Сражения под Ляояном и на реке Шахе в воспоминаниях современников

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:48, реферат

Описание работы

Важность нашей работы заключается в том, что несмотря на огромное количество работ, посвященных войне, освещены бывают в основном морские сражения. Сражения же на суше упоминаются мельком, причем основная доля внимания достается Мукденскому сражению и обороне Порт-Артура.
Ниже приведен краткий обзор событий.

Работа содержит 1 файл

Srazhenia_Pod_Lyaoyanom_I_Na_R_Shakhe_V_Vospominani.doc

— 1.59 Мб (Скачать)

31-го января 1904 4-м льготным батареям была  объявлена мобилизация.

2-го февраля  1904 Наместник ходатайствовал о  немедленной мобилизации всех  войск Дальнего Востока и Сибири, а так же, не ожидая дальнейших событий, противодействовать японцам в случае их высадки в Корее. Ответ был получен уже 9-го февраля, в первый день войны.

2-го февраля  1904 последовал приказ о формировании  дополнительных частей. 6-го февраля  1904 - приказ о формировании 3-го Восточно-Сибирского стрелкового корпуса из 3-й, 4-й и 9-й ВССБ.13

§1.2 Японские силы на театре военных действий

 

В исследовательской литературе представлено достаточно информации о японской армии, благодяря этому мы можем  сравнивать её с вышеописанной российской.

Японцы 23-го января/6 февраля 1904 в 14:00 по токийскому времени  был отдан приказ о мобилизации  Гвардейской, 2-й и 12-й дивизий, а  так же крепостей Цусима и Хакодате. Дивизии эти вошли в состав 1-й армии, бывшей под начальством  Куроки, которая уже 1-го февраля начала свою посадку на суда. 9-го марта были развернуты 2-я и 12-я резервные бригады, назначенные также в состав первой армии.

21-го февраля  началась мобилизация 2-й армии,  в состав которой входили: 1-я, 3-я и 4-я пехотные дивизии  под начальством генерала Оку; но армия эта, совершенно готовая к выступлению, до половины апреля оставалась в Японии. В это же время в составе предположенной к формированию 3-й армии произошли перемены, и было предположено сформировать еще и 4-ю армию. К концу апреля формирование это было окончено и в состав 3-й армии вошли: 6-я, 7-я и 9-я пехотныя дивизии под начальством генерала Ноги, а 5-я и 11-я пехотныя дивизии образовали 4-ю армию под начальством генерала Нодзу.

Если флоту  удастся установить господство на море, то войска будут посланы сразу в Асан и Чемульпо. Если, однако, это будет слишком рискованно, то 12-я дивизия должна высадиться в Фусане и продвигаться к Сеулу по суше в течении приблизительно 18 дней. Эта перспектива была столь тяжела, что еще не имея данных, насколько успешным будет атака на русский флот, японское командование выбрало Чемульпо, как основное место высадки. 08.02.1904, не дожидаясь мобилизации всей дивизии (которая завершила мобилизацию 14.02.1904 и была направлена в Нагасаки), сводный отряд из 4 батальонов 23-й бригады 12-й дивизии начал высадку в Чемульпо. Батальоны были укомплектованы еще по штатам мирного времени и нащитывали около 2 500 солдат. Это были все японские войска на театре к моменту начала войны. 14

§1.3 Соотношение  сил и боевое развертывание

По воспоминаниям  Куропаткина русская армия превосходила японскую по количество более чем в пять раз. Отсюда видно, что никакой существенной угрозы ни России, ни даже силам ее на Дальнем Востоке, Япония к началу войны не представляла. Вся ее армия была меньше наличных на театре русских сил. А наступление на суше было возможно только после создания там сколь нибудь существенной группировки. Таким образом, японцы не имели преимущества внезапности и численности.

Уже в конце  января, в связи с нарастанием напряженности между двумя странами, 9-й, 11-й и 12-й Восточно-Сибирские стрелковые полки (ВССП) были отозваны из Порт-Артура в Пенг-Хуанг-ченг. В первых числах февраля, к ним присоединился 10-й ВССП. Таким образом, 3-я Восточно-Сибирская стрелковая бригада (ВССБ) была укомплектована под командованием генерал-майора Кашталинского.

