Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 11:15, контрольная работа
Государственный аппарат изменяется вместе с самим государством. На ранней стадии развития государственности он был крайне примитивным и фактически состоял из отдельных должностных лиц, выполнявших по поручению верховного правителя те или иные государственные функции. По мере усложнения задач государства его аппарат совершенствуется: появляются постоянно действующие государственные учреждения, штат чиновников, письменное делопроизводство, законодательно закрепляется компетенция различных государственных органов, складывается их иерархия, растет специализация, возникает государственная служба.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 4
ГЛАВА II. РАСПАД ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уральский
Государственный университет
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по курсу:
История госучреждений
СТАНОВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
В
КИЕВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
исторического факультета
ПЕРВОУРАЛЬСК
2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА
I. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ
СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО
ГОСУДАРСТВА 4
ГЛАВА
II. РАСПАД ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
И ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 16
ВВЕДЕНИЕ
Государство осуществляет свои задачи по управлению различными сферами жизни общества при помощи специально созданного механизма – государственного аппарата, который представляет собой разветвленную систему государственных органов, состоящих из должностных лиц (чиновников), наделенных властными полномочиями и выполняющих внутренние и внешние функции государства. У каждого государственного органа есть свои задачи, для решения которых он наделяется определенным объемом полномочий – компетенцией и соответствующими материальными средствами.
Далеко не каждое государственное учреждение является государственным органом. Так, создаваемые государством государственные учреждения образования, культуры, здравоохранения и т.д. хотя и выполняют его функции, органами государства являться не будут, так как не имеют властных полномочий.
Государственный аппарат изменяется вместе с самим государством. На ранней стадии развития государственности он был крайне примитивным и фактически состоял из отдельных должностных лиц, выполнявших по поручению верховного правителя те или иные государственные функции. По мере усложнения задач государства его аппарат совершенствуется: появляются постоянно действующие государственные учреждения, штат чиновников, письменное делопроизводство, законодательно закрепляется компетенция различных государственных органов, складывается их иерархия, растет специализация, возникает государственная служба.
ГЛАВА I.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ
СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Древнерусское государство, называемое также историками Киевской Русью, было образовано восточными славянами в IX веке и являлось одним из крупнейших государств Европы того времени.
Суровые климатические условия, обилие лесов, болот и неплодородных земель, а также открытость территории для вторжения кочевых орд из Азии не могли не сказаться на процессе генезиса государственности у восточных славян. Только сильная власть вождя или правителя могла обеспечить внутренний порядок, нормальную хозяйственную деятельность, отразить вражеское нападение.
В первой половине IX века у восточных славян уже сформировались три крупных политических центра: Куявия или Куяба (в районе Киева), Славия (в районе Новгорода) и Артания (о ее местонахождении историки продолжают спорить, чаще других в качестве мест локализации называют Рязань, Чернигов, Тмутаракань)1. В середине IX века между ними развернулось соперничество за гегемонию в восточнославянском мире.
Государственный строй Киевской Руси стал предметом научного исследования еще в XVIII веке. В дореволюционной историографии Киевская Русь преимущественно рассматривалась как самобытное общество и государство, развивающееся иным, нежели Европа или Азия, путем.
Раннефеодальная монархия вырастает из родообщинных отношений и характеризуется слабостью центральной власти, раздробленностью территории и сохранением значительных остатков родового самоуправления. Эта форма правления существовала в некоторых европейских странах – во Франкском государстве, Англосаксонском королевстве, Германской империи. В политическом строе Киевской Руси также можно обнаружить признаки, характерные для данного типа государственности.
Во главе Древнерусского государства стоял великий князь киевский, которому принадлежала высшая хозяйственная, административная, судебная и военная власть. Он, однако, не являлся единоличным правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного характера. Существовали различные способы замещения великокняжеского престола:
Последний способ, впрочем, имел вспомогательный характер: избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло наследование или узурпацию им власти.
Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строительстве крепостей и др. Из нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сборов. 2
Ближайшие родственники князя – братья, сыновья, племянники - образовывали особую аристократическую прослойку, стоявшую выше других дружинников.
