Становление политико-правовой идеологии в Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

В работе обращено особое внимание на важнейшую акцию правящей верхушки Киевской Руси - принятое в 988 г. князем Владимиром христианства.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 42.71 Кб (Скачать)

Введение

     Умение  анализировать  отечественные и зарубежные политико-правовые учения будет актуально во все времена. Это нужно для того, чтобы овладеть ключом к пониманию многих происходящих в наше время политических процессов, развитию права. Эти знания и умения помогут проследить специфику формирования русского политического мышления, российских государственных и правовых институтов, дадут представление об особенностях отечественного менталитета в целом.

     Особенно  для меня важным является этап становления, зарождения русской политико-правовой мысли. Я отношу это к этапу11-14 вв., и связываю, прежде всего, с Киевской Русью, появлением христианства, его становлением на Руси, вплоть до этапа становления Московского государства.

       Изучение данной темы является составление общей характеристики политической и правовой мысли данного этапа на основе систематизации знаний о содержании первых политико-правовых памятников Руси.

     В работе обращено особое внимание на важнейшую  акцию правящей верхушки Киевской Руси - принятое в 988 г. князем Владимиром христианства.

     Чтобы понять и определиться в формировании и специфике развития политической мысли на Руси, мы должны разобраться  с ее исторической частью этого культурного  наследия, а именно с политико-правовой русской культурой. Это также  поможет проанализировать политические процессы, происходящие в наше время, изучить способы общего развития и формирования русского мышления, государственных институтов. 
 

Анализ  учений мыслителей

Вольтер.
Учение  о формах правления Вольтера нисколько  не заботили проблемы переустройства общества на демократических началах. Больше того, демократии народовластия  он смертельно боялся.

В разных ситуациях и в разные периоды  государство, отвечающее потребностям эпохи, может, по мнению Вольтера, выступать  в различных организационных  формах. При прочих равных условиях предпочтение он отдает сложившейся  в его стране абсолютной монархии. Менее всего ему по душе революционные  потрясения, ломка уже существующей государственности. Но Вольтер хочет, чтобы абсолютизм стал «просвещенным».

Однако  Вольтер знает и ценит достоинства  и других государственных форм. Так, он замечает, что первоначально государство  возникает в форме республики, образующейся из соединения семей. Ее возникновение — итог естественного  хода развития. Республика, согласно Вольтеру, вообще более всего приближает людей  к их естественному состоянию. Власть в ней направляется волею всех. Осуществляет же эту власть один человек  либо группа лиц на основе законов, выносимых всеми.

Наряду  с этим Вольтер чтит форму правления, которая установилась в Англии в  результате происшедшей в стране революции, т. е. конституционную монархию. «Английская нация — единственная на Земле, добившаяся ограничения королевской власти путем сопротивления, а также учредившая с помощью последовательных усилий то мудрое правление, при котором государь всемогущий, когда речь идет о благих делах, оказывается связанным по рукам и ногам, если он намеревается совершить зло.

«Наилучшие  законы—в Англии: правосудие, отсутствие произвола, ответственность должностных лиц за нарушение свободы граждан, право каждого высказывать свое мнение устно и письменно. Две партии следят одна за другой и оспаривают честь охраны общественной свободы».

Вольтер относится к тем мыслителям, которые  первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а  принципам, реализуемым с помощью  этих институтов и процедур. Для  него такими социально-политическими  и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность.

Отношение к собственности Частную   собственность    Вольтер    считал    необходимым    условием

благоустроенного  общества.  Только  собственники,   по   Вольтеру,   должны

наделяться  политическими правами. Вольтер  высказывался за  «свободу  труда»,

под которой он подразумевает не что иное,  как право продавать свой  труд

тому,  кто  больше  за  него  предложит,  то  есть  по  сути  дела   свободу

капиталистической эксплуатации.

Отношение к принципу разделения властей Считает лучшей английскую форму правления, при которой народу принадлежит власть законодательная, королю - исполнительная и независимому сословию судей - власть судебная.
Отношение к праву народа на сопротивление Вольтер был  убеждён в том, что политическая власть и руководство обществом  должны оставаться в руках меньшинства. О массах он говорил свысока, обнаруживая  полное неверие в силы и способности  народа. Активность масс пугала Вольтера: «Когда чернь примется рассуждать, всё погибло».

