СССР-Россия на новом этапе мирового цивилизационного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Отставание СССР в мировой технологической конкуренции становилось все более ощутимым. Наиболее развитые страны мира уже вступили в постиндустриальную эпоху, а Советский Союз задержался на предыдущей - индустриальной - стадии развития. Почти до нулевой отметки упали темпы экономического роста, производительность труда была в несколько раз ниже, чем в западных странах.

Содержание

1. Перестройка в СССР: осознание необходимости перемен в обществе, замыслы перестройки, её успехи и проблемы.
2. Август – 91. Распад СССР и его последствия.

Работа содержит 1 файл

контрольная.история.docx

— 58.17 Кб (Скачать)

     В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение г. Колбина, русского по национальности, первым секретарем компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов.

     В 1988 г. начались военные действия между  Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного  Карабаха — территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный  конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись: проведение демократических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население.

"Парад  суверенитетов"

       С конца 80-х годов усилилось  движение за выход их состава  СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные  силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

     12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов  РСФСР принял Декларацию о  государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся  приоритет республиканских законов  над союзными. Первым президентом РФ стал Б.Н. Ельцин, вице-президентом — А.В. Руцкой.

     Декларации  союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании  Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление "Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения". В документе отмечалось, что основой  обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое  развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

Финал политического кризиса

     В апреле мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М.С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу  о новом союзном договоре. Все  участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и  подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической  федерации равноправных советских  суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и  управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено  на 20 августа 1991 г.

     Публикация  и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М.С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны  в стране. Руководители движения "Демократическая  Россия" выдвинули идею о подписании временного договора, сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное  собрание и передать ему на решение  вопрос о системе и порядке  формирования общесоюзных органов  власти. Группа ученых-обществоведов  выступила с протестом против проекта договора. Подготовленный к  подписанию документ был расценен как  результат капитуляции центра перед  требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.

     В ночь на 19 августа президент СССР М.С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила  о невозможности М.С. Горбачева  в связи с состоянием его здоровья исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались  митинги и забастовки. Было объявлено  о создании ГКЧП Государственного комитета по чрезвычайному положению в  СССР. В его состав вошел вице-президент  Г.И. Янаев, премьер-министр B.C. Павлов, председатель КГБ В.А. Крючков, министр обороны Д.Т. Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.

     Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент  России Б.Н. Ельцин призвал граждан  поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как  антиконституционный переворот. Объявлялось  о переходе в ведение российского  президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов  исполнительной власти.

     22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б.Н. Ельцина  прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец  ее существованию как правящей  государственной структуры. 

     События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили  о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

     В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей  трех суверенных государств России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили  о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего  Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ Содружества Независимых  Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В  декабре того же года к Содружеству  Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

     "Перестройка", задуманная и осуществленная  частью партийно-государственных  лидеров с целью демократических  перемен во всех сферах жизни  общества, закончилась. Ее главным  итогом стали распад некогда  могучего многонационального государства,  завершение советского периода  развития в истории Отечества.  В бывших республиках СССР  образовались и действовали президентские  республики. Среди руководителей  суверенных государств находились  многие бывшие партийные и  советские работники. Каждая из  прежних союзных республик самостоятельно  искала пути выхода из кризиса.  В Российской Федерации эта  задачи предстояло решать президенту  Б.Н. Ельцину и поддерживающим  его демократическим силам.

Вывод: Распад СССР происходил на фоне общего экономического, внешнеполитического и демографического кризиса.

   Распад  СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были:

  • в экономической области — либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая началом «шоковой терапии»;
  • в политической области — запрет КПСС и КПРСФСР (ноябрь 1991 г.); ликвидация системы Советов в целом (21 сентября 4 октября 1993 года).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В самом общем виде логику перестройки  можно определить так: это были реформы  сверху с целью кардинального  обновления системы, которые переросли  в массовое движение снизу. В концептуальном плане магистральную линию перестройки  составила идея перехода от авторитарно-бюрократического социализма к его гуманистической  модели, чьи контуры были очерчены в мировой социалистической мысли.

     Внутренняя  диалектика перестройки состояла в  том, что гласность и демократизация, поначалу рассматривавшиеся реформаторами  скорее инструментально, как средства для "ремонта" существующего социализма, вскоре по мере того, как набирало силу новое понимание социализма как  гуманистического и демократического строя, превратились в самодостаточные  цели: гласность преобразовалась  в свободу слова, демократизация - в политическую демократию. Инициированная реформаторами социально-политическая динамика приобрела, таким образом, собственную логику развития. Пик  демократических преобразований в  СССР пришелся на конец 80-х годов. Именно тогда общественная самодеятельность стала принимать массовый, нередко спонтанный характер.

     Инициаторы  перестройки стремились направить  накопившуюся, не востребованную прежде энергию масс в русло созидания  и социального творчества. И все  же, несмотря на позитивные устремления  части элиты и большинства общества, развернувшиеся в стране процессы столкнулись с серьезными трудностями.

     По  мере того как советская номенклатура обнаруживала в перестройке угрозу своим доминирующим позициям в отечественной  идейно-политической и социоэкономической системе, она начала все активнее препятствовать кардинальному обновлению страны, пытаясь выхолостить смысл реформы, превратить ее в очередную технократическую (а еще лучше - косметическую) новацию, не затрагивающую глубинных основ общественного бытия.

     Реформаторы фактически столкнулись с саботажем  большинства советского правящего  слоя. После всплеска "проперестроечной" гражданской активности 1987-1989 гг. интеллигенция - как элитарная, так и массовая - под воздействием материальных трудностей, нарастания национальных и социальных противоречий в обществе стала не просто отворачиваться от Горбачева, но переходить в радикальную оппозицию к нему.

   В результате действия самых разных антиперестроечных сил, между которыми в идеологическом отношении не было ничего общего, оказались направленными против союзной государственности и ее воплощения - центральной власти. Как это ни парадоксально, в едином антигосударственном порыве объединились националисты, радикальные демократы и коммунистические консерваторы. Под воздействием этих сил на заключительном этапе перестройки события приобрели разрушительный характер. Перестройка оборвалась.

   В настоящее время среди историков  нет единой точки зрения на то, что  явилось основной причиной распада  СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных  причин называют следующие:

  • центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов, каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;
  • авторитарный характер советского общества (гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов, принудительный коллективизм, господство одной идеологии, идеологическая засоренность, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив (особенно важно для интеллигенции));
  • растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;
  • диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);
  • кризис доверия к экономической системе: в 1960—1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало падение качества производимых в СССР товаров народного потребления. Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;
  • ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;
  • неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года);
  • снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР;
  • моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;
  • Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет.

Информация о работе СССР-Россия на новом этапе мирового цивилизационного развития