Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 21:10, курсовая работа
Объектом исследования является история Южной Сибири в средние века.
Предметом исследования выступают войны и захваты территорий иноземцами в средние века.
Цель исследования рассмотреть причины возникновения войн и переселения народов В Южной Сибири в VI-VIII веках.
Глава 1. Географическое положение и развитие городов
1. Географическое расположение Южной Сибири
2. Первые государственные образования на примере Горного Алтая
Глава 2. Военное искусство в средние века
1. Защитное вооружение в средневековье
2. Военное искусство на примере Енисейских кыргызов
3. Поход Джучи в Кем-Кеджиут и Кыргыз
Заключение
Литература
История Уйгурского каганата тесно связана с историей многочисленных их соседей, против которых уйгуры вели бесконечные войны. Особую жестокость имели последние против антиуйгурского союза Саяно - Алтайского нагорья. Однако разобщенность союзников, измена тюркских предводителей в угоду уйгурам привело к разгрому союза. В результате поражения алтайские племена попали под власть уйгуров и стали их данниками.
В период Уйгурского каганата строительство крепостей получило широкое распространение. В сооружении крепостей, судя по особенностям фортификации, принимали участие согдийские мастера. К настоящему времени исследованы уйгурские крепости Орду-Балык и Бай-Балык в Монголии, Пор-Бажын и ряд других крепостей в Туве. Особо сложной планировкой и системой фортификации отличается крепость уйгурской столицы Орду-Балыка. Она имеет квадратный двор, мощные стены с 14 угловыми и простеночными башнями, одни ворота, бастион, встроенную угловую цитадель. Внутри крепости находится сторожевая башня-донжон, дворцовые постройки, окаймленные внутренней стеной с двумя воротами. К стене внутри двора примыкает форт, вдоль стен обводной ров. За пределами крепости находились храмовые и жилые кварталы города. Более простой является фортификация Бай-Балыка, Пор-Бажына и других крепостей. В уйгурское время использовались городища более раннего времени Бажын-Аллак, Шагонарские и др. Уйгурские крепости имеют ряд общих конструктивных особенностей. Стены сооружались из сырцового кирпича. Крепости имеют квадратную или прямоугольную планировку. До углам, реже по стенам и у ворот располагались башни. Городища обнесены рвами. 30
Уйгуры имели достаточно высокую культуру. Они владели той же, что и тюрки, письменностью и особого влияния на культурное развитие алтайских племен не оказали.
Как и предыдущие государственные образования, Уйгурский каганат был ослаблен внутренними раздорами. В 840 году он пал под ударами кыргызских племен.31
Падение Уйгурского каганата не было следствием
только нашествия енисейских кыргызов,
а явилось следствием целого ряда причин
как внутренних, так и внешних. К внутренним
причинам могут быть отнесены разложение
элиты уйгурского общества; стихийные
бедствия 839 г., когда «был голод, а вслед
за ним открылась моровая язва, отчего
много пало овец и лошадей» присоединение
уйгурами территории современной Тувы,
до этого занимавшей своеобразное «буферное»
положение между государствами Центральной
Азии, не имевшими общих границ с енисейскими
кыргызами. Внешние причины заключались
в возросшей силе кыргызов, постоянных
военных столкновениях Уйгурского каганата
с Танским Китаем и заинтересованной политике
Тибета, установившего договорные отношения
с енисейскими кыргызами ещё в начале
VIII в.32
Кыргызский каганат
После разгрома уйгуров отношения между Китаем и кыргызами испортились, так как китайцы отказались способствовать усилению кыргызского ханства33. Но войны не возникло.
Кыргызы
отметили свою победу над уйгурами
в двустрочной надмогильной надписи,
известной под названием «Енисейский
памятник». «От вас, мой эль, моя госпожа,
мои сыны, мой народ, от всех вас в 60 лет
[я отделился = умер ]. Мое имя Эль-Туган-Тутук.
Я был посланником божественному элю.
Народу шести бегов я был бегом».