09.02.1904, в первый  день войны, Алексеев приказал  обьявить мобилизацию на Дальнем  Востоке. 11.02.1904 аналогичный приказ  был отдан в Сибирском округе. 15.02.1904 резервисты начали призываться в округах Вятки и Перми. Приступили к мобилизации части 10-го и 17-го армейских корпусов Казанского округа, которые по предвоенному плану развертывания предназначались для усиления войск в Манчжурии (31-я и 35-я бригады из этих корпусов прибыли на Дальний Восток еще в середине 1903). 20.02.1904 командовать войсками в предстоящей войне были выбраны безусловно лучшие, наиболее компетентные в России люди. На должность командующего сухопутными силами в Манчжурии был назначен генерал Куропаткин, которого считали одним из лучших стратегов в Европе. На должность командующего флотом - адм. Макаров.

Мобилизация на Дальнем Востоке проходила без  задержек и проблем. К концу февраля  были выполнены следующие мероприятия: 1. Закончено формирование 9-й ВССБ. 2. Сформированы третьи батальоны во всех существующих ВССП. 3. Все ВССБ были преобразованы в дивизии(ВССД) с соответствующим обеспечением. 4. Для комплектации ВССД сформированы 19 новых полевых батарей. 5. Две бригады (31-я и 35-я) были перевооружены новыми пушками. 6. Сформирован 3-й Восточно-сибирский стрелковый корпус в составе 3-й ВССД и 6-й ВССД. 7. Создан штаб Маньчжурской армии.

Успешно проходила  мобилизация полков 1-й Сибирской дивизии в Забайкалье. Для мобилизации 2-й и 3-й Сибирских дивизий, из которых формировался 4-й Сибирский армейский корпус, требовалось больше времени, поскольку призывники жили на значительном расстоянии от места сбора. Все мобилизационные мероприятия были закончены 18-го апреля, когда отмобилизовалась Оренбургская казачья дивизия.

Антон Иванович Деникин в своих мемуарах отмечал, что пока более крупные соединения формировались на местах, на Дальний Восток поступали пополнения существующих там частей, вооружение, снаряжение и т.д. Эти же путем прибыл в Манчжурию и сам Деникин. Пропускная способность Транссибирской железной дороги (Транссиб) была 4 пары поездов на участке от озера Байкал до Харбина. Через замерзшее озеро войска шли пешим порядком. На 4 солдата выделялись 1 сани, на которых перевозили снаряжение. За день проходили 44 версты до железнодорожной станции. Кроме того, под руководством князя Хилкова, были проложены рельсы прямо по льду. По ним, кроме других тяжелых грузов, было переброшено в марте 65 паровозов и 1600 вагонов, что очень ускорило перевозки внутри театра. Весной войска перевозились двумя ледокольными паромами, "Байкал" и "Ангара". Первый, построенный по образцу ледоколов на озере Ери, был рассчитан на перевозку 25 вагонов и 250 пассажиров. Но в военное время в него грузили 35 вагонов и до 1000 человек. Второй был поменьше, рассчитанный на 160 пассажиров. Его вместимость так же была доведена до 1000 солдат.

Военный состав состоял из 40 вагонов и перевозил  половину батареи или батальон пехоты или 2 сотни казаков. Устроены были следующим  образом. Для перевозки артиллерии: локомотив и тендер; товарных вагон для багажа; 3 товарных вагона для фуража; 10 товарных вагонов по 8 лошадей и 4 человека в каждом; 2 платформы с фуражом и кухней; 1 пассажирский 2-го класса для офицеров; 3 платформы для орудий; 12 товарных вагонов по 8 лошадей и 4 человека в каждом; 3 вагона с амуницией; 1 товарный вагон для солдат; 2 пассажирских вагона 3-го класса для унтер-офицеров. Для пехоты: багажный вагон; 12 товарных для солдат; 2 платформы с фуражом и кухней; 1 пассажирский 2-го класса для офицеров; 3 вагона с аммуницией; 16 товарных для солдат; 2 пассажирских вагона 3-го класса для унтер-офицеров. Регулярный товарный вагон имел размеры 6,2*2,9*2,3 м. И вмещал 40 солдат или 8 лошадей. Реально нет данных о размещении в нем более чем 37 солдат.

