Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:29, контрольная работа
Целью моей работы является изучение экономических предпосылок, которые к середине 80-хгг. послужили толчком будущих реформ в этой сфере, самих экономических и политических реформ 1985-1991гг., проведённых в три этапа, и в конечном итоге анализ ошибок и просчетов, допущенных руководством страны в осуществлении перестройки, повлекших за собой её крах.
I. Введение
II.Основная часть:
1.Вызревание экономических предпосылок реформирования общества в СССР к середине 80-х гг.
2."Совершенствование социализма": реформы экономики и управления.
3.Реформа политической системы. Противоречия и ошибки в осуществлении перестройки, её крах.
III. Заключение
IV. Список используемой литературы
В экономических преобразованиях Горбачёв исходил из формулы "кадры решают всё", поэтому вопрос кадров был ключевым на протяжении всех реформ. Решая одну из важнейших проблем реформаторской тактики и стратегии-"о единомышленниках" он начал кадровое обновление по трём направлениям: 1) изменение состава Политбюро в свою пользу; 2) обновление аппарата ЦК за счёт "новых людей"; 3) создание собственного института помощников;
В 1985-1986гг. было проведено несколько Пленумов ЦК КПСС, посвященных вопросу кадровой политике. На одном из них были обсуждены новые идеи, заключающиеся в следующем: 1) утвердить возможность прямых и альтернативных выборов коммунистами "первого руководителя"-от секретаря первичной партийной организации до секретаря обкома и республики; 2) превратить выборы в общественное мероприятие, обеспечив их "гласностью" процедуры. Это были революционные инновации. Впервые за всю историю правления руководство КПСС пыталось отказаться от номенклатурного метода назначения на партийно - государственные должности, т.е. от важнейшего способа воздействия на все стороны жизни государства.
Одновременно
происходила децентрализация
Другая идея реформирования советской экономики была связанна с организацией производства качественной продукции. Специальным законом о госприемке была создана служба государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. К январю 1987г. госприемка действовала практически на всех крупных заводах.
Принципиально
новым мероприятием правительства
в сфере экономических преобразований
было расширение сферы деятельности частного
сектора. Индивидуальная трудовая деятельность
(ИТД) разрешалась в сфере кустарно-ремесленных
промыслов, сельского хозяйства, бытового
обслуживания населения, а также в других
видах деятельности, основанных исключительно
на личном труде граждан и членов их семьи.
Специальный закон, расширяющий сферу
индивидуальной трудовой деятельности,
был принят 19 ноября 1986г. (Закон СССР "Об
индивидуальной трудовой деятельности").
В соответствии с этим законом в стране
легализовалась частная деятельность
в 30 видах производства товаров и услуг.
Второй
этап. 1987-1988гг.
27-28 января 1987г. состоялся Пленум ЦК КПСС "О перестройке и кадровой политике". На этом Пленуме Горбачёв сделал вывод что перестройка не "идёт", потому, что допускаются ошибки в кадровой политике и управленческих структурах.
Важным в деле экономических реформ стал июньский Пленум ЦК КПСС (1987г.). В докладе о результатах экономической реформы Н.И. Рыжков сообщил, что курс на ускорение провалился. В постановлении Верховного Совета СССР (30 июня 1987г.) "О перестройке управления народным хозяйством на современном этапе экономического развития страны" была сформулирована комплексная программа экономических преобразований, которая основывалась на идеях перехода к рыночной экономике.
Теоретически основой нового этапа реформ становится идеология "демократического социализма". Практическим руководством стали два закона- Закон "О государственном предприятии (объединении)" вступил в силу в январе 1988г. и "Закон о кооперации в СССР" (май 1988г.). В подготовке этих законодательных актов принимали участие известные учёные (экономисты, социологи, политологи): академики АН СССР Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, Е.С. Заславская и другие. Эти законы расширяли права и свободы частных предприятий и ориентировали социалистическую экономику к постепенному переходу к рыночным отношениям. На частные предприятия и кооперативы возлагались надежды по преодолению продовольственного и товарного дефицита.
В новых законах было отменено большинство ограничений правового характера, препятствующих развитию кооперативов. Теперь кооперативы могли создаваться практически в любых отраслях народного хозяйства и заниматься любой деятельностью, не запрещённой действующим законодательством. Кооперативы стали быстро развиваться. За первое полугодие 88г. было выпущено продукции в 3,2 раза, чем за весь 87 год. Но уже в декабре того же года постановлением Совета министров СССР "О регулировании отдельных видов деятельности кооперативов" в соответствии с Законом "О кооперации в СССР" масштабы деятельности кооперативов резко сокращались. Недовольства населения реформами возрастало, люди неоднозначно относились к таким категориям, как собственность, кооператив, рынок.
Производственный дефицит правительство пыталось преодолеть повсеместным вводом талонов на основные продукты питания. Но население с каждым годом перестройки отмечали всё меньшую удовлетворённость в продуктах питания. Чтобы компенсировать финансовые потери населения, государство и отдельные предприятия пошли на повышение заработной платы, без увеличения производительности труда и спроса на продукцию это привело к мощной инфляции.
После XIX партийной конференции разгорелись споры экономистов по вопросу ценообразования. Это было самое слабое место советской экономики. Возникла необходимость провести реформу цен (т.е. приведения в соответствие себестоимости продукции и её цены на рынке), на практике, которая привела бы к повышению цен на товары и услуги. Реформаторов это пугало и данная реформа не состоялась.
Новыми
явлениями в экономике страны
в период 1987-1988гг стали коммерческие
отраслевые банки, аренда помещений, акционирование
предприятий. Рыночные отношения развивались,
но они накладывались на инфляцию, дефицит,
криминал и рост денежных доходов населения,
не обеспеченных товарами.