Вольтер не хотел революционного переворота, и все свои надежды возлагал на реформы сверху. Он не верил в быстрый и резкий поворот к лучшему и не считал возможным коренное улучшение общественных отношений в близком будущем.

Учение  о законах Ни одно человеческое общество не может существовать ни единого дня без правил. Ему необходимы законы, так как Вольтер считает, что благо

общества  является единственной мерой нравственного  добра и зла, и удержать

человека  от совершения антиобщественных поступков  может только боязнь кары

законов.

 
Монтескье
Учение  о формах правления По принципу правления делил все государства на демократии, аристократии, монархии и деспотии, лучшей считая демократию, а худшей – деспотию.

В своем  учении о государстве уделил много внимания поиску закономерностей между величиной страны, ее климатом, ландшафтом, почвой, религией, нравами, обычаями и формой правления, наиболее характерной для этих мест.

Идеальной формой правления  считал демократическую федеративную республику, отмечая ее стойкость и большие возможности в обеспечении

законности.

Отношение к собственности Довольно высоко ставит принцип частной собственности. Заявляет, что там, где неприкосновенность частной собственности не обеспечена законом, там не может быть общественного благосостояния, там не может быть прогресса.
Отношение к принципу разделения властей Теоретически учреждает порядок разделения властей, контролирующих друг друга, объявляющих в необходимых случаях вето и независимых друг от друга: власть законодательную, исполнительную и судебную.

Выдвигая  идею "равновесия властей", Монтескье  полагал возможным обеспечить силу закона в условиях не только республиканского, но и конституционно-монархического строя при наличии права частной  собственности.

Отношение к праву народа на сопротивление Французские просветители создали учение о естественных правах человека. Они утверждали, что сама природа даровала людям право  на счастье, свободу, удовлетворение естественных физических и духовных потребностей. Политический режим и законодательство должны, по воззрениям просветителей, утверждать этот разумный, естественный порядок вещей; иначе народ будет  вправе отвергнуть и правительство, и законы, противоречащие естественному  порядку вещей. Так возникло учение о нравственном праве народа на насильственное низвержение деспотизма.  Впервые это основополагающее революционное учение просветителей стало создаваться Монтескье.
Учение  о законах Закон вообще —  это, по Монтескье, человеческий разум, управляющий всеми людьми. Поэтому  «политические и гражданские  законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума». В процессе реализации такого подхода Монтескье исследует  факторы, образующие в своей совокупности «дух законов», т. е. то, что определяет разумность, правомерность, законность и справедливость требований положительного закона.

Решающее  влияние на законы, согласно Монтескье, оказывают природа и принцип  правительства, учреждаемого в гражданском  состоянии.

Основным  законом деспотического правления, где, собственно, нет законов, и их место занимают произвол и прихоть деспота, религия и обычаи, является наличие должности полновластного визиря.

Руссо
Учение  о формах правления Различает такие формы правления, как демократия, аристократия, монархия. Эти различия в учении Руссо играют подчиненную роль, поскольку предполагается, что во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат всему народу. В общем виде Руссо отмечает, что "демократическое Правление наиболее пригодно для малых Государств, аристократическое – для средних, а монархическое – для больших".

При этом всякое правление посредством законов  Руссо считает республиканским  правлением. "Таким образом, –  подчеркивает он, – я называю  Республикой всякое Государство, управляемое  посредством законов, каков бы ни был при этом образ управления им".

Отношение к собственности В естественном состояний, по Руссо, нет частной  собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми.

Выход из таких условий, инспирированный "хитроумными" доводами богатых  и вместе с тем обусловленный жизненными интересами всех, состоял в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданные путем договора государство и законы "наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд, рабство и нищету".

Отношение к принципу разделения властей Народ как суверен, как носитель и выразитель общей  воли, по Руссо, "может быть, представляем только самим собою". "Передаваться, – подчеркивает он, – может власть, но никак не воля". Тем самым  Руссо, по существу, отрицал как представительную форму власти (парламент или другой законодательный орган в форме  народного представительства), так  и принцип и идеи разделения верховной, суверенной власти в государстве  на различные власти.

