СССР в 1985-1991гг. Перестройка: реформы М.С. Горбачёва

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение экономических предпосылок, которые к середине 80-хгг. послужили толчком будущих реформ в этой сфере, самих экономических и политических реформ 1985-1991гг., проведённых в три этапа, и в конечном итоге анализ ошибок и просчетов, допущенных руководством страны в осуществлении перестройки, повлекших за собой её крах.

Содержание

I. Введение

II.Основная часть:

1.Вызревание экономических предпосылок реформирования общества в СССР к середине 80-х гг.

2."Совершенствование социализма": реформы экономики и управления.

3.Реформа политической системы. Противоречия и ошибки в осуществлении перестройки, её крах.

III. Заключение

IV. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

     В экономических преобразованиях  Горбачёв исходил из формулы "кадры  решают всё", поэтому вопрос кадров был ключевым на протяжении всех реформ. Решая одну из важнейших проблем реформаторской тактики и стратегии-"о единомышленниках" он начал кадровое обновление по трём направлениям: 1) изменение состава Политбюро в свою пользу; 2) обновление аппарата ЦК за счёт "новых людей"; 3) создание собственного института помощников;

     В 1985-1986гг. было проведено несколько  Пленумов ЦК КПСС, посвященных вопросу  кадровой политике. На одном из них  были обсуждены новые идеи, заключающиеся  в следующем: 1) утвердить возможность  прямых и альтернативных выборов коммунистами "первого руководителя"-от секретаря первичной партийной организации до секретаря обкома и республики; 2) превратить выборы в общественное мероприятие, обеспечив их "гласностью" процедуры. Это были революционные инновации. Впервые за всю историю правления руководство КПСС пыталось отказаться от номенклатурного метода назначения на партийно - государственные должности, т.е. от важнейшего способа воздействия на все стороны жизни государства.

     Одновременно  происходила децентрализация управления экономикой, которая предполагала "сужение" плановой системы хозяйства. До начала реформ именно план обеспечивал баланс между производством, потреблением и накоплением. Для повышения эффективности производства была использована идея борьбы с неисполнительностью на всех уровнях, которая реализовывалась путём "наведения порядка", "очищения от чуждых элементов", "укрепления социалистической законности". Она включала в себя несколько задач: 1) борьба с коррупцией; 2) повышение трудовой дисциплины; 3) антиалкогольная компания.

     Другая идея реформирования советской экономики была связанна с организацией производства качественной продукции. Специальным законом о госприемке была создана служба государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. К январю 1987г. госприемка действовала практически на всех крупных заводах.

     Принципиально новым мероприятием правительства в сфере экономических преобразований было расширение сферы деятельности частного сектора. Индивидуальная трудовая деятельность (ИТД) разрешалась в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также в других видах деятельности, основанных исключительно на личном труде граждан и членов их семьи. Специальный закон, расширяющий сферу индивидуальной трудовой деятельности, был принят 19 ноября 1986г. (Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности"). В соответствии с этим законом в стране легализовалась частная деятельность в 30 видах производства товаров и услуг. 
 

     Второй  этап. 1987-1988гг. 

     27-28 января 1987г. состоялся Пленум  ЦК КПСС "О перестройке и  кадровой политике". На этом  Пленуме Горбачёв сделал вывод  что перестройка не "идёт", потому, что допускаются ошибки в кадровой политике и управленческих структурах.

     Важным  в деле экономических реформ стал июньский Пленум ЦК КПСС (1987г.). В докладе о результатах экономической реформы Н.И. Рыжков сообщил, что курс на ускорение провалился. В постановлении Верховного Совета СССР (30 июня 1987г.) "О перестройке управления народным хозяйством на современном этапе экономического развития страны" была сформулирована комплексная программа экономических преобразований, которая основывалась на идеях перехода к рыночной экономике.

     Теоретически  основой нового этапа реформ становится идеология "демократического социализма". Практическим руководством стали два закона- Закон "О государственном предприятии (объединении)" вступил в силу в январе 1988г. и "Закон о кооперации в СССР" (май 1988г.). В подготовке этих законодательных актов принимали участие известные учёные (экономисты, социологи, политологи): академики АН СССР Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, Е.С. Заславская и другие. Эти законы расширяли права и свободы частных предприятий и ориентировали социалистическую экономику к постепенному переходу к рыночным отношениям. На частные предприятия и кооперативы возлагались надежды по преодолению продовольственного и товарного дефицита.

