Средневековые войны в Южной Сибири

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является история Южной Сибири в средние века.
Предметом исследования выступают войны и захваты территорий иноземцами в средние века.
Цель исследования рассмотреть причины возникновения войн и переселения народов В Южной Сибири в VI-VIII веках.

Содержание

Глава 1. Географическое положение и развитие городов
1. Географическое расположение Южной Сибири
2. Первые государственные образования на примере Горного Алтая
Глава 2. Военное искусство в средние века
1. Защитное вооружение в средневековье
2. Военное искусство на примере Енисейских кыргызов
3. Поход Джучи в Кем-Кеджиут и Кыргыз
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Южная Сибирь.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

     История Уйгурского каганата тесно связана  с историей многочисленных их соседей, против которых уйгуры вели бесконечные войны. Особую жестокость имели последние против антиуйгурского союза Саяно - Алтайского нагорья. Однако разобщенность союзников, измена тюркских предводителей в угоду уйгурам привело к разгрому союза. В результате поражения алтайские племена попали под власть уйгуров и стали их данниками.

     В период Уйгурского каганата строительство  крепостей получило широкое распространение. В сооружении крепостей, судя по особенностям фортификации, принимали участие  согдийские мастера. К настоящему времени исследованы уйгурские крепости Орду-Балык и Бай-Балык в Монголии, Пор-Бажын и ряд других крепостей в Туве. Особо сложной планировкой и системой фортификации отличается крепость уйгурской столицы Орду-Балыка. Она имеет квадратный двор, мощные стены с 14 угловыми и простеночными башнями, одни ворота, бастион, встроенную угловую цитадель. Внутри крепости находится сторожевая башня-донжон, дворцовые постройки, окаймленные внутренней стеной с двумя воротами. К стене внутри двора примыкает форт, вдоль стен обводной ров. За пределами крепости находились храмовые и жилые кварталы города. Более простой является фортификация Бай-Балыка, Пор-Бажына и других крепостей. В уйгурское время использовались городища более раннего времени Бажын-Аллак, Шагонарские и др. Уйгурские крепости имеют ряд общих конструктивных особенностей. Стены сооружались из сырцового кирпича. Крепости имеют квадратную или прямоугольную планировку. До углам, реже по стенам и у ворот располагались башни. Городища обнесены рвами. 30

     Уйгуры  имели достаточно высокую культуру. Они владели той же, что и  тюрки, письменностью и особого  влияния на культурное развитие алтайских  племен не оказали.

     Как и предыдущие государственные образования, Уйгурский каганат был ослаблен внутренними раздорами. В 840 году он пал под ударами кыргызских племен.31

           Падение Уйгурского каганата не было следствием только нашествия енисейских кыргызов, а явилось следствием целого ряда причин как внутренних, так и внешних. К внутренним причинам могут быть отнесены разложение элиты уйгурского общества; стихийные бедствия 839 г., когда «был голод, а вслед за ним открылась моровая язва, отчего много пало овец и лошадей» присоединение уйгурами территории современной Тувы, до этого занимавшей своеобразное «буферное» положение между государствами Центральной Азии, не имевшими общих границ с енисейскими кыргызами. Внешние причины заключались в возросшей силе кыргызов, постоянных военных столкновениях Уйгурского каганата с Танским Китаем и заинтересованной политике Тибета, установившего договорные отношения с енисейскими кыргызами ещё в начале VIII в.32 

     Кыргызский  каганат

                После разгрома уйгуров отношения между Китаем и кыргызами испортились, так как китайцы отказались способствовать усилению кыргызского ханства33. Но войны не возникло.

     Кыргызы отметили свою победу над уйгурами в двустрочной надмогильной надписи, известной под названием «Енисейский памятник». «От вас, мой эль, моя госпожа, мои сыны, мой народ, от всех вас в 60 лет [я отделился = умер ]. Мое имя Эль-Туган-Тутук. Я был посланником божественному элю. Народу шести бегов я был бегом». 