Законодательная власть как собственно суверенная, государственная власть может и  должна, по Руссо, осуществляться только самим народом-сувереном непосредственно. Что же касается исполнительной власти, то она, "напротив, не может принадлежать всей массе народа как законодательнице или суверену, так как эта власть выражается лишь в актах частного характера, которые вообще не относятся к области Закона, ни, следовательно, к компетенции суверена, все акты которого только и могут быть, что законами".

Исполнительная  власть (правительство) создается не на основе общественного договора, а по решению суверена в качестве посредствующего организма для  сношений между подданными и сувереном.

Отношение к праву народа на сопротивление Руссо провозгласил право народа на насильственное свержение  тиранического режима. Если деспота  свергают, рассуждал философ, то он не может пожаловаться на насилие. В  естественном состоянии все держится на силе, на законе сильнейшего. Восстание против тирании является, поэтому настолько же правомерным актом, как и те распоряжения, посредством которых деспот управлял своими подданными. “Насилие его поддерживало, насилие и свергает: все идет своим естественным путем”. Пока народ вынужден повиноваться, и повинуется, он поступает хорошо, писал мыслитель. Но если народ, получив возможность сбросить с себя ярмо, низвергает тиранию, он поступает еще лучше. Приведенные высказывания содержали оправдание революционного (насильственного) ниспровержения абсолютизма.
Учение  о законах Законы –  необходимые условия гражданской  ассоциации и общежития. Но создание системы законов – дело великое  и трудное, требующее больших  знаний и проницательности для достижения союза разума и воли в общественном организме. Это "порождает нужду в Законодателе", под которым имеются в виду учредители государств, реформаторы в области политики, права и морали.

Законодательную власть Руссо характеризует как "сердце Государства". "Не законами живо Государство, – пишет он, –  а законодательной властью. Закон, принятый вчера, не имеет обязательной силы сегодня; но молчание подразумевает  молчаливое согласие, и считается, что  суверен непрестанно подтверждает законы, если он их не отменяет, имея возможность  это сделать":

Своим учением о законе как выражении  общей воли и о законодательной  власти как прерогативе неотчуждаемого народного суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов  организации государства Руссо  оказал огромное воздействие на последующее  развитие государственно-правовой мысли  и социально-политической практики. Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения французской буржуазной революции, особенно на ее якобинском этапе.

 
Радищев
Учение  о формах правления В отличие от Ш. Монтескье, различавшего просвещенную монархию и деспотию, Радищев ставил знак равенства между всеми вариантами монархической организации власти. Царь, утверждал он, "первейший... в обществе убийца, первейший разбойник, первейший предатель". Он не верил в возможность появления на троне просвещенного монарха. "Просвещенных монархов нет и не будет. Истина страшна для него, и он всеми силами стремится скрыть от народа правду". Радищев критикует и бюрократический аппарат, на который опирается монарх, отмечая необразованность, развращенность и продажность чиновников, окружающих трон. Он обращает внимание на особенность российского управления – наличие самостоятельной бюрократии, у которой отсутствует связь и с монархом, и с народом.
Отношение к собственности Социальный  идеал Радищева – общество свободных  и равноправных собственников. "Собственность  – один из предметов, который человек  имел в виду, вступая в общество". Межа, отделяющая владение одного гражданина от другого, должна быть "глубока, всеми  зрима и свято почитаема", но крупную феодальную собственность  он рассматривал как результат грабежа  и насилия. Земля должна быть передана безвозмездно тем, кто ее обрабатывает. Радищев не сторонник общественных форм обработки земли: "Себе всяк сеет, себе всяк жнет".
Отношение к принципу разделения властей Концепцию разделения властей он не признает, ибо только народ может быть истинным Государем. Народ избирает магистратов, сосредоточивая всю полноту власти у себя.

Будущее государственное устройство России Радищев представлял в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями, со столицей в Нижнем Новгороде.

Такое устройство государства сможет обеспечить народу его священные естественные права, которые заключаются "в  свободе: 1) мысли, 2) слова, 3) деяния, 4) в  защите самого себя, когда того закон  сделать не в силах, 5) в праве  собственности и 6) быть судимым себе равными". Разрабатывая основы законодательства, Радищев придерживался демократических  принципов, утверждая "равную зависимость  всех граждан от закона" и требование осуществлять наказания только по суду, причем каждый "судится равными  себе гражданами".

