Сталинградская битва в воспоминаниях очевидцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Даже спустя более 70 лет, Сталинградская битва продолжает привлекать большое внимание историков и писателей, как в нашей стране, так и за ее пределами. Много трудов написано на эту тему. Продолжающееся изучение Сталинградской битвы, появление в последние годы новых документов и мемуарных свидетельств расширило базу исторических исследований, дало возможность существенно дополнить представления историков о характере и ходе военного противоборства на советско-германском фронте летом 1942 – зимой 1943 года.

Работа содержит 1 файл

СТАЛИНГРАД.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

армии, а также 57-я армия  и Волжская военная флотилия. (См. Приложение 1).

 Командующий 62-й армией генерал-лейтенант В.И. Чуйков вспоминает: «На Сталинградский фронт возлагалась ответственная задача - остановить противника, и прочно обороняя рубеж по реке Дон от Павловска до Клетской и далее по линии Суровикино, Суворовский, Верхне- Курмоярская, не допустить его к Волге.

Советское командование, придавая Сталинградскому направлению первостепенное значение, считало, что только упорной обороной этого района можно сорвать вражеские планы, обеспечить целостность всего фронта, сохранить в своих руках Сталинград. Учитывалось также, что в сложившейся обстановке Сталинградское направление стало чрезвычайно выгодным в оперативном отношении, так как оттуда можно нанести весьма опасный удар во фланг и тыл группировке врага, продвигавшейся через Дон на Кавказ.»5

Можно сделать вывод, что Сталинград был очень важен как для немецкой стороны, так и советской. На первом этапе немецкое наступление шло стремительно, но замысел Ставки по организации стратегической обороны состоял в том, чтобы в упорных оборонительных сражениях обескровить и остановить врага, не допустив его к Волге, выиграть время, необходимое для подготовки стратегических резервов и выдвижения их в район Сталинграда, с тем, чтобы в последующем перейти в решительное наступление.

1.3 Начало битвы. Сражения в городе

17 июля 1942 г. Передовые  части 6-й германской армии  генерала Паулюса вошли в соприкосновение  с войсками 62-й армии генерала-майора  В.Я Колпакчи на рубеже реки  Чир. Эта дата считается началом  Сталинградской битвы.

 Гитлеровское командование 23 июля издало директиву № 45, в которой конкретизировались задачи войскам, наступавшим к Волге и на Кавказ. Группе армии «Б» (2-я, 6-я немецкие и 2-я венгерская армии), в составе которой действовало 30 дивизий, было приказано разгромит группировку советских войск в районе Сталинграда, захватить горо и нарушить сообщение с Волгой в последующем нанести удар вдоль реки на юго-восток и выйти к Астрахани.

Всего к 23 июля противник  сосредоточил против Сталинградского фронта 26 дивизий. Противник имел как численное преимущество, так и преимущество в технике. К началу борьбы за главную полосу обороны (22-е июля 1942 г.) сложилось следующее соотношение сил (см. Приложение 9). Приведенные данные основаны на документах НКВД СССР из Центрального Архива ФСБ, они опровергают данные, приводимые Паулем Карелем, где сообщается о полном превосходстве в численности советских войск под Сталинградом с начала и до конца сражения6.

К концу июля немцы  оттеснили советские войска за Дон. Линия обороны протянулась на сотни километров с севера на юг вдоль Дона. Чтобы организовать оборону вдоль реки, немцам пришлось использовать помимо своей 2-й армии, армии своих итальянских, венгерских и румынских союзников. 6-я армия была всего лишь в нескольких десятках километров от Сталинграда, и 4-я танковая, находясь на юге от него, повернула на север, чтобы помочь взять город. Южнее группа армий «Юг» (А) продолжала углубляться дальше на Кавказ, но её наступление замедлилось. Группа армий «Юг» (А) была слишком далеко на юге и не могла обеспечить поддержку группе армий «Юг» (Б) на севере.

28 июля 1942 г. Народный  комиссар обороны И.В. Сталин  обратился к Красной Армии  с приказом №227, в котором потребовал  усилить сопротивление врагу, и во что бы то ни стало, остановить его наступление. Предусматривались самые жесткие меры к тем, кто проявит в бою трусость. Намечались практические меры по укреплению морально- боевого духа и дисциплины в войсках. «Ни шагу назад!» В этом воплощалась сущность приказа №227. Приказ требовал укрепления дисциплины самыми жестокими мерами. Предусматривалось создание штрафных подразделений, а также заградительных отрядов, которые должны были располагаться в тылу дивизий с задачей в случае паники и беспорядочного отхода частей расстреливать на месте паникеров и трусов.

