Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:01, контрольная работа
Целью настоящей контрольной работы является изучение истории образования института судебных приставов России, а также изучение структуры, порядка формирования, целей и задач Федеральной службы судебных приставов РФ, актуальности проблем в деятельности службы, анализ нормативно-правовой базы на современном этапе.
Исследование эволюции правового статуса службы судебных приставов, несомненно, имеет социально-политическую и теоретико-методологическую актуальность.
Введение 3
Глава 1. История образования Службы судебных приставов 5
1.1. История института судебных приставов на Руси I-XVII 5
1.2. История института судебных приставов в период становления монархии (ХVIII - нач. XX вв.) 7
1.3. История института судебных приставов в советский период с 1917г. и до 1997 г. 9
Глава 2. Служба судебных приставов на современном этапе 15
Заключение 19
Список литературы 20
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская правовая академия
Министерства Юстиции Российской Федерации»
ИЖЕВСКИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Заочное отделение высшего профессионального образования
Кафедра
«Государственно-правовых
дисциплин»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Становление
и развитие службы
судебных приставов.
Выполнил: студент группы 102 ЗС
Корякина
О.И.
Научный руководитель: старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин
Бульеннова
Татьяна Юрьевна.
Ижевск, 2011 г.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. История образования Службы судебных приставов 5
1.1. История института судебных приставов на Руси I-XVII 5
1.2. История института судебных приставов в период становления монархии (ХVIII - нач. XX вв.) 7
1.3. История института судебных приставов в советский период с 1917г. и до 1997 г. 9
Глава 2. Служба судебных приставов на современном этапе 15
Заключение 19
Список литературы 20
Введение.
Целью настоящей контрольной работы является изучение истории образования института судебных приставов России, а также изучение структуры, порядка формирования, целей и задач Федеральной службы судебных приставов РФ, актуальности проблем в деятельности службы, анализ нормативно-правовой базы на современном этапе.
Исследование эволюции правового статуса службы судебных приставов, несомненно, имеет социально-политическую и теоретико-методологическую актуальность.
История
Российского государства
На современном этапе эту функцию выполняет Федеральная служба судебных приставов, которая входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении ФССП, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.
Служба судебных приставов является органом принудительного исполнения, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов власти и управления. Полномочия службы судебных приставов, порядок ее организации и деятельности определяются ФЗ от 02.10.2007
№ 229-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об исполнительном производстве» (принят ГД ФС РФ 14.09.2007) и ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 25.12.2008), «О судебных приставах» (принят ГД ФС РФ 04.06.1997). Кроме того, в своей работе приставам необходимо руководствоваться и другими основными законами, такими как Конституция РФ, ГК РФ, ГПК РФ, УК РФ, УПК РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Восстребованность
службы судебных приставов ни у кого не
вызывает сомнений. Она зарекомендовала
себя как достаточно действенная правоохранительная
структура. На службу судебных приставов
на современном этапе возложен ряд ответственных
функций, а именно: своевременное полное
исполнение судебных решений, обеспечение
установленного порядка деятельности
судов.
Глава 1. История образования Службы судебных приставов
1.1. История института судебных приставов на Руси I-XVII вв.
Один из ранних источников права Древней Руси - Русская правда (ХIв.) - за совершенное преступление, так называемую "обиду", предусматривал различные виды наказаний, указание на штрафы (княжеские виры) содержали большинство санкций. Экономические меры воздействия в этот исторический период имели приоритетное значение. Исполнение наказаний осуществлялось княжеской дружиной.
Уже в XVI веке согласно Псковской судной грамоте (ХVв.) исполняли решения князя и его окружения подвойские приставы. Интересно описание в ст.57 ПСГ действий пристава, имевшего право совместно с истцом беспрепятственно приходить в чужое владение, искать и изымать имущество должника, а также осуществлять розыск вора, арест должника и вора, а при воспрепятствовании действиям пристава со стороны вора, должника либо его родственников последний имел право принять меры физического воздействия вплоть до лишения жизни.
Получив на руки постановление суда (позовницу), истец отправлялся к месту жительства ответчика, вызывал его к местной церкви и там читал позовницу пред народом и священником. В случае неявки ответчика в суд по первому вызову на пятый день истец и позовники (должностные лица) получали новую грамоту, дающую им право привести ответчика в суд силою, но при этом истец и позовники не имели права бить и мучить ответчика.
Следующим важнейшим источником русского права был Судебник 1497 года. Судебник являлся кодификацией древнерусского права. При изучении текста Судебника видно, что приставы играют важную роль в осуществлении деятельности судов. В большинстве статей1 Судебника упоминаются действия пристава, связанные с осуществлением той или иной функции.
Ст.28 регламентирует порядок выдачи приставных грамот, т. е. грамот, выдававшихся приставу и разрешавших ему брать на поруки ответчика при вызове его в суд, производить обыски или иные действия, необходимые для расследования по делу или приведения в исполнение приговора. Вызов в суд совершали специальные люди - ездовые, доводчики и недельщики, им также посвящены статьи 29-36 Судебника. Из текста статей видно, что недельщики осуществляли функции по обеспечению деятельности суда и исполнению отдельных актов суда.