               Во второй половине 1-го тысячелетия уютные земли Минусинской котловины стали колыбелью культуры енисейских кыргызов. Её истоки, по распространённому среди специалистов мнению, восходят к таштыкской культуре. Остатки обширных ирригационных сооружений и найденные археологами орудия труда говорят о развитии плужного орошаемого земледелия у населения Минусы в тюркское время. Занимались кыргызы и отгонным скотоводством, разводя овец, верблюдов и лошадей. «Их лошади плотны и рослы. Лучшими считаются, которые сильно дерутся», — сообщается в восточных летописях. Такие «бойцовые» лошади особо ценились в кавалерии, для нужд которой они специально и разводились. Немалую роль в хозяйстве кыргызов играла охота. 34

       После падения Первого Тюркского  каганата, в развале которого  кыргызы приняли самое деятельное участие, они получили полную независимость, и уже в 648 году танский Китай встречал их первое посольство (во всяком случае, первое, отмеченное письменными источниками).  
Кыргызский каганат постоянно подвергался опустошительным набегам южных соседей и в VI—VIII веках нередко терпел сокрушительные поражения. Иногда он даже терял политическую самостоятельность. Но со временем военная удача всё чаще улыбалась кыргызам. «Умертвил роды синего волка, черного волка умертвил», — говорится в древней кыргызской надписи об одном из успешных походов, вероятно, против тюрков (ведь именно они считали своей прародительницей волчицу). Год от года набирая силу, каганат превратился в мощную державу, существенно влиявшую на судьбы народов Центральной Азии. В древнетюркое время он представлял собой сложное этнополитическое объединение, включавшее «титульное», элитарное население (собственно, кыргызов) и различные подчиненные группы кыштымов (иноплеменников). Хорошо вооруженные дружины кыргызов совершали регулярные набеги на жителей горно-таёжных окраин Минусинской котловины по свидетельствам тех лет, «ловили их и употребляли в работу». Для участия в военных действиях кыштымы сначала не привлекались, но уже в конце 1-го тысячелетия, когда енисейских кыргызов потеснили войска Уйгурского каганата и их положение сильно осложнилось, кыргызская армия стала разноплеменной. В китайских источниках отмечается, что когда кыргызы «набирают и отправляют войско, то выступает весь народ и все вассальные поколения».35

       Период (IX—X вв.) получил название эпохи Великодержавия. Это было время славных побед и триумфа кыргызского оружия. Разгромив уйгуров, их тяжёлая конница вместе с отрядами кыштымов вышла на просторы Центральной Азии. «Впервые, — по словам крупного специалиста в истории, археологии и этнографии народов Южной Сибири Д. Г. Савинова, — народ северного происхождения, создавший высокую культу в бассейне Северного Енисея, стал играть решающую роль в делах своих южных соседей». 36

     Население Горного Алтая было под властью кыргызов, которые оставили в истории алтайцев достаточно заметный след. Это подтверждается археологическими памятниками - могильниками, значительная часть которых раскопана на территории Кош - Агачского района.

     Здесь уже явно видны различия местных  захоронений и захоронений кыргызов. Они захоронения совершали по обряду сожжений, которые помещали затем вблизи уровня древнего горизонта и над ними возводили округлые каменные насыпи. Среди остатков сожжений в ряде случаев найдены побывавшие в огне металлические предметы - оружие, предметы конской сбруи. Это говорит о том, что кыргызы сжигали своих усопших вместе с их личными вещами и конем. В настоящее время у теленгитов Горного Алтая присутствует элемент сожжения предметов усопшего при похоронах. О пребывании кыргызов на территории Горного Алтая свидетельствуют также отдельные топонимы и наскальная надпись, обнаруженная у с. Мендур – Соккон.37

     Во  времена кыргызского великодержавия впервые главенствующее положение  в степях Центральной Азии занял  кочевой народ из далекой северной периферии - Минусинской котловины. События этого времени рассеяли уйгуров по азиатским степным просторам от Забайкалья до Восточного Туркестана, открыли путь кыргызам на Тянь-Шань.38

             Ко времени кыргызского великодержавия относится уникальный кыргызский документ, известный как Суджинская надпись. Она была обнаружена Рамстедтом в 1900 г. на территории Монголии. Согласно чтению тюрколога С.Г. Кляшторного в ней говорится: "Я изгнал Яглакарских ханов из Уйгурской страны. Я сын кыргызский. Я Бойла Кутлуг Ярган. Я – приказной (буюрук) правителя Кутлуг Бага Таркана. 39

                  На периферии кыргызских земель на Енисее имеются крепости–убежища, двор которых обнесен рвом и валом с напольной стороны. На площади двора обнаружены кострища.После разгрома Уйгурского государства кыргызские каганы предпринимали попытки строительства оборонительных сооружений.

     Хозяйству алтайцев периода правления кыргызов характерно земледелие с искусственным  орошением. Развито было кузнечное  ремесло. Мастера изготавливали пики, сабли и другое оружие, а также украшения для одежды, конской сбруи и т. д.Основную тяжесть господства новых феодалов несли рядовые скотоводы и охотники, трудом которых создавались богатства кыргызской аристократии.

     Народные  массы не могли воспользоваться плодами своих трудов, так как были подневольным сословием.