К 15 - 17 августа развернулись ожесточенные сражения советских войск на ближних подступах к Сталинграду, которое продолжалось с не- ослабеваемым напряжением до 12 сентября.

С 15-го августа войска Сталинградского фронта начали отражать наступление 6-й армии. В сражениях на ближних подступах к Сталинграду немецко-фашистским войскам пришлось преодолеть всевозрастающее сопротивление советских войск. Чтобы продвинуться на 100 - 120км., гитлеровцам в течение 63-х суток пришлось вести напряженные бои, но взять Сталинград не смогли. Командующий Юго-Восточным фронтом А.И. Еременко вспоминал: «21 августа развернулись тяжелые бои. Несмотря на сильное противодействие наступавшему врагу и массовый героизм советских воинов, немецко-фашистским войскам удалось к исходу следующего дня расширить плацдарм до 45км. Сосредоточив на нем 6 дивизий, 250 - 300 танков, большое количество артиллерии, противник при поддержке авиации, 23 августа нанес удар в направлении Вертячий, Бородин. Тяжелым и памятным был этот день для защитников Сталинграда. «23 августа 1942 г. мне доложили, - пишет маршал А.И. Еременко, - что войска вражеской группировки, сосредоточенные на левом берегу Дона, перешли в наступление и наносят главный удар в стык наших армий: 4-й танковой и 62-й. В ближайшие часы выяснилось, что гитлеровцы развивали наступление в общем направлении: Вертячий, разъезд 554-й км, Рынок. У нас не хватало ни сил, ни средств, чтобы парировать таранный удар противника, и в тот же день передовые части немецкого клина вышли к Волге на участок Латошинка - Рынок.

Сталинградский фронт  был расчленен на 2 части, и узкий  восьмикилометровый коридор, пробитый в его боевых порядках, заняли войска противника. 62-я армия оказалась отрезанной от других частей Сталинградского фронта. В образовавшийся коридор враг ввел еще одну мотодивизию и несколько пехотных дивизий»7.

23 августа 1942г. Сталинград подвергся массированной бомбардировке немецкой авиации. Несколько сотен самолётов наносили удары по промышленным и жилым кварталам, было убито более 40 тысяч человек, Сталинград превратился в громадную территорию, покрытую горящими руинами. Вот как вспоминают эти события очевидцы: «С 23 по 29 августа налеты вражеской авиации совершались непрерывно. Немцы бомбили жилые кварталы, заводы, железную дорогу, Волгу, волжские переправы, а Красная Слобода была конечным пунктом Центральной переправы. В результате бомбежек были выведены из строя городской водопровод, вся энергетическая сеть, телефонная станция, разбиты вокзалы и пристани, повреждены железнодорожные пути. Улицы города были похожи на горящие коридоры. Сильный ветер, дувший с запада на восток, быстро распространял огонь. В рабочем поселке Тракторного завода были разрушены пять жилых домов, сгорело девятнадцать зданий, в том числе восемь жилых.» ( Исаева Валентина Николаевна, жительница Сталинграда)8 «Над Сталинградом висели страшные черные тучи, это был дым от бомбежки» (Герхард Денглер, 3 пехотная дивизия)9 «Нас бомбят уже вторую неделю, хотя уже совсем нечего бомбить, только бы пережить всё это, мне очень страшно и самое страшное, это-то, что всё еще впереди.» (Из дневника неизвестной девушки)10

К 23 августа 1942 года из 400 тыс. жителей Сталинграда было эвакуировано около 100 тыс.11 24 августа Городской комитет обороны Сталинграда принял запоздалое постановление об эвакуации женщин, детей и раненых на левый берег Волги. Все граждане, включая женщин и детей, работали над постройкой траншей и других фортификационных сооружений.

