СССР-Россия на новом этапе мирового цивилизационного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Отставание СССР в мировой технологической конкуренции становилось все более ощутимым. Наиболее развитые страны мира уже вступили в постиндустриальную эпоху, а Советский Союз задержался на предыдущей - индустриальной - стадии развития. Почти до нулевой отметки упали темпы экономического роста, производительность труда была в несколько раз ниже, чем в западных странах.

Содержание

1. Перестройка в СССР: осознание необходимости перемен в обществе, замыслы перестройки, её успехи и проблемы.
2. Август – 91. Распад СССР и его последствия.

Работа содержит 1 файл

контрольная.история.docx

— 58.17 Кб (Скачать)

     В 1989—1990 гг. экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. Прилавки магазинов опустели, для отпуска элементарных продуктов питания были введены так называемы "карточки потребителя" с фотографиями, которые выдавались по месту жительства. На руках у граждан СССР в 1989 г. было 100 млрд руб., на которые просто нечего было купить. Товары по низким государственным ценам моментально скупались и перепродавались в коммерческих магазинах в несколько раз дороже. В жизни людей после трех лет перестройки налицо были явные ухудшения. Не оправдал надежд политического руководства и новый лозунг "сильной социальной политики", который в 1988 г. сменил провалившуюся "концепцию ускорения". Вместе с тем в недрах государственной экономики стали отчетливо обнаруживаться новые тенденции. Широкий размах приобрело кооперативное движение, в котором к 1990 г. принимало участие уже около миллиона человек, появились первые коммерческие банки. Возникли реальные условия для перераспределения финансовых потоков из государственного в частный сектор экономики, который был ориентирован только на торговлю, сферу услуг и посредническую деятельность. Ситуация товарного голода, инфляционные процессы и целый ряд других факторов не давали частному предпринимательству возможности развиваться в производственной сфере. На протяжении 1989 и особенно 1990 г. начинается также процесс перераспределения финансовых потоков из центра в регионы. Это сопровождается на политическом уровне идеей экономического суверенитета союзных республик, которую наиболее последовательно проводят народные депутаты от республик Прибалтики. В такой обстановке сдерживающая роль центра воспринималась все более болезненно. Это понимали и наверху. XIX партийная конференция поддержала идею регионального хозяйственного расчета. Для новых хозяйственных отношений отсутствовала правовая база, которую впервые попытались создать в конце 1988 г. в Эстонии, провозгласив в Декларации о суверенитете верховенство законов республики над общесоюзными, республиканскую собственность на землю, недра, основные средства производства в промышленности. Верховный Совет СССР признал принятый в Эстонии документ недействительным, но "парад суверенитетов" остановить было уже нельзя. В начале 1989 г. в Литве возникло движение "Саюдис", выступавшее за восстановление независимого Литовского государства; Закон о суверенитете в конце того же года был принят в Азербайджане.

     Новый импульс "парад суверенитетов" получил после выборов в республиканские и местные Советы весной 1990 г., на которых большинство голосов получили приверженцы самостоятельного развития республик. На фоне пустых прилавков и бесконечных очередей первой половины 1990 г. идея республиканского суверенитета быстро эволюционирует от требований хозяйственной самостоятельности к полной политической независимости и выходу из СССР. Москва в этот период рассматривалась радикальными силами как основное и главное препятствие экономического развития, не позволяющее добиться решительного улучшения качества жизни. В марте 1990 г. сейм Литвы принял Декларацию о восстановлении независимости республики, признав незаконным включение Литвы в СССР после заключения пакта Риббентроп — Молотов. Ответом центра на литовскую независимость стал режим жестких экономических санкций, что еще более обострило ситуацию между центром и республиками. Весной 1990 г. все союзные республики приняли декларации о своем суверенитете.

Внешняя политика

     Годы "перестройки" стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно  лишь при учете интересов других народов и государств таково было основополагающее положение нового курса на международной арене. В  многочисленных выступлениях советского президента были изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношениях с некоторыми государствами, в частности с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфликтов. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В декабря 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М.С. Горбачев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость от идеологических различий объявлялась одним из принципов межгосударственных отношений. В 1985 г. новым министром иностранных дел Советского Союза стал Э.А. Шеварднадзе.

     Конкретные  мероприятия советского правительства  подтверждали его готовность следовать  избранному внешнеполитическому курсу, желание отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западными странами и положить конец "холодной войне".

     Об  изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполитических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в  Женеве осенью 1985 г. советско-американские переговоры. В подписанном президентами двух стран документе констатировалось, что "ядерная война недопустима  и в ней не может быть победителей". Стороны заявляли о своем отказе добиваться военного превосходства  друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.

     Правительство СССР объявило мораторий на испытания  ядерного оружия. Приостановилось развертывание  ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. Была выведена советская военная техника  с территории ГДР. На 500 тыс. человек  уменьшались вооруженные силы. Начались конверсия военного производства, перевод  военных заводов на выпуск гражданской  продукции. В феврале 1988 г. был завершен вывод советских войск из Афганистана (правда, в течение еще двух лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами).

