Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:22, реферат
Историко-культурные корни современного права складывались на почве рецепированного римского права, городского права, международного торгового права и были достаточно глубокими и прочными. Но вместе с тем правовые системы эпохи средневековья были весьма несовершенны, а многие их положения тормозили развитие политической демократии и капиталистического предпринимательства. Эти черты средневековых правовых систем, отличавшихся к тому же отсутствием внутреннего единства, препятствовали прогрессивным изменениям в праве.
Введение
История развития правовых систем
Новые принципы правовых систем
Англо-саксонская правовая система
Континентальная правовая система
Изменения в источниках современного права
Эволюция системы современного права
Развитие права в современном обществе
Литература
В связи с широкими процессами рецепции и трансплантации права на базе английской и французской национальной правовой системы сложились так называемые мировые системы (семьи) права — англосаксонская и континентальная (романо-германская). Эти структурные общности представляли собой две большие группы национальных правовых систем, различающихся по своей внутренней структуре и внешним юридическим характеристикам.
Каждая из этих двух систем имеет свой “генетический код”, свои исторические корни. Несмотря на то, что французская и английская правовые системы уходят своими корнями в средние века, возникновение мировых систем права связано именно с процессом утверждения господства капитализма. Доминирующее положение этих стран в сфере права определялось также и тем, что в XIX в. они были наиболее богатыми и развитыми, превратившись к тому времени в крупнейшие колониальные державы.
Особенно тесно связано с колониальной политикой образование англосаксонской системы права. Большое значение колониального фактора в истории этой системы во многом определяется тем, что английское право, уникальное по способам своего формирования, содержанию и форме, обладающее большим потенциалом саморазвития, было тем не менее слишком традиционным, национальным, а потому сложным и недоступным для рецепции, для более или менее широкого восприятия в других странах мира. В итоге англосаксонская правовая семья превратилась в мировую систему не в результате рецепции трудных для понимания английских правовых форм, а путем их трансплантации или насильственного внедрения в процессе колониальной экспансии.
На начальных этапах английской колониальной экспансии были выработаны две судебные доктрины, способствовавшие именно трансплантации, а не рецепции английского права. Согласно первой из этих доктрин, англичанин, отправляющийся за границу, “берет с собой” английское право. Тем самым, английский суд как бы гарантировал англичанину, находящемуся в английских колониях (“за морями”), сохранение всех свобод и демократических институтов, которые существовали в самой метрополии. Эта доктрина стала следствием обобщения правового опыта, накопленного в первых королевских колониальных хартиях. Так, еще в королевской Хартии Виргинии от 1606 г. говорилось, что “наши подданные, все вместе и каждый в отдельности будут иметь и пользоваться всеми Свободами, Вольностями и Иммунитетами, в любом из наших владений во всех их значениях и смыслах, как если бы они родились и жили в пределах нашего королевства Англии”.
Согласно второй
доктрине, сформулированной в 1693 г. судьей
Холтом, в случае освоения англичанами
“незаселенных” земель местное индейское
и иное туземное население не должно
было приниматься во внимание как
“нецивилизованное”. В этих колониях
считались действующими все законы
Англии. Термин “законы Англии”
в колониальной практике подразумевал
не только статуты, но и “общее право”
и “право справедливости”, т. е. прецедентное
право, которое вводилось в судах,
создаваемых английскими
Введение в действие положений английского права в колониях переселенцев осуществлялось не только на основе указанных судебных доктрин, но и путем издания специальных королевских хартий, а также законов парламента. Так, например, в хартии, выданной Карлом II Ост-Индской компании в 1683 г., указывалось, что судьи должны решать дела в соответствии с “правосудием, справедливостью и доброй совестью”, то есть практически в соответствии с английским прецедентным правом. Специальными актами английское право было введено в североамериканских колониях, позднее распространено на Канаду (кроме Квебека, где сохранило свое действие французское право), Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, на базе которых позднее оформились английские доминионы. Нормативными актами королей английское право внедрялось “сверху” и в новых колониях в Азии и в Океании.
В конце XIX в. в связи с окончательным разделом Африки английские законы, а также прецедентное право были введены специальными правительственными актами в африканских колониях (в 1874 г. — в Гане, в 1880 г. — в Сьерра-Леоне, в 1897 г. — в Кении и т. д.).
В XIX в. законодательство,
вводящее в колониях английское право,
довольно четко указывало и пределы
применения его источников. Так, например,
Ордонанс 1874 г. для Золотого Берега
(Гана) постановил, что в колонии
действует “общее право, справедливость
и статуты общего характера, которые
действовали в Англии на 24 июля 1874
г.”, то есть на момент издания Ордонанса.