23 августа силы 14-го  танкового корпуса армии Паулюса  вышли к Волге севернее Сталинграда.  За город сражался 1077-й противовоздушный полк - подразделение, укомплектованное, главным образом, из молодых женщин-добровольцев, не имевших опыта по уничтожению наземных целей. Несмотря на это, без должной поддержки, доступной от других советских подразделений, противовоздушные стрелки оставались на своих местах и вели огонь по наступающим вражеским танкам 16-й танковой дивизии, пока все 37 батарей ПВО не были уничтожены или захвачены. «Недалеко от нас находился так называемый Рынок, и оттуда нас стали покрывать зенитным огнем, нам ничего не оставалось делать, как только открыть ответный огонь и медленно двигаться в его направлении. Когда мы достигли батареи, мы к ужасу своему обнаружили, что там были одни женщины.» (Берн Фрейтаг фон Лорингорфэн, 16 танковая дивизия)12 «Нам говорили, что никто из вас от сюда не уйдет, все останутся здесь до конца. Но нам это было и так понятно и не особо важно, так как мы знали, что в первую очередь мы защищаем наш город» (Раиса Галчено, зенитчица)13 К концу августа группа армий «Юг» (Б) наконец-то достигла Волги к северу от Сталинграда. Также последовало ещё одно немецкое наступление к реке на юге от города. «Когда мы увидели Волгу и Сталинград, то испытали облегчение» (Эберхард Манхей, 71 пехотная дивизия)14 Немецкие солдаты 6-й армии, подходя к Сталинграду, свято верили, что после его взятия они отправятся домой и их роль в этой войне не будет уже иметь никакого значения. В письмах, отправляемых домой, они уже оповещали своих родных и близких о скором возвращении на родину. «У нас даже мысли не было, что нам не удастся занять этот город, мы были полностью уверены в победе» (Ханс-Эрдманн Щонберг, 24 танковая дивизия) 15

На начальном этапе  советская оборона опиралась  в значительной степени на «Народное  ополчение рабочих», набранное из рабочих, не втянутых в военное производство. Танки продолжали строиться и укомплектовывались добровольными экипажами, состоявших из работников заводов, в том числе, женщин. Техника сразу же отправлялась с конвейеров заводов на линию фронта, часто даже без покраски и без установленного прицельного оборудования.

К 1 сентября 1942 г. советское командование могло обеспечить свои войска в Сталинграде только рискованными переправами через Волгу. Посреди развалин уже разрушенного города советская 62-я армия соорудила оборонительные позиции с расположенными огневыми точками в зданиях и на заводах. Сражение в городе было жестоким и отчаянным. Немцы, продвигаясь вглубь Сталинграда, понесли тяжёлые потери. «Уличные бои в Сталинграде были для нас чем-то новым и от сюда такие потери. У нас не было никакого опыта ведения таких боев.» (Ёзеф Ценнер, 305 пехотная дивизия)16 «Позиционная война в руинах, среди обломков. Враг невидим, атаки из подвалов, из бункеров и из под руин ведут к тяжелым потерям.» ( отчет немецкого генерала)17 Советские подкрепления переправлялись через Волгу с восточного берега под постоянной бомбардировкой немецкой артиллерии и самолётов. Средняя продолжительность жизни новоприбывшего советского рядового в городе падала иногда ниже двадцати четырёх часов. Г.К. Жуков отмечал: «...положение осложнялось с каждой минутой, резервы из-за постоянного обстрела восточного берега Волги запаздывали, напряженность боев нарастала»18. Это так же подтверждают документы сборника «Сталинградская эпопея» 2000 г., в которых идет речь о переброске частей, резервов для укрепления позиций19.

12 сентября был назначен командующий 62-й армией генерал- лейтенант В.И. Чуйков. Получив новое назначение, В.И. Чуйков, из штаба фронта переправившись через Волгу на правый берег, сразу же направился на командный пункт 62-й армии, находившийся в то время на высоте 102,0 - вошедшем в историю Мамаевом кургане. Вот как он сам пишет об этом: «К вечеру 12 сентября проскакиваем на машине в Красну Слободу и к переправе. На моторный паром уже погружен один и грузится другой танк «Т-34». Мою машину не пускают. Предъявляю свои документы командующего 62-й армией и въезжаю на палубу судна. Наш паром огибает с севера песчаную косу острова Голодный и направляется к пристани. Изредка на воде рвутся снаряды. Огонь не прицельный не опасно. Приближаемся к берегу. Причаливаем. Наша машина быстро соскальзывает с парома, и мы едем на командный пункт штаба 62-й армии; как мне сообщили в штабе фронта, он находится в балке реки Царица, неподалеку от ее устья.

Улицы города мертвы. Ни одной зеленой ветки, на деревьях: все погибло в огне пожаров. От деревянных домов осталась куча золы, торчат печные трубы. Изредка попадаются уцелевшие здания. В них копошатся люди: вытаскивают узлы, самовары, посуду, все несут к пристани»20.

Люди голодали, мерзли, все дома, заводы, больницы и прочие учреждения находились в трудном положении. Советская армия тоже несла огромные потери, но стояла на смерть, потому, что все знали, что отступать дальше некуда.»21 Южные районы города обороняла 64-я армия генерала М.С. Шумилова.

