Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:48, реферат
Важность нашей работы заключается в том, что несмотря на огромное количество работ, посвященных войне, освещены бывают в основном морские сражения. Сражения же на суше упоминаются мельком, причем основная доля внимания достается Мукденскому сражению и обороне Порт-Артура.
Ниже приведен краткий обзор событий.
Сражение на реке Шахе.
§3.1:
Расстановка сил перед
Удачный для японцев исход Ляоянской операции создал положение, в котором они могли спокойно выжидать падения Порт-Артура и копить силы и средства. Оперативная пауза была нужна японцам, дабы выждать освобождения осаждавшей Порт-Артур 3-й армии и завершения нового эшелона мобилизации государства, необходимость коей диктовалась соотношением сил, выяснившимся под Ляояном. Пауза нужна была японцам и потому, что у них остро ощущался недостаток снарядов: дравшиеся под Ляояном войска опустошили свои запасы; производительность японских заводов не могла удовлетворить даже требований осады Порт-Артура; заграничные заказы опаздывали.
Положение японской армии было удовлетворительным. Несмотря на потери в Ляоянском сражении, войска были в приподнятом настроении. Ояма дал отдохнуть всем трем армиям. Снабжение по железной дороге Дальний-Ляоян было открыто, что дало возможность пополнить запасы и накормить изголодавшиеся войска. Японские войска были развернуты по фронту, протянувшемуся на 36 км, по обе стороны железной дороги. К началу октября силы японцев выросли до 170 тысяч, за счет пополнений и резервных бригад.
Русская армия после отступления находилась в районе Мукдена. Надо сказать, что войска находились в полном порядке и были боеспособны. Даже наши потенциальные противники высоко оценивали способности русской армии. Офицер штаба А.А.Игнатьев приводит слова германского военного агента полковника Лауэнштейна: «— Ваши войска необыкновенны! Как будто они и не дрались! Одни русские способны так быстро восстановить порядок! »24.
Фронт русского охранения простирался на 120 км. Через месяц численность русских войск достигла 270 тысяч, в том числе 70 тысяч плохо обученных и морально неустойчивых. Однако из общего числа боевого состава было 25% нестроевых (санитары, музыканты, обозники и так далее). Таким образом, фактически численность наших войск была сопоставима с неприятельскими армиями. У русских было напряженное настроение. Отступление от Ляояна было пережито как тягостный кошмар. Большинство было уверенно в возможности разбить японцев и вскоре покончить с войной.
В целом, судьба
сражения определена не была. В обоих
армиях ситуация была неоднозначной, и
исход предстоящей битвы
А.Н.Куропаткин медлить не мог. Положение Порт-Артура требовало энергичной атаки русской полевой армии. Он предпочел, чтобы японцы перешли в наступление, что позволило бы ему использовать оборонительные достоинства русских войск. Доблестная стойкость, которых проявлялась на передовых позициях Ляояна и при его защите, способность армии к высокому подъему воодушевления идеей наступления давали командующему армией надежду на успех такового, особенно теперь, когда это воодушевление было осложнено и подогрето большим раздражением, царившим в войсках, от вынужденного оставления ими Ляояна.
Задачей наступления выдвигалась ограниченная цель — оттеснение японцев на южный берег р. Тайдцыхэ. Выдвижение этой ограниченной цели уже компрометировало предстоящее наступление: действительно, пока противник не взят за горло и операция не нацеливается на его уничтожение, пока наступающий не грозит оборвать важнейшие артерии его снабжения, до тех пор наступление оказывается в явно невыгодном положении вследствие преимуществ фронтальной тактической обороны.
Боевая задача, поставленная А.Н.Куропаткиным перед войсками в приказе, была сформулирована так: «Перейти в наступление и атаковать противника в занимаемом им расположении, имея первоначальной целью — овладеть правым берегом реки Тайцзыхэ». Для выполнения этой задачи были образованы Западный и Восточный отряды. Западный отряд под командой генерала Бильдерлинга в составе X и XVII армейских корпусов (64 батальона, 40 эскадронов, 190 орудий, 2 саперных батальона) получил задачу из района междуречья Хуньхе — Шахе наступать на юг вдоль железной дороги и, заняв на второй день марша линию деревень Линшинпу — Сахепу, приступить к укреплению занятой позиции и сковать японские силы, действующие на направлении наступления отряда.
План этот нашел себе различную оценку у исследователей событий русско-японской войны. Генерального штаба капитан Суханов считает его «безусловно, хорошим замыслом»25. По его мнению, при успешности действий план этот мог привести к оттеснению неприятеля в болотистую долину реки Ляохе и одним ударом окончить кампанию. Так как река Ляохе прилегала к нейтральной территории (Китай — Монголия), то противник, будучи прижат к ней, или должен был гибнуть в непроходимых болотах ее долины, или же, согласно законам международного права, положить оружие, перейдя на нейтральную территорию.
