Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 13:53, курсовая работа
Целью данной работы является изучение деятельности И.В. Сталина как главы партийно-бюрократической диктатуры.
При рассмотрении этой темы наиболее интересным Нам кажется период борьбы за Власть и становление И.В.Сталина главой партии, так как именно его приход к власти и повлек появление партийно-бюрократической диктатуры.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ И ЛИЧНОСТЬ И.В. СТАЛИНА
Биография И.В. Сталина, до избрания Генеральным Секретарем ЦК…………………………………………………………………………………..4
Психологический портрет…………………………………………………..9
Выводы по первой главе………………………………………………………...11
ГЛАВА 2 БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ. ЗАРОЖДЕНИЕ ПАРТИЙНО-БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ ДИКТАТУРЫ
2.1 Кадровая политика…………………………………………………………..12
2.2 Сталин и оппозиция .………………………………………………………..16
2.3 Идеология. Зарождение культа личности Сталина ..……………………...21
Выводы по второй главе………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..30
Фракционный метод слишком прочно вошел в большевистскую политическую культуру, чтобы его можно было искоренить посредством «резолюции о единстве партии», запрет их не ликвидировал, он лишь сделал фракционную политику в партии, как правило, более скрытой и соответственно более опасной. Одержавшая верх фракция могла от «имени партии» обвинить потерпевшую поражение группировку во фракционной деятельности и затем требовать применения к ней санкций, предусмотренных пунктом седьмым резолюции, который опубликовали в 1924 г. При достаточной поддержке в ЦК и ЦКК победители могли понизить в должности и даже исключить из партии побежденных [8, с. 273-275].
Так и поступила фракция Сталина в конце 20-х годов с разбитыми соперниками.
Ко
времени смерти Ленина в партии существовали
и были представлены в Политбюро
четыре различные фракционные
Маневры, с помощью которых Сталин привел свою фракцию к окончательной победе над остальными тремя группировками, свидетельствуют о его исключительной ловкости как политического стратега. Эти действия в западной литературе неоднократно приводили в качестве классического примера искусства коалиционной стратегии, на котором следует учиться.
Мы знаем, что еще в период последней болезни Ленина Сталин, объединившись с Зиновьевым и Каменевым, образовал неофициальную руководящую тройку Политбюро и в то же время начал тайное политическое соперничество со своими товарищами по триумвирату.
Одновременно он старался наладить контакт с группой Бухарина, одобрял ее ориентацию в хозяйственной политике, которая пользовалась большой популярностью в партии [8, с. 276].
Острая внутрипартийная борьба за власть началась в конце 1923 г., после того как Л.Д. Троцкий в нескольких письмах в Политбюро подверг критике политический и экономический курс, проводимый «тройкой», Выступление Л.Д. Троцкого против диктата партаппаратчиков было подкреплено обращением в Политбюро 46 видных партийных деятелей-ветеранов [4, с. 364].
Так 8 октября 1923 г. Л.Д.Троцкий писал членам ЦК и ЦКК РКП(б): «В самый жестокий момент военного коммунизма назначенчество внутри партии не имело и на одну десятую того распространения, что ныне. Назначение секретарей губкомов стало теперь правилом. Это создает для секретаря независимое, по существу, положение от местной организации... Назначенный центром и тем самым почти независимый от местной организации, секретарь является, в свою очередь, источником дальнейших назначений и смещений — в пределах губернии. Создаваемый сверху вниз секретарский аппарат, все более и более самодовлеющий, стягивает к себе все нити…
Режим, который в основном сложился уже до XII съезда, а после него получил окончательное закрепление и оформление, гораздо дальше от рабочей демократии, чем режим самых жестоких периодов военного коммунизма. Бюрократизация партийного аппарата достигла неслыханного развития применением методов секретарского отбора. Если в самые жестокие часы гражданской войны мы в партийных организациях, и даже в печати, спорили о привлечении спецов, о партизанской и регулярной армии, о дисциплине и пр. и пр., то теперь нет и в помине такого откровенного обмена мнений по вопросам, действительно волнующим партию…Создался весьма широкий слой партийных работников, входящих в аппарат государства или партии, которые начисто отказываются от собственного партийного мнения, по крайней мере, открыто высказываемого, как бы считая, что секретарская иерархия и есть тот аппарат, который создает партийное мнение и партийные решения» [6, с. 169-171].
