Сравнительно правовой анализ горного законодательства Петра I и Екатерины II

Автор: Алена Константинова, 24 Ноября 2010 в 01:40, реферат

Описание работы

целью моего реферата является:

- изучение и сравнительный анализ горного законодательства Петра I и Екатерины II.


Для достижения указанной цели реферата будет необходимо решить ряд задач:

- изучить горное законодательство с юридической точки зрения

- рассмотреть вкратце историю зарождения и становления российского горного дела и законодательства

- изучить Указ Петра I (Об учреждении Берг - Коллегиума для ведения в оном о рудах и минералах)

- изучить Манифест Екатерины II

-провести их сравнительную характеристику и сделать выводы

Содержание

I. Введение.


II. Основная часть.


Глава 1. Горное законодательство.


Глава 2. История зарождения и становления российского горного дела и законодательства.


Глава 3. Указ Петра I.


Глава 4. Манифест Екатерины II.


Глава 5. Итог и изменения правовой основы пользования недрами, осуществленные Манифестом 1782 г.



III. Заключение.


IV. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат(правовые основы развития нефтегазовой отрасли).doc

— 871.00 Кб (Скачать)

В шестой статье устанавливается приоритетное право  помещика или владельца земель, где  имеются месторождения полезных ископаемых, на устроение заводов. Но делается очень существенная оговорка: «…когда они заранее о том востребуют».  

Седьмая статья представляет собой интереснейший  пример сервитута — ограничения  прав собственника земельного участка  в связи с добычей и обработкой полезных ископаемых другим субъектом на его участке:

«Ежели владелец не имеет охоты сам строить, и  с другими в товарищество вступить не захочет, или от недостатка своего не сможет: то принужден будет терпеть, что другие в его землях руду и  минералы искать и копать и переделывать будут, дабы Божие благословение под землею не осталось. Однако ж те промышленники с той земли, на которой построят заводы, повинны заплатить тому владельцу от каждой руды, или минерала, тридцать вторую долю от прибыли, без всякого удержания, и за прочии места, которые для того завода потребны вновь, также и за надлежащие дрова и лес к строению, платить деньгами должны. А ежели помещик за вышеописанные места, а также за лес, дрова и уголь желать будет цену несносную,  о том требовать определения в Коллегии». 

Восьмая и девятая  статьи обещают предоставление Берг-Коллегией  кредита на строительство завода, а также вознаграждение за качественные опытные образцы. Десятая статья устанавливает гарантии и привилегии для мастеровых, работающих на горных заводах. Они освобождаются от «поборов денежных», солдатской и матросской службы, им обещается «исправная зарплата».  

Одиннадцатую  статью следует отметить особо.

Важнейшее ее значение заключается в том, что она  провозглашает горную регалию в  России. Горная регалия формулируется  следующим выражением: «Нам одним, яко  Монарху, принадлежащие рудокопные заводы…» Это значит, что горные заводы, а в соответствии с юридической теорией и практикой того исторического периода свободное и не зависимое ни от кого, в том числе и землевладельца, пользование недрами — исключительная компетенция Монарха. В этой же статье впервые провозглашается принцип платности пользования недрами. Закрепляются первые в истории России платежи за пользование недрами: «…требуем не больше, якож в иных государствах обыкновенно есть, десятую долю от прибытка, к зарплате Берг-Коллегиуму, его служителям и на иные потребные к тому расходы». При этом устанавливается и возможность отсрочки платежей в случае убыточности предприятия.  

В двенадцатой  — пятнадцатой статьях закреплено преимущественное право казны на покупку золота, серебра, меди и селитры, напрямую вытекающее из принципа горной регалии. Определяются и основы ценообразования в этой сфере.  

В шестнадцатой статье содержатся очень важные положения  о гарантиях неприкосновенности горных заводов, находящихся в частном  владении. Ведь боязнь того, что прибыльные заводы будут отобраны у частников  государством, была одной из важнейших причин, тормозивших развитие горного дела в России, по мнению первых лиц государства. Гарантии неприкосновенности заводов формулируются следующим образом: «…имеют оные промышленники рудокопных дел… сим обнадежены быть, что у них и у наследников их оные заводы отняты не будут».  

Семнадцатая, последняя, статья устанавливает юридическую  ответственность за неисполнение Берг-Привилегии. Ответственность устанавливается  очень суровая, по мнению историков  и юристов, не характерная для  этой сферы отношений в развитых странах Западной Европы. «Против же того тем, которые изобретенные руды утаят и доносить о них не будут, или другим в сыскании, устроении и расширении тех заводов запрещать и мешать будут, объявляется наш жестокий гнев, неотложное телесное наказание и смертная казнь и лишение всех имений». 
 
