Становление и функционирование органов власти и управления в Киевском государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

Государственный аппарат изменяется вместе с самим государством. На ранней стадии развития государственности он был крайне примитивным и фактически состоял из отдельных должностных лиц, выполнявших по поручению верховного правителя те или иные государственные функции. По мере усложнения задач государства его аппарат совершенствуется: появляются постоянно действующие государственные учреждения, штат чиновников, письменное делопроизводство, законодательно закрепляется компетенция различных государственных органов, складывается их иерархия, растет специализация, возникает государственная служба.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 4


ГЛАВА II. РАСПАД ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ 9


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа (Киевское государство).doc

— 79.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уральский Государственный университет им.А.М.Горького 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 
 

по курсу: История госучреждений 
 
 
 

СТАНОВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

В КИЕВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 
 
 
 
 
 

                                          Выполнила: Капланская О.Б.

                                          студентка IV курса

                исторического факультета

                                          Проверила: Черноухов  А.В. 
 
 
 
 
 
 

ПЕРВОУРАЛЬСК

2006

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ         3 

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ             СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА  4 

ГЛАВА II. РАСПАД ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА       И ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ      ЦЕНТРОВ        9 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ         15 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ       16 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 

      Государство осуществляет свои задачи по управлению различными сферами жизни общества при помощи специально созданного механизма – государственного аппарата, который представляет собой разветвленную систему государственных органов, состоящих из должностных лиц (чиновников), наделенных властными полномочиями и выполняющих внутренние и внешние функции государства. У каждого государственного органа есть свои задачи, для решения которых он наделяется определенным объемом полномочий – компетенцией и соответствующими материальными средствами.

      Далеко  не каждое государственное учреждение является государственным органом. Так, создаваемые государством государственные учреждения образования, культуры, здравоохранения и т.д. хотя и выполняют его функции, органами государства являться не будут, так как не имеют властных полномочий.

      Государственный аппарат изменяется вместе с самим  государством. На ранней стадии развития государственности он был крайне примитивным и фактически состоял  из отдельных должностных лиц, выполнявших  по поручению верховного правителя те или иные государственные функции. По мере усложнения задач государства его аппарат совершенствуется: появляются постоянно действующие государственные учреждения, штат чиновников, письменное делопроизводство, законодательно закрепляется компетенция различных государственных органов, складывается их иерархия, растет специализация, возникает государственная служба.

 

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 
 

      Древнерусское государство, называемое также историками Киевской Русью, было образовано восточными славянами в IX веке и являлось одним из крупнейших государств Европы того времени.

      Суровые климатические условия, обилие лесов, болот и неплодородных земель, а также открытость территории для вторжения кочевых орд из Азии не могли не сказаться на процессе генезиса государственности у восточных славян. Только сильная власть вождя или правителя могла обеспечить внутренний порядок, нормальную хозяйственную деятельность, отразить вражеское нападение.

      В первой половине IX века у восточных славян уже сформировались три крупных политических центра: Куявия или Куяба (в районе Киева), Славия (в районе Новгорода) и Артания (о ее местонахождении историки продолжают спорить, чаще других в качестве мест локализации называют Рязань, Чернигов, Тмутаракань)1. В середине IX века между ними развернулось соперничество за гегемонию в восточнославянском мире.

      Государственный строй Киевской Руси стал предметом  научного исследования еще в XVIII веке. В дореволюционной историографии Киевская Русь преимущественно рассматривалась как самобытное общество и государство, развивающееся иным, нежели Европа или Азия, путем.

      Раннефеодальная монархия вырастает из родообщинных отношений и характеризуется  слабостью центральной власти, раздробленностью территории и сохранением значительных остатков родового самоуправления. Эта форма правления существовала в некоторых европейских странах – во Франкском государстве, Англосаксонском королевстве, Германской империи. В политическом строе Киевской Руси также можно обнаружить признаки, характерные для данного типа государственности.

      Во  главе Древнерусского государства  стоял великий князь киевский, которому принадлежала высшая хозяйственная, административная, судебная и военная  власть. Он, однако, не являлся единоличным правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного характера. Существовали различные способы замещения великокняжеского престола:

  • наследование;
  • насильственный захват;
  • избрание вечем.

     Последний способ, впрочем, имел вспомогательный характер: избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло наследование или узурпацию им власти.

     Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительстве крепостей и др. Из нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сборов. 2

     Ближайшие родственники князя – братья, сыновья, племянники - образовывали особую аристократическую прослойку, стоявшую выше других дружинников.

     Постепенно  из дружинников и лично зависимых  от князя людей формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам (наместника) – в городах и волостям – в сельской местности.

     Княжеским хозяйством управлял дворский. Ему  помогали тиуны, назначавшиеся из дворовых слуг князя. Они присутствовали также на суде князя или посадника и даже нередко замещали их в суде.