     Господство  кыргызов длилось до конца X века. Оно  сменилось кратковременным владычеством монголоязычных киданей. С ними связано  немало легенд, в том числе о  строительстве мостов через реки, дорог, о сооружении переправ через Катунь, оросительных систем в Онгудайском, Улаганском, Кош - Агачском и Усть - Коксинском районах, следы которых до сих пор просматриваются в этих местах.

     В конце XII века, в связи с ослаблением  могущества киданей, или как их называют в алтайских легендах " каракитай", на историческую арену выдвигались найманы. Следы их присутствия сохранились в названиях отдельных алтайских племен до сего времени. Господство найманов продолжалось до XIII века, а затем они были разгромлены войсками Чингисхана и искали убежища в горах Алтая. Их князья пытались собрать новые силы для продолжения войны с грозным врагом.

     Археологические памятники кыргызской культуры VI – XIII вв. н.э. широко распространены по всей Минусинской котловине от подножий Саян до верховьев Чулыма. В IХ – Х вв. они известны на территории Тувы. К ним относятся курганы "чаа-тас"; каменные могильники с характерным для кыргызов погребальным обрядом кремации; временные зимние и летние поселения; горные крепостные сооружения; рунические письмена; петроглифы с тамгами; клады.40

                  В эпоху "кыргызского великодержавия" памятники кыргызской культуры  получили распространение во  всей Центральной Азии. Кыргызские  каганы поощряли градостроительство, развитие земледелия, ремесел и торговли в своем государстве, пытались ввести денежное обращение. Возросла политическая роль Кыргызского каганата в масштабах Центрально-Азиатского региона. Существенно расширились торговые и культурные связи кыргызского государства со странами Средней Азии, Ираном, Тибетом, Китаем. Кыргызская знать проявляла интерес к мировым прозелитарным религиям, манихейству и буддизму, стремясь найти общую, объединяющую все народы каганата, идеологию.41

             В 30-е годы X в. западная граница  государства киданей (кара-кытаев) простерлась до Саяно-Алтая. Кыргызы обменивались с ними посольскими связями. Ко двору императоров Ляо "хягасы постоянно присылали посланников и дань". Например, в 976 г. к императорскому двору прибыло кыргызское посольство с подарками. При "ляоском Тайцзуне западная граница руководила приходом к просвещению людей государства Хягасы". Ляо принимала кыргызов, "стремившихся к просвещению". Влияние киданей в кыргызских землях, по-видимому, было ощутимым в X веке н.э. Ряд ученых усматривает следы киданьского влияния в материальной и духовной культуре енисейских кыргызов.42

                 Кидани разделили единый кыргызский  этнический массив надвое. Часть  кыргызов сохранила за собой  Саяно-Алтай и северо-западную  Монголию. Другая часть кыргызов  в начале II тыс. н.э., оттесненная монголоязычными племeнами, стала обитать в Восточном Туркестане. В начале X века эта группа кыргызов была отрезана от Монголии в результате киданьского завоевания. 43

                Часть кыргызов осталась на  территории Восточного Туркестана. В мусульманских источниках X века их земли помещаются в соседстве с токуз-гузами (уйгурами), карлуками, чигилями. В дальнейшем обе группы кыргызов развивались обособленно друг от друга.

                  Однако, длительная война привела  к большой убыли и распылению кыргызского населения на огромной территории Кыргызского каганата. Это подорвало военные силы и возможности кыргызов удержать под своей властью все завоеванные многочисленные племена, относящиеся к разным культурно-хозяйственным типам. Ослабление военной мощи кыргызов стало главной причиной завершения периода "кыргызского великодержавия". Кыргызы не смогли противостоять усилившейся Киданьской империи, подчинившей в X в. Центральную Азию.44

                Эволюция кыргызской культуры  в периоды раннего и развитого средневековья является своеобразным эталоном для изучения других кочевнических культур Центральноазиатского очага цивилизации. Благодаря своему уникальному географическому положению Кыргызское государство на Енисее было на протяжении долгих веков ключевым пунктом торговых и культурных связей, фактором передачи культурных достижений из центров оседло-земледельческих регионов в кочевой мир Северной Азии кочевого мира, а в период "кыргызского великодержавия" объединило скотоводческие племена Северной и Центральной Азии в единый каганат и стало центром кочевой цивилизации. В этот период кыргызские правители умели не только побеждать врагов на поле боя и умело вести дипломатические дела, но и пытались строить города, развивать земледелие, вводить денежное обращение, проявляли интерес к мировым прозелитарным религиям.45

Информация о работе Средневековые войны в Южной Сибири