Интересен факт, что ст. 32 относит взыскание убытков и расходов, причиненных волокитой, со стороны, проигравшей дело, оставляя безнаказанным виновное в этом должностное лицо, в частности пристава.
«…А кто по кого пошлет пристава в чем, и что ему в том убытка станет в волоките, или что даст от срочные и от правые грамоты или от бессудные, и правому то все взяти на виноватомь».
Ст.44 Судебника прямо регулирует вознаграждения пристава.
Судебник 1550 года представляет новый шаг в развитии юридической техники того времени. Аналогично предыдущему Судебнику в нем уделяется основное внимание нормам, регулирующим судоустройство и судопроизводство.
В XVII в. продолжается расширение территории России, укрепление централизации государства. В этот период появляется один из крупнейших законодательных актов – Соборное Уложение 1649 года. СУ было крупнейшим законодательным актом (25 глав, 967 статей), превосходило предыдущие источники права широтой охвата действительности и в одинаковой мере представляло все отрасли права. СУ явилось кодексом долговременного действия. Как и в Судебниках 1497 и 1550 гг. существовали приставы и недельщики, в функции которых входило: по “челобитной” истца пристав доставлял в суд ответчика, преступник разыскивался, арестовывался недельщиком или приставом, и доставлялся в суд. Действия приставов и недельщиков вознаграждались за счет виновной стороны.
Слово «пристав» означало не столько название одной определенной должности, сколько выражало исполнение судебной обязанности, и преимущественно, отдачу на поруки служилым лицам. Эти лица назывались различно: отроками, мечниками в Русской Правде, позовниками, подвойскими, недельщиками в Судебниках 1497 и 1550 гг., Соборном Уложении 1649 года. Пристав упоминается в числе лиц судебного ведомства.
Таким
образом, мы видим, что уже в древнерусском
праве существовали приставы, выполняющие
функции по обеспечению установленного
порядка деятельности суда, исполнению
судебных актов, актов органов власти
и управления.
1.2. История института судебных приставов в период становления
монархии
(ХVIII - нач. XX вв.)
В XVIII в. продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г. Петр I даже специальным Указом 15 июня 1714 г. подтвердил действие Соборного Уложения: «повелел всякого чина судьям всякие дела делать и вершить все по Уложению». В ходе петровских реформ XVIIIв. было издано множество различных указов, регламентов, уставов, действовавших наравне со старым законодательством.
12
декабря 1717 года Указом Петра
I была образована Юстиц-
В 1738 году, в период правления императрицы Анны Иоановны, приказы были преобразованы в Департаменты. В 1782 году Екатерина II отнесла исполнение функций урядников (приставов) к полиции, а в 1786 году урядники были разделены на полицейских приставов, исполнявших решение суда, и становых приставов – охранников. После учреждения министерств исполнительная полиция была отнесена к министерству полиции, а становые приставы – к Министерству юстиции.
Обязанности судебных приставов в XVIII - середине XIX века исполняли чины полиции. Совмещение в одном органе полицейских и судебно-вспомогательных функций представляло много неудобств. Замена общей полиции судебно-вспомогательным органом произошла при судебной реформе 1864 года царя Александра II: институт судебных приставов был восстановлен.
В 1864 году Указом Императора Александра II был принят Устав, в котором впервые подробно освещались правила исполнительного производства. В частности, Устав возлагал обязанности по исполнению судебных решений на судебных приставов, состоящих при окружных судах, решения мировых судебных установлений приводились в исполнение приставами, состоящими при мировых съездах. Было дано четкое определение: судебный пристав - это должностное лицо, состоявшее при уголовном и гражданском кассационных департаментах Сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судей и при мировых судьях. Была образована система приставов: частные становые, городские следственные приставы, в том числе судебные. Приставы должны были осуществлять привод, оповещение, а также взыскание денег с должников до решения суда, полномочия по исполнению судебных решений и определений, доставке сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, исполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании, а также несению некоторых других обязанностей по обеспечению нужд судов.
Подбор кандидатов на должность судебного пристава осуществлялся преимущественно из числа канцелярских служителей различных ведомств. Назначение на должность осуществлялось председателем соответствующего суда. Судебные приставы состояли на государственной службе, имели классные чины (обычно восьмого – десятого класса). Кроме того, судебный пристав приносил присягу. При поступлении на службу судебный пристав получал знак должности, печать судебного пристава, три прошнурованные книги: учета входящей корреспонденции, учета исходящей корреспонденции и денежная приходно-расходная книга. В течение первого года службы для судебного пристава шел испытательный срок, и пристав именовался «исполняющим должность». По истечении испытательного срока судебный пристав утверждался в должности.
Таким
образом, к началу ХХ века в России
сложился институт судебных приставов.
Судебные приставы были наделены функциями
принудительного исполнения государственного
волеизъявления для зашиты истца
и его интересов, как в гражданских,
так и в уголовных правоотношениях.
Информация о работе Становление и развитие службы судебных приставов