Автор: Людмила Смирнова, 07 Октября 2010 в 12:40, курсовая работа
В нашей работе мы рассмотрели становление и развитие Римской империи, а также падение Западной Римской империи.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что переход от республиканской формы правления к монархической был неизбежен, т.к. как только появились правители, которые делали реальные шаги к абсолютной власти, о республике не могло быть речи. На протяжении всего периода империи римские правители стремились к установлению абсолютной монархии. Начало этому положил Октавиан Август, который значительно ограничил власть сената. Но действительно неограниченной власти достигли римские императоры Диоклетиан и Константин в период домината. Своими реформами они завершили процесс преобразования империи в новую абсолютную монархию. Но после раздела Римской империи на Западную и Восточную, в 476 г. Западная Римская империя пала, и абсолютная монархия, к которой стремились все римские императоры, была в Восточной империи.
Но с переводом столицы империи в Константинополь уже начинается история Византийской империи.
Введение………………………………………………………………….…с. 3
Глава 1. Причины перехода от республики к монархии………………...с. 4
Глава 2. Принципат: его сущность и развитие. Октавиан Август……....с. 7
§1. Общественный строй………………………………………….…...с. 7
§2. Государственный строй…………………………………….……...с. 8
§3. Октавиан Август…………………………………………………..с. 10
Глава 3. Доминат. Реформы Диоклетиана и Константина. Государственный строй при доминате………………………………………………………….с. 11
§1. Государственный строй…………………………………………..с. 11
§2. Реформы Диоклетиана……………………………………………с. 15
§3. Реформы Константина……………………………………………с. 18
Глава 4. Падение Западной Римской империи……………………….….с. 21
Заключение………………………………………………………….……..с. 22
Список использованной литературы………………………………...…..с. 23
МОСКОВСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ФРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ.
Становление и развитие
Римской империи.
Дата сдачи:
Дата рецензирования:
Дата защиты:
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Причины перехода от республики к монархии………………...с. 4
Глава 2. Принципат: его сущность и развитие. Октавиан Август……....с. 7
§1. Общественный строй………………………………………….…...с. 7
§2.
Государственный строй………………………
§3. Октавиан Август…………………………………………………..с. 10
Глава
3. Доминат. Реформы Диоклетиана
и Константина.
§1.
Государственный строй………………………
§2.
Реформы Диоклетиана……………………………
§3.
Реформы Константина……………………………
Глава
4. Падение Западной Римской
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………
Введение.
Темой нашего исследования является Становление и развитие Римской империи.
Историю Римского государства можно разделить на несколько периодов: царский период (754 – 509 гг. до н.э.), период республики (509 – 27 гг. до н.э.) и период империи, который в свою очередь распадается на период принципата (27 г. до н.э. – 193 г. н.э.) и домината (193 – 476 гг. н.э.).
В данной работе нас интересует переход от периода республики к империи, а также сущность самой империи и причины её падения. Противоречивость мнений историков доказывает, что проблема смены этапов в Римском государстве и по сей день актуальна.
Целью нашей работы является анализ становления и развития Римской империи. Для достижения цели исследования необходимо выделить следующие промежуточные задачи:
При работе над исследованием была использована следующая литература: «Всеобщая история государства и права» под ред. Батыра К.И.,
«История государства и права зарубежных стран» Часть 1. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А., также были использованы научные труды таких авторов как: Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права», Омельченко О.А. «Всеобщая история государства и права» и т.д. Наличие большого количества различной литературы позволяет судить о высокой степени изученности данной темы.
Основными
методами исследования стали: принцип
объективности, принцип научности и историзма.
Глава 1. Причины перехода от республики к империи. С конца II в. до н.э. Римская республика вступила в исторический период общественно- политических кризисов и военных конфликтов. Примером могут послужить Первое и Второе сицилийские восстания рабов, восстание Спартака, а также многолетняя Союзническая война. Разнородные конфликты и социальные противоречия создали новую государственно-политическую организацию: республиканская государственная организация перестала соответствовать своему времени и главенствующим общественным отношениям, и Рим стал двигаться в направлении к монархии.
Вопрос о причинах падения Римской республики и перехода к империи довольно трудный и спорный. Он вызывает немало противоречий между различными историками. Например, Омельченко О.А. пишет, что переход к империи вызван следующими факторами. Во-первых, государственная организация республики сохраняла политическую возможность установления единоличной власти, это значит, что как только реально слабела деятельность народных собраний, магистраты, опираясь на народное недовольство властью сената, начинали доминировать в государстве. Во-вторых, вызванный непрестанными войнами рост армии способствовал выдвижению видных полководцев в политические лидеры. В итоге, военное руководство превратилось в самостоятельный государственный институт, едва ли не более важный, чем многие другие. В-третьих, Рим становился огромной державой мирового масштаба, и власть в такой империи уже по природе своей не могла быть построена иначе, чем на монархических началах.
