Становление и развитие современных правовых систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:22, реферат

Описание работы

Историко-культурные корни современного права складывались на почве рецепированного римского права, городского права, международного торгового права и были достаточно глубокими и прочными. Но вместе с тем правовые системы эпохи средневековья были весьма несовершенны, а многие их положения тормозили развитие политической демократии и капиталистического предпринимательства. Эти черты средневековых правовых систем, отличавшихся к тому же отсутствием внутреннего единства, препятствовали прогрессивным изменениям в праве.

Содержание

Введение
История развития правовых систем
Новые принципы правовых систем
Англо-саксонская правовая система
Континентальная правовая система
Изменения в источниках современного права
Эволюция системы современного права
Развитие права в современном обществе
Литература

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ИГПЗС.docx

— 47.33 Кб (Скачать)

Заметное влияние  континентальной системы права  можно видеть также в японских кодификациях конца XIX — начала XX в., в праве Оттоманской империи, Египта и т.д.

Таким образом, континентальная система права  превратилась к концу XIX — началу XX в. в одну из двух мировых систем права.

Романо-германская (континентальная) правовая семья имеет  ряд структурных и технико-юридических  особенностей, которые восходят еще  к римскому праву и к средневековым  правовым традициям. В странах континента в отличие от Англии решающую роль в создании права играла не судебная практика, а законодательные и иные нормативные акты королей, в том числе основанные на римском праве. Революции, прокатившиеся в конце XVIII — начале XIX в. по Европейскому и Американскому континентам, содействовали дальнейшему росту авторитета закона. Он превратился в главный источник права и стал при этом основным системообразующим фактором в континентальной правовой семье. Именно закон, а не судебная практика выступил как инструмент в создании единого национального правового порядка и единого режима законности.

В странах континентальной  системы сложились специальные  юридические конструкции, обеспечивающие признание верховенства закона. Закон  рассматривался здесь как акт  верховной власти, наделенный правом устанавливать нормы, имеющие высшую юридическую силу. На законе (конституции) основывалась и иерархия всех соподчиненных  и нижестоящих по своей правовой силе нормативных актов. Во Франции  в XIX в., как и в континентальной  системе в целом, сложилось положение, которое сами французские юристы назвали “фетишизацией писаного закона”.

С формально  юридической точки зрения в континентальной  системе любое решение суда должно было основываться на писаном праве, на законе, а не на предшествующих судебных решениях. Судьи в рамках континентальной  системы могли лишь применять  право, а не создавать его, как  это делали их английские коллеги. Так, например, в гражданском кодексе  Франции статья 5 указывала: “Судьям  запрещается выносить решение по подлежащим их рассмотрению делам в  виде общего распоряжения”. О подзаконном  характере судебной деятельности свидетельствует  и статья 4 “Судья, который откажется  судить под предлогом молчания, темноты  или недостаточности закона, может  подлежать преследованию по обвинению  в отказе правосудия”. Еще более  четко принцип связанности судей  при вынесении судебного решения  законом сформулирован в ст. 3 гражданского кодекса Италии 1865 г.: “При применении закона нельзя приписывать  ему другого смысла, кроме того, который явствует из собственного значения слов во взаимной их связи и из намерения законодателя”. Примерно такой же подход к пониманию соотношения закона и судебной практики (“судейского права”) был зафиксирован и в латиноамериканском законодательстве. В Аргентине, например, было четко установлено, что судебный прецедент и доктринальные работы являются вспомогательными в процессе толкования закона, но по причине отсутствия обязывающей силы не являются источником права.

Другая специфическая  черта континентальной системы  — это кодификация, которая рассматривалась как необходимое условие отраслевой организации правовых норм. В кодификациях, осуществленных в XIX в. в рамках континентальной системы права, было реализовано пожелание Вольтера, высказанное им еще в XVIII в.: “Давайте сделаем все законы ясными, единообразными и точными”. В кодификационных работах особенно ярко отразился присущий XIX в. экономический и политический либерализм, который предполагал сначала установление общих рамок правового здания, а затем — минимальное государственное вмешательство в частную правовую сферу. Кодексы, по замыслу юристов XIX в., должны были дать четкое определение границ запрещенного и дозволенного.

