Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:51, контрольная работа
Государства постоянно находятся в состоянии дипломатического, финансового, экономического и идеологического соревнования. Отношения между ними изменяются от сотрудничества через разногласия, конкуренцию и взаимное запугивание к враждебным актам и затем к войне. Такого рода отношения неизбежно ведут к тому, что государства объединяются в союзные, нейтральные и враждебные лагери.
Введение………………………………………………………………… 3
Послевоенное устройство мира как исходная точка для будущих международных противоречий………………………………………………..
4
Формирование биполярной системы международных отношений и место в ней СССР……………………………………………………………
7
«Холодная война»: сущность и проявления влияние на социально-экономическое положение страны……………………………….
12
Заключение……………………………………………………………… 20
Список литературы……………………………………………………... 21
Резко менялась геополитическая ситуация. Революция 40-х годов в Восточной Европе, заключение Советским Союзом с государствами этого региона договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи сформировали новую систему международных отношений. Эта система была ограничена рамками государств, развитие которых протекало в условиях действия сталинской модели социализма со всеми ее неотъемлемыми чертами.
Обострение отношений и осложнение политической обстановки в мире происходило и в связи с поддержкой Советским Союзом справедливой борьбы колониальных и зависимых стран за свое освобождение. Метрополии всячески препятствовали национально-освободительному движению. В 1949 г. победила народная революция в Китае, приведшая к радикальному изменению геополитической ситуации в Азии, что усилило беспокойство США и других западных стран. Все это укрепило недоверие двух сверхдержав друг к другу, обострило все имеющиеся противоречия.
Возникло глобальное соперничество СССР и США. И речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г., и доктрина Трумена, выдвинутая в марте 1947 г., были восприняты в СССР как открытое провозглашение «холодной войны», длившейся более 40 лет. За все это время соперничество двух великих держав не переросло в горячую войну, что дало основание именовать этот период «холодной войной». Она втянула в себя всю планету, расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-экономические системы. Мир стал биполярным. Возникла своеобразная политическая логика этого глобального соперничества – «кто не с нами, тот против нас». Во всем и везде каждая сторона видела коварную руку противника.
Холодная война довела до невиданных размеров милитаризм в политике и мышлении. Все в мировой политике стали оценивать с точки зрения соотношения военной силы, баланса вооружений. Западные страны приняли на вооружение блоковую стратегию, которая на долгие годы сохраняла конфронтацию в международных отношениях. Большинство государств, принявших «план Маршалла», подписали в апреле 1949 г. Североатлантический договор (НАТО). Были созданы объединенные вооруженные силы под командованием американских военачальников. Создание замкнутой военно-политической группировки идеологизированного характера, направленной, по существу, против СССР и его союзников, оказало негативное влияние на развитие международных отношений.
Политика США «с позиции силы» встретила жесткую ответную реакцию СССР и вызвала обострение международной напряженности. В 1949 г. была ликвидирована атомная монополия США. После создания термоядерного оружия в 50-е годы, а вслед за тем средств его доставки к цели (межконтинентальных баллистических ракет) СССР приложил максимум усилий для достижения военно-стратегического паритета с США, который осуществился на рубеже 60–70 годов. Росло количество военных блоков. В 1951г. возникла военно-политическая группировка АНЗЮС. Был заключен «договор безопасности» между США и Японией. В 1954 г. был создан блок СЕАТО. В 1955 г. была образована еще одна замкнутая группировка – Багдадский пакт. После выхода из него Ирака этот блок стал называться СЕНТО. Опасаясь за свою безопасность, СССР и страны Центральной и ЮгоВосточной Европы в ответ на соглашение западных стран о ремилитаризации ФРГ и принятиe ее в НАТО заключили в мае 1955 г. в Варшаве многосторонний Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Государства, подписавшие Договор, предусмотрели оказание немедленной помощи всеми средствами в случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств – участников Варшавского Договора.
50–60-е
годы ознаменовались
Постоянно
усиливающаяся гонка
Изменение
внешнеполитического курса
Улучшились отношения Советского Союза с Федеративной Республикой Германии. Осенью 1969 г. на выборах в бундестаг победу одержала СДПГ. Новое руководство страны (канцлер В.Брант) заявило о нерушимости послевоенных границ в Европе и де-факто признало существование ГДР. Все это послужило основой заключения мирного договора между ФРГ и СССР в августе 1970 г. В этом договоре были подтверждены западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. Победой советской дипломатии и важным этапом европейского урегулирования было подписание в сентябре 1971 г. четырехстороннего соглашения по Западному Берлину, которое подтверждало необоснованность претензий ФРГ на Западный Берлин и констатировало, что он не является частью ФРГ и не будет управляться ею впредь. В последующие годы политические и экономические отношения двух стран развивались достаточно стабильно. Во второй половине 70-х гг. ФРГ превратилась в одного из основных торговых партнеров Советского Союза.