Постепенно из дружинников и лично зависимых от князя людей формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам (наместника) – в городах и волостям – в сельской местности.
Княжеским хозяйством управлял дворский. Ему помогали тиуны, назначавшиеся из дворовых слуг князя. Они присутствовали также на суде князя или посадника и даже нередко замещали их в суде.
Несмотря на некоторый рост княжеской администрации, государственный аппарат Древнерусского государства оставался примитивным. Государственные и дворцовые функции еще не обособились друг от друга и выполнялись одними и теми же лицами.
Развитее феодальных отношений способствовало усилению позиций местных феодалов – князей и бояр. В их статусе – крупных вотчинников - соединялись право на землю и право на власть.
Таким образом, окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная система управления, при которой выделяются два центра управления – княжеский дворец и боярская вотчина, власть разделяется между крупными земельными собственниками – князем и боярами, а выполнение важнейших государственных функций поручается их представителям, являвшимся одновременно и должностными лицами и управляющими вотчинным хозяйством. Государственный аппарат фактически совпадал с аппаратом управления княжеской и боярской вотчиной.3
Судебных органов как особых учреждений в Древнерусском государстве не было. Правосудие осуществлялось князем или его представителями на основе обычного права и норм Русской Правды.
Образование Древнерусского государства не повлекло за собой немедленной ликвидации племенных княжений. Местные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, сводившейся к уплате дани и участию в военных предприятиях Киева.
В 70-х годах XI века появляется новая форма государственного управления – съезды князей («снема»). На этих феодальных форумах, собиравшихся по инициативе киевских князей, решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета, улаживались межкняжеские противоречия и конфликты.
Важную роль в Древнерусском государстве продолжало играть вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни городской общины. Иногда вече избирало князей, заключало с ними договор (ряд). Существовал определенный порядок ведения вече, и, возможно, иногда практиковалась запись выступлений. Решения на вече принимались большинством голосов. В большом городе могло быть несколько вечевых собраний. Первое упоминание в летописях о городском вече датировано 997 годом (Белгород под Киевом).
Основную
массу населения в
Расцвет Древнерусского государства приходится на период правления Ярослава Мудрого (1019-1054г.г.). При нем началась работа по кодификации норм обычного права, результатом которой стало появление Русской Правды – свобода гражданских и уголовных законов.4
Перед смертью Ярослав Мудрый разделил территорию державы между своими сыновьями и установил «очередной», или «лествичный», порядок престолонаследия.
Первое время после смерти Ярослава Мудрого его сыновьям удавалось править совместно. Но вскоре мир среди Ярославичей был нарушен, и в 1068 году началась одна из самых ожесточенных княжеских усобиц, длившаяся тридцать лет.
ГЛАВА II.
РАСПАД ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И
ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
Во второй четверти XII века Древнерусское государство окончательно распадается, и на его территории возникает несколько самостоятельных княжеств и земель, получивших свои названия по стольным городам: Киевское, Черниговское, Новгород-Северское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово (Владимиро) – Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское княжества и Новгородская земля.
Наступление политической раздробленности было подготовлено развитием феодальных отношений. К XII веку на Руси складывается крупное феодальное землевладение: княжеское, боярское, церковное. Феодальные вотчины в условиях господства натурального хозяйства являлись самодостаточными экономическими единицами, имели свой аппарат управления и принуждения. Поэтому их владельцы – удельные князья, бояре, монастыри - перестали ощущать потребность в сильной великокняжеской власти. К тому же заметно ослабло воздействие внешних интеграционных факторов: потерял былое значение знаменитый торговый путь «из варяг в греки», частично уменьшилось давление степных кочевников на Русь. Все это вместе взятое открывало перед регионами возможность отделения от центра.
Укрепление экономических позиций крупных земельных собственников подталкивало их к обретению политической самостоятельности. Главной силой разъединительного процесса стало боярство. Оземелевание бояр вызвало раскол дружинной организации – основной опоры великокняжеской власти. Выполняя волю боярства, местные удельные князья отделялись от Киева и превращали свои княжества в независимые государства. Центрами этих княжеств становились старые и быстро растущие новые города.5
Некоторое
время после распада