     В новых законах было отменено большинство ограничений правового характера, препятствующих развитию кооперативов. Теперь кооперативы могли создаваться практически в любых отраслях народного хозяйства и заниматься любой деятельностью, не запрещённой действующим законодательством. Кооперативы стали быстро развиваться. За первое полугодие 88г.  было выпущено продукции в 3,2 раза, чем за весь 87 год. Но уже в декабре того же года постановлением Совета министров СССР "О регулировании отдельных видов деятельности кооперативов" в соответствии с Законом "О кооперации в СССР" масштабы деятельности кооперативов резко сокращались. Недовольства населения реформами возрастало, люди неоднозначно относились к таким категориям, как собственность, кооператив, рынок.

     Производственный дефицит правительство пыталось преодолеть повсеместным вводом талонов на основные продукты питания. Но население с каждым годом перестройки отмечали всё меньшую удовлетворённость в продуктах питания. Чтобы компенсировать финансовые потери населения, государство и отдельные предприятия пошли на повышение заработной платы, без увеличения производительности труда и спроса на продукцию это привело к мощной инфляции.

     После XIX партийной конференции разгорелись споры экономистов по вопросу ценообразования. Это было самое слабое место советской экономики. Возникла необходимость провести реформу цен (т.е. приведения в соответствие себестоимости продукции и её цены на рынке), на практике, которая привела бы к повышению цен на товары и услуги. Реформаторов это пугало и данная реформа не состоялась.

     Новыми  явлениями в экономике страны в период 1987-1988гг стали коммерческие отраслевые банки, аренда помещений, акционирование предприятий. Рыночные отношения развивались, но они накладывались на инфляцию, дефицит, криминал и рост денежных доходов населения, не обеспеченных товарами. 
 

     Третий  этап. 1989-1991гг. 

     Начиная с 1989г. стало очевидно, что негативные тенденции в развитии советской экономики приобрели необратимый характер. В реформаторских кругах рос страх перед свободным рынком, поэтому реформу ценообразования отложили в "долгий ящик". Партийная номенклатура ощущала себя жертвами горбачёвских реформ и вменяла в вину реформаторам тяжелое положение жизни общества.

     В мае 1989г. правительство приняло постановление  об упорядочивании использования фондов экономического стимулирования государственных  предприятий, которое также затронуло кооперативы. Постановление меняло порядок расчета гос. предприятий с созданными при них кооперативами, в следствии предприятиям стало не выгодно сотрудничать с кооперативами, и многим из них пришлось закрыться. Ряд последующих постановлений и вовсе сделали деятельность кооперативов невозможной. На этом закончилась эпоха кооперативов в СССР(1991г.)

     В1989г. правительство вернулось к аграрной проблеме. В Указе Президиума Верховного Совета СССР об аренде и арендных отношениях было разрешено срочное пользование землёй сроком от 5 до 50 лет. Это был шаг вперёд в движении к рыночной экономике. Продолжением реформ в аграрной сфере стал "Закон о земле", который давал возможность пожизненного наследственного пользования землёй, но в нём тоже были ограничения: землю нельзя было продать или сдать в аренду.

     Оставались  нереформированными цены. Боязнь реформаторов принять непопулярное решение усугубляло экономический кризис.

     В 1989г. предприятиям было разрешено превращать безналичный расчёт в наличный, что привело к обвальному росту личных доходов. Снизились капиталовложения, как плановые через госбюджет, так и из средств предприятий. Это привело к сокращению запасов продовольствия и к краху потребительского рынка. Резко сократились объёмы производства. Были вновь введены талоны на приобретение водки, сахара. Резко возрос импорт. Нарушился межотраслевой баланс, начался быстрый спад производства.

     Новая стратегия экономических реформ принятая в 1989г. предполагала преодоление кризиса за пятилетку и включала в себя несколько этапов демонтажа системы центрального планирования. В кругах реформаторов существовала другая неофициальная идея ускорения перехода советской экономики к рыночным отношениям, введения института частной собственности. Горбачёв склонялся к этой идеи, но не без колебаний.