Противоречивыми были отношения с Японией. Несмотря на то, что экономические связи СССР и Японии были достаточно успешными, внешнеполитические отношения оставались на весьма низком уровне. СССР так и не заключил с Японией мирного договора и, следовательно, с формальной точки зрения находился с ней в состоянии войны. Основная причина заключалась в том, что Япония по-прежнему требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после второй мировой войны. Советский Союз, в свою очередь, отказывался вести переговоры по этому вопросу.
Важной формой экономических связей со странами Запада являлась внешняя торговля. Получило развитие заключение договоров на компенсационной основе. Долгосрочные контракты о сотрудничестве в строительстве промышленных объектов на территории СССР были подписаны с Великобританией, Италией, Японией, США и др.
В 1972–1974 г. велись интенсивные переговоры на высшем уровне между СССР и США, которые привели к подписанию ряда важных политических документов. «Основы взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки» содержали платформу перевода двусторонних отношений на качественно новый уровень их радикального улучшения.
В этот же период был заключен Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), подписано Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (OCB-1).
Улучшение
отношений между двумя
70–80-е
годы были отмечены
Одним из приоритетных направлений советской внешней политики стали отношения со странами «третьего мира». Стремясь усилить свое влияние в различных регионах планеты, СССР оказывал им широкомасштабную помощь. Она охватывала военную, финансовую, техническую и прочие сферы: сюда направлялись военные и гражданские специалисты, давались огромные льготные кредиты, велись поставки дешевого вооружения и сырья. Только за первую половину 1970-х гг. в «освободившихся странах» с помощью СССР было построено около 900 промышленных предприятий. Особую активность СССР развернул на Ближнем Востоке (Сирия), в Африке (Египет, Эфиопия, Ангола, Мозамбик) и в Юго-Восточной Азии (Лаос, Камбоджа). Так, СССР вдохновлял кубинскую интервенцию в Анголе, помогал Народному фронту освобождения Мозамбика, непосредственно вмешался в конфликт в районе Африканского Рога сначала на стороне Сомали, а затем на стороне Эфиопии. В 1979 г. при посредничестве Кубы СССР поддержал партизан в Никарагуа, которые добились свержения в этой стране проамериканского режима диктатора Сомосы. Симпатии у советского руководства вызывали страны, провозгласившие курс на строительство социализма. Такая «помощь» привела к выкачиванию колоссальных средств из национального бюджета страны и стала одной из причин ее экономического краха.
В
начале 80-х гг. внешняя политика СССР
приносила по преимуществу неутешительные
результаты, перечеркивая успехи периода
разрядки.
3.
«Холодная война»: сущность
и проявления влияние
на социально-экономическое
положение страны.
Вторая
мировая война существенно
Кроме того, американцы создали невиданное по разрушительным последствиям атомное оружие и продемонстрировали его мощь, применив против своего противника — Японии. США не скрывали своих претензий на роль ведущей мировой державы.
Иным
было положение Советского Союза. СССР
понёс огромные человеческие и материальные
потери в войне, сыграл решающую роль в
победе над фашизмом. Он располагал мощной
армией и хотел использовать дислокацию
своих вооружённых сил в других странах
в собственных интересах, не собираясь
действовать в русле американской политики.
Что касается других великих держав, то
вес Великобритании и Франции после Второй
мировой войны значительно уменьшился.
Они были озабочены, прежде всего, сохранением
своих колониальных империй, где нарастало
национально-освободительное движение.
Германия, Япония и Италия в результате
поражения в войне утратили военную мощь
и политическое влияние. Их территории
были оккупированы. Экономический потенциал
этих стран нуждался в восстановлении.
Поэтому решающую роль в мировых делах
стали играть США и СССР. Взаимоотношения
между ними во многом определяли международный
климат послевоенных десятилетий.
Но едва закончилась Вторая мировая война, как США задумали силовое уничтожение своего бывшего союзника. 14 декабря 1945 г. Объединенный комитет военного планирования издал директиву № 432\Д, в которой говорилось: «Единственным оружием, которое США может эффективно применить для решающего удара по основным центрам СССР, являются атомные бомбы, доставленные самолётами дальнего действия». Предполагалось составить план нападения на советские промышленные центры, используя для этих целей около 200 атомных бомб, хотя в то время на вооружении американской армии имелись всего две атомные бомбы. Их носителями могли стать только стратегические бомбардировщики Б-29. Поэтому авторы директивы предлагали использовать для Б-29 авиабазы на Британских островах, в Италии, в Индии, в Китае и Японии.
Вокруг США и СССР начали группироваться поддерживавшие их страны. Постепенно сформировались два лагеря — капиталистический и социалистический. Первый составили наиболее экономически развитые страны Западной Европы, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и др. В другой вошли государства Восточной Европы и некоторые страны Азии: Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания, Восточная Германия (ГДР — Германская Демократическая Республика), Монголия, Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам. В этих странах при поддержке Советского Союза к власти пришли коммунисты. Неудивительно, что они признавали ведущую роль СССР в мировых делах и полностью поддерживали его на международной арене. Однако становление социалистического лагеря шло отнюдь не безболезненно.
Информация о работе СССР на мировой арене в послевоенный период (1950-е - 1980-е гг.)