Во второй половине 1-го тысячелетия уютные земли Минусинской котловины стали колыбелью культуры енисейских кыргызов. Её истоки, по распространённому среди специалистов мнению, восходят к таштыкской культуре. Остатки обширных ирригационных сооружений и найденные археологами орудия труда говорят о развитии плужного орошаемого земледелия у населения Минусы в тюркское время. Занимались кыргызы и отгонным скотоводством, разводя овец, верблюдов и лошадей. «Их лошади плотны и рослы. Лучшими считаются, которые сильно дерутся», — сообщается в восточных летописях. Такие «бойцовые» лошади особо ценились в кавалерии, для нужд которой они специально и разводились. Немалую роль в хозяйстве кыргызов играла охота. 34
После падения Первого
Кыргызский каганат постоянно подвергался
опустошительным набегам южных соседей
и в VI—VIII веках нередко терпел сокрушительные
поражения. Иногда он даже терял политическую
самостоятельность. Но со временем военная
удача всё чаще улыбалась кыргызам. «Умертвил
роды синего волка, черного волка умертвил»,
— говорится в древней кыргызской надписи
об одном из успешных походов, вероятно,
против тюрков (ведь именно они считали
своей прародительницей волчицу). Год
от года набирая силу, каганат превратился
в мощную державу, существенно влиявшую
на судьбы народов Центральной Азии. В
древнетюркое время он представлял собой
сложное этнополитическое объединение,
включавшее «титульное», элитарное население
(собственно, кыргызов) и различные подчиненные
группы кыштымов (иноплеменников). Хорошо
вооруженные дружины кыргызов совершали
регулярные набеги на жителей горно-таёжных
окраин Минусинской котловины по свидетельствам
тех лет, «ловили их и употребляли в работу».
Для участия в военных действиях кыштымы
сначала не привлекались, но уже в конце
1-го тысячелетия, когда енисейских кыргызов
потеснили войска Уйгурского каганата
и их положение сильно осложнилось, кыргызская
армия стала разноплеменной. В китайских
источниках отмечается, что когда кыргызы
«набирают и отправляют войско, то выступает
весь народ и все вассальные поколения».35
Период (IX—X вв.) получил название эпохи Великодержавия. Это было время славных побед и триумфа кыргызского оружия. Разгромив уйгуров, их тяжёлая конница вместе с отрядами кыштымов вышла на просторы Центральной Азии. «Впервые, — по словам крупного специалиста в истории, археологии и этнографии народов Южной Сибири Д. Г. Савинова, — народ северного происхождения, создавший высокую культу в бассейне Северного Енисея, стал играть решающую роль в делах своих южных соседей». 36
Население Горного Алтая было под властью кыргызов, которые оставили в истории алтайцев достаточно заметный след. Это подтверждается археологическими памятниками - могильниками, значительная часть которых раскопана на территории Кош - Агачского района.
Здесь уже явно видны различия местных захоронений и захоронений кыргызов. Они захоронения совершали по обряду сожжений, которые помещали затем вблизи уровня древнего горизонта и над ними возводили округлые каменные насыпи. Среди остатков сожжений в ряде случаев найдены побывавшие в огне металлические предметы - оружие, предметы конской сбруи. Это говорит о том, что кыргызы сжигали своих усопших вместе с их личными вещами и конем. В настоящее время у теленгитов Горного Алтая присутствует элемент сожжения предметов усопшего при похоронах. О пребывании кыргызов на территории Горного Алтая свидетельствуют также отдельные топонимы и наскальная надпись, обнаруженная у с. Мендур – Соккон.37
Во
времена кыргызского
Ко времени кыргызского великодержавия относится уникальный кыргызский документ, известный как Суджинская надпись. Она была обнаружена Рамстедтом в 1900 г. на территории Монголии. Согласно чтению тюрколога С.Г. Кляшторного в ней говорится: "Я изгнал Яглакарских ханов из Уйгурской страны. Я сын кыргызский. Я Бойла Кутлуг Ярган. Я – приказной (буюрук) правителя Кутлуг Бага Таркана. 39
На периферии кыргызских земель на Енисее имеются крепости–убежища, двор которых обнесен рвом и валом с напольной стороны. На площади двора обнаружены кострища.После разгрома Уйгурского государства кыргызские каганы предпринимали попытки строительства оборонительных сооружений.