Организацию правосудия он представлял в виде системы земских судов, избираемых гражданами республики. Он полагал, что  в России должны быть учреждены суды духовные, гражданские, военные и  совестные. Он приветствовал учреждение совестных судов, усматривая в них  большую пользу для населения. Похвально  отозвался также и о судах  присяжных, действовавших в Англии и Франции.

Отношение к праву народа на сопротивление Радищев придерживался  мирной ориентации в международных  отношениях и активно выступал против агрессивных войн и отстаивал  идею равноправия всех народов. Социальные и политико-правовые идеалы А. Н. Радищева были восприняты русской политической мыслью и получили дальнейшее развитие в трудах декабристов, а затем  и в революционно-демократической теории последующих лет.
Учение  о законах С этих позиций  Радищев критикует современное  ему крепостное право и показывает его теоретическую и практическую несостоятельность.

Крепостное  право, по его оценке, представляет собой нарушение естественных законов, кроме того, оно и экономически несостоятельно, так как подневольный труд непроизводителен; с ним связано  и нравственное падение народа, причем как крепостников (бесчеловечие, жестокость, бессердечие и т. п.), так и крепостных (унижение, порабощение, разорение). Россия богата, но ее труженики лишены всего необходимого, и такое состояние является безнравственным.

Радищев обращает внимание на отсутствие в  законах юридического статуса крепостного  крестьянина.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Становление политико-правовой идеологии в Древней  Руси

     Когда первобытнообщинный строй в течение  длительного времени начал преобразовываться  в феодализм, у восточных славян началось первое зарождение государственности. Киев – центр Руси на Приднепровье начал образовываться в VII-XIIIвв. путем слияния союза полян с Приднепровья. Второе зарождение, во главе с Новгородом, образовалось немного позже.

     Были  раздоры и вражда между собой  у кривичей и ильменских славян. Тогда они решили собрать вече, на котором выберут нового правителя из другого рода и отправили в варяжскую сторону послов. От варягов пришло три брата: Синеус, Трувор и Рюрик (из рода и племени Русь). Трувор отправился в Изборск, Синеус – в Белозер, а Рюрик изначально был в Ладоге, затем – в Новгороде. Через некоторое время Синеус и Трувор умерли, и Рюрик стал один княжить Новгородскою областью.

     Именно  с начала правления Рюрика в Новгороде, по описанию Нестора это было в 862 году, начинается основание русского государства. Уже во время правления Рюрика в Новгороде два витязя, Дир и Аскольд, отделились от его дружины. Они заключили договор с полянами (Киев), стали защищать их и править в Киеве. Благодаря торговым отношениям он в скором времени стал побогаче и посильнее Новгорода. Когда князь Рюрик умер,  его брат  Олег убил братьев Аскольда и Дира, затем захватил сам Киев. После этого он перенес туда столицу из Новгорода, и назвал Киев матерью городов русских.

     Так появилась Киевская Русь - Русское  государство с центром в Киеве. Как единый политический организм Киевская Русь просуществовала до середины XII в., однако в качестве этнической, культурной, религиозной и, до некоторой степени, правовой общности она продолжала существовать вплоть до формирования новых политических и правовых традиций новой этнической и культурной общности — Московского царства, или Московии. Раздробление единого государства Киевской Руси на ряд самостоятельных в политическом отношении княжеств не повлекло за собой распада сформировавшейся в его рамках древнерусской народности, исчезновения общности языка и духовной культуры, раздробления церковной организации. Законодательство Киевской Руси продолжало действовать на территориях обособившихся русских княжеств.

     Киевская  Русь представляла собой раннефеодальную  монархию, которая в определенных своих чертах была сходна с раннефеодальными монархиями Западной Европы. Так же, как и в западноевропейских раннефеодальных монархиях, центральное управление Киевской Русью сосредоточивалось в руках монарха (великого князя), опиравшегося в первую очередь на группу приближенных к нему профессиональных воинов (дружину), а сама система центральной администрации была дворцово-вотчинной. "Русская Правда" — важнейший правовой памятник Киевской Руси — явственно напоминает характером своего юридического мышления, а во многом и содержанием своих норм правовые памятники раннефеодальных государств Западной Европы, называемые по этой причине в нашей исторической литературе "правдами" ("Салическая правда", "Бургундская правда", "Правда Этельберта" и т. п.).

Информация о работе Становление политико-правовой идеологии в Древней Руси