Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:28, контрольная работа
В работе обращено особое внимание на важнейшую акцию правящей верхушки Киевской Руси - принятое в 988 г. князем Владимиром христианства.
Однако, несмотря на то, что Киевская Русь имела в своем социально-политическом строе и правовой культуре немало общих черт с раннефеодальными монархиями Западной Европы, в целом она являла собой государство весьма самобытное, существенно отличавшееся от западноевропейского варианта раннефеодальной государственности. В Киевской Руси более значительную роль в общественных процессах играла государственная власть. Многое из того, что в Западной Европе обусловливалось главным образом имущественным фактором, в Киевской Руси определялось в основном фактором политическим — институтами власти. В рамках Киевской Руси существовали своеобразные, отличные от западноевропейского механизм властвования, порядок княжения и передачи княжеской власти. Своеобразными были и статус князя в обществе, взаимоотношения княжеской власти и церкви.
Вся
эта специфика государственной
власти находила свое отражение в политической
и правовой мысли.
Факторы, определившие развитие политико-правовой мысли
1.
Богатейшая политическая
2. Культурный фактор. Киевская Русь представляла собой общество и государство с высокоразвитой духовной культурой. "Появление русской литературы в конце X — начале XI века "дивлению подобно", — отмечал академик Д. С. Лихачев. — Перед нами как бы сразу произведения литературы зрелой и совершенной, сложной и глубокой по содержанию, свидетельствующей о развитом национальном и историческом самосознании".
По степени развитости духовной культуры Киевская Русь значительно превосходила современные ей государства Западной Европы. Русские летописи поют настоящий гимн книге и учености. "Велика бо бываеть полза от ученья книжного; — говорит "Повесть временных лет", — книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо суть ръкы напаяюще вселенную, се суть исходища мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утъшаеми есмы; си суть узда въздержанью".
Политическая и правовая мысль Киевской Руси — неотъемлемая часть ее духовной культуры, и, естественно, что содержание и формы выражения политических и правовых идей во многом определялись характером этой культуры.
3. Православное христианство. Оно начало распространяться среди населения с VIII в., а в 988 году князь Владимир провел крещение Руси, и христианство стало государственной религией. Это было важнейшим идеологическим действием тогдашнего правления Киевской Руси. Он произвел крещение всех жителей города в Днепре и велел уничтожить все, что связано с языческой верой. Всех языческих идолов истребили. Вслед за этим князь Владимир произвел крещение остальных жителей городов и сел русских. Так, следом за датой 862 года - основания государства - в русской истории появилась вторая великая дата - 988 - год крещения Руси. Именно в этот период появляются первые политические и правовые теории, получившие свое выражение в достаточно полной, доктринальной форме.
Первые служители церкви на Руси были выходцами из болгар и греков. После крещения Владимир приказал забирать детей у русской знати и обучать их священному делу. Так появились священники и причетники с русскими корнями, один из которых по имени Иларион, в последствии стал первым русским митрополитом
Православное христианство несло с собой соответствующее мировоззрение, которое задавало определенные стереотипы и политического мышления, и правосознания. Одновременно оно было для русской культуры тем каналом, через который в нее лился поток духовных ценностей, выработанных в "Империи Ромеев" — Византии. Обогащая духовную культуру Киевской Руси, византийское идейное наследие обогащало и ее политическую, и правовую мысль.
Христианизация
Руси не влекла за собой полного
искоренения в русском
Заключение
Зарождение древнерусской политической идеологии связано с летописями, появившимися в первой половине XI в. Опираясь на устные сказания, летописцы (главным образом Киево-Печерского монастыря) пытались восстановить историческое прошлое и объяснить настоящее Руси.
Очевидно,
что говоря о политической и правовой
мысли того или иного общества,
мы допускаем определенную условность
— не общество само по себе является
творцом политических и правовых
идей, а индивиды. История сохранила
для нас имена многих живших в
Киевской Руси выдающихся мыслителей
и тексты их произведений. Каждый из
них обладал неповторимой индивидуальностью,
однако жили и мыслили они все в общих
условиях, в одном поле духовной культуры,
которое придавало их политическому и
правовому сознанию целый ряд общих свойств.
Список использованных источников и литературы
Информация о работе Становление политико-правовой идеологии в Древней Руси