Континентальная система права отличается от англосаксонской  системы не только по своим источникам, но и по внутренней структуре, по основным правовым институтам, конструкциям, по юридической технике. Сама правовая норма рассматривается как абстрактное  предписание, как высшее правило  поведения для граждан и государственных  органов. Многие структурные особенности  права континентальной системы  проистекают еще из переработанного  применительно к новым условиям римского права. Так, для стран континентальной  системы, как и для римского права, характерно деление права на публичное и частное. Первое связано с публичным, общественным интересом и соединяет частных лиц под эгидой государственной власти в единый коллектив “ради блага всего общества”. Второе ориентировано на отдельных индивидов и связывает частных лиц в процессе защиты своих личных интересов, в том числе от не требующегося в этой сфере государственного вмешательства.  

2.4Изменения в источниках современного права.

Резкое увеличение нормативного правового материала, новые тенденции в развитии правовых систем привели к изменениям и  в источниках права. Старые кодексы, особенно принятые в XIX в., обросли многочисленными  поправками. В ряде стран им на смену  пришли кодексы нового поколения, которые  в большей степени соответствовали  потребностям современного капитализма.

Значительный  рост и усложнение законодательства, появление большого числа новых  правовых актов потребовали проведения крупных кодификационных работ. Но во многих странах произошла своеобразная “декодификация”, проявившаяся в том, что значительная часть положений  кодекса начинает подменяться или  же вытесняться текущим законодательством.

Существенные  изменения произошли в самой  внутренней структуре источников права. В XX в., несмотря на значительный рост законодательства, в общей массе правового материала  увеличился удельный вес актов исполнительной власти. Этому изменению в соотношении  закона и актов исполнительной власти способствовали в ряде стран и  конституции, которые ограничили законодательные  правомочия парламента определенными  предметными рамками (например, статья 34 Конституции Франции 1958 г.). Сами законы нередко принимаются парламентами в довольно обобщенном виде и требуют  последующей нормативной конкретизации.

Президентские и правительственные декреты, приказы  и регламенты министерств, как и  другие виды административных актов, во всех без исключения государствах Запада стали важным инструментом практического  приспособления содержания права к быстро меняющимся общественным условиям. Процесс возрастания роли правительственных и иных административных актов (специализированных комиссий, “независимых” агентств и т. п.) ускорялся в случаях ослабления парламентской системы, выхода исполнительного аппарата из-под фактического контроля представительных органов. В фашистских государствах (в Германии при Гитлере, в Италии при Муссолини, в Чили при Пиночете и т. п.), а также при иных авторитарных режимах правительства открыто узурпировали законодательные полномочия, отменяя или подменяя своими актами не только парламентские акты, но и конституционные нормы.

Правительственное нормотворчество получило развитие в виде так называемого делегированного  законодательства, принятие которого осуществлялось по уполномочию парламента и при его официальном контроле. В последние десятилетия в  ряде стран в связи с возрастанием роли правительственной власти и  бюрократии правотворческий характер наряду с нормативными административными  актами приобретает и сама административная практика. Административные решения  правительственных и иных исполнительных органов власти привели в целом  ряде случаев к созданию административных прецедентов, за которыми фактически признается нормативная сила.

В ряду других источников права возрастает также и значение судебной практики. Все большее воздействие  судебная практика начинает оказывать  на развитие отдельных правовых институтов и в тех странах континентальной  системы, где исторически судебный прецедент не признавался источником права, но решения высших судов по своему фактическому значению все больше приобретали свойства прецедента. Наибольшую правотворческую роль играет судебное решение, выносимое в связи с  толкованием законов.

Особое место  среди источников права заняли решения  конституционных судов, созданных  под влиянием США после второй мировой войны во многих странах Европы и Азии (Италия, Япония, ФРГ, Индия и др.). Несмотря на ряд антидемократических решений, вынесенных под давлением консервативных сил в 40—50-х гг., в целом институт судебного конституционного контроля и созданные в процессе его осуществления конституционные доктрины способствовали развитию права и укреплению демократических принципов политической жизни.  
 

2.5Эволюция системы современного права.