В ответ на подобные обвинения Сталин с Бухариным уговорили сестру Ленина выступить с заявлением на объединенном Пленуме ЦК и ЦКК РКП(б): «Оппозиционное меньшинство ЦК ведет за последнее время систематические нападки на т. Сталина, не останавливаясь даже перед утверждением о якобы разрыве Ленина со Сталиным в последние месяцы жизни… В целях восстановления истины я считаю своей обязанностью сообщить товарищам… В.И. очень ценил Сталина. Показательно, что весной 1922 г., когда с В.И. случился первый удар… В.И. вызывал к себе Сталина и обращался к нему с самыми интимными поручениями, поручениями такого рода, что с ними можно обратиться лишь к человеку, которому особенно доверяешь, которого знаешь как истинного революционера, как близкого товарища… И при этом Ильич подчеркивал, что хочет говорить именно со Сталиным, а не с кем-либо иным…» [6, с. 173-174].
После кончины М.И.Ульяновой среди ее личных бумаг была обнаружена Запись: «несомненно и то, что в этом заявлении я не сказала всей правды … Не знаю точно когда, … В.И. … взял со Сталина слово, что … тот поможет ему достать и даст ему цианистого калия… С той же просьбой обратился В.И. к Сталину в мае 1922 г…. (Ленин) потребовал, чтобы к нему вызвали на самый короткий срок Сталина (Это и было то интимное поручение о котором говорилось в заявлении). …» [6, с. 174-178].
В ходе острой внутрипартийной дискуссии и фракционной борьбы участники XIII партконференции (январь 1924 г.), а за тем и XIII съезда партии (1924) обвинили Л.Д. Троцкого и группу его сторонников «в ярко выраженном мелкобуржуазном уклоне» и фракционной деятельности, попытках раскола партии, что вело к «прямому отходу от ленинизма». Согласованная открытая атака на «троцкизм» ознаменовала начало конца Троцкого и его политического дела.
Триумвират
распался осенью 1925 г., когда страх
перед Сталиным и его возрастающей
политической силой прочно овладел
умами Зиновьева и Каменева. В
сентябре оба вместе с Крупской и
Сокольниковым выдвинули
Вот выдержки 1925 г из речи. Л.Б. Каменев выступавшего на XIV съезде ВКП(б): «...Мы против того, чтобы создавать теорию «вождя», мы против того, чтобы делать «вождя». Мы против того, чтобы Секретариат, фактически объединяя и политику и организацию, стоял над политическими органами. Мы за то, чтобы внутри наша верхушка была организована таким образом, чтобы было действительно полновластное Политбюро, объединяющее всех политиков нашей партии и, вместе с тем, чтобы был подчиненный ему и технически выполняющий его постановления Секретариат… Мы не можем считать нормальным и думаем, что это вредно для партии, если будет продолжаться такое положение, когда Секретариат объединяет и политику и организацию и фактически предрешает политику… наш генеральный секретарь не является той фигурой, которая может объединить вокруг себя старый большевистский штаб…» [6, с. 171-172].
Троцкий остался в стороне от этих антисталинских акций. И в результате, Зиновьев и Каменев потерпели на съезде от объединенных сил Сталина и Бухарина сокрушительное поражение. Влияние оппозиционеров упало, а позиции Сталина во вновь избранном ЦК и Политбюро укрепились.
В 1926 г. Троцкий, Зиновьев и Каменев с опозданием образовали так называемую «объединенную оппозицию». Однако они уже не смогли противостоять группировке Сталина, которая опиралась на великолепно отлаженный бюрократический партийно-номенклатурный механизм. Подобная акция двух надломленных фракций уже не могла уберечь их от окончательного разгрома, происшедшего в конце 1927 г., когда Троцкого, Зиновьева, Каменева вместе со многими их сторонниками исключили из партии.
Едва этот этап борьбы завершился, как Сталин, обезопасивший один фланг, повернул против политических противников на другом. В условиях, когда левые антисталинские силы пребывали в опале и замешательстве, правым после серии ожесточенных политических сражений пришлось сдаться. В конце 1929 г. потерпели сокрушительное политическое поражение бухаринцы, также лишившиеся партийных постов, теперь фракция Сталина безраздельно господствовала в Советском партийном государстве [8, с. 277].
