Автор: Алена Константинова, 24 Ноября 2010 в 01:40, реферат
целью моего реферата является:
- изучение и сравнительный анализ горного законодательства Петра I и Екатерины II.
Для достижения указанной цели реферата будет необходимо решить ряд задач:
- изучить горное законодательство с юридической точки зрения
- рассмотреть вкратце историю зарождения и становления российского горного дела и законодательства
- изучить Указ Петра I (Об учреждении Берг - Коллегиума для ведения в оном о рудах и минералах)
- изучить Манифест Екатерины II
-провести их сравнительную характеристику и сделать выводы
I. Введение.
II. Основная часть.
Глава 1. Горное законодательство.
Глава 2. История зарождения и становления российского горного дела и законодательства.
Глава 3. Указ Петра I.
Глава 4. Манифест Екатерины II.
Глава 5. Итог и изменения правовой основы пользования недрами, осуществленные Манифестом 1782 г.
III. Заключение.
IV. Список используемой литературы.
Российский государственный
Юридический факультет
Реферат по курсу: «Правовые основы развития нефтегазовой отрасли в России»
На тему: «
Сравнительно правовой анализ горного
законодательства Петра I и Екатерины
I I».
Выполнила: студентка группы ЮР-10-02,
Константинова А.А.
Проверила: Научный Руководитель,
Доктор исторических наук-
Денисова
Любовь Николаевна.
I. Введение.
II. Основная часть.
Глава 1. Горное
законодательство.
Глава 2. История
зарождения и становления российского
горного дела и законодательства.
Глава 3. Указ Петра
I.
Глава 4. Манифест
Екатерины II.
Глава 5. Итог и
изменения правовой основы пользования
недрами, осуществленные Манифестом 1782
г.
III. Заключение.
IV. Список используемой
литературы.
V. Приложение (картинки)
Введение.
Наша страна занимает одно из первых мест в мире по запасам многих полезных ископаемых (а по запасам природного газа — первое).
Полезные ископаемые – горные породы и минералы, которые используются или могут быть применены в народном хозяйстве. Их можно разделить на
-твердые (различные руды, уголь, мрамор, гранит, соли);
-жидкие (нефть, минеральные воды);
-газовые (горючие
газы, гелий, метан).
В России имеются почти все виды полезных ископаемых: топливно-энергетические ресурсы (нефть, природный газ, уголь, уран); черные металлы (железные, марганцевые, хромовые руды); цветные и редкие металлы (медь, свинец, цинк, никель, алюминиевое сырье, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, титан, цирконий, ниобий, тантал, иттрий, рений, скандий, стронций и др.); благородные металлы и алмазы (золото, серебро, платиноиды); неметаллические полезные ископаемые (апатиты, фосфориты, калийные и поваренная соли, плавиковый шпат, слюда-мусковит, тальк, магний, графит, барит, пьезооптическое сырье, драгоценные и поделочные камни и др.). Россия обладает крупными запасами алмазов (Якутия), апатитов (Кольский полуостров), каменных солей (Поволжье, Урал), каменной и поваренной солей (Урал, Поволжье), графита (Урал, Сибирь), разнообразного строительного сырья.
И наша страна, а точнее экономика нашей страны, в основном живет за счет экспорта этих самых полезных ископаемых.
Мне бы хотелось
рассмотреть данную тему с юридической
точки зрения, во временном промежутке
1700-1800 годов.
Итак, целью моего реферата является:
- изучение и
сравнительный анализ горного законодательства
Петра I и Екатерины II.
Для достижения указанной цели реферата будет необходимо решить ряд задач:
- изучить горное
законодательство с
- рассмотреть вкратце историю зарождения и становления российского горного дела и законодательства
- изучить Указ Петра I (Об учреждении Берг - Коллегиума для ведения в оном о рудах и минералах)
- изучить Манифест Екатерины II
-провести их
сравнительную характеристику
Основная часть.
Глава 1. Горное
законодательство.
Горное законодательство
— совокупность правовых норм, регулирующих
отношения, возникающие в связи с использованием
и охраной недр.
В советском
государстве национализация недр произведена
Декретом о земле, принятым 2-м Всероссийским
съездом Советов рабочих и солдатских
депутатов 26 октября (8 ноября) 1917. В соответствии
с Конституцией CCCP (ст. 11) недра в CCCP состоят
в исключительной собственности государства.
В данный
момент, согласно статье 1-2. (Собственность
на недра)- «Недра в границах территории
Российской Федерации, включая подземное
пространство и содержащиеся в недрах
полезные ископаемые, энергетические
и иные ресурсы, являются государственной
собственностью. Вопросы владения, пользования
и распоряжения недрами находятся в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации. Участки недр не могут
быть предметом купли, продажи, дарения,
наследования, вклада, залога или отчуждаться
в иной форме. Права пользования недрами
могут отчуждаться или переходить от одного
лица к другому в той мере, в какой их оборот
допускается федеральными законами»
Задачами горного законодательства является регулирование горных отношений в целях обеспечения научно обоснованного, рационального, комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье и других нуждах народного хозяйства, охраны недр, обеспечения безопасности работ при пользовании недрами, а также охрана прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укрепление законности в этой области.