 

Как отмечают ученые, многие принципы и нормы Берг-Привилегии были заимствованы из иностранных горных законов. Даже само название документа взято из шведского законодательства. Все это свидетельствует о значительной рецепции иностранного права в горном праве России, что наглядно проявляется и во всем его развитии. Однако не все положения Берг-Привилегии являются заимствованными нормами. Таковы нормы о предоставлении ссуд из казны для горного дела, когда предприниматель на своей земле — сам землевладелец (ст. 8), нормы о выплате награды всякому открывателю значительных месторождений меди и серебра (ст. 9). Их включение в законодательный акт диктовалось прежде всего особым вниманием государства к становлению горного дела, необходимостью особой государственной политики в этой области.  

Таким образом, несмотря на значительные заимствования  иностранного права, в 1719 г. в России появляется правовая основа пользования  недрами. Появляются и специфические принципы и нормы права недропользования, содержащиеся в Берг-Привилегии Петра I. С этого момента начинается и формирование горного права России как самостоятельной отрасли российского права. 

Существенное  изменение правовой основы пользования  недрами связано с попытками внедрения в России новой зарубежной экономической доктрины конца XVIII в. Такие попытки были предприняты императрицей Екатериной II. Особенностью проводимой реформы горного права является то, что она изменила не только отдельные правовые нормы, но и некоторые принципы развивающегося горного права. 
 
 
 

Глава 4. Манифест Екатерины II. 

Законодательным отражением реформы стал Манифест Екатерины II от 28 июня 1782 г. В преамбуле Манифеста говорится о новых правах, предоставляемых подданным в сфере пользования недрами: «… восхотели мы ознаменовать прошествие двадцатилетнего Нашего царствования следующими выгодами, Всемилостивейше пожалованными подданным Нашим в рудокопных их промыслах». Однако первая же статья Манифеста коренным образом меняет правовой режим пользования недрами, ограничивая при этом права недропользователей.  

К моменту издания  Манифеста в существовавших законодательных  актах уже был поставлен вопрос о разграничении права собственности  на недра, их ресурсы и на поверхность  земли. Фактически он уже был решен в пользу такого разграничения, что являлось несомненным прогрессивным шагом в развитии всего горного законодательства.  

В первой статье устанавливалось: «Право собственности  каждого в имении его распространяем и повелеваем разуметь не на одной поверхности земли, им благоприобретенной или по наследству пришедшей, но и в самих недрах той земли и в водах, ему принадлежащих, на все сокровенные минералы и произращения и на все делаемые из того металлы».  

Во второй статье подтверждается, что вследствие этого принципа каждому позволено в его собственных землях добывать и обрабатывать полезные ископаемые. «Вследствие всего позволяем каждому в собственных ему землях искать, копать, плавить, варить и чистить всякие металлы, то есть золото, свинец, железо и минералы, как то селитру, серу, купорос, квасцы, соль, каменный уголь, торф, и всякие для красок и для других надобностей полезные, такие каменья, не исключая и драгоценных, и всё то по собственному своему произволению обрабатывать или своими людьми, или же вольнонаёмными». 

 Таким образом,  было однозначно слито воедино  право собственности на недра  и на поверхность земли, под  которыми они находятся. 

Согласно шестой статье разрешалось свободная внутренняя продажа золота и серебра.

«Каждый помещик или хозяин земли, получаемой им в собственных его дачах, или выработанной на собственных же дачах друга по добровольному с ним условию золото и серебро может по собственной своей доброй воле  приносить в казну НАШУ для продажи ей по надлежащей цене, или же продать его другому, или иное употребление сделать, чего ради тут запрещаются всякие принуждения и притеснения».  
 
 
 

Седьмая статья указывала на наличие определенных законов на экспорт золота и серебра.

«Что принадлежит  до вывоза сих металлов за границы, в том поступать по изданным на то узаконениям».  

Десятая статья разрешала свободный вывоз селитры  заграницу.

«Всемилостивейше разрешаем свободный выпуск за границу селитры, не требуя ни от кого на то особенного позволения, а платить только при вывозе её пошлину в таможнях по шестидесяти копеек с каждого пуда; более же сего не собирать и не платить». 
 

Согласно статье тринадцатой запрещалось основывать заводы на чужой земле.

