Автор: Людмила Смирнова, 07 Октября 2010 в 12:40, курсовая работа
В нашей работе мы рассмотрели становление и развитие Римской империи, а также падение Западной Римской империи.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что переход от республиканской формы правления к монархической был неизбежен, т.к. как только появились правители, которые делали реальные шаги к абсолютной власти, о республике не могло быть речи. На протяжении всего периода империи римские правители стремились к установлению абсолютной монархии. Начало этому положил Октавиан Август, который значительно ограничил власть сената. Но действительно неограниченной власти достигли римские императоры Диоклетиан и Константин в период домината. Своими реформами они завершили процесс преобразования империи в новую абсолютную монархию. Но после раздела Римской империи на Западную и Восточную, в 476 г. Западная Римская империя пала, и абсолютная монархия, к которой стремились все римские императоры, была в Восточной империи.
Но с переводом столицы империи в Константинополь уже начинается история Византийской империи.
Введение………………………………………………………………….…с. 3
Глава 1. Причины перехода от республики к монархии………………...с. 4
Глава 2. Принципат: его сущность и развитие. Октавиан Август……....с. 7
§1. Общественный строй………………………………………….…...с. 7
§2. Государственный строй…………………………………….……...с. 8
§3. Октавиан Август…………………………………………………..с. 10
Глава 3. Доминат. Реформы Диоклетиана и Константина. Государственный строй при доминате………………………………………………………….с. 11
§1. Государственный строй…………………………………………..с. 11
§2. Реформы Диоклетиана……………………………………………с. 15
§3. Реформы Константина……………………………………………с. 18
Глава 4. Падение Западной Римской империи……………………….….с. 21
Заключение………………………………………………………….……..с. 22
Список использованной литературы………………………………...…..с. 23
В период принципата компетенция сената существенно изменилась. Поскольку народные собрания пришли в полный упадок (из народных собраний остались только трибутные, но и они собирались всё реже и реже), с I в. постановления сената получили силу закона. Но так как принцепс имел право назначать сенаторов и периодически проводил «чистки» сената, то со
II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса. Права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями были ограничены. Также сенат полностью утратил свою компетенцию в военной и внешнеполитической областях. Таким образом, из органа власти, который распространял своё влияние на всю империю, сенат превратился в своего рода общеимперский институт с ограниченными полномочиями.
Также создаётся императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались «друзья» императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства прошений, финансов, официальной переписки, императорского суда и другие. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим императором из его приближённых.
Создаваемый чиновничий аппарат ещё не представлял собой стройной и стабильной системы управления, но по сравнению с республиканским он обеспечивал более эффективное управление разросшимся государством.
В период принципата произошла реорганизация управления провинциями, которые стали составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Императорские провинции управлялись назначаемыми принцепсом легатами, которые осуществляли военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии. Сенатские провинции управлялись назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, которые избирались из сенаторов по жребию и находились в двойном подчинении – сената и принцепса. Постепенно власть принцепса распространилась и на сенатские провинции, и к III в. все провинции стали императорскими.7
Таким образом, не смотря на то, что в период принципата государственный строй представлял собой своего рода диархию (двоевластие), т.е. юридически власть была поделена между императором - принцепсом и республиканскими учреждениями – сенатом и народными собраниями, всё же фактически почти вся власть принадлежала императору.
§3. Октавиан Август (30 г. до н.э. - 14 г. н.э.). Октавиан Август, как и его предшественники (Сулла, Юлий цезарь), стремился сосредоточить всю власть в своих руках. Он закрепил за собой звания императора, первого сенатора – принцепса, трибунскую власть, должность консула, проконсула провинций, цензора, верховного понтифика, тем самым значительно ограничив власть сената. Власть сената стала полностью зависеть от прерогатив принцепса.
Таким
образом, все изменения Октавиана Августа
в государственном строе, которые рассмотрены
выше, имели целью создание и закрепление
новой формы правления – абсолютной монархии.
Глава 3. Доминат. Реформы Диоклетиана и Константина. Государственный строй при доминате. Во II – III вв. рабовладельческий строй в Риме пришёл к упадку. Значительно углубилось социальное и сословное расслоение свободных, усилилось влияние крупных землевладельцев, увеличилось значение труда колонов и уменьшилась роль рабского труда, пришёл в упадок муниципальный строй, а также культ традиционных римских богов заменило христианство. Следует добавить, что к III в. восстания рабов становились всё более частыми и обширными. К рабам начали присоединяться колоны и свободная беднота, и Рим постепенно начал переходить от захватнических войн к оборонительным. Также резко обострилась борьба за власть между враждующими группировками господствующего класса, т.е. возникла политическая нестабильность.
Таким образом, все эти факторы привели к тому, что к середине III в. Римская империя вошла в состояние общего кризиса. С конца III в. начался новый этап истории империи – доминат, во время которого в Риме полностью завершился процесс перехода к монархическому государству с абсолютной властью императора.8
§1. Государственный строй. Новая монархия отличалась, прежде всего, новым представлением о содержании власти и полномочиях властителя. Император получил новый титул – Dominus Noster (т.е. Государь наш). Теперь монарх стоял во главе всех священных и государственных дел Римской империи, его решения стали признаваться безусловными и неукоснительными законами. Власть императора объявлялась священной. Необходимо отметить, что утвердившийся в праве принцип преимущества более позднего закона перед ранними поставил императорские постановления в ранг определяющих источников права. Таким образом, в период домината власть монарха носила неограниченный характер. Также, население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые полностью подчинялись монарху, и граждане даже стали рассматриваться как его рабы – сервы. Можно сказать, что, уничтожив различного рода оппозицию, подавив свободомыслие, императоры превратили страну в тоталитарное государство.
