Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 08:54, курсовая работа
Даже спустя более 70 лет, Сталинградская битва продолжает привлекать большое внимание историков и писателей, как в нашей стране, так и за ее пределами. Много трудов написано на эту тему. Продолжающееся изучение Сталинградской битвы, появление в последние годы новых документов и мемуарных свидетельств расширило базу исторических исследований, дало возможность существенно дополнить представления историков о характере и ходе военного противоборства на советско-германском фронте летом 1942 – зимой 1943 года.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Даже спустя более 70 лет, Сталинградская битва продолжает привлекать большое внимание историков и писателей, как в нашей стране, так и за ее пределами. Много трудов написано на эту тему. Продолжающееся изучение Сталинградской битвы, появление в последние годы новых документов и мемуарных свидетельств расширило базу исторических исследований, дало возможность существенно дополнить представления историков о характере и ходе военного противоборства на советско-германском фронте летом 1942 – зимой 1943 года. Но история не имеет права на искажение истин. Поэтому лишь комплексное изучение проблем позволяет объяснить прошлое. У нас есть возможность рассмотреть Сталинградскую битву со стороны воспоминаний ее участников. Понять, что чувствовали и ощущали люди того времени. Как проходила битва, со слов ее участников, и рассмотреть расхождения между научными официальными данными и воспоминаниям, мемуарами и дневниками людей Сталинградской битвы.
Предмет исследования: военные действия, осуществляемые в ходе Сталинградской битвы и их оценка очевидцами событий.
Объект исследования: Сталинградская битва как военно-стратегическая операция.
Хронологические рамки (17 июля 1942 г. - 2 февраля 1943 г.) ограничены временем начала и окончания Сталинградской битвы, а территориальные рамки включают соответствующий регион (см. Приложение 1-2).
Историография.
Сталинградской битве
В.Д. Дементьев, который обратил внимание на характеристику организационной способности командного состава и изменения обстановки в тяжелых боях на подступах к Сталинграду. Более детально исследует действия 62-й армии под командованием генерал-лейтенанта В.И. Чуйкова. В.И. Кульков в своей монографии «Правда и ложь о второй мировой войне». Попытался вскрыть объективные и субъективные трудности, возникшие в период оборонительных сражений, он в частности, акцентирует внимание на отсутствие строго плана Ставки ВГК по организации сопротивления советских войск на отдельных направлениях. Так же следует отметить труд историка Самсонова «Сталинградская битва», где он в полной мере описывает события происходившие в Сталинграде, привлек новые документы и факты, проделал большую работу по выявлению тенденций истории Сталинградской битвы в зарубежной историографии последнего времени.
Для объективности проведения научного исследования были рассмотрены труды зарубежных историков. Из исследовательских работ следует отметить монографию ирландского историка Дж. Робертса «Сталинград. Битва, которая изменила историю»Джеффри Робертс рассматривает битву в контексте противоборства двух могущественных держав: столкновения их взглядов на окружающий мир и самих лидеров государств. Рассказывая об этой огромной человеческой драме, он подчеркивает ту роль, которую играли в ней представители политического и военного руководства обеих сторон. Он показывает, что настоящая история о битве за Сталинград должна затрагивать и вопрос о том, почему Советскому Союзу не удалось достигнуть своей самой большой и амбициозной цели: нанести по германской армии такой сокрушающий удар, который бы непосредственно вел Красную Армию к победному и быстрому окончанию войны.
Такая достаточно провокационная оценка событий представляет собой новый взгляд на историю советской победы и побуждает еще раз пересмотреть те мифы, которые окружают как саму битву, так и людей, осуществлявших ее планирование и проведение.
Можно отметить работу американского историка А. Аксела «Герои России», одна из глав которой посвящена герою Сталинграда снайперу Василию Зайцеву.