План был не идеален и содержал недостатки. И все же решительное его исполнение могло принести успех. Однако, судя по воспоминаниям, подготовка операции была плохо скрыта. Русские открыто скупали в течение первой половины сентября у китайцев тысячи лошадей и повозок, тысячами нанимали их самих в возчики войсковых тяжестей, спешно вербовали среди них переводчиков и проводников, знакомых с путями предстоявшего наступления, скупали скот, зерно и сено, заказывали китайским шорникам в Мукдене тысячи вьючных седел, указывая тем на предстоявший поход в горы, — делалось все, чтобы рекламировать предстоящее наступление. После вынесения приказа №8 от 15 сентября 1904 года прошла неделя, прежде чем русские войска двинулись на врага. Таким образом, японцы знали о предстоящем наступлении.
§3.2 Боевая операция
Развертывание
русских сил было окончено 4 октября.
С 4 по 9 октября происходило
10 октября была атакована крайняя оконечность японского фланга. Рубеж обороны неприятеля находился на горе Лаутхалазу. Русские не смогли выбить японцев с занимаемых позиций. Приходилось идти в кровопролитные атаки в чрезвычайно трудном гористом районе. Столь неудачная операция объясняется малочисленностью войск и труднопроходимой местностью, с крутыми обрывами.
Ояма — японский главнокомандующий — полагал, что медленный образ действий русских имеет свою причину в том, что русское сосредоточение еще не закончено; разведка его ориентировала весьма неполно, в особенности об эшелонированных позади русских силах, на фронте же обнаружились только слабые передовые силы русских; правый фланг русских был установлен в 4 км западнее железной дороги; уступ VI Сибирского корпуса ускользнул от внимания японцев. При значительном превосходстве русских сил в горах продолжение выжидания должно было привести к разгрому слабого крайнего правого японского крыла. Поэтому Ояма 9 октября решился на всем фронте двинуться навстречу русским и энергично их атаковать.
10 октября 1-я
армия, по инициативе
11 октября 2-я
и 4-я армии вели наступление
против Западного отряда. Так
как здесь силы русских были
упорядоченно развернуты и
Положение на фронте стабилизировалось. Хуже складывались дела в центре, где не было планомерного развертывания IV Сибирского и I армейского корпусов. Горная, пересеченная местность содействовала дроблению русских сил и затрудняла взаимную поддержку отдельных отрядов. А против отдельных русских отрядов здесь дружно наступали большая часть 1-й армии и значительная часть 4-й армии. При поддержке массированной артиллерии японская пехота преодолевала под огнем русской пехоты обширную (до 2 км) равнину долины Шилихэ. «Несколько дней и несколько ночей остается здесь японская пехота, лежа на промерзшей земле и с трудом овладевая какими-нибудь несколькими метрами за промежуток времени в двадцать четыре часа». Огневой бой наступающих цепей складывался очень быстро — например 7 минут огня с главной стрелковой позиции на дистанции 700 м; иногда русская пехота начинала отступление, когда японские цепи приближались к ней на 300 м, но иногда русские держались упорно, что не мешало японцам врываться в их окопы. Оглушенные канонадой, изолированные, не поддержанные достаточно серьезно своей артиллерией, не получающие помощи от соседей, слабые русские отряды, на которые разбились I армейский и IV Сибирский корпуса, вынуждены были после частичных рукопашных схваток отходить. В дневных столкновениях штыки, почти не работали; даже там, где обе стороны оказывались внезапно в 20 м одна от другой, столкновение решалось огневым боем в упор. Неудача одного изолированного отряда вынуждала и другие к отступлению, несмотря на упорство, с которым сражались русские. Японцам здесь, в общем, удалось продвинуться на 4 км. III Сибирский корпус и отряд Ренненкампфа неуспешно штурмовали Лаутхалазу. Отход IV Сибирского корпуса в центре привел барона Штакельберга к решению перейти к обороне. Когда это решение было уже принято, I Сибирский корпус произвел в ночь на 12 октября частичную фронтальную атаку, имевшую успех, оставшийся только эпизодом, так как ударная роль Восточного отряда была кончена.
12 октября было тяжелым днем для русского оружия. Охват правого фланга Западного отряда еще накануне, очевидно, назревал, и барон Бильдерлинг просил об использовании VI Сибирского корпуса, стоявшего на уступе, чтобы отразить его. А.Н.Куропаткин обещал. Но командир VI Сибирского корпуса, генерал Соболев, явно неуверенный в своих резервистах, отказался двинуться вперед. По мнению Соболева, задачу по обеспечению фланга Западного отряда VI Сибирский корпус выполнит лучше всего, если Западный отряд отойдет назад и сблизится с ним. Соболев выдвинул лишь авангард, который начал укрепляться в 8 км за флангом Бильдерлинга; когда же XVII корпус, глубоко охваченный 4-й дивизией с запада, начал отступать, расстреливаемый японцами с фланга, Соболев выслал на помощь один Куликовский полк, который потерял свыше тысячи человек и вернулся. Судя по тактической подготовке Куликовского полка, прав был и Куропаткин, и в особенности Соболев, упорно не выдвигавший вперед на помощь товарищу свою тяжеловесную пехоту из окопов. XVII корпусу не удалось задержаться на промежуточной позиции. Остатки его полков, должны были направляться на главную позицию обороны (Ченлютангоу — Панькхиопу), но деморализованные неудачами войска, отступали в беспорядке, прошли указанный им рубеж и продолжали отступление к северу. X корпус, более удаленный от района охвата и серьезно не атакованный, отошел в порядке.
