Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:51, контрольная работа
Государства постоянно находятся в состоянии дипломатического, финансового, экономического и идеологического соревнования. Отношения между ними изменяются от сотрудничества через разногласия, конкуренцию и взаимное запугивание к враждебным актам и затем к войне. Такого рода отношения неизбежно ведут к тому, что государства объединяются в союзные, нейтральные и враждебные лагери.
Введение………………………………………………………………… 3
Послевоенное устройство мира как исходная точка для будущих международных противоречий………………………………………………..
4
Формирование биполярной системы международных отношений и место в ней СССР……………………………………………………………
7
«Холодная война»: сущность и проявления влияние на социально-экономическое положение страны……………………………….
12
Заключение……………………………………………………………… 20
Список литературы……………………………………………………... 21
Содержание
Введение………………………………………… |
3 |
|
4 |
|
7 |
|
12 |
Заключение…………………………………… |
20 |
Список
литературы…………………………………………………… |
21 |
Введение
Государства
постоянно находятся в
1945 год открыл новую страницу в истории XX в. События на мировой арене после окончания войны развивались столь кардинально и стремительно и привели к таким переменам во всей системе международных отношений, что их можно оценивать как своего рода переворот революционного характера. Геополитическая структура мира в результате поражения Германии и ее союзников приобрела новые центры влияния, мир становился все более биполярным. В расстановке сил Запад–Восток главная роль принадлежала теперь Соединенным Штатам Америки и Советскому Союзу. СССР не только вышел из международной изоляции, но и приобрел статус ведущей мировой державы. США, пострадавшие меньше других участников военного конфликта, после войны стали играть роль «первой скрипки» в международных делах. Это реальное соотношение сил, разделившее мир на два блока, всего за несколько лет получило свое организационное оформление в виде НАТО и Варшавского Договора. Раскол мира, таким образом, можно считать следствием войны.
Война изменила лицо мира, нарушила привычное течение судьбы многих народов. Общая угроза сблизила их, отодвинула на второй план прежние споры, сделала ненужными старую вражду и борьбу самолюбий. Мировая катастрофа, не принимающая в расчет доводы в пользу ни одной из общественных систем, в качестве своего парадокса явила миру приоритет общечеловеческих ценностей, идею мирового единства. Сразу после окончания войны эта идея как будто бы начала реализовываться, смягчая противоречия в рядах недавних союзников и умеряя пыл особо активных реваншистов.
Однако
на смену взаимопонимания и
1.
Послевоенное устройство
мира как исходная точка
для будущих международных
противоречий.
Для определения конкретной виновности лиц, развязавших вторую мировую войну, союзными государствами - СССР, США, Англией и Францией был создан Международный военный трибунал. Он начал работу в Нюрнберге 20 ноября 1945 года и закончил ее 1 октября 1946 года вынесением смертного приговора двенадцати главным военным преступникам. Согласно обвинительному заключению были приговорены к смертной казни через повешение: Геринг, Риббентроп, Кейтель, Кальтенбруннер, Розенберг, Франк, Фрик, Штрейхер, Зукель, Йодль, Зейсс-Инкварт и Борман (заочно); к пожизненному заключению: Гесс, Функ, Редер; к 20 годам лишения свободы: Шпеер и Ширах; к 15 - Нойрат, Дениц - к 10 годам.
Созданный в соответствии с договоренностями на конференции так называемый Совет министров иностранных дел (СМИД) разработал проекты мирных договоров СССР с государствами, являвшимися союзниками гитлеровской Германии: Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. После рассмотрения их Парижской мирной конференцией (1946 год) эти договора 10 февраля 1947 года были утверждены и подписаны. Они отвечали интересам обеспечения свободного и независимого развития народов этих стран, способствовали укреплению их международных позиций и стали серьезным вкладом в дело ликвидации последствий второй мировой войны, в дело укрепления мира в Европе.
Такого рода сотрудничество, пожалуй, явилось последней совместной акцией союзников по антигитлеровской коалиции. В последующие годы, к сожалению, развитие пошло совершенно иным путем. Наши бывшие союзники вскоре стали рвать связи, соединявшие главных участников войны против держав оси "Берлин - Рим - Токио". При этом главная ставка была сделана на атомное оружие.
Так, уже с большими трудностями шли переговоры о заключении государственного договора с Австрией. Потребовалось 33 заседания СМИД, 260 встреч заместителей министров иностранных дел, 35 заседаний специальной Венской комиссии. Причина этих сложностей проста - Австрия интересовала США прежде всего как "альпийская крепость", как плацдарм для возможной последующей борьбы против СССР и стран народной демократии.
Но главным по-прежнему оставался германский вопрос. Давая оценку итогам Потсдамской конференции, газета "Правда" писала 3 августа 1945 года: "Коренные интересы народов Европы состоят в том, чтобы навсегда устранить угрозу германской агрессии, предотвратить возрождение германского империализма, обеспечить прочный мир между народами и всеобщую безопасность".
Политические
принципы обращения с Германией,
разработанные советской
1)
нельзя отождествлять
2)
необходимо обеспечить условия
для развития Германии как
единого, миролюбивого
Это означало, что советская сторона выступала за признание за немецким народом права на самоопределение и избрание им самим пути социально-экономического и государственного устройства.
