Сравнительно правовой анализ горного законодательства Петра I и Екатерины II

Автор: Алена Константинова, 24 Ноября 2010 в 01:40, реферат

Описание работы

целью моего реферата является:

- изучение и сравнительный анализ горного законодательства Петра I и Екатерины II.


Для достижения указанной цели реферата будет необходимо решить ряд задач:

- изучить горное законодательство с юридической точки зрения

- рассмотреть вкратце историю зарождения и становления российского горного дела и законодательства

- изучить Указ Петра I (Об учреждении Берг - Коллегиума для ведения в оном о рудах и минералах)

- изучить Манифест Екатерины II

-провести их сравнительную характеристику и сделать выводы

Содержание

I. Введение.


II. Основная часть.


Глава 1. Горное законодательство.


Глава 2. История зарождения и становления российского горного дела и законодательства.


Глава 3. Указ Петра I.


Глава 4. Манифест Екатерины II.


Глава 5. Итог и изменения правовой основы пользования недрами, осуществленные Манифестом 1782 г.



III. Заключение.


IV. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат(правовые основы развития нефтегазовой отрасли).doc

— 871.00 Кб (Скачать)

   Российский государственный университет  нефти и газа 
 

                             Юридический факультет 
 

                   
 
 
 

Реферат по курсу: «Правовые основы развития нефтегазовой отрасли в России»

На тему: «  Сравнительно правовой анализ горного  законодательства Петра I и Екатерины I I». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила: студентка группы ЮР-10-02,

    Константинова А.А.

    Проверила: Научный Руководитель,

    Доктор  исторических наук-

    Денисова  Любовь Николаевна. 
     

                                         Москва 2010 

                                           План работы. 

I. Введение. 

II. Основная часть. 

Глава 1. Горное законодательство.  

Глава 2.  История зарождения и становления российского горного дела и законодательства.  

Глава 3. Указ Петра I. 

Глава 4. Манифест Екатерины II.  

Глава 5. Итог и  изменения правовой основы пользования недрами, осуществленные Манифестом 1782 г. 
 

III. Заключение. 

IV. Список используемой литературы. 

V. Приложение (картинки) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.  

Наша страна занимает одно из первых мест в мире по запасам многих полезных ископаемых (а по запасам природного газа — первое).

Полезные  ископаемые – горные породы и минералы, которые используются или могут быть применены в народном хозяйстве. Их можно разделить на

-твердые (различные руды, уголь, мрамор, гранит, соли);

-жидкие (нефть, минеральные воды);

-газовые (горючие газы, гелий, метан).  

В России имеются  почти все виды полезных ископаемых: топливно-энергетические ресурсы (нефть, природный газ, уголь, уран); черные металлы (железные, марганцевые, хромовые руды); цветные и редкие металлы (медь, свинец, цинк, никель, алюминиевое сырье, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, титан, цирконий, ниобий, тантал, иттрий, рений, скандий, стронций и др.); благородные металлы и алмазы (золото, серебро, платиноиды); неметаллические полезные ископаемые (апатиты, фосфориты, калийные и поваренная соли, плавиковый шпат, слюда-мусковит, тальк, магний, графит, барит, пьезооптическое сырье, драгоценные и поделочные камни и др.). Россия обладает крупными запасами алмазов (Якутия), апатитов (Кольский полуостров), каменных солей (Поволжье, Урал), каменной и поваренной солей (Урал, Поволжье), графита (Урал, Сибирь), разнообразного строительного сырья.

И наша страна, а  точнее экономика нашей страны, в основном живет за счет экспорта этих самых полезных ископаемых.

Мне бы хотелось рассмотреть данную тему с юридической точки зрения, во временном промежутке 1700-1800 годов. 
 

 Итак, целью моего реферата является:

- изучение и  сравнительный анализ горного законодательства Петра I и Екатерины II. 

Для достижения указанной цели реферата будет необходимо решить ряд задач:

- изучить горное  законодательство с юридической  точки зрения

- рассмотреть  вкратце историю зарождения и становления российского горного дела и законодательства

- изучить Указ Петра I (Об учреждении Берг - Коллегиума для ведения в оном о рудах и минералах)

- изучить Манифест  Екатерины II

-провести их  сравнительную характеристику и  сделать выводы 
 

Основная  часть.

Глава 1. Горное законодательство.  

 Горное законодательство — совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием и охраной недр. 

 В советском государстве национализация недр произведена Декретом о земле, принятым 2-м Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 26 октября (8 ноября) 1917. В соответствии с Конституцией CCCP (ст. 11) недра в CCCP состоят в исключительной собственности государства. 

 В данный  момент, согласно  статье 1-2. (Собственность на недра)- «Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами» 
 

Задачами горного  законодательства является регулирование  горных отношений в целях обеспечения  научно обоснованного, рационального, комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье и других нуждах народного хозяйства, охраны недр, обеспечения безопасности работ при пользовании недрами, а также охрана прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укрепление законности в этой области.

Государственный контроль в области использования  и охраны недр осуществляют Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы, государственный  надзор за использованием и охраной  недр — органы государственного горного  надзора, государственный контроль за ведением работ по геологическому изучению недр — органы государственного геологического контроля. Большое внимание горное законодательство уделяет разведке и добыче полезных ископаемых. 