Бывший общий резерв, беспорядочно развернутые I армейский и IV Сибирский корпуса находились теперь в 12 км впереди Западного отряда. На них устремились с запада, юга и юго-востока яростные атаки большей части 4-й и 1-й японской армии. 4-я армия вложила всю свою энергию в ночную атаку 10-й дивизии на Двурогую сопку, занятую одним русским полком с батареей. В этом ночном бою потери японцев достигали только 1300 человек, русских — 800 человек. Сопка осталась за японцами.
Восточный отряд прекратил атаки и группировался для начала отхода. Неудачу этого отряда можно объяснить следующими причинами: направление главного удара по горам, преступное промедление в наступлении, и упорные, стоившие громадных потерь лобовые атаки злосчастной горы Лаутхалазы, вместо того, чтобы развить обходное движение Ренненкампфа.
Стало очевидно, что план русского наступления провалился. Однако японский главнокомандующий признал, что задача по разгрому русской армии уже невыполнима. И, несмотря на кажущийся удачный обхват Западного отряда, он не имел сколько-нибудь решающего влияния на ход сражения. Более того этот маневр был успешно ликвидирован XVII корпусом. Лучшие японские части понесли огромные потери и были крайне измотаны. Боеприпасов было недостаточно. Ояма принимает решение ограничить зону преследования отступающих русских отрядов рекой Шахе.
13 октября обстановка
сложилась частью в пользу
русских. Восточный отряд в
предыдущие дни атаковал
II Сибирский корпус, по приказу Штакельберга, образовывал на высотах юго-запада Баньяпузы фланговый арьергард, обеспечивавший отход I и III сибирских корпусов; на последних, впрочем, никто не покушался, так как, 12-я дивизия, резервная гвардейская бригада и этапные части, составлявшие крайнее правое крыло японцев, были настолько потрясены нашими атаками, что не последовали за отходящими русскими и остались на своих позициях до конца операции. Оборотившись флангом и тылом к позиции II Сибирского корпуса, японская гвардия ожесточенно теснила части IV Сибирского корпуса и конницы Мищенко. Штакельберг двинул вперед одну бригаду II Сибирского корпуса. Она совершила прогулку в тыл японской гвардии, но до прямого противоборства дело не дошло. Однако, этот рейд произвел паническое впечатление на японское командование. Японская гвардия откатилась на 4-7 км назад. Ойяма на поддержку гвардии отправил на восток большую часть 5-й дивизии с левого фланга IV армии, что крайне ослабило эту армию, а также одну резервную бригаду. В ожидании новых сюрпризов Ойяма не решился использовать в операции переброшенную из Японии и кончавшую сосредоточение к копям Янтай 8-ю дивизию; она осталась не израсходованной в общем резерве до конца. Но у русских правый фланг и центр были потрясены настолько, что переполох в японской гвардии был нами использован только для безболезненного; отвода центра из его выдвинутого положения к реке Шахе.
В ночь на 14 октября японские резервы перебрасывались на восточный участок поля сражения, а А.Н.Куропаткин направлял 22 батальона и 4 батареи, взятые из Восточного отряда, в армейский резерв на западный участок. Это движение резервов в противоположных направлениях ликвидировало тот перевес, который японцы приобрели на западе. 14 октября 3-й дивизии японцев еще удалось атакой на рассвете прорвать X корпус в направлении на Шахепу, а 4-й дивизии — успешно отразить густые атаки VI Сибирского корпуса, наконец раскачавшегося перейти в наступление. Чтобы разгрузить тяжелое положение 3-й японской дивизии в образованном ее прорывом мешке у Шахепу, отряд генерала Ямала — остаток 5-й дивизии — утром 16 октября отбросил слабые силы русских, еще державшиеся на Новгородской сопке, южнее р. Шахе. Но Куропаткин А.Н. бросил в ночь на 17 октября против отряда Ямада 25 батальонов своего, вновь образованного резерва. Русские войска выбили японцев с Новгородской сопки и захватили у них в ожесточенном ночном бою 14 орудий и 1 пулемет. Отряд Ямада находился всего на 2-3 км перед стыком 2-й и 4-й японских армий. И хотя охват отряда Ямада русскими начался засветло, на глазах японского фронта, никто, не пришел ему на помощь — таково было истощение японцев.
Информация о работе Сражения под Ляояном и на реке Шахе в воспоминаниях современников