     Несмотря  на некоторый рост княжеской администрации, государственный аппарат Древнерусского государства оставался примитивным. Государственные и дворцовые функции еще не обособились друг от друга и выполнялись одними и теми же лицами.

     Развитее  феодальных отношений способствовало усилению позиций местных феодалов – князей и бояр. В их статусе  – крупных вотчинников - соединялись право на землю и право на власть.

     Таким образом, окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная система управления, при которой выделяются два центра управления – княжеский дворец и боярская вотчина, власть разделяется между крупными земельными собственниками – князем и боярами, а выполнение важнейших государственных функций поручается их представителям, являвшимся одновременно и должностными лицами и управляющими вотчинным хозяйством. Государственный аппарат фактически совпадал с аппаратом управления княжеской и боярской вотчиной.3

     Судебных  органов как особых учреждений в Древнерусском государстве не было. Правосудие осуществлялось князем или его представителями на основе обычного права и норм Русской Правды.

     Образование Древнерусского государства не повлекло за собой немедленной ликвидации племенных княжений. Местные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, сводившейся к уплате дани и участию в военных предприятиях Киева.

     В 70-х годах XI века появляется новая форма государственного управления – съезды князей («снема»). На этих феодальных форумах, собиравшихся по инициативе киевских князей, решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета, улаживались межкняжеские противоречия и конфликты.

     Важную  роль в Древнерусском государстве  продолжало играть вече. Из племенной  сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни городской общины. Иногда вече избирало князей, заключало с ними договор (ряд). Существовал определенный порядок ведения вече, и, возможно, иногда практиковалась запись выступлений. Решения на вече принимались большинством голосов. В большом городе могло быть несколько вечевых собраний. Первое упоминание в летописях о городском вече датировано 997 годом (Белгород под Киевом).

     Основную  массу населения в Древнерусском  государстве составляли крестьяне-общинники. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла соседская, или территориальная, община. Общинников объединяло теперь не столько родство, сколько общность территории и хозяйственной жизни. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между общинниками, проводившемуся раз в несколько лет. Община занималась перераспределением земельных наделов, раскладывала подати между дворами, разрешала споры между общинниками, разыскивала преступников. В рамках общины действовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой. Государство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче осуществлять сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти.

     Расцвет Древнерусского государства приходится на период правления Ярослава Мудрого (1019-1054г.г.). При нем началась работа по кодификации норм обычного права, результатом которой стало появление Русской Правды – свобода гражданских и уголовных законов.4

     Перед смертью Ярослав Мудрый разделил территорию державы между своими сыновьями и установил «очередной», или «лествичный», порядок престолонаследия.

     Первое  время после смерти Ярослава Мудрого  его сыновьям удавалось править  совместно. Но вскоре мир среди Ярославичей  был нарушен, и в 1068 году началась одна из самых ожесточенных княжеских  усобиц, длившаяся тридцать лет.

 

ГЛАВА II. РАСПАД ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ 
 

     Во  второй четверти XII века Древнерусское государство окончательно распадается, и на его территории возникает несколько самостоятельных княжеств и земель, получивших свои названия по стольным городам: Киевское, Черниговское, Новгород-Северское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово (Владимиро) – Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское княжества и Новгородская земля.

     Наступление политической раздробленности было подготовлено развитием феодальных отношений. К XII веку на Руси складывается крупное феодальное землевладение: княжеское, боярское, церковное. Феодальные вотчины в условиях господства натурального хозяйства являлись самодостаточными экономическими единицами, имели свой аппарат управления и принуждения. Поэтому их владельцы – удельные князья, бояре, монастыри - перестали ощущать потребность в сильной великокняжеской власти. К тому же заметно ослабло воздействие внешних интеграционных факторов: потерял былое значение знаменитый торговый путь «из варяг в греки», частично уменьшилось давление степных кочевников на Русь. Все это вместе взятое открывало перед регионами возможность отделения от центра.

     Укрепление  экономических позиций крупных  земельных собственников подталкивало их к обретению политической самостоятельности. Главной силой разъединительного процесса стало боярство. Оземелевание бояр вызвало раскол дружинной организации – основной опоры великокняжеской власти. Выполняя волю боярства, местные удельные князья отделялись от Киева и превращали свои княжества в независимые государства. Центрами этих княжеств становились старые и быстро растущие новые города.5

     Некоторое время после распада Древнерусского государства все еще сохранялась видимость прежнего единства. Киевское княжество продолжало считаться главным, существовала единая церковная организация, действовали нормы Русской Правды, проводились феодальные съезды, организовывались совместные военные акции князей. Но постепенно связи между отдельными русскими землями ослабевали, а княжеские усобицы вели к их дальнейшему дроблению. К началу XII века уже насчитывалось около пятидесяти великих и удельных княжеств.

Информация о работе Становление и функционирование органов власти и управления в Киевском государстве