     В1990г. происходит смена приоритетов, руководство  осознаёт необходимость перехода к  рынку. К середине года разработали  два плана: "Основные направления" (Абалкин) и "500 дней" (Шаталин, Явлинский). В основу обоих входили: идея приватизации государственной собственности, поддержка малого и среднего бизнеса, реформа ценообразования и другие меры. Отличия заключались в представлении темпов реформирования и характере отношений между союзной властью и субъектами СССР.

     Весной 1990г. на пост председателя ВС РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. Сформировалось два центра власти - союзный центр во главе с Президентом СССР М.С. Горбачёвым (избран ВС СССР в марте 1990г.) и российский центр во главе с Б.Н. Ельциным. Союзное правительство выбрало план Абалкина, он был более консервативен.

     Пытаясь остановить негативные процессы в экономике  советское руководство начало продавать  валютные запасы, что резко противоречило  принципам советской системы. Специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк и др.) были переведены на хозрасчёт, а с 1990г. стали преобразовываться в коммерческие. В августе 1990г. была образованна первая Общесоюзная валютная биржа.

     В 1990г. был принят Закон "О собственности  в СССР". Он обозначил переход  к рыночной форме экономики, способствовал появлению действительно коммерческих предприятий, дальнейшему развитию предпринимательской деятельности.

     В январе 1991г. новым премьером был  назначен В.С. Павлов, занимавший пост министра финансов в союзном правительстве. В том же месяце он провёл денежную реформу, которая была оценена населением как грабительская по содержанию и унизительная, античеловечная по форме.

     В мае 1991г. на заседании Комитета по экономической реформе ВС СССР был представлен проект закона о разгосударствлении и приватизации промышленных предприятий. Ещё более радикальный закон о приватизации был принят в ВС РСФСР. Эти законы положили начало ликвидации социалистической хозяйственной системы, так как легализовали институт частной собственности.

     Летом-осенью 1991г. продолжение экономических реформ оказалось в тесной зависимости о политической ситуации в стране. Ни экономическая политика, ни кадровая с точки зрения поставленной цели - прорыва в экономике, несмотря на тактические инновации, не удались. 
 

     3. Реформа политической системы. Противоречия и ошибки в осуществлении перестройки, её крах. 

     а) Политическая реформа. 

         Уже в конце 1986г. неэффективное  экономическое преобразование в  стране привело реформаторов  к выводам, что при существующей  системе "реального социализма" поступательное развитие общества невозможно. Тогда и возникла идея реформы политической системы.

     Реформаторы считали, что реформы экономики  на подкреплены квалифицированными кадрами, способными эффективно организовать процесс перестройки. В основу реформы были положены либерально-демократические принципы: разделение властей, парламентаризм, правовое государство, гражданские и политические права человека.

     Процесс демократизации начался в сфере  прав человека. Горбачёв значительно  облегчил возможности выезда из СССР лицам еврейской национальности. В декабре 1986г. произошло знаковое событие перестройки- был возвращён из ссылки и практически реабилитирован духовный лидер советского диссидентства академик-физик А.Д. Сахаров. В начале 1987г. было официально объявлено об освобождении из заключения около 100 диссидентов.

     В понимание демократии советскими реформаторами перестройки было заложено противоречие. Они выступали за ослабление (но не ликвидацию) централизованного планирования, развитие частного предпринимательства (но при государственном регулировании), за демократию (но в рамках партийной монополии). Реформаторы намеривались осуществить перестройку в условиях централизованного управления, однопартийности, идеалогического монополизма.

     Безнадёжность этой программы тогда не была осознана, и она была принята к действию.

     На  тот момент в руководстве страны против Горбачёва и его единомышленников сложилось две оппозиции: Правая(консервативная) - критиковала Горбачёва за подрыв основ социализма, за разоблачение культа личности Сталина, и т. д. (лидер Е.К. Лигачев); Левая (радикальная) - критиковала за страх перед радикальными изменениями, в отсутствии энергии для реформаторства, нежелании менять ситуацию в стране и т. д.(С конца 1987г. лидером левой оппозиции являлся Б.Н. Ельцин).

     Весна - лето 1988г. были временем подготовки к  проведению XIX Всесоюзной партийной конференции. Конференцию ждали и в обществе, и в партии с большими надеждами. Под угрозой реванша консерваторов, сторонники реформ сплотились и ими был реализован принцип альтернативности выборов делегатов конференции.

Информация о работе СССР в 1985-1991гг. Перестройка: реформы М.С. Горбачёва