«Нормального отдыха практически не было, питались второпях, в сухомятку. Многие вообще впадали в отключку. А потом снова зенитный огонь, артиллерийский обстрел. В траншею попадает снаряд и разрывает людей в клочья. Кругом летают кровавые ошметки. Это война… Так выглядит реальная война… И это правда.» (Эрих Мите, поставщик питания)22 Немецкая военная доктрина была основана на взаимодействии родов войск вообще и особо тесном взаимодействии пехоты, сапёров, артиллерии и пикирующих бомбардировщиков. Чтобы противостоять этому, советское командование решило пойти на простой шаг – постоянно держать фронтовые линии настолько близко к противнику, насколько это физически возможно (как правило не более 30 метров). Таким образом, немецкой пехоте приходилось сражаться, полагаясь на себя самих, или подвергаться опасности быть убитыми своей же артиллерией и горизонтальными бомбардировщиками, поддержка была возможно только от пикировщиков.

Штурм города немецко-фашистские войска начали утром 13 сентября. В период с 13 по 26 шла борьба за центральную часть города. С 27 сентября по 8 ноября развернулись бои за заводские поселки и в районе Ор- ловки, а с 9-18 ноября - за Тракторный завод, заводы «Баррикады» и «Красный Октябрь».

Мучительная борьба шла  за каждую улицу, каждый завод, каждый дом, подвал или лестничный проход. «Поступает нам приказ, дом захватить, мы подходим, в окно гранату кидаем и ждем, когда немцы выползать будут, если не выползают, то еще гранату, еще гранату, до тех пор, пока не вылезут. В таких ситуациях мы пленных не брали, они стреляют в нас, мы им той же монетой платим» (Александр Ракизкий, солдат Красной Армии)23 Немцы, называя новую городскую войну (нем. Rattenkrieg, Крысиная война), горько шутили о том, что кухню уже захватили, но до сих пор бьются за спальню. «Во время уличных боев происходили самые невероятные вещи. Ни раз было такое, что мы ночуем в подвале, на первом этаже – русские, этажем выше снова наши, на верхнем этаже снова русские.» (Эберхард Манхей, 71 пехотная дивизия)24 Довольно часто, солдатам обоих сторон приходилось вступать друг с другом в рукопашную схватку, в таких ситуациях сражение превращается в резню, как во времена средневековья. «Когда русские внезапно ворвались в наше убежеще, нам ничего не оставалось, как взяться за десантные лопатки. И мы так ими орудовали, что сейчас вспомнить страшно. Ближний бой – это самое страшное из того, что может быть» (Гюнтер Шрёдер, 100 десантная дивизия)25 Сражение на Мамаевом кургане, пропитанной кровью высоте, возвышающейся над городом, было необычно беспощадным. Высота переходила из рук в руки несколько раз. "Мамаев курган, на военных картах отмеченный как высота 102,0, возвышается над всем Сталинградом. С его вершины далеко видно: вся Волга и даже Заволжье, ну, а город, хотя он и вытянулся вдоль реки километров на семьдесят, был как на ладони. Поэтому-то гитлеровцам очень нужен был курган, и особенно его вершина. Заберись они на нее — нам несдобровать."( Левин Юрий Абрамович)26 На зерновом элеваторе, огромном зернообработочном комплексе, боевые действия проходили настолько плотно, что советские и немецкие солдаты могли чувствовать дыхание друг друга. Бои на зерновом элеваторе продолжались неделями, пока советская армия не сдала позиции. В ночь на 27 сентября 1942 г. разведывательная группа 7-й роты 42 гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии в составе сержанта Я.Ф. Павлова выбила врага из 4-х этажного дома на Пензенской улице и удерживала его в течение почти трех суток.

Оборона этого легендарного дома, вошедшего в историю Великой  отечественной войны как бессмертный  памятник воинской славы, длилась

58 дней. Из дома, позже ошибочно названного «Домом Павлова», можно было наблюдать площадь в центре города. Солдаты окружили здание минными полями и установили пулемётные позиции. "Не было суток, чтобы гитлеровцы оставили наш дом в покое. Наш гарнизон, не дававший им и шагу шагнуть дальше, был у них хуже бельма на глазу. День ото дня они усиливали обстрелы, решив, видимо, испепелить дом. Однажды немецкая артиллерия вела огонь целые сутки без перерыва.

Информация о работе Сталинградская битва в воспоминаниях очевидцев