Информация о работе Становление Российского государства в XVI веке