А какова была позиция другой стороны? США и Англия, разработавшие свои предложения, - а они касались расчленения Германии, распределения ее территории между другими европейскими государствами, - по каким-то причинам не внесли их для обсуждения на конференции. Так, например, американский адмирал Леги, один из ближайших советников Трумэна, сообщает в своих мемуарах, что президент США направляется на Потсдамскую конференцию с планом раздела Германии на "отдельные суверенные государства". Леги пишет, что Трумэн хотел предложить, чтобы "Совет министров иностранных дел представил правительствам рекомендации о расчленении Германии" и чтобы уже на Потсдамской конференции было заявлено о "намерении предоставить Рейнской области в будущем независимость и суверенитет в качестве отдельного государства". Более того, Трумэн высказывался за то, "чтобы... было создано южногерманское государство со столицей в Вене". Необходимость переустройства жизни немецкого народа на демократических и миролюбивых началах тогда, видимо, меньше всего заботила западные державы. В директиве президента США американскому командованию в Германии говорилось: "Германия оккупируется не ради ее освобождения, но потому, что она является побежденной, вражеской страной".
Принципы совместной политики государств антигитлеровской коалиции в германском вопросе были зафиксированы участниками Потсдамской конференции в соглашении "Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период". К чему сводилось существо этих принципов? В конечном счете к демилитаризации и демократизации Германии. В соответствии с решениями Крымской конференции они предусматривали полное разоружение Германии и ликвидацию в ней всей промышленности, которая могла быть использована для военного производства.
Участники конференции договорились о необходимости "уничтожить национал-социалистическую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду". Три державы обязались принять также и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире.
Участники конференции подписали также специальное соглашение по вопросу о репарациях. Они исходили из того, что Германия должна была компенсировать в возможно большей степени ущерб, который она причинила другим народам. Репарационные претензии Советского Союза должны были удовлетворяться путем изъятий из зоны, оккупированной СССР, соответствующих германских вложений (активов) за границей. Было также обусловлено, что СССР получит дополнительно из западных зон оккупации: 1) 15% изымаемого для уплаты репараций комплектного промышленного оборудования в обмен на продовольствие и другие продукты из советской зоны оккупации; 2) 10% изымаемого промышленного оборудования - без оплаты и возмещения.
Однако чем больше времени проходило после встречи в Потсдаме, тем дальше отходили от ее решений западные державы. Если в советской зоне оккупации были последовательно проведены демилитаризация и денацификация, то в западных зонах эти решения были фактически сорваны.
Оглядываясь
назад, можно с уверенностью констатировать:
полное и добросовестное осуществление
западными державами
К сожалению, побежденная Германия все более превращалась в объект неблаговидных политических махинаций Вашингтона и Лондона. Срыв мирного договора с единой Германией, заключение которого предусматривалось потсдамскими соглашениями, стал одним из главных шагов США и Великобритании, а также примкнувшей в ним Франции, приведших к расколу Европы на противостоящие союзы и, как следствие, - к возрождению теперь уже в новой, "западногерманской" форме "германского фактора" в мировой политике.
Европа
еще лежала в развалинах, а в
Вашингтоне уже активно работали
над планами атомной войны
против своего союзника по борьбе с
германским фашизмом и японским милитаризмом
- Советского Союза. В недрах Пентагона,
как позже стало известно, рождались проекты
уничтожения СССР, один фантастичнее другого.
2.
Формирование биполярной
системы международных
отношений и место в
ней СССР.
После второй мировой войны важнейшим вопросом было послевоенное устройство мира. Для его решения необходимо было согласовать позиции всех стран – участниц антигитлеровской коалиции. Необходима была реализация мер, зафиксированных в документах, подписанных в Ялте и Потсдаме. Подготовительная работа была возложена на Совет министров иностранных дел, учрежденный на Потсдамской конференции. В июле – октябре 1946 г. проходила Парижская мирная конференция, которая рассмотрела подготовленные СМИД проекты мирных договоров с бывшими европейскими союзниками гитлеровской Германии – Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией, Финляндией. 10 февраля 1947 г. они были подписаны. Договоры восстанавливали довоенные границы с некоторыми изменениями. Определялся также объем репараций, порядок возмещения ущерба, причиненного союзным государствам. Политические статьи обязывали обеспечить всем гражданам права человека и основные свободы, не допускать возрождения фашистских организаций. Активное участие в решении всех вопросов принимал СССР. В целом мирные договоры были справедливыми и способствовали независимому, демократическому развитию государств, с которыми они заключались. Тем не менее, выявившиеся разногласия сделали невозможным мирное урегулирование германской проблемы на взаимоприемлемой основе. И в 1949 г. раскол Германии стал историческим фактом. Отчуждение между великими державами возрастало. Идеологические расхождения и различные доктрины стали играть доминирующую роль в международных отношениях. Западные страны крайне негативно относились к тоталитарному социализму. СССР в свою очередь также враждебно относился к капитализму. Воздействие сторон на международные отношения и на более слабых их субъектов все более возрастало. США и СССР рассматривали себя лидерами, поставленными ходом истории во главе сил, отстаивавших различные общественно экономические системы.
Информация о работе СССР на мировой арене в послевоенный период (1950-е - 1980-е гг.)