Третий
этап. 1989-1991гг.
Начиная с 1989г. стало очевидно, что негативные тенденции в развитии советской экономики приобрели необратимый характер. В реформаторских кругах рос страх перед свободным рынком, поэтому реформу ценообразования отложили в "долгий ящик". Партийная номенклатура ощущала себя жертвами горбачёвских реформ и вменяла в вину реформаторам тяжелое положение жизни общества.
В
мае 1989г. правительство приняло
В1989г.
правительство вернулось к
Оставались нереформированными цены. Боязнь реформаторов принять непопулярное решение усугубляло экономический кризис.
В 1989г. предприятиям было разрешено превращать безналичный расчёт в наличный, что привело к обвальному росту личных доходов. Снизились капиталовложения, как плановые через госбюджет, так и из средств предприятий. Это привело к сокращению запасов продовольствия и к краху потребительского рынка. Резко сократились объёмы производства. Были вновь введены талоны на приобретение водки, сахара. Резко возрос импорт. Нарушился межотраслевой баланс, начался быстрый спад производства.
Новая стратегия экономических реформ принятая в 1989г. предполагала преодоление кризиса за пятилетку и включала в себя несколько этапов демонтажа системы центрального планирования. В кругах реформаторов существовала другая неофициальная идея ускорения перехода советской экономики к рыночным отношениям, введения института частной собственности. Горбачёв склонялся к этой идеи, но не без колебаний.
В1990г. происходит смена приоритетов, руководство осознаёт необходимость перехода к рынку. К середине года разработали два плана: "Основные направления" (Абалкин) и "500 дней" (Шаталин, Явлинский). В основу обоих входили: идея приватизации государственной собственности, поддержка малого и среднего бизнеса, реформа ценообразования и другие меры. Отличия заключались в представлении темпов реформирования и характере отношений между союзной властью и субъектами СССР.
Весной 1990г. на пост председателя ВС РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. Сформировалось два центра власти - союзный центр во главе с Президентом СССР М.С. Горбачёвым (избран ВС СССР в марте 1990г.) и российский центр во главе с Б.Н. Ельциным. Союзное правительство выбрало план Абалкина, он был более консервативен.
Пытаясь остановить негативные процессы в экономике советское руководство начало продавать валютные запасы, что резко противоречило принципам советской системы. Специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк и др.) были переведены на хозрасчёт, а с 1990г. стали преобразовываться в коммерческие. В августе 1990г. была образованна первая Общесоюзная валютная биржа.
В 1990г. был принят Закон "О собственности в СССР". Он обозначил переход к рыночной форме экономики, способствовал появлению действительно коммерческих предприятий, дальнейшему развитию предпринимательской деятельности.
В январе 1991г. новым премьером был назначен В.С. Павлов, занимавший пост министра финансов в союзном правительстве. В том же месяце он провёл денежную реформу, которая была оценена населением как грабительская по содержанию и унизительная, античеловечная по форме.
В мае 1991г. на заседании Комитета по экономической реформе ВС СССР был представлен проект закона о разгосударствлении и приватизации промышленных предприятий. Ещё более радикальный закон о приватизации был принят в ВС РСФСР. Эти законы положили начало ликвидации социалистической хозяйственной системы, так как легализовали институт частной собственности.
Летом-осенью
1991г. продолжение экономических реформ
оказалось в тесной зависимости о политической
ситуации в стране. Ни экономическая политика,
ни кадровая с точки зрения поставленной
цели - прорыва в экономике, несмотря на
тактические инновации, не удались.
3.
Реформа политической
системы. Противоречия
и ошибки в осуществлении
перестройки, её крах.
а)
Политическая реформа.
Уже в конце 1986г.
Реформаторы считали, что реформы экономики на подкреплены квалифицированными кадрами, способными эффективно организовать процесс перестройки. В основу реформы были положены либерально-демократические принципы: разделение властей, парламентаризм, правовое государство, гражданские и политические права человека.
Процесс демократизации начался в сфере прав человека. Горбачёв значительно облегчил возможности выезда из СССР лицам еврейской национальности. В декабре 1986г. произошло знаковое событие перестройки- был возвращён из ссылки и практически реабилитирован духовный лидер советского диссидентства академик-физик А.Д. Сахаров. В начале 1987г. было официально объявлено об освобождении из заключения около 100 диссидентов.
В понимание демократии советскими реформаторами перестройки было заложено противоречие. Они выступали за ослабление (но не ликвидацию) централизованного планирования, развитие частного предпринимательства (но при государственном регулировании), за демократию (но в рамках партийной монополии). Реформаторы намеривались осуществить перестройку в условиях централизованного управления, однопартийности, идеалогического монополизма.
Безнадёжность этой программы тогда не была осознана, и она была принята к действию.
На тот момент в руководстве страны против Горбачёва и его единомышленников сложилось две оппозиции: Правая(консервативная) - критиковала Горбачёва за подрыв основ социализма, за разоблачение культа личности Сталина, и т. д. (лидер Е.К. Лигачев); Левая (радикальная) - критиковала за страх перед радикальными изменениями, в отсутствии энергии для реформаторства, нежелании менять ситуацию в стране и т. д.(С конца 1987г. лидером левой оппозиции являлся Б.Н. Ельцин).
Весна - лето 1988г. были временем подготовки к проведению XIX Всесоюзной партийной конференции. Конференцию ждали и в обществе, и в партии с большими надеждами. Под угрозой реванша консерваторов, сторонники реформ сплотились и ими был реализован принцип альтернативности выборов делегатов конференции.
Информация о работе СССР в 1985-1991гг. Перестройка: реформы М.С. Горбачёва