Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 16:16, контрольная работа
Географический детерминизм оказал большое влияние на становление русской геополитической мысли. Однако русская школа геополитики имеет своеобразную предысторию. Первые геополитические образы Руси складывались и развивались в различных формах культуры и прежде всего — в русле русской идеи основы которой составили оформившиеся в ХI — ХII в.в. три концепции, богатырей нашей культуры — митрополита Иллариона, Никона Великого и Нестора: концепция единства во времени и в духе («Слово о законе и благодати — ХI в.); геополитическая концепция единства в пространстве и во власти («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» - середина - конец ХI в.); нравственная концепция святости и жертвенности как высшего нравственного идеала поведения, как русского архетипа («Сказание о Борисе и Глебе» - конец ХI — начало ХII в.)
В сопоставлении высшей стратегии русских и англосаксонских политиков А.Вандам четко показывает, что геополитическое мышление и геополитическая воля носителей власти — это важный фактор мощи государства. Государство должно правильно определять своих естественных союзников, естественных противников и пространственные интересы.
7. Геополитические
взгляды В.П.Семенова-Тян-
Русский географ Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский (1870-1942 гг.) в своей работе «О могущественном территориальном владении применительно к России» (1915 г.) предложил оригинальную геополитическую теорию типов территориального могущества:
кольцеобразного, клочкообразного и чрезматерикового.
• Кольцеобразный тип территориального могущества сложился в исторической древности в пространствах Средиземноморья. Особенностью его является способ геополитического освоения пространства тем или иным народом при помощи внутреннего моря, вдоль которого совершается кольцеобразное расселение. Этот тип контроля над пространством ученый называет еще «средиземноморским».
• Клочкообразный тип геополитического могущества складывается в процессе создания разбросанных по свету «клочками» территорий колониальных империй. Коммуникации в этом геополитическом образовании поддерживаются при помощи флота. Другое название этого типа территориального могущества — колониальный.
• Чрезматериковый тип территориального могущества или континентальный присущ народам, сосредоточение которых в пространстве континента обусловливает их движение «от моря до моря». Это наиболее прочный тип могущества, хотя и ресурсозатратный. Главная роль в становлении такого могущества принадлежит сухопутным коммуникациям.
Россия в концепции могущества В.П.Семенова-Тян-Шанского является более перспективной и мощной державой, чем колониальные империи Европы, именно благодаря ее чрезматериковому характеру. Сила ее заключена в решении внутренних проблем: строительстве внутрироссийских коммуникаций, выравнивании развития регионов, подтягивании периферии по плотности населения и развития инфраструктуры до уровня центра, создании в ее азиатских регионах культурно-колонизационных баз как центров ускоренного развития, в перенесении центра России в ее географический центр — Екатеринбург.
В П .Семенов-Тян-Шанский предложил также оригинальную геополитическую «теорию средиземноморья». Он выделил в планетарном пространстве зону между экватором и 45 градусов северной широты, где расположены три «средиземноморья»:
(1) Европейское Средиземное море с Черным;
(2) Китайское (Южное и Восточное) море с Японским и Желтым;
(3) Карибское море с Мексиканским заливом.
Здесь выросли наиболее сильные человеческие цивилизации и государственности: арийцев — семитов; монголов — малайцев; ацтеков — инков.
«Господином мира», считал ученый, будет тот, кто сможет владеть одновременно всеми тремя пространствами «средиземноморий», или тремя «господами мира» будут три нации, каждая из которых в отдельности завладеет одним из этих пространств.
8. Геополитические
идеи русских историков и
Как уже отмечалось выше, концепция географического детерминизма в русской исследовательской мысли развивалась в тесной связи с постижением отечественной истории. В наибольшей степени она представлена в исторических теориях русских ученых, исследовавших географическую детерминацию русской государственности.
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), известный русский историк и писатель связывал право, государство, сословный строй России с идеей самобытного народного духа, обусловленного местными особенностями. В своей работе «Записки о древней и новой России» (1811) он обосновал необходимость неограниченной власти монархии в жизни такой большой страны, как Россия. Единство действия на огромных пространствах способно обеспечить только единовластие. Он поддерживал идею просвещения России, однако, указывал, что идя по этому пути, власть не должна навязывать народу чужие ему нормы жизни и учреждения. Законы народа извлекаются из «народных нравов, обыкновений, местных обстоятельств». Н.М.Карамзин отмечал также, что в политической мудрости важнее для государства мудрость охранительная, нежели творческая.
Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879 гг.) природу среднерусской равнины называл мачехой. Суровая и не очень щедрая на дары, природа Руси (небогатая плодородным слоем почва, долгая и суровая зима, короткое дождливое лето) принудила ее народы к упорному труду в борьбе за выживание, за отвоёвывание у природы жизненного пространства. Интенсивный и тяжкий труд приучил людей к твердости в преодолении препятствий, развил в них сообразительность и творческую смекалку, подвел к откровению преимуществ коллективизма, товарищества, взаимопомощи. Все это отразилось на особом укладе жизни народов русской равнины, способствовало их объединению и в конечном счете — созданию на этой территории сильного централизованного государства — Московского Царства.
Василий Осипович Ключевский (1841-1911), тоже известный русский историк отмечал, что природа — это та сила, «которая держит в руках колыбель каждого народа». Описывая и анализируя петровский период российской истории, он отметил функциональную несостоятельность, геополитическую бесполезность Петербурга в качестве столицы российского государства. «Создалось редкое по конструкции государство, - писал в «Курсе истории» В.О.Ключевский, - состоявшее из восьми обширных сатрапий, ничем не объединявшихся в столице, да и самой столицы не существовало... Объединял области центр не географический, а личный и передвижной: блуждавший по радиусам и периферии сам государь».
Геополитические
идеи отчетливо проступают в трудах
русских философов, которые после
Октябрьской революции
Иван Александрович Ильин (1882-1954 гг.), русский философ отмечал в середине 50-х годов ХХ века, что СССР - есть не случайное нагромождение территорий и племен..., но живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, не подлежащий произвольному расчленению». По мнению ученого, Россия — оплот «европейско-азиатского, а поэтому и вселенского мира и равновесия». Расчленение России, то есть Советского Союза совершенно недопустимо. В этот процесс, считал ученый, будет втянут весь мир. Стратегические расчеты на новые «опорные точки», ничейные территории приведут к мировым столкновениям в самых разных районах мира. Расчлененная Россия станет вечным источником войн. И.А, Ильин пророчески предсказал события современности, последовавшие за распадом СССР. Он точно указал, куда будут направлены взгляды, деньги, интересы и расчеты держав всего мира, если живой евразийский организм Советского Союза распадется.
9. Евразийство.
Концепция евразийства возникла в русской эмиграции в 20-30-е гг. ХХ века. Евразийское движение связано с именами лингвиста и филолога Н.С.Трубецкого (1890-1938 гг.), философа, географа, геополитика П.Н.Савицкого (1839-1968 гг.), православного богослова Г.В.Флоровского (1839-1979 гг.), искусствоведа П.П. Сувчинского, историка Г.В.Вернадского (1887-1973 гг.), философа и юриста И.А.Ильина (1882-1954 гг.), юриста Н.Н.Алексеееа (1879-1964).
Геополитическое и географическое обоснование еаразийства разработано П.Н.Савицким. Отталкиваясь от евразийского термина «месторазвитие», понимаемого как неповторимая географическая среда, формирующая становление индивидов и общностей, П.Н.Савицкий видит в России особый мир, обусловленный ее месторазвитием - географическое единство, обособленное от Европы и Азии.
Россия — Евразия — это географический индивидуум, несводимый ни к Европе, ни к Азии, это срединное государство континента, центр Старого Света. Евразийский тип хозяйствования тяготеет к автаркии; он своеобразен в культурном отношении, так как синтезировал в себе азиатские и европейские начала в новом качестве идеократии, основанной на приоритете духа и религиозных нравственных ценностей. Это новый тип географического индивидуума, отличный от древней Руси и азиатских образований.
Россия — Евразия обретает свое начало в Московском Царстве, соединившем в себе православный византизм древней Руси и дисциплинарную традицию Золотой Орды. Россия — Евразия не имеет выражения ни в терминах Востока, ни в терминах Запада.
Будущее России — не в обезьяньем копировании океанической» политики других, во многом к России неприложимой, но в осознании «континентальности» и в приспособлении к ней».
Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938 гг.) раскрывал культурно-этнические и идеологические основы евразийства. Он считал, что романо-германский мир - лишь часть многокультурной исторической реальности. Плох не сам по себе этот мир, его культура как одна из многих содержательна и интересна. Недопустимо лишь агрессивное отношение этого мира ко всем другим культурам, его претензии на доминаторство в мире человечества.
Человечество — это «цветущая сложность» разных народов и культур. Н.С.Трубецкой определяет культуру как исторический продукт коллективного творчества прошлых и современных поколений, как коллективную личность, как духовный лик той или иной общности.
Киевская Русь, по мнению Н .С .Трубецкого, была лишь разновидностью восточноевропейского княжества, политической провинцией Европы. Татаро-монгольское завоевание вобрало в себя эту незавершенную геополитическую конструкцию как составляющую часть многополюсной евразийской цивилизации. Московский византизм в сочетании с государственным строем, заимствованным от монголов, и составил царскую, евразийскую Московскую Русь. Общим между Киевской Русью и Московской, отмечал Н.С.Трубецкой, является только название «Русь». Геополитически Россия, по его мнению, - наследница Великих Ханов.
Третью линию евразийского учения — правовую — развивал Николай Николаевич Алексеев. Разработанная им теория евразийского права, с одной стороны, соответствовала современным требованиям и критериям; а с другой — не выпадала из органического склада социокультурной истории русского народа. Н. Алексеев подчеркивал, что хотя право — это универсальное явление, но оно всегда отражает в себе локальную специфику развития человечества: что естественно и логично для Запада, то чуждо и неприемлемо для Востока. Под «Общей теорией права» следует понимать «Общую теорию западного права», стремление Запада навязать всем остальным народам свои локальные установки и нормы жизни. Западное право — это лишь одна из возможных линий правового развития общества. В западной теории права фигурирует индивидуум как продукт связей частного в человеке.
Другая, евразийская теория права имеет дело с личностью, как отражением связей общинного, социального, общего в человеке. Поэтому в евразийском праве должна быть воплощена именно эта специфика взаимосвязи человека и общества, общинный характер бытия русского человека. В этом праве должны акцентироваться не права, а правообязанность личности в «гарантийном государстве», основанном на демотии и идеократии.
10. Неоевразийство.
В отличие от евразийства, базировавшегося на историко-географическом подходе к общественному развитию, сформировавшееся во второй половине ХХ века неоевразийство опирается на выводы не только истории и географии, но и естествознания.
Лев Николаевич Гумилев (1912-1992 гг.), историк, этнограф, географ, исследуя энергетическую составляющую ритмов истории, приходит к выводу о том, что глобальные и объективные закономерности исторических процессов сокрыты в недрах этнической стихии человечества.
В основе возникновения и динамики этноса Гумилев усматривает боифизическое явление - пассионарный толчок, то есть мощный импульс избыточной природной энергии, носителями которой в биосфере являются люди — пассионарии (от лат. раiо — страсть), способные к целенаправленным сверхнапряжениям, стремящиеся к изменению окружения.
От момента пассионарного толчка до возвращения в новое состояние равновесия проходит 1200-1500 лет. В это время пассионарность вначале устойчиво растет, затем долго колеблется на предельном для системы уровне, после чего наступает надлом и спад пассионарности. Л.Н.Гумилев выделяет пять фаз пассионарности, которым соответствуют разные уровни пассионарного напряжения в этнических системах. По мнению Гумилева, пока существуют разные уровни пассионарного напряжения в этнических системах, пока существуют различные ландшафты Земли, требующие специфических способов их освоения людьми, слияние всего человечества в единый суперэтнос невозможно. Таким образом, по мнению Гумилева, «общечеловеческие ценности» - очередная утопия. Всякое искусственное слияние может привести лишь к этнической доминанте какого-то конкретного этнического образования (этноса или суперэтноса), но никак не к единому человечеству.
Великороссы, считает Л.Н, Гумилев, - это особый этнос, сложившийся под мощным воздействием пассионарного толчка, прокатившегося по всей Евразии. Под его воздействием шествие монгольских войск через Россию трансформировалось в тюркско-славянское слияние в новом этническом образовании — великороссах. Русский народ, таким образом, есть качественно новое этническое образование, сложившееся в естественном процессе синтеза Леса и Степи.
Это своего рода
обоснование суперэтнической
Информация о работе Становление и развитие геополитики в России