     Новая внешнеполитическая концепция и  ее реализация отвечали задачам внутриполитического  развития СССР. Они позволяли ограничить гонку вооружений, значительно сократить  военные расходы. Широкие слои населения  в Советском Союзе и за рубежом  выступили с поддержкой идей М.С. Горбачева и его ближайших  соратников. Но были и противники новых  подходов к решению международных  вопросов. За сохранение прежнего курса  в отношениях с Западом ратовали многие деятели военного и внешнеполитического  ведомств, часть работников партийного аппарата. Будучи не в силах помешать начавшимся изменениям в области  дипломатии, они пополнили ряды оппозиции  горбачевской "перестройке".

     Серьезные перемены произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Экономический и политический кризис в этих странах, падение авторитета правящих партий вызвали рост в них  оппозиции. Обстановка в СССР, курс на "обновление социализма" привели  к активизации оппозиционных  сил, усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти М.С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников  по Организации Варшавского Договора. На встречах с руководителями этих стран он разъяснял причины, сущность и пути проводимой в Советском  Союзе "перестройки". Делались попытки  изменить формы экономического сотрудничества с государствами ОВД, акцентируя главное внимание на прямые контакты между предприятиями.

     На  первых порах руководители стран  ОВД поддержали новый политический курс М.С. Горбачева. Однако углубление "перестроечных" процессов, кадровые перестановки в советском партийно-государственном  аппарате вызвали их неприятие. В ГДР и Румынии резко сократился объем публикуемой информации о преобразованиях в СССР.

     Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против существующих режимов и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии. Несколько ранее  в результате свободных выборов  была отстранена от власти правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии, Югославии и Албании. В бывших социалистических странах  произошла смена партийно-государственных  структур. На политическую арену в  них вышли десятки новых политических партий и общественных организаций. Устанавливались демократические  органы власти. Начались переход к  рыночной экономике и приватизация промышленных предприятий. В некоторых  из стран эти меры привели к  резкому обострению экономической  ситуации. Крушение существующих порядков в Югославии привело к кризису  национальных отношений и распаду  страны на несколько государств. В 1990 г. состоялось объединение Восточной  и Западной Германии.

     Переход восточно-европейских стран к  парламентской демократии привел к  распаду социалистического содружества. Прекратили деятельность Совет Экономической  Взаимопомощи и Организация Варшавского  Договора (весна 1991 г.). Значительно  сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной  Европы. Если в конце 80-х годов  их доля во внешнеторговом обороте  Советского Союза превышала 50%, то в начале 90-х снизилась до 16%.

     Потеря  СССР прежних позиций в Восточной  Европе, объединение Германии обострили  политическую борьбу между сторонниками и противниками нового политического  курса.

     Обновленные подходы к решению международных  вопросов явились основой широкого сотрудничества СССР с государствами  мира. В 1986-1987 гг. состоялись несколько встреч М.С. Горбачева с президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем).

     Принятые  в итоге переговоров соглашения (1987) предусматривали уничтожение  на территории Европы принадлежащих  обеим державам ядерных ракет  средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Претворение  в жизнь достигнутой договоренности вызывало разную реакцию в правящих кругах обеих стран. По мнению многих руководителей партийно-государственного аппарата, эта акция серьезно угрожала безопасности СССР.

     Активизировались  государственные связи Советского Союза и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Подписанные между  ними соглашения создавали благоприятные  условия для развития экономического сотрудничества. Советский Союз был  принят в Международный валютный фонд. Большое значение уделялось  всесторонним контактам с государствами  Северной Европы Швецией, Норвегией, Финляндией. Была достигнута договоренность о совместном освоении ими природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

     Нормализовались политические и экономические взаимоотношения  СССР и стран Юго-Восточной и  Южной Азии. Вывод советских войск  из Афганистана и Монголии создали  условия для урегулирования отношений  с Китайской Народной Республикой. В 1989 г. М.С. Горбачев посетил Китай  с официальным визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены спорные вопросы  и восстановлены межправительственные связи. Межгосударственные отношения  установились с Южной Кореей. Достигнутая  с нею договоренность предусматривала  совместные работы по освоению природных  ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Расширялись экономические и общественные контакты с Израилем. Они привели к восстановлению дипломатических отношений между странами.

     Советское правительство приняло несколько  законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека, в частности указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд  законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями культуры разных государств.

     Советский Союз занял четкую позицию во время  войны в Персидском заливе, причиной которой стал захват Ираком Кувейта. Он поддержал резолюцию Совета Безопасности ООН с осуждением действий иракских властей (осень 1990 г.). В ноябре того же года президенту СССР М.С. Горбачеву  была присуждена Нобелевская премия мира.  Новый внешнеполитический курс СССР благоприятствовал преодолению последствий "холодной войны", ликвидации неприязни и недоверия в его отношениях с другими государствами.

Вывод: В ходе перестройки удалось качественно изменить существующее советское общество, придать ему новое, демократическое измерение. Несмотря на сопротивление различных политических сил правых и левых, перестройке, в конечном итоге удалось сделать главное - создать реальные предпосылки для функционирования в СССР социал-демократической модели общества. В этом и состоит ее историческое значение. 
 
 
 
 

2. Август – 91. Распад СССР и его последствия

Обострение межнациональных конфликтов

     В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.

     Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с  обострением проблем загрязнения  окружающей среды, ухудшением экологической  обстановки из-за аварии на Чернобыльской  АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность  на местах порождалась недостаточным  вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Центрами, объединяющими  местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения ("Рух" на Украине, "Саюдис" в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках.

Информация о работе СССР-Россия на новом этапе мирового цивилизационного развития