Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:01, контрольная работа
Целью настоящей контрольной работы является изучение истории образования института судебных приставов России, а также изучение структуры, порядка формирования, целей и задач Федеральной службы судебных приставов РФ, актуальности проблем в деятельности службы, анализ нормативно-правовой базы на современном этапе.
Исследование эволюции правового статуса службы судебных приставов, несомненно, имеет социально-политическую и теоретико-методологическую актуальность.
Введение 3
Глава 1. История образования Службы судебных приставов 5
1.1. История института судебных приставов на Руси I-XVII 5
1.2. История института судебных приставов в период становления монархии (ХVIII - нач. XX вв.) 7
1.3. История института судебных приставов в советский период с 1917г. и до 1997 г. 9
Глава 2. Служба судебных приставов на современном этапе 15
Заключение 19
Список литературы 20
1.3. История института судебных приставов в советский период с
1917г.
и до 1997 г.
24
ноября 1917 года в результате Великой
Октябрьской Социалистической
Институт судебных приставов был упразднен.
Первоначально порядок в судебных органах обеспечивался Красной гвардией, а впоследствии местной милицией. На милицию возлагались функции вручения судебных повесток, исполнения судебных приговоров. Различного рода денежные взыскания и исполнение решений по гражданским делам исполнялись судебными исполнителями судов.
Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты. Исполнение судебных решений и решений земельных комиссий могло быть возложено, в случае отсутствия судебных исполнителей, на волостные исполкомы и органы милиции, финансовых и налоговых инспекторов, различных агентов и т.д.
Так, например, по Декрету ВЦИК, СНК РСФСР от 11.07.1923 «Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение Декрета об едином сельскохозяйственном налоге и о порядке возбуждения, направления и рассмотрения дел об этих нарушениях» по выявлении факта неуплаты налога, данное дело передается в суд. После вынесения судебного решения о взыскании недоимки по налогам, финансовый или налоговый инспектор описывает имущество должника, организует торги, и после реализации имущества передает средства в кассу волостного исполнительного комитета с последующим уведомлением финансового или продовольственного органа о результатах торгов.
Деятельность по исполнению судебных решений регулировалась в советский период различными нормативными актами, в которые периодически вносились изменения:
-
Гражданский процессуальный
-
Гражданский процессуальный
- Закон СССР «Об утверждении Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, Союзных и автономных республик» от 25.12.1958;
-
Основы гражданского
- Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 08.07.81;
- Инструкция об исполнительном производстве, утвержденная приказом Минюста СССР от 15.11.85;
-
Постановления Пленумов
В 1923 году ГПК РСФСР восстанавливает институт судебных приставов. Так, часть 5 ГПК РСФСР от 10.07.1923, состоящая из 7 глав (62 статьи), полностью посвящена исполнению судебных решений приставами, содержит в себе перечень судебных актов, подлежащих исполнению, порядок возбуждения исполнительного производства, принудительного исполнения, порядок обращения взыскания на имущество и заработную плату должника, порядок взыскания с государственных учреждений и предприятий, порядок организации реализации имущества.
В соответствии со ст.255 ГПК РСФСР от 10.07.1923 исполнению в порядке, определенном статьями Кодекса, подлежат:
а) решения судов по гражданским делам;
б) судебные приказы по гражданским делам;
в) определения судов по делам особых производств и об обеспечении исков;
г) определения судов по гражданским делам о наложении штрафов;
д) постановления судов, вынесенные в силу ст. ст. 121а и 459 УПК;
е)
решения Арбитражных и
Судебным исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года в какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде. Судебные исполнители назначались на должность или увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда. В соответствии со ст. 270 ГПК РСФСР от 10.07.1923 контроль над действиями судебного исполнителя возложен на народного судью, в районе которого производится исполнение.
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.1964, действовавший до 2003 года, содержит в себе 95 статей, регламентирующих исполнительное производство. Ст. 338 ГПК РСФСР от 11.06.1964 существенно расширен перечень актов, подлежащих исполнению:
1)
решения, определения и
2) приговоры, определения и постановления судов по уголовным делам в части имущественных взысканий;
3)
постановления судьи или суда
и общественные приговоры в
части имущественных взысканий
за совершение
4) мировые соглашения, утвержденные судом;
5)
исполнительные надписи
6)
решения органов арбитража в
предусмотренных законом
7)
решения Морской и
8)
не оплаченные в срок
9) решения товарищеских судов об имущественных взысканиях;
10) решения третейских судов;
11) решения комиссий по трудовым спорам;
12) постановления фабричных, заводских, местных комитетов профессиональных союзов по трудовым спорам и по спорам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
13)
постановления комиссий по
14)
постановления
15)
решения исполнительных
16)
решения исполнительных
17)
решения иностранных судов в
предусмотренных законом
Раздел V Кодекса «Исполнительное производство» подробно и полно регламентирует действия судебного пристава, порядок возбуждения исполнительного производства, устанавливает процессуальные сроки, а также содержит порядок обжалования действий судебного пристава. Кроме того, Кодекс содержит приложение – перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. В соответствии со ст.ст. 348, 349 исполнение постановлений судов и других органов, перечисленных в статье 338 настоящего Кодекса, производится судебными исполнителями, состоящими при районных (городских) народных судах, контроль за правильным и своевременным исполнением решений суда осуществляется судьей.
Расширение перечня судебных актов и актов органов власти и управления, подлежащих исполнению судебными приставами, свидетельствует о том, что государство нуждалось в единой централизованной структуре - Службе судебных приставов. Однако достаточного контроля над судебными исполнителями из-за загруженности судей не осуществлялось. Большое количество исполнительных документов по решениям судов, невозможность осуществления розыска должников и их имущества, отсутствие должной профессиональной квалификации, опасность и сложность принудительного исполнения судебных решений, а также актов иных органов привели, по существу, к формальному выполнению должностных обязанностей судебными исполнителями.
Политические
и экономические преобразования
выявили неэффективность
В соответствии с конституционным принципом разделения властей принудительное исполнение судебных актов и актов органов власти является функцией не судебной, а исполнительной власти, и поэтому служба принудительного исполнения была отделена от самих судов и судопроизводства, и в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ
«О судебных приставах» передана Министерству юстиции РФ - федеральному органу исполнительной власти.
Вместе с тем, судопроизводство и исполнительное производство неразрывно связаны общностью выполняемой ими задачи - защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций.
Таким
образом, система исполнительного
производства СССР и России в этот период
окончательно сложилась, и действовала
до 1997 года.
Глава 2. Служба судебных приставов на современном этапе.
В соответствии с ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» определены общие условия и порядок формирования службы судебных приставов. В соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», Департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднен, и создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).
ФССП возглавляет Главный
Основными функциями и задачами ФССП являются:
-
обеспечение установленного
-
организация принудительного
Территориальным органом ФССП России в субъекте РФ осуществляет руководство Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации. Старший судебный пристав руководит структурным подразделением территориального органа ФССП России.
В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов - исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Полномочия и требования, предусмотренные настоящим ФЗ «О судебных приставах», в равной мере распространяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов - исполнителей3
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов4:
-
обеспечивает в судах
Информация о работе Становление и развитие службы судебных приставов