Развитие государственного регулирования экономики, особенно усилившееся с 30—40-х гг. и повлекшее  за собой расширение правительственного вмешательства в различные сферы  общественной жизни, привело к дальнейшей дифференциации системы законодательства и к дроблению ряда основных отраслей права (гражданского, административного  и др.). В результате отпочкования ряда традиционных институтов появились  новые отрасли законодательства: семейное, патентное, авторское, банковское, страховое и т. д,

Одновременно  наметилась и другая тенденция —  тесное переплетение гражданско-правовых (диспозитивных) и административных (императивных) методов правового  регулирования. Это означало стирание четких граней между административным и гражданским правом, а следовательно, ослабление различий между публичным  и частным правом. В ряде стран  исчезает и дуализм частного права, выражавшийся в самостоятельном  развитии гражданского и торгового  права (например, в Италии с 1942 г. действует  единый гражданский кодекс, охватывающий все частное право).

Необходимость единообразного регулирования всей совокупности сложных экономических  отношений привела к появлению  комплексных отраслей права (атомное право, транспортное и т. д.). В юридической литературе входят в употребление такие правовые конструкции, как предпринимательское право, хозяйственное право, деловое право, экономическое право, право торгового оборота и т. д.

Активное развитие законодательства, связанного с регулированием хозяйственной жизни, повлияло не только на усложнение национальных правовых систем, но и на усиление взаимодействия правовых систем различных государств, особенно в сфере экономического законодательства и отдельных его  видов (инвестиционное, валютно-денежное, налоговое и т. д.). Эта тенденция  к сближению разных правовых систем отражает объективные потребности  развития мирового хозяйства, и особенно интересы транснациональных компаний (ТНК). Такие компании осуществляют свой бизнес одновременно во многих странах  мира и заинтересованы в единых правовых подходах при регулировании аналогичных  экономических отношений. Интеграционные процессы в экономике неизбежно  влекут за собой усиление единообразия в праве разных стран, ведут к  ослаблению былых различий и контрастов между континентальной и англосаксонской  правовыми системами.

Одной из характерных  особенностей эволюции права после  второй мировой войны является значительное возрастание (по сравнению с предшествующей эпохой) воздействия норм международного права на внутреннее право отдельных  государств. Это воздействие охватывает как конституционное законодательство, так и всю правовую систему  в целом. Особенно заметно в последнее  десятилетие увеличение числа норм международного права, затрагивающих  торговые и иные экономические отношения  между различными государствами. В  результате возникает своеобразное международное экономическое право. Спецификой норм международного права  является то, что они в процессе трансформации реализуются в  нормы внутригосударственные.

Реализация (имплементация) норм международного права осуществляется различными путями. Это может быть ратификация и официальная публикация соответствующего международного договора, как это, например, происходит во Франции и некоторых других странах. Но, например, в Великобритании имплементация достигается путем издания специального нормативного акта. Конституции ряда западноевропейских стран, принятые в послевоенный период, исходят из принципа верховенства ратифицированного международного договора над внутренним законодательством. Поскольку эти государства являются участниками многих международных конвенций, регулирующих морские, воздушные, железнодорожные и автомобильные перевозки, кредитно-расчетные отношения, патентные права и т. д., это потребовало от них внесения изменений во внутреннее законодательство.

Особенно важную роль в процессе унификации и гармонизации законодательства играют международные  экономические и политические сообщества европейских государств (Общий рынок  и т. п.), в рамках которых вырабатываются многосторонние договоры, например, конвенции  о взаимном признании компаний (1968 г.), о патенте для Общего рынка (1975 г.) и др., на основе которых в  свою очередь государства — участники  договора принимают или корректируют соответствующее национальное законодательство (акционерное, патентное, антимонопольное  и т. д.). Учредительные нормы международных  политических и экономических сообществ  нередко входят в национальное право  государств-участников и без принятия соответствующих нормативных актов, в силу самой ратификации договора (например, Римского договора 1957 г. о  создании ЕЭС). 

3.Развитие права в современном обществе.

Для новейшего  периода истории характерны не только существенные изменения в политических системах, конституциях, государственном  праве современного общества, но и  заметная эволюция всей его правовой системы.

Информация о работе Становление и развитие современных правовых систем