Пауля Кареля «Восточный фронт», автор старается пояснить причины происходившего. Показать героизм немецких солдат. И. Видера «Сталинградская трагедия: за кулисами катастрофы». Один из разделов книги Видера посвящен анализу личности командующего 6-й армией Ф. Паулюса. Видер дает нам возможность оценить личные и профессиональные качества этого полководца, первого фельдмаршала, попавшего в плен в период Второй мировой войны.
В монографии американского историка Д. Гланца «Крупнейшее поражение маршала Жукова», операции «Марс» приписывается особое значение, и она рассматривается как равнозначная по масштабу и значению операции «Уран». Согласно Гланцу, окружение и разгром 9-й армии вермахта под Ржевом должно было наряду с наступлением под Сталинградом стать основным звеном в цепи громких побед Красной армии зимой 1942/43 года, что могло бы привести к поражению Германии уже в 1943 году.
В.М. Кулиш в статье «Об уроках и правде истории», обращаясь к этой же проблеме, приводит свой анализ ошибок и просчетов советского командования, пишет об изменении стиля и методов стратегического руководства к осени 1942 г. В.Я. Горов и А.М. Самсонов в вышеприведенной статье затрагивают тему создания немецким командованием операции «Блау» и дезориентации советской разведки, обращаются к печально известному приказу № 227 «Ни шагу назад» и его влиянии на моральное состояние войск.
Цель исследования: осуществление объективного анализа Сталинградской битвы на основе сопоставления исторических источников, литературы и воспоминаний очевидцев.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Источники.
Генерал-полковник А.С. Еременко в мемуарах «Сталинград. Записки командующих фронтов» обращает внимание на проведение оборонительных работ и тяжесть боев под Сталинградом. В.И. Чуйков, как непосредственный участник событий тех дней, вспоминает об организации обороны, подчеркивает важность Сталинградского противостояния. Пишет о значении 38-й стрелковой дивизии и 92-й армии морской пехоты, повлиявших на ход военных действий в городе. К.К. Рокоссовский обращается к проблеме управления войсками под Сталинградом, повествует о плане «Кольцо» и условиях капитуляции 6-й армии Вермахта под командованием фельдмаршала Паулюса. Чуйков В.И. в своих воспоминаниях «180 дней в огне сражений.» , «От Сталинграда до Берлина.» и Жуков Г.К. «Воспоминания и размышления» описывают события происходившие в Сталинграде. Левин Ю. А. работал в газете Сталинградского фронта. Брал интервью у участников сражения. В своей повести «Солдаты Победы» описывает эти события и рассказывает свои интервью с солдатами. Яков Федотович Павлов, воспитанник 62-й гвардейской армии генерала Чуйкова, оборонявшей Сталинград, в своих фронтовых записках описывает, как время Сталинградской битвы, выполнял боевой приказ, 58 дней и ночей оборонял дом, отбитый у фашистов. Видер, И. «Катастрофа на Волге.» Воспоминания офицера-разведчика 6-й армии Паулюса. Были использованы Интернет ресурсы: Иторический документальный фильм - «Сталинград: подлинная история»(в трех частях, Разгром, Котел, Наступление) можно увидеть уникальные кинохроники и интервью с немецкими с советскими ветеранами, которые рассказывают, что происходило в Сталинградском котле.
Методология.
Общий метод исторического познания позволил выделить общепринятые системы взглядов на значение Сталинградской битвы, с помощью метода проверки причинно- следственной связи были выявлены трудности в организации оборонительных сражений и особенности проведения военно-стратегических операций. Статистический метод использовался при учете соотношения сил советской и немецкой стороны.
Практическая значимость.
Содержание и полученные результаты исследования могут быть использованы при изучении истории Великой Отечественной войны в вузах и военных училищах, при изучении отечественной историографии студентами вузов, при подготовке к занятиям по названной теме в средних учебных заведениях, а также для подготовки дипломных работ.
Глава 1. Оборонительный этап Сталинградской битвы
(17 июля - 18 ноября 1942 г.)