Хозяйству алтайцев периода правления кыргызов характерно земледелие с искусственным орошением. Развито было кузнечное ремесло. Мастера изготавливали пики, сабли и другое оружие, а также украшения для одежды, конской сбруи и т. д.Основную тяжесть господства новых феодалов несли рядовые скотоводы и охотники, трудом которых создавались богатства кыргызской аристократии.
Народные массы не могли воспользоваться плодами своих трудов, так как были подневольным сословием.
Господство
кыргызов длилось до конца X века. Оно
сменилось кратковременным
В конце XII века, в связи с ослаблением могущества киданей, или как их называют в алтайских легендах " каракитай", на историческую арену выдвигались найманы. Следы их присутствия сохранились в названиях отдельных алтайских племен до сего времени. Господство найманов продолжалось до XIII века, а затем они были разгромлены войсками Чингисхана и искали убежища в горах Алтая. Их князья пытались собрать новые силы для продолжения войны с грозным врагом.
Археологические памятники кыргызской культуры VI – XIII вв. н.э. широко распространены по всей Минусинской котловине от подножий Саян до верховьев Чулыма. В IХ – Х вв. они известны на территории Тувы. К ним относятся курганы "чаа-тас"; каменные могильники с характерным для кыргызов погребальным обрядом кремации; временные зимние и летние поселения; горные крепостные сооружения; рунические письмена; петроглифы с тамгами; клады.40
В эпоху "кыргызского
В 30-е годы X в. западная граница государства киданей (кара-кытаев) простерлась до Саяно-Алтая. Кыргызы обменивались с ними посольскими связями. Ко двору императоров Ляо "хягасы постоянно присылали посланников и дань". Например, в 976 г. к императорскому двору прибыло кыргызское посольство с подарками. При "ляоском Тайцзуне западная граница руководила приходом к просвещению людей государства Хягасы". Ляо принимала кыргызов, "стремившихся к просвещению". Влияние киданей в кыргызских землях, по-видимому, было ощутимым в X веке н.э. Ряд ученых усматривает следы киданьского влияния в материальной и духовной культуре енисейских кыргызов.42
Кидани разделили единый
Часть кыргызов осталась на территории Восточного Туркестана. В мусульманских источниках X века их земли помещаются в соседстве с токуз-гузами (уйгурами), карлуками, чигилями. В дальнейшем обе группы кыргызов развивались обособленно друг от друга.
Однако, длительная война привела к большой убыли и распылению кыргызского населения на огромной территории Кыргызского каганата. Это подорвало военные силы и возможности кыргызов удержать под своей властью все завоеванные многочисленные племена, относящиеся к разным культурно-хозяйственным типам. Ослабление военной мощи кыргызов стало главной причиной завершения периода "кыргызского великодержавия". Кыргызы не смогли противостоять усилившейся Киданьской империи, подчинившей в X в. Центральную Азию.44
Эволюция кыргызской культуры в периоды раннего и развитого средневековья является своеобразным эталоном для изучения других кочевнических культур Центральноазиатского очага цивилизации. Благодаря своему уникальному географическому положению Кыргызское государство на Енисее было на протяжении долгих веков ключевым пунктом торговых и культурных связей, фактором передачи культурных достижений из центров оседло-земледельческих регионов в кочевой мир Северной Азии кочевого мира, а в период "кыргызского великодержавия" объединило скотоводческие племена Северной и Центральной Азии в единый каганат и стало центром кочевой цивилизации. В этот период кыргызские правители умели не только побеждать врагов на поле боя и умело вести дипломатические дела, но и пытались строить города, развивать земледелие, вводить денежное обращение, проявляли интерес к мировым прозелитарным религиям.45