Чтобы
объяснить подобный исход борьбы,
следует иметь в виду тот факт,
что важными причинами успеха Сталина
явились использование Секретариата в
качестве организационного орудия и ловкое
маневрирование в ходе фракционного соперничества.
2.2 Идеология. Зарождение культа личности Сталина
Еще одной причиной позволившей Сталину получить титул Вождя, является публичное признание, культ личности.
Для публичного признания, была необходима работа с прессой, широкое освещение всех достижений и только достижений, речи о критике, бросающей тень на работу генерального секретаря, быть не могло.
Но, для построения культа, только новых достижений было не достаточно, было необходимо переписать историю партии и роль Сталина в революции.
Работа над историей партии имеет свою собственную политическую историю. В грубых чертах ее можно разделить на три периода.
До
1923 г. воспоминания отдельные исследования,
подбор материалов отличаются достаточной
добросовестностью и
Второй период открывается со времени болезни и смерти Ленина «Тройка» еще не имеет полного контроля прессы в своих руках, но уже способна оказывать давления на редакторов и авторов. Новые воспоминания и поправки к старым воспоминаниям приобретают все более тенденциозный характер. Политической целью является возвеличивание… тех членов которых поддерживает тройка.
После разрыва Сталина с Зиновьевым и Каменевым открывается новый, наиболее радикальный, пересмотр партийного прошлого, который через несколько этапов вступает в стадию прямого обожествления Сталина. Чем дальше от событий, чем более преднамеренный характер получают позднейшие воспоминания, тем меньше в них фактического содержания [10, с. 151-152].
После сокрушительного разгрома оппозиций Сталин и его соратники получили небывалую свободу политического маневра, вследствие чего возникли предпосылки для культа Сталина. Его прообразом стал культ Ленина, уже превратившийся в неотъемлемый институт общественной жизни в стране. Одним из политических мотивов этого было желание Сталина и его окружения укрепить свою власть в период, когда в стране начинали набирать темпы индустриализация и коллективизация.
Сталина не могла удовлетворить роль просто властного лидера. Он не мог чувствовать себя настоящим «стальным человеком», пока он оставался невоспетым руководителем партийного аппарата. Он не мог стать вторым Лениным, не имея хоть какой-то доли того восхваления и признания, которые сам Ленин получал при жизни и после смерти.
А популярность Сталина в партийных кругах в конце 20-х годов не имела ничего общего с теми чувствами, которые вызывал Ленин. Даже в середине 1929 г. культ Сталина еще не существовал и не было даже никаких указаний на то, что правящая партия стремится создать его.
Но политический успех, который укрепил Сталина в собственном высоком мнении о себе, сделал его отношения с партией психологически уязвимыми. Добившись верховной власти, Сталин еще больше возжелал поклонения, которого он пока не имел. Он понимал, что личный авторитет приобретает растущее практическое и политическое значение, особенно в тот исторический момент, и осознавал, что в соответствии с большевистской традицией руководства быть фактическим верховным лидером, занимающим пост Генерального секретаря, отнюдь не означало быть вождем. А поскольку официальной должности вождя не существовало, единственный способ, с помощью которого Сталин мог окончательно утвердить себя и закрепиться в роли преемника, заключался в том, чтобы добиться всеобщего признания в этом качестве в рядах партии и народа [8. с. 417].
Рассмотрим подробней, каким образом шел процесс изменения истории.
Во-первых, так как авторитет Ленина в стране был огромен, Сталин решил изобразить себя в качестве единственного преемника Ленина.
Была опубликована официальная биография Сталина, которая завершалась следующими словами: «В эти годы, последовавшие за смертью Ленина, Сталин, наиболее выдающийся продолжатель дела Ленина и его наиболее ортодоксальный ученик, вдохновитель всех главнейших мероприятий партии в ее борьбе за построение социализма, стал общепризнанным вождем Партии и Коминтерна».
21
декабря в СССР вышли
Информация о работе Сталин как глава партийно-бюрократической диктатуры в СССР