1.1 Немецкое и советское командование: планы сторон
22 июня 1941г. Германия и её союзники вторглись на территорию Советского Союза, быстро продвигаясь вглубь. Потерпев поражения в ходе боёв летом–осенью 1941г., советские войска контратаковали во время битвы за Москву в декабре 1941г. Истощённые немецкие войска, плохо экипированные для боевых действий зимой и с растянутыми тылами, были остановлены на подступах к столице и отброшены назад.
Зимой 1941–1942 гг. фронт, в конце концов, стабилизировался. Планы нового наступления на Москву были отвергнуты Гитлером, несмотря на то, что его генералы настаивали именно на этом варианте – он считал, что атака на Москву была бы слишком предсказуемой.
Советское руководство, ободрённое успехами под Москвой, попыталось перехватить стратегическую инициативу и в мае 1942г. бросило крупные силы в наступление под Харьковом. Наступление началось из Барвенковского выступа южнее Харькова, который образовался в результате зимнего наступления Юго-Западного фронта (командующий С. К. Тимошенко) . Особенностью этого наступления было использование нового советского подвижного соединения – танкового корпуса, который по количеству танков и артиллерии примерно соответствовал немецкой танковой дивизии, но значительно уступал ей по числу мотопехоты. Немцы в это время параллельно планировали операцию по срезанию Барвенковского выступа.
Наступление Красной Армии оказалось настолько неожиданным для вермахта, что едва не кончилось катастрофой для группы армий «Юг». Однако немцы решили не менять планы и, благодаря концентрации войск на флангах выступа, прорвали оборону советских войск. Большая часть Юго-Западного фронта оказалась в окружении. В последующих трёхнедельных боях, известных, наступающие части Красной Армии потерпели тяжёлое поражение. Было потеряно много тяжёлого вооружения, огромное количество солдат попало в плен. После этого фронт южнее Воронежа оказался практически открыт. Ключ к Кавказу, город Ростов-на-Дону, который в ноябре 1941г. удалось отстоять с таким трудом, был потерян.
Фашистское командование добилось благоприятных условий для проведения главной операции согласно директиве № 41, в которой «... предусматривалось отторгнуть от Советского Союза богатейшие промышленные и сельскохозяйственные районы юга страны, получить дополнительные экономические ресурсы (в первую очередь кавказскую нефть) и занять господствующее стратегическое положение для окончательного достижения военно-политических целей»
В мае 1942г., Гитлер вмешался в стратегическое планирование, приказав группе армий «Юг» разделиться на две. Группа армий «А» должна была продолжить наступление на Северный Кавказ. Группа армий «Б», включающая 6-ю армию Фридриха Паулюса и 4-ю танковую армию Г. Гота, должна была двигаться на восток по направлению к Волге и Сталинграду.