По данным американского  военного атташе, с 22 апреля по 5 мая, в  Ляоян ежедневно прибывало 4 военных  поезда.

Исходя из имеющейся  информации, мы можем сделать вывод  что японцы начали кампанию не дожидаясь окончания своей мобилизации. Их первичные коммуникации проходили по морю и соответственно, превосходили русские возможности. Всего флот Японии имел 626 745 гросс тонн вместимости. Из этого количества, около 70 судов, вместимостью около 200000 было реквизировано на военные нужды. На погрузку, доставку, выгрузку одной дивизии (включая возвращение на базу) уходило 10-15 дней по сравнению с 15-20-дневными возможностями русских. Необходимо, однако учитывать 2 обстоятельства: во первых, японские коммуникации находились под ударом русского флота и, во вторых, высадившись на берег, японские войска снабжались по грунтовым, зачастую горным дорогам, в то время как русские опирались, в основном, на железную дорогу15.

Таким образом, можно сказать следующее: виной  последующих военных неудач русских  может быть что угодно, но только не состояние армии. При таком численном перевесе, не говоря уж о некотором техническом превосходстве над японцами, кампанию можно было бы считать уже выйграной. Кроме того, как выяснилось позже, русская армия имела просто превосходное чувство долга, отмеченное в воспоминаниях А.И. Деникина, и выполняло его даже после ряда поражений, несмотря на моральный упадок. Так что вина за разгром русской сухопутной армии целиком и полностью лежит на плечах её руководителей, и в первую очередь на А.Н. Куропаткине. (см. приложение 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сражение  под Ляояном.

§1 Состояние  армий перед сражением

В течение лета 1904 г. японцы медленно двигались на Ляоян. Три армии общей численностью в 126 тысяч человек при 484 орудиях. Сюда входили войска армий Оку, Нодзу и Куроки (1, 2 и 4 японские армии, главнокомандующий маршал Ойяма). Целью японских войск было не допустить продвижения Куропаткина к Порт-Артуру и попытка отрезать русскую армию с севера, таким образом окружить её и добиться победы в кампании. Благодаря широкому японскому шпионажу, маршал Ойяма имел достаточные данные о противнике и поэтому решился атаковать русские войска, полагаясь на активные действия. План битвы предусматривал: отбросить русских к Ляояну, а за тем пойти в обхват со стороны русского левого фланга. Несмотря на климатические условия и проблемы с тыловым обеспечением, японская армия заняла позиции южнее и восточнее Ляояна между реками Сяошахе и Танхэ.  

После неудачной  попытки в июне 1904 г. деблокировать  осажденный Порт-Артур южная группа русских войск под командованием Зарубаева (3 корпуса) отошла на дальние подступы к Ляояну, где соединилась с восточной группой Бильдерлинга (2 корпуса), отступившей от реки Ялу, и заняла первый оборонительный рубеж. Таким образом, главнокомандующий русской армией Куропаткин располагал под Ляояном армией в 128 тыс. штыков при 606 орудиях. Кроме того, заканчивалось сосредоточение на восточном фланге 17 корпус Бильдерлинга, в середине августа ожидалось прибытие 5 Сибирского корпуса Дембовского и 1 армейского корпуса Майендорфа.

Согласно воспоминаниям  А.Н. Куропаткина, диспозиция русских войск была следующей:

Первый рубеж  обороны состоял из Айсандзянской, Ляньдяньсанской и Анпилинской  позиций. Эти позиции не имели  долговременных оборонительных сооружений и были черезчур протяженны для занимавших их соединений. Кроме того, рельеф местности чрезвычайно затруднял взаимную поддержку и позволял противнику подходить к позициям на близкое расстояние и охватывать их с флангов.

