Становление и развитие службы судебных приставов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей контрольной работы является изучение истории образования института судебных приставов России, а также изучение структуры, порядка формирования, целей и задач Федеральной службы судебных приставов РФ, актуальности проблем в деятельности службы, анализ нормативно-правовой базы на современном этапе.
Исследование эволюции правового статуса службы судебных приставов, несомненно, имеет социально-политическую и теоретико-методологическую актуальность.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История образования Службы судебных приставов 5
1.1. История института судебных приставов на Руси I-XVII 5
1.2. История института судебных приставов в период становления монархии (ХVIII - нач. XX вв.) 7
1.3. История института судебных приставов в советский период с 1917г. и до 1997 г. 9
Глава 2. Служба судебных приставов на современном этапе 15
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

    1.3. История института судебных приставов в советский период с

    1917г.  и до 1997 г. 

    24 ноября 1917 года в результате Великой  Октябрьской Социалистической Революции  был принят декрет о суде, в котором говорилось: «…Упразднить доныне существующiя общiя судебныя установленiя, как-то: окружные суды, судебныя палаты и правительствующiй сенатъ со всеми департаментами, военные и морскiе суды всехъ наименованiй, а также коммерческiе суды, заменяя все эти установленiя судами, образуемыми на основанiи демократическихъ выборовъ…».

    Институт  судебных приставов был упразднен.

    Первоначально порядок в судебных органах обеспечивался  Красной гвардией, а впоследствии местной милицией. На милицию возлагались  функции вручения судебных повесток, исполнения судебных приговоров. Различного рода денежные взыскания и исполнение решений по гражданским делам исполнялись судебными исполнителями судов.

    Судебные  исполнители исполняли решения  судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты. Исполнение судебных решений и решений земельных комиссий могло быть возложено, в случае отсутствия судебных исполнителей, на волостные исполкомы и органы милиции, финансовых и налоговых инспекторов, различных агентов и т.д.

    Так, например, по Декрету ВЦИК, СНК РСФСР  от 11.07.1923 «Инструкция о порядке  привлечения к ответственности  за нарушение Декрета об едином сельскохозяйственном налоге и о порядке возбуждения, направления и рассмотрения дел об этих нарушениях» по выявлении факта неуплаты налога, данное дело передается в суд. После вынесения судебного решения о взыскании недоимки по налогам, финансовый или налоговый инспектор описывает имущество должника, организует торги, и после реализации имущества передает средства в кассу волостного исполнительного комитета с последующим уведомлением финансового или продовольственного органа о результатах торгов.

    Деятельность  по исполнению судебных решений регулировалась в советский период различными нормативными актами, в которые периодически вносились изменения:

    - Гражданский процессуальный кодекс  РСФСР от 10.07.1923;

    - Гражданский процессуальный кодекс  РСФСР от 11.06.1964;

    - Закон СССР «Об утверждении Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, Союзных и автономных республик» от 25.12.1958;

    - Основы гражданского судопроизводства  Союза ССР и союзных республик  от 08.12.1961;

    - Закон РСФСР «О судоустройстве  РСФСР» от 08.07.81;

    - Инструкция об исполнительном  производстве, утвержденная приказом  Минюста СССР от 15.11.85;

    - Постановления Пленумов Верховного  суда СССР и т. д.

    В 1923 году ГПК РСФСР восстанавливает  институт судебных приставов. Так, часть 5 ГПК РСФСР от 10.07.1923, состоящая из 7 глав (62 статьи), полностью посвящена исполнению судебных решений приставами, содержит в себе перечень судебных актов, подлежащих исполнению, порядок возбуждения исполнительного производства, принудительного исполнения, порядок обращения взыскания на имущество и заработную плату должника, порядок взыскания с государственных учреждений и предприятий, порядок организации реализации имущества.

    В соответствии со ст.255 ГПК РСФСР от 10.07.1923 исполнению в порядке, определенном статьями Кодекса, подлежат:

    а) решения судов по гражданским  делам;

    б) судебные приказы по гражданским  делам;

    в) определения судов по делам особых производств и об обеспечении  исков;

    г) определения судов по гражданским  делам о наложении штрафов;

    д) постановления судов, вынесенные в  силу ст. ст. 121а и 459 УПК;

    е) решения Арбитражных и Земельных  Комиссий в порядке, предусмотренном  положениями о них, и Третейских Судов.

    Судебным  исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года в какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде. Судебные исполнители назначались на должность или увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда. В соответствии со ст. 270 ГПК РСФСР от 10.07.1923 контроль над действиями судебного исполнителя возложен на народного судью, в районе которого производится исполнение.

    Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.1964, действовавший до 2003 года, содержит в себе 95 статей, регламентирующих исполнительное производство. Ст. 338 ГПК РСФСР от 11.06.1964 существенно расширен перечень актов, подлежащих исполнению:

    1) решения, определения и постановления  судов по гражданским делам;

    2) приговоры, определения и постановления судов по уголовным делам в части имущественных взысканий;

    3) постановления судьи или суда  и общественные приговоры в  части имущественных взысканий  за совершение административных  проступков;

    4) мировые соглашения, утвержденные судом;

    5) исполнительные надписи нотариальных  органов;

    6) решения органов арбитража в  предусмотренных законом случаях;

    7) решения Морской и Внешнеторговой  арбитражных комиссий при Всесоюзной  Торговой Палате и арбитражей, специально образуемых для рассмотрения отдельных дел;

    8) не оплаченные в срок платежные  требования, акцептованные плательщиком;

    9) решения товарищеских судов об  имущественных взысканиях;

    10) решения третейских судов;

    11) решения комиссий по трудовым  спорам;

    12) постановления фабричных, заводских, местных комитетов профессиональных союзов по трудовым спорам и по спорам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

    13) постановления комиссий по делам  несовершеннолетних о денежных  взысканиях в установленных законом случаях;

    14) постановления административных  органов или должностных лиц,  которым законом предоставлено  право производить взыскания  с граждан в бесспорном порядке;

    15) решения исполнительных комитетов  районных, городских Советов депутатов трудящихся о принудительной продаже второго дома, принадлежащего гражданину на праве личной собственности;

    16) решения исполнительных комитетов  сельских, поселковых и городских  Советов депутатов трудящихся  о взыскании с государственных  учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативных и общественных организаций ущерба за потравы посевов и повреждение насаждений;

    17) решения иностранных судов в  предусмотренных законом случаях.

    Раздел  V Кодекса «Исполнительное производство» подробно и полно регламентирует действия судебного пристава, порядок возбуждения исполнительного производства, устанавливает процессуальные сроки, а также содержит порядок обжалования действий судебного пристава. Кроме того, Кодекс содержит приложение – перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. В соответствии со ст.ст. 348, 349 исполнение постановлений судов и других органов, перечисленных в статье 338 настоящего Кодекса, производится судебными исполнителями, состоящими при районных (городских) народных судах, контроль за правильным и своевременным исполнением решений суда осуществляется судьей.

    Расширение  перечня судебных актов и актов  органов власти и управления, подлежащих исполнению судебными приставами, свидетельствует о том, что государство нуждалось в единой централизованной структуре - Службе судебных приставов. Однако достаточного контроля над судебными исполнителями из-за загруженности судей не осуществлялось. Большое количество исполнительных документов по решениям судов, невозможность осуществления розыска должников и их имущества, отсутствие должной профессиональной квалификации, опасность и сложность принудительного исполнения судебных решений, а также актов иных органов привели, по существу, к формальному выполнению должностных обязанностей судебными исполнителями.

    Политические  и экономические преобразования выявили неэффективность существовавших правовых норм. Стало очевидным, что  назрела судебная реформа, которая  не могла быть осуществлена без реформы системы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов власти и управления.

    В соответствии с конституционным  принципом разделения властей принудительное исполнение судебных актов и актов  органов власти является функцией не судебной, а исполнительной власти, и поэтому служба принудительного исполнения была отделена от самих судов и судопроизводства, и в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ

    «О  судебных приставах» передана Министерству юстиции РФ - федеральному органу исполнительной власти.

    Вместе  с тем, судопроизводство и исполнительное производство неразрывно связаны общностью  выполняемой ими задачи - защиты нарушенных или оспариваемых прав и  законных интересов граждан и  организаций.

    Таким образом, система исполнительного  производства СССР и России в этот период окончательно сложилась, и действовала до 1997 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Служба судебных приставов  на современном этапе.

     В соответствии с ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» определены общие  условия и порядок формирования службы судебных приставов. В соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», Департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднен, и создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).

       ФССП возглавляет Главный судебный  пристав РФ (директор). Руководитель  федерального органа исполнительной  власти по обеспечению установленного  порядка деятельности судов и  исполнению судебных актов и  актов других органов (главный судебный пристав Российской Федерации) назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации2.

     Основными функциями и задачами ФССП являются:

     - обеспечение установленного порядка  деятельности Конституционного  Суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

     - организация принудительного исполнения  судебных актов судов общей  юрисдикции и арбитражных судов,  а также актов других органов, предусмотренных Законодательством РФ об исполнительном производстве.

     Территориальным органом ФССП России в субъекте РФ осуществляет руководство Главный  судебный пристав субъекта Российской Федерации. Старший судебный пристав  руководит структурным подразделением территориального органа ФССП России.

    В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный  порядок деятельности судов, и судебных приставов - исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Полномочия и требования, предусмотренные настоящим ФЗ «О судебных приставах», в равной мере распространяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов - исполнителей3

    Судебный  пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов4:

    - обеспечивает в судах безопасность  судей, заседателей, участников  судебного процесса и свидетелей;

Информация о работе Становление и развитие службы судебных приставов