Также, Омельченко считает, что главной причиной кризиса республики, и как следствие - перехода к монархии, являлось формирование в I в. до н.э. института военно-политической диктатуры одного лица. Исторически первым этапом новой власти была диктатура Суллы (82-79 гг. до н.э.). Сенат предоставил Сулле пожизненную диктаторскую власть в отношении создания законов, так и в отношении римских граждан. Вторым этапом была диктатура Юлия Цезаря (45-44 гг. до н.э.). Цезарь был провозглашён императором, он сосредоточил в своих руках бессрочное диктаторство, пожизненную власть трибуна, цензорские полномочия, а также права великого жреца-понтифика. Юлий Цезарь значительно сократил полномочия сената и деятельность народных собраний. Правление Октавиана Августа (30 г. до н.э.-14 г. н.э.) стало завершающим этапом становления нового строя. Октавиан сосредоточил абсолютно всю власть в своих руках.1
Таким образом, можно сказать, что каждый этап развития военно-политической диктатуры одного лица являлся своеобразным шагом от республики к монархии, т.к. на каждом этапе у правителя появлялось всё больше властных полномочий и постепенно власть монарха становилась неограниченной.
Черниловский З.М. акцентирует внимание на том, что упадок римского народовластия и переход к империи «вызван был главным образом развитием рабовладения и частной собственности на землю»2. Другие историки считают, что причиной перехода к монархии являлось расслоение общества на богатых и бедных, крупных и мелких землевладельцев, а также резкие различия состояний, умножение класса пролетариев, которые жили подачками государства и готовы были следовать за тем полководцем или политическим деятелем, который предлагал наибольшие материальные блага. Всё это свело на нет и республиканское равенство и народовластие, даже не смотря на то, что на практике оно ограничивалось и ущемлялось.
Империя способствовала объединению рабовладельцев на всей её территории в господствующий класс, который был связан единством своих интересов. Объединение господствующего класса облегчила управление огромной империей и позволила правительственной машине успешно подавлять сопротивление рабов.
Таким образом, была создана достаточно прочная социальная база нового политического режима, просуществовавшего столь же долго, как и республика, - около 500 лет.
Период империи принято делить на два этапа:
Глава 2. Принципат: его сущность и развитие. Октавиан Август. После победы Октавиана (внучатого племянника и преемника Юлия Цезаря) над своими политическими противниками сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом и римскими провинциями, а также преподнёс ему почётный титул августа. С начала правления Октавиана в Риме и провинциях установился государственный строй, который называют принципатом. «Принцепс сенатус» называли первого в списке сенаторов, которому принадлежало право первому высказывать своё мнение. Принцепс Август – это «первый гражданин римского государства», что в действительности означало пост императора.
§1. Общественный строй. Верхушку рабовладельческого класса в империи составляли два сословия – сословия нобилей и всадников. Первым и самым знатным было сословие нобилей. Это было господствующее сословие, которое доминировало как в обществе, так и в государстве. Экономическую основу нобилитета составляли огромные земельные владения, которые обрабатывались рабами и зависимыми крестьянами - пекулиантами. К сословию нобилей принадлежали высокопоставленные жрецы и высшие магистраты, особенно консулат, управители завоёванных территорий – проконсулы, пропреторы, легаты и другие. Необходимо отметить, что при императоре Августе нобили превратились в сенаторское сословие, которое пополнялось за счёт сановников, выдвинувшихся на государственной службе. К сословию всадников принадлежали ответственные чиновники и офицеры. В это сословие могли вступать только очень богатые люди, так как существовал ценз в 4 000 000 сестерциев.
Управление городами Римской империи осуществлялось декурионами – сословием, которое было представлено бывшими магистратами. Как правило, это были средние землевладельцы.
По-прежнему, на самой низшем уровне социальной лестницы находились рабы. Рабский труд был не выгоден, об этом свидетельствовала экономическая ситуация в стране. Ни надсмотрщик, ни суровые наказания не могли улучшить производительность рабского труда. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии, т.е. определённые земельные участки, за которые следовало платить хозяину определённую заранее долю продукта (обычно эта доля составляла половину урожая). Крестьянин - пекулиант стремился получить как можно больше урожая, поскольку доход крестьянина напрямую зависел от количества полученного урожая.
Одновременно с этим процессом в Риме совершается такой немаловажный процесс, как превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика – колона. Обязательства колона носили как денежный, так и натуральный характер. Следует заметить, что только длительная аренда могла обеспечить арендодателю рабочую силу, а также побудить стремление в колоне к улучшению земли, повышению урожайности. И чтобы удовлетворить требования землевладельцев, закон 332г. положил начало прикреплению арендаторов к земле. Это означало, что колон, самовольно покинувший поместье, возвращался силой, а также при продаже земли нельзя было прогонять колонов. Прикрепление колонов к земле было пожизненным и потомственным. Так в ещё рабовладельческой Римской империи зарождаются феодальные производственные отношения.4
§2. Государственный строй. Некоторые историки считают, что «переход управления государством к принцепсу произошёл благодаря наделению его высшей властью imperium, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями».5
Император – принцепс соединяет в своих руках полномочия диктатора, консула, претора, цензора, трибуна, верховного жреца. В зависимости от рода дел император выступает то в одном качестве, то в другом. Как консул он мог отменить решение любого магистрата, как диктатор – командовать армией, как претор – осуществлять суд по гражданским делам, как цензор - комплектовать сенат из своих сторонников, как трибун – наложить вето на постановление сената или решение магистрата, арестовывать граждан по своему усмотрению и т.д. Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и, в конце концов, устанавливается правило, которое получило официальное признание: «Что решил принцепс – имеет силу закона».6