Второй рубеж  обороны составляла позиция, названная Куропаткиным «передовой». Она отстоит от Ляояна к югу верст на 7, на 10 и, начинаясь у полотна железной дороги огромной высотой, прозванной «Кулак», тянется вокруг Ляояна верст на 20 по гряде возвышенностей. Тактические достоинства позиции и степень ее укрепленности неодинаковы. Правый участок был более укреплен, нежели левый. Он располагался на возвышенности, с которой хорошо мог обстреливаться неприятель. Также имелись фугасы и проволочные заграждения. Левый фланг имел перед собой гористую местность, которая позволяла японцам подойти почти вплотную. Противник мог быть виден лишь на незначительном расстоянии – от 300 до 600 шагов. Причина плохой видимости - гаолян, который не успели вырубить. Вот что пишет граф А.А. Игнатьев: «Вся равнина к западу от железной дороги представляла собой сплошной светло-зеленый гаоляновый океан, скрывавший не только пеших, но и всадников. Найти в этом океане потонувшие в нем деревни, разобраться, какая из них Сибали-чжуан, какая Сили-чжуан, а какая Саньма-чжуан, а тем более разыскать многочисленные наши полки, батареи и сотни — было нелегко»16.

Главная Ляоянская  позиция составляла третью линию  обороны. Правый фланг этой позиции  начинался фортом № VIII у деревни  Хоуцзялинцза на правом берегу Тайцзыхэ. Дальше позиция тянулась полуокружностью к югу от Ляояна, упираясь своим левым флангом в Тайцзыхэ у деревни Эфа. На всем протяжении около 14 км главная позиция имела 8 фортов временного характера и 8 редутов. Общей целью Куропаткина было сохранение армии до пополнения её новыми соединениями. Изначально Ляоянская позиция была нацелена именно на оборону, то есть инициатива была заранее предоставлена японцам.

§2 Сражение

Ляоянское сражение происходило на всех трех позициях. Его можно разделить на три  этапа: первый этап - бои на арьергардной позиции, второй – на передовой и третий – на главной.

Если численное  превосходство перед Ляоянской  операцией было на стороне русских, то выгодность группировки сил была, несомненно, на стороне японцев, давая  последним возможность развития операции концентрическим наступлением с юга и востока. Японский тыл вполне обеспечивался расширенным базированием, в то время как русские были прикованы к единственной железнодорожной магистрали, которой с востока угрожала армия Куроки.

11 и 12 августа  правая колонна армии Нодзу  и левая колонна армии Куроки  теснят наши передовые отряды  у Ляндясана, Тунсинпу и Лаодинтана  и входят между собою в связь.  В ночь на 13 августа все японские  армии переходят в наступление  по всему фронту.

Происходит ряд боев. В восьми местах была атакована Анпилинская позиция, 10-й армейский корпус, державший оборону, вынужден был отойти из-за боязни окружения. 3-й Сибирский корпус успешно отражал атаки гвардейской дивизии. Но той же ночью генерал Куропаткин отдает приказание всей армии отходить на передовые Ляоянские позиции. Войска отходят с боем 14 и 15 августа по отвратительным дорогам, размытым дождями, теряют орудия на переправах через вздувшиеся горные реки, но 16 августа утром занимают позиции, на которых спешно и устраиваются.

Дальнейший  ход боя описан наиболее подробно описан в воспоминаниях Деникина и Игнатьева. Примечательно так  же, что практически все схемы  сражения, найденные нами, показывают сражение начиная именно 17 августа. Утром два японских эскадрона и полк пехоты из армии Нодзу атаковали передовые части 3 сибирского корпуса (команду охотников и батальон 23 восточносибирского стрелкового полка), занимавшие сопки у деревни Кудяза. Японская артиллерия поддержала эту атаку сильнейшим огнем, а густые цепи японской пехоты, прикрываясь гаоляном, двинулись на поддержку своих передовых атакующих частей (следует заметить, что, в отличие от обмундирования русских войск, японская форма была максимально применена по цвету к местным условиям).

 В то время  как Нодзу, напрягая все усилия в попытке сломить правый фланг расположения 3 сибирского корпуса, чтобы прорваться в 3-верстный промежуток между Цофантуньским и Маетунским участками, артиллерия Оку три часа громила позиции 1 сибирского корпуса. Но русские войска и тут, и там устояли.

С наступлением темноты, когда Оку и Нодзу  прекратили атаки, на наших позициях ясно всеми чувствовалось, что энергия  противника надломлена, уверенность  его была поколеблена, а его силы и средства борьбы сильно уже истощены. Это еще более подняло дух нашей армии.

Информация о работе Сражения под Ляояном и на реке Шахе в воспоминаниях современников