Прежний
сенат был практически
В
период домината управление империей
сосредоточилось в руках
Центральная администрация была представлена императорским, или государственным советом и ведомственными канцеляриями. Государственный совет (консисториум) состоял из лиц, которые персонально были назначены императором. Эти лица принадлежали только к двум наиболее богатым классам империи. Также, в состав консисториума обязательно входили главные администраторы – министры. К IV в. появились специальные должности четырёх министров:
Сохранились прежние пять канцелярий императорского управления. Во главе их стоял общий начальник – викарий. При Константине появилась должность капеллана – высшего правителя гражданских дел. Капеллан также стал считаться первоприсутствующим в государственном совете. Помимо этого, возникла система должностей среднего звена – комитатов. Они стали специализироваться на лиц:
Территориальную администрацию представляли префекты претория (с 293 г. их стало четверо). Их роль существенно возросла в управлении провинциями. Префекты претория были практически на положении вице - императоров в своих областях. Префекты располагали собственной администрацией, издавали собственные эдикты-распоряжения, которые имели правовое значение. К концу III в. число провинций увеличилось от 48 до 120. Также, исчезло деление провинций на императорские и сенатские: все они управлялись легатами или прокураторами, которые были назначены непосредственно самим монархом и они были совершенно неподконт-рольными сенату. Провинции группировались в двенадцать округов – диоцезов. Во главе диоцезов были свои учреждения – консистории.
Таким образом, возросла роль императора в управлении провинциями и его непосредственное влияние на администрацию провинций, и это являлось одним из самых важных факторов становления монархии в Риме.
Другим фактором, которым правители пользовались одновременно для себя и для поддержания своей власти, была эволюция военной организации Римской империи.9
Изменения в военной организации были связаны с массовыми восстаниями рабов и покорённых народов, а также возросшей необходимостью защищать пределы государства от вторжения германских, славянских и малоазиатских племён. Армия стала подразделяться на подвижные, которые использовались для подавления восстаний, и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают «варвары». По мнению Омельченко О.А. «Варваризация армии привела к тому, что даже преторианские когорты, личная охрана императора были набраны из пришлого населения, не имевшего никакой привязанности, кроме наживы, к Риму и к задачам государства».10
Во время домината поменялась организация системы полицейской службы. Полицейскую службу возглавлял префект, который отвечал за охрану общественного порядка в стране. В его подчинении находились политические когорты, задачей которых являлась расправа с теми, кто пытался выразить своё недовольство или возмущение. Основные репрессии применялись не только против рабов, но и против обездоленной части свободных граждан. В провинциях служба безопасности и охрана общественного порядка находилась в руках легата. Контроль над всеми полицейскими службами осуществлял начальник императорской канцелярии.
Также, функции органов безопасности выполняла преторианская гвардия. Фёдоров К.Г. и Лисневский Э.В. пишут: «Опираясь на густую сеть тайной агентуры, осведомителей, она следила за настроением податных, на её счету было немало убийств политических противников, инакомыслящих. Со временем преторианская гвардия приобрела огромное влияние, от неё зачастую зависело назначение очередного императора. При этом преторианцы могли, поторговаться, кто из претендентов на престол больше даст».11 Таким образом, можно сказать, что избрание той или иной кандидатуры на должность императора в основном зависело от решения преторианской гвардии.
Необходимо отметить, что с начала III в. в Римской империи стало развиваться христианство. В связи с его частичным, а затем и полным огосударствлением стала укрепляться новая система церковного управления. С III в. епископ, т.е. глава римского церковного округа, начал стремиться к главенству во всей христианской церкви. В V в. главе римской церкви был присвоен титул папы, а в середине V в. римские епископы добились от императора подчинения их суду епископов империи в церковных и духовных делах.
Таким образом, сфера церковного управления и юрисдикции постепенно стала приобретать всё более обширный характер, т.е. она стала захватывать многие вопросы, которые ранее находились в ведении гражданского суда, а также помимо церковного населения церковь распространяла своё влияние на различные категории не церковного населения.12
§2. Реформы Диоклетиана (284 – 305 гг.). Установление в Римской империи такой формы правления, как доминат, непосредственно связано с проведением реформ, которые осуществил император Диоклетиан. Будучи крупным политическим и административным деятелем, он претворил в жизнь следующие реформы: административную, военную, податную и финансовую.
Целью административной и военной реформ было создание централизованного, бюрократического аппарата управления и создание армии, которая была бы способна защитить границы империи и служить эффективным орудием подавления восстаний рабов и колонов, а также обездоленных свободных граждан Римского государства.
Податная и финансовая реформы проводились с целью сбора средств на содержание армии и многочисленного бюрократического аппарата управления.13
Наряду с делением империи на Восточную и Западную, произошло деление на двенадцать диоцез – крупных территориальных округов. Во главе каждого округа стоял викарий, который непосредственно был подчинён императору. Каждая из двенадцати диоцез делилась на провинции, наместник которой назывался ректором. Все провинции были уравнены в правах, но размеры этих прав уменьшались. Провинций было сто (по другим сведениям – 120). Сам Рим образовывал сто первую провинцию, во главе которой находился сенат.15