Захват Сталинграда был очень важен Гитлеру. Это был главный индустриальный город на берегах Волги и жизненно важный транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией. Захват Сталинграда обеспечил бы безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина – главного врага Гитлера – делал захват города выигрышным идеологическим и пропагандистским ходом. Это можно проследить из выступления Адольфа Гитлера в Мюнхене, 8 ноября 1942 г.: «Я хотел подойти к городу, который носит имя Сталина, … это важный стратегический пункт. Мы отрежем у Москвы 30 миллионов тонн ценных грузов, 9 миллионов тонн нефти. Там добывают ценную железную руду. Это крупный перевалочный пункт, транспортный центр…»1
У летнего наступления было кодовое название «Fall Blau» (нем. «вариант синий»). В нём участвовали VI и XVII армии вермахта и 1-ю танковую с 4-й танковой армиями. Операция «Блау» началась наступлением группы армий «Юг» на войска Брянского фронта( командующий Н. Е. Чибисов) севернее и войска Юго-Западного фронта (командующий С. К. Тимошенко) южнее Воронежа. Стоит отметить, что, несмотря на двухмесячный перерыв в активных боевых действиях, для войск Брянского фронта результат оказался не менее катастрофичным, чем для потрёпанных майскими боями войск Юго-Западного. В первый же день операции оба советских фронта были прорваны на десятки километров вглубь и немцы устремились к Дону. Советские войска могли противопоставить только слабое сопротивление в громадных пустынных степях, а потом и вовсе стали отступать на восток в полнейшем беспорядке. Завершились полным провалом и попытки заново сформировать оборону, когда немецкие подразделения вышли на советские оборонительные позиции с фланга. В середине июля несколько дивизий Красной Армии попали в котёл на юге Воронежской области, в районе села Миллерово. Как вспоминал А.М. Василевский: «К середине июля прорыв стратегического фронта на юге достиг по глубине 150 - 400 км. Советские войска были вынуждены отойти к Воронежу, оставить Донбасс и богатые сельскохозяйственные районы правобережья Дона. Противнику удалось выйти в большую излучину Дона, захватить Ростов, форсировать реку в ее нижнем течении: создалась непосредственная угроза Сталинграду и Северному Кавказу»2
Одним из немаловажных факторов, сорвавших планы немцев стал провал наступательной операции на Воронеж. Без труда захватив правобережную часть города, противник не смог развить успех, и линия фронта выровнялась по реке Воронеж. Левый берег остался за советскими войсками и неоднократные попытки немцев выбить Красную Армию с левого берега не увенчались успехом. У немецких войск иссякли ресурсы для продолжения наступательных действий и бои за Воронеж перешли в позиционную фазу. В связи с тем, что основные силы германской армии были направлены на Сталинград, наступление на Воронеж было остановлено, наиболее боеспособные части с фронта сняты и переданы в 6-ю армию Паулюса. Впоследствии этот фактор сыграл немаловажную роль в разгроме немецких войск под Сталинградом (Воронежско – Касторненская операция).
После взятия Ростова, Гитлер передал 4-ю танковую армию из группы А, наступавшей на Кавказ, в группу «Б», нацеленную на восток к Волге и Сталинграду. Многие из высшего командования не были согласны с решением Гитлера разделить операцию на две части, но Гитлер не изменил своего решения. «Несмотря на все предупреждения, он настоял на своем, разорвать операцию надвое, одну часть войск направить на Сталинград, другую на Кавказ. В этом сказалось полное незнание азов военного искусства. Такое решение мог принять, разве что только какой-нибудь ефрейтор» ( Франс Гальдер, запись 1967 год)3
Первоначальное наступление армий «Юг» (А) было успешным. Наступление на Кавказ идет хорошими темпами, нефтяные скважины совсем близко.
Гитлеру кажется, что с самого начала войны на востоке все идет слишком медленно. Он хочет получить все сразу и сейчас. Армии, продвигались вперед свыше тысячи километров за считанные недели, оставляя части снабжения далеко позади. Из за этого, немецкой армии вовремя не поставляют горючее, продовольствие и боеприпасы. 9 августа 1942 г. войска подходят к г. Майкопту, но слишком поздно… Нефтяные скважины горят. Гитлеровское наступление на юге терпит провал. «Русские сами подожгли свои скважины, так что нам ничего не досталось, мне кажется, Русские раньше нас узнали, о наших проблемах со снабжением, но мы и сами очень скоро это почувствовали. Например: горючее. Все наши танки, вся дивизия осталась без горючего.» (Фердинанд Видермайер, 23 танковая дивизия)4
12 июля Ставкой образован новый - Сталинградский фронт (командиром назначен будущий маршал СССР С.К. Тимошенко). В состав Сталинградского фронта, кроме выдвигавшихся в большую излучину Дона трех армий вошли 21-я и 8-я воздушная армия. Во второй половине июля в состав фронта были включены отошедшие в его полосу 28-я, 38-я
Информация о работе Сталинградская битва в воспоминаниях очевидцев