Становление политико-правовой идеологии в Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

В работе обращено особое внимание на важнейшую акцию правящей верхушки Киевской Руси - принятое в 988 г. князем Владимиром христианства.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 42.71 Кб (Скачать)

     Однако, несмотря на то, что Киевская Русь имела  в своем социально-политическом строе и правовой культуре немало общих черт с раннефеодальными монархиями Западной Европы, в целом она являла собой государство весьма самобытное, существенно отличавшееся от западноевропейского варианта раннефеодальной государственности. В Киевской Руси более значительную роль в общественных процессах играла государственная власть. Многое из того, что в Западной Европе обусловливалось главным образом имущественным фактором, в Киевской Руси определялось в основном фактором политическим — институтами власти. В рамках Киевской Руси существовали своеобразные, отличные от западноевропейского механизм властвования, порядок княжения и передачи княжеской власти. Своеобразными были и статус князя в обществе, взаимоотношения княжеской власти и церкви.

     Вся эта специфика государственной  власти находила свое отражение в политической и правовой мысли.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Факторы, определившие развитие политико-правовой мысли

     1. Богатейшая политическая практика  Древней Руси. Дошедшие до нас  памятники древнерусской письменности показывают, что политическая жизнь была чрезвычайно бурной, полной разнообразных конфликтов. Острая борьба внутри господствующего слоя за высшую государственную власть, происходившая на протяжении всей истории Киевской Руси, давала почву для размышлений о сущности и пределах этой власти, о ее назначении в общественной жизни, о качествах, которыми должен обладать ее носитель — великий князь. Наличие в Киевской Руси, наряду с институтами светской власти, институтов православной церкви закономерно направляло политическую мысль к решению проблемы соотношения власти церковной и власти светской.

     2.  Культурный фактор. Киевская Русь представляла собой общество и государство с высокоразвитой духовной культурой. "Появление русской литературы в конце X — начале XI века "дивлению подобно", — отмечал академик Д. С. Лихачев. — Перед нами как бы сразу произведения литературы зрелой и совершенной, сложной и глубокой по содержанию, свидетельствующей о развитом национальном и историческом самосознании".

     По  степени развитости духовной культуры Киевская Русь значительно превосходила современные ей государства Западной Европы. Русские летописи поют настоящий гимн книге и учености. "Велика бо бываеть полза от ученья книжного; — говорит "Повесть временных лет", — книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо суть ръкы напаяюще вселенную, се суть исходища мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утъшаеми есмы; си суть узда въздержанью".

     Политическая  и правовая мысль Киевской Руси —  неотъемлемая часть ее духовной культуры, и, естественно, что содержание и формы выражения политических и правовых идей во многом определялись характером этой культуры.

     3. Православное христианство. Оно начало распространяться среди населения с VIII в., а в 988 году князь Владимир провел крещение Руси, и христианство стало государственной религией. Это было важнейшим идеологическим действием тогдашнего правления Киевской Руси. Он произвел крещение всех жителей города в Днепре и велел уничтожить все, что связано с языческой верой. Всех языческих идолов истребили. Вслед за этим князь Владимир произвел крещение остальных жителей городов и сел русских. Так, следом за датой 862 года - основания государства - в русской истории появилась вторая великая дата - 988 - год крещения Руси. Именно в этот период появляются первые политические и правовые теории, получившие свое выражение в достаточно полной, доктринальной форме.

     Первые  служители церкви на Руси были выходцами  из болгар и греков. После крещения Владимир приказал забирать детей у  русской знати и обучать их священному делу. Так появились священники и причетники с русскими корнями, один из которых по имени Иларион, в последствии стал первым русским митрополитом

     Православное  христианство несло с собой соответствующее  мировоззрение, которое задавало определенные стереотипы и политического мышления, и правосознания. Одновременно оно было для русской культуры тем каналом, через который в нее лился поток духовных ценностей, выработанных в "Империи Ромеев" — Византии. Обогащая духовную культуру Киевской Руси, византийское идейное наследие обогащало и ее политическую, и правовую мысль.

     Христианизация  Руси не влекла за собой полного  искоренения в русском общественном сознании элементов традиционного  языческого мировоззрения. Причем не только в силу естественной приверженности ко всему традиционному, устоявшемуся, но и во многом сознательно, стремясь посредством язычества своего сохранить независимость от пришедших на Русь вместе с христианством греческих священников, которые считались ставленниками Византии, проводниками византийской политики. В народной же среде древнее славянское язычество господствовало, по меньшей мере, до XIII в.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Зарождение древнерусской политической идеологии связано с летописями, появившимися в первой половине XI в. Опираясь на устные сказания, летописцы (главным образом Киево-Печерского монастыря) пытались восстановить историческое прошлое и объяснить настоящее Руси.

     Очевидно, что говоря о политической и правовой мысли того или иного общества, мы допускаем определенную условность — не общество само по себе является творцом политических и правовых идей, а индивиды. История сохранила  для нас имена многих живших в  Киевской Руси выдающихся мыслителей и тексты их произведений. Каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью, однако жили и мыслили они все в общих условиях, в одном поле духовной культуры, которое придавало их политическому и правовому сознанию целый ряд общих свойств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников и литературы

  1. Кучер В.В. История политических и правовых учений: Курс лекций – М.: Омега - Л, 2006г.
  2. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. Учебник для вузов М.: Издательство "Зерцало", 2008.
  3. Лихачев Д.С. Великое наследие Том 2.: Худ. Лит.,2007. 
  4. Мартышин О.В. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2009.
  5. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: Конспект лекций.- Изд.: Юрайт-Издат 2007.
  6. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов М.: Норма, 2007г.

Информация о работе Становление политико-правовой идеологии в Древней Руси