«Запрещается иначе основать заводы как или на своей собственной земле, или же по добровольному условию с другим на принадлежащей сему последнему; следовательно, никто не должен требовать для того более земли, нежели он имеет, или же ему по договору отведено». 
 

Пятнадцатая статья устанавливает юридическую ответственность за неисполнение Манифеста. Точное наказание не указывалось.

 «Подтверждаем и при сем случае НАШИ правила, чтоб все сии промыслы верным НАШИМ подданным дозволяемые, были совершенно новые и непринуждённые, и чтоб ни единый их оных никому в монополию присвоен не был; чего со стороны мест и начальств, от НАС учреждённых, наблюдать с крайним прилежанием, под опасением гнева НАШЕГО за небрежение и попущение».  
 
 

Статьей 17 Манифеста, заключительной, отменяется действие ранее принятых законодательных  актов, что, конечно, с точки зрения юридической техники совершенно правильно. 
 
 

Глава 5. Итог. Изменения правовой основы пользования недрами, осуществленные Манифестом 1782 г. 

Петр смотрел  на горное дело, как на регалию, что  видно из следующих слов одного из его манифестов: «Нам одним, яко монарху, принадлежат рудокопные заводы и их делание». Несмотря на это, Петр не только разрешал частным лицам заниматься горным делом, но даже поддерживал и поощрял частную горную промышленность. Лицам, устраивавшим горные заводы, оказывалась от казны всевозможная помощь даровою нарезкою земель и лесов, припиской крестьян, разрешением владеть крестьянами лицам, которые этого права не имели, и т. д. К горной промышленности были допущены и иностранцы наравне с русскими. Петр Великий разрешал всякому желающему производить розыски и обработку металлов и минералов повсеместно, как на собственных, так и на чужих землях. Другими словами, он ввел начало горной свободы. Но частные лица, занимавшиеся горной промышленностью, обязаны были вносить в казну особые сборы, так называемую горную десятину. А относительно золота, серебра, меди и селитры - поименованные продукты должны были быть представляемы в казну за установленную цену и могли быть продаваемы частным лицам лишь в том случае, когда казна не нуждалась в них или не располагала средствами к их покупке. 

Екатерина II в 1782 г. отменила горную регалию и горную свободу. Производить розыски продуктов  горного царства и основывать заводы для их разработки разрешалось  лишь на собственных землях, а на чужих не иначе, как по добровольному соглашению с владельцем земли. 
 

Каковы же изменения  правовой основы пользования недрами, осуществленные Манифестом 1782 г.?

  

Во-первых, право  собственности на недра, их ресурсы  и право собственности на поверхность земли сливаются вместе. А вопрос об их разграничении — один из основных вопросов цивилизованного и развитого горного права. Соответственно мы сделали шаг назад и в постановке, и в решении вопроса о собственнике недр. Им, по Манифесту, на частных землях были признаны помещики. Казна добровольно устранилась от владения, пользования и распоряжения неисчерпаемыми богатствами недр России, хотя только на частных землях. Однако этим горная регалия, отражающая полновластие монарха, была поставлена под сомнение! При этом исключительные права государства на недра не провозглашались.  

Во-вторых, в  отношении частных земель принцип  горной свободы отменялся. Разрабатывать  участки недр на них без согласия помещика стало невозможно. Отказ  от принципа горной свободы, установленного Петром I и признанного в странах Европы уже в то время, значительно замедлил развитие горного права и горного дела в России.  

В-третьих, правовое регулирование пользования недрами  на казенных землях также изменилось, при этом принцип горной свободы и на них был ограничен. Правила об отдаче казенных лесов и земель за определенную плату для горного дела отменяются (ст. 5, 13, 14), и, следовательно, появляется необходимость заключения договора, добровольного со стороны местной администрации и разработчика недр. Таким образом, право первооткрывателя на разработку открытого месторождения, вытекающее из принципа горной свободы, становится фикцией. Получение права на разработку месторождения теперь напрямую зависит от администрации.  

Начала Манифеста 1782 г. продолжали действовать практически до самого конца Российской Империи, так как были восприняты и Уставом Горным, разработанным позже. 
 

Заключение.

Итак, я изучила  в кратком виде что же вообще такое  горное законодательство; изучила Указ Петра 1ого и Манифест Екатерины 2ой, отметила различия этих 2х документов. Таким образом цель моего реферата достигнута.  
 

Информация о работе Сравнительно правовой анализ горного законодательства Петра I и Екатерины II