Там же указывалось, что “во всех
вопросах, в которых имеется конфликт
или расхождение между нормами
справедливости и нормами общего
права, относящимися к одному и тому
же вопросу, предпочтение должно отдаваться
нормам справедливости”. Подобные положения
предусматривались в
Обычно англичане
не уничтожали в колониях полностью
традиционное местное право (например,
индусское, мусульманское, обычное
и т. д.), что было просто невозможно
сделать, но это право действовало
в пределах, установленных английским
законодательством или
Своеобразно складывалась правовая система в английских колониях в Южной Африке. Эти колонии расширялись по мере захвата бурских республик, в которых действовало голландское (так называемое римско-голландское) право. Основные черты этого права определились еще в XV— XVII вв. В начале XIX в. в самой Голландии право было преобразовано по французскому образцу (на основе кодексов Наполеона), но в колониях (в Индонезии, в Южной Африке и т. д.) оно действовало главным образом в первоначальном виде. Голландские власти в случае пробелов в колониальном законодательстве допускали ссылки даже на римское право.
Англичане, утвердив
свое господство в южноафриканских
колониях, сохранили действие как
некоторых местных обычаев, так
и римско-голландского права. В 1857 г.
специальная комиссия, обследовавшая
состояние права в Капской
земле, писала в своем отчете, что
“римско-голландское право... образует
главную часть права колонии”.
По конституционному Акту об образовании
Южно-Африканского Союза (1909 г.), определялось,
что право отдельных колоний,
которое действовало к моменту
создания Союза, является действующим
до тех пор, пока оно не будет пересмотрено
парламентом Союза или
Это своеобразное право было распространено англичанами и на другие их владения на юге Африканского континента (Южная Родезия — 1898 г., Свазиленд — 1907 г. и др.). Уже после окончания первой мировой войны, в 1919 г., право Южно-Африканского Союза было введено и в подмандатной территории — Юго-Западной Африке. Своеобразная гибридная система права, хотя и с более очевидным влиянием английских доктрин, сложилась исторически и в ряде других колониальных владений Англии: на Цейлоне (англо-римско-голландское право), на острове Маврикий (англо-французское право), в Вест-Индии (англо-испанское право).
С конца XIX в. английское
право оказывает все большее
воздействие на правовые системы
и таких стран, которые официально
сохраняли независимость, но фактически
попали под британское влияние —
Египет, Афганистан и др. Своеобразная
смешанная система права
Ориентация на английское право сохранилась в самоуправляющихся колониях и после принятия в 1865 г. английским парламентом “Акта о действительности колониальных законов”. Формирующееся в доминионах национальное законодательство базировалось на основных принципах англосаксонской правовой системы, то есть на судебном прецеденте и общем праве.
Английское право
было положено в основу кодификации
отдельных отраслей и институтов
права, которая проводилась в
ряде колоний. Так, в Индии уже
в 30-х гг. XIX в. специальная комиссия
под руководством известного английского
юриста Маколея составила проект
уголовного кодекса. Он был утвержден
Законодательным советом при
вице-короле Индии лишь в 1860 г., вскоре
после подавления национального
восстания 1857 г., в связи со стремлениями
англичан укрепить колониальный правопорядок.
Этот кодекс испытал на себе известное
влияние и французского законодательства,
а также заимствовал ряд
Несмотря на
большое разнообразие правовых систем,
выросших на базе бывших колониальных
британских владений, они имеют сходство
в основных моментах внутренней структуры
и самого юридического мышления. В
силу особой системообразующей роли
в англосаксонской правовой семье
общего права Англии эту систему
часто называют “семьей общего права”.
В этой семье преобладает
2.3Континентальная система (семья)
Континентальная система права складывалась в отличие от англосаксонской системы под непосредственным влиянием правовой системы Франции, и особенно наполеоновской кодификации, осуществленной еще в начале XIX вв. Сам термин “континентальная система права” вошел в оборот в науке сравнительного правоведения в конце XIX в. Этот термин, как и англосаксонская система права, оказался достаточно условным и неполно отражающим реальное положение вещей. Первоначально эта система (семья) включала в себя правовые системы ряда стран европейского континента, унаследовавших основные понятия, конструкции, а также общий дух римского права. К этой семье относились правовые системы таких родственных “романских” государств, как Франция, Голландия, Бельгия, Испания, Италия. К этой же группе также относилась Германия, влияние права которой на континентальную систему становится особенно заметным с конца XIX и в первой половине XX в. Германский фактор, отразивший синтез варварского (германского) и римского права, стал столь существенным, что сама континентальная система стала называться романо-германской правовой семьей.
Континентальная
система права в своем развитии
рано вышла за рамки Европейского
континента. В силу влияния римско-испанских
правовых традиций ее уже в XIX в. восприняли
практически все
Информация о работе Становление и развитие современных правовых систем