По особенностям правового режима полезные ископаемые подразделяют на 4 группы: не общераспространённые, общераспространённые, подземные воды, торф. Пользователями недр могут быть государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации и учреждения, а в отношении общераспространённых полезных ископаемых, торфа и пресных подземных вод — также все землепользователи, в том числе и граждане. 

Пользователи  недр обязаны обеспечивать: полноту  геологического изучения; рациональное, комплексное использование и  охрану недр; безопасное для работников и населения ведение работ, связанных с пользованием недрами; охрану атмосферы воздуха, земель, вод и других объектов окружающей природной среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недр; сохранность заповедников, памятников природы и культуры; приведение земельных участков, нарушенных при пользовании недрами, в безопасное состояние, а также в состояние, пригодное для использования их в народном хозяйстве. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на недра, запрещаются.   

В других странах  природные богатства, содержащиеся в недрах земли, также являются государственной  собственностью, т. е. всенародным достоянием. Порядок их разведки и разработки специально регулируется законодательством. 

Истоки горного  законодательства уходят в древность. В Древнем Египте, Древней Греции, Карфагене, где широко велась добыча золотых, серебряных и медных руд, участки  разработки принадлежали верховной  власти государств. В Древнем Риме первоначально недра являлись собственностью владельца земельного участка. Позже на завоёванных территориях право собственности на недра, как и на поверхность, принадлежало государству. В эпоху разложения феодализма, а особенно при капитализме в горном законодательстве отражается борьба двух начал: горной собственности (разведка и добыча полезных ископаемых может производиться лишь с разрешения собственника земли) и горной свободы (разведка и добыча полезных ископаемых производится с разрешения государства, но с вознаграждением собственника земли). В этом разграничении отражается реальный антагонизм классовых интересов капиталистов-горнопромышленников, с одной стороны, и помещиков-землевладельцев — с другой. Принцип горной свободы в России провозглашён при Петре I, а горной собственности — при Екатерине II. 
 
 
 
 
 

Глава 2. История зарождения и становления российского горного дела и законодательства. 

А. И. Герцен: «Время от времени полезно  заглядывать в  архивы. Полнее сознавая прошлое, мы уясняем  современное…» 

В 7-8 веках, у  восточных славян ремесло отделилось от земледелия. Стали выделяться различные  специалисты: кузнецы, литейщики, мастера  золотых и серебряных дел. Далее  русское государство находилось на подъеме своего развития. В 12-15 веках  начинается разработка железа. В Москве появляются Пушечный двор и Оружейная палата. Первое письменное упоминание о наличии нефти в России относится к XVI веку, когда она была обнаружена у берегов реки Ухты… В 1702 году появилось сообщение об открытии нефти в Поволжье, несколько позже и на Северном Кавказе. В XVI веке в России появляются жалованные грамоты- привилегии отдельным лицам на поиск и добычу нефти; тарханные грамоты- грамоты, которые освобождают промышленника от оплаты налогов и от местного суда; похвальные грамоты…

То есть можно  сделать вывод о том, что до начала Петровских реформ в отечественной  горной отрасли деятельность промышленников, занимавшихся поисками, добычей, и переработкой полезных ископаемых подчинялась действию обычного права и частной воле князей. То есть их воля выражалась в царских указах, уставных грамотах, жалованных грамотах, льготных грамотах, тарханных грамотах и др.

Это всё зачатки  горного дела на Руси. 
 
 
 

Глава 3. Указ Петра I. 

В России горное дело начинает распространяться и развиваться с Петра Великого. Петр Великий придавал большое значение горному делу и стремился всячески к его развитию. Первым законодательным распоряжением Петра I в сфере зарождающегося горного права стал Указ от 2 ноября 1700 г. о необходимости извещения правительства об открытых месторождениях полезных ископаемых. Указ обязывал всякого, "…кто на Москве и в городах ведает или впредь сведает на государевых или на чьих-нибудь землях золотую, и серебряную, и медную или иные какие руды…", извещать об этом правительство.

В 1719 г. он издал, так называемую «Берг-Привиллегию», в которой регламентировались разные стороны горного дела.

С этого момента  в России появляется правовая основа пользования недрами, начинает определяться правовой статус недр и извлеченных  из них полезных ископаемых. Правила, сформулированные в отдельных статьях Берг-Привилегии, представляют собой своеобразные основы формируемого горного права. 
 
 

В первой статье Берг-Привилегии впервые в истории  России провозглашается принцип  горной свободы.

«Соизволяется всем, и каждому дается воля, какого б чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить и чистить всякие металлы, как-то: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо, так же и минералы, как селитра, сера, купорос, квасцы и всяких красок потребные земли и каменья, к чему каждая толика промышленников принять может, сколько тот завод и к тому надобное иждивение востребует». 

 Во второй, третьей и четвертой статьях  определяется порядок «устроения заводов» открывателем месторождений полезных ископаемых. При этом регулируются отношения между открывателем и Берг-Коллегией, возникающие после обнаружения месторождения до открытия завода.  

В пятой статье гарантируется отведение земельного участка для осуществления добычи и обработки руды и минералов. Размеры участка — 250 сажень долготы, 250 сажень ширины.

«Получившему  такую привилегию, или жалованную грамоту, на месте, где руда обретена будет 250 сажень долготы, 250 сажень ширины, отведено будет, и на том отведенном месте он и его товарищи всякую руду и минералы, что обрящут под землю, копать, и к тому потребное строение построить волен.» 

Информация о работе Сравнительно правовой анализ горного законодательства Петра I и Екатерины II