Государственный
контроль в области использования
и охраны недр осуществляют Советы
народных депутатов и их исполнительные
и распорядительные органы, государственный
надзор за использованием и охраной
недр — органы государственного горного
надзора, государственный контроль за
ведением работ по геологическому изучению
недр — органы государственного геологического
контроля. Большое внимание горное законодательство
уделяет разведке и добыче полезных ископаемых.
По особенностям
правового режима полезные ископаемые
подразделяют на 4 группы: не общераспространённые,
общераспространённые, подземные воды,
торф. Пользователями недр могут быть
государственные, кооперативные, общественные
предприятия, организации и учреждения,
а в отношении общераспространённых полезных
ископаемых, торфа и пресных подземных
вод — также все землепользователи, в
том числе и граждане.
Пользователи
недр обязаны обеспечивать: полноту
геологического изучения; рациональное,
комплексное использование и
охрану недр; безопасное для работников
и населения ведение работ, связанных
с пользованием недрами; охрану атмосферы
воздуха, земель, вод и других объектов
окружающей природной среды, а также зданий
и сооружений от вредного влияния работ,
связанных с пользованием недр; сохранность
заповедников, памятников природы и культуры;
приведение земельных участков, нарушенных
при пользовании недрами, в безопасное
состояние, а также в состояние, пригодное
для использования их в народном хозяйстве.
Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие
право государственной собственности
на недра, запрещаются.
В других странах
природные богатства, содержащиеся
в недрах земли, также являются государственной
собственностью, т. е. всенародным достоянием.
Порядок их разведки и разработки
специально регулируется законодательством.
Истоки горного
законодательства уходят в древность.
В Древнем Египте, Древней Греции,
Карфагене, где широко велась добыча
золотых, серебряных и медных руд, участки
разработки принадлежали верховной
власти государств. В Древнем Риме
первоначально недра являлись собственностью
владельца земельного участка. Позже на
завоёванных территориях право собственности
на недра, как и на поверхность, принадлежало
государству. В эпоху разложения феодализма,
а особенно при капитализме в горном законодательстве
отражается борьба двух начал: горной
собственности (разведка и добыча полезных
ископаемых может производиться лишь
с разрешения собственника земли) и горной
свободы (разведка и добыча полезных ископаемых
производится с разрешения государства,
но с вознаграждением собственника земли).
В этом разграничении отражается реальный
антагонизм классовых интересов капиталистов-
Глава 2. История
зарождения и становления российского
горного дела и законодательства.
А. И. Герцен: «Время от времени полезно заглядывать в архивы. Полнее сознавая прошлое, мы уясняем современное…»
В 7-8 веках, у восточных славян ремесло отделилось от земледелия. Стали выделяться различные специалисты: кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел. Далее русское государство находилось на подъеме своего развития. В 12-15 веках начинается разработка железа. В Москве появляются Пушечный двор и Оружейная палата. Первое письменное упоминание о наличии нефти в России относится к XVI веку, когда она была обнаружена у берегов реки Ухты… В 1702 году появилось сообщение об открытии нефти в Поволжье, несколько позже и на Северном Кавказе. В XVI веке в России появляются жалованные грамоты- привилегии отдельным лицам на поиск и добычу нефти; тарханные грамоты- грамоты, которые освобождают промышленника от оплаты налогов и от местного суда; похвальные грамоты…
То есть можно сделать вывод о том, что до начала Петровских реформ в отечественной горной отрасли деятельность промышленников, занимавшихся поисками, добычей, и переработкой полезных ископаемых подчинялась действию обычного права и частной воле князей. То есть их воля выражалась в царских указах, уставных грамотах, жалованных грамотах, льготных грамотах, тарханных грамотах и др.
Это всё зачатки
горного дела на Руси.
Глава 3. Указ
Петра I.
В России горное дело начинает распространяться и развиваться с Петра Великого. Петр Великий придавал большое значение горному делу и стремился всячески к его развитию. Первым законодательным распоряжением Петра I в сфере зарождающегося горного права стал Указ от 2 ноября 1700 г. о необходимости извещения правительства об открытых месторождениях полезных ископаемых. Указ обязывал всякого, "…кто на Москве и в городах ведает или впредь сведает на государевых или на чьих-нибудь землях золотую, и серебряную, и медную или иные какие руды…", извещать об этом правительство.
В 1719 г. он издал, так называемую «Берг-Привиллегию», в которой регламентировались разные стороны горного дела.
С этого момента
в России появляется правовая основа
пользования недрами, начинает определяться
правовой статус недр и извлеченных
из них полезных ископаемых. Правила,
сформулированные в отдельных статьях
Берг-Привилегии, представляют собой своеобразные
основы формируемого горного права.
В первой статье Берг-Привилегии впервые в истории России провозглашается принцип горной свободы.
«Соизволяется
всем, и каждому дается воля, какого б чина
и достоинства ни был, во всех местах, как
на собственных, так и на чужих землях
искать, плавить, варить и чистить всякие
металлы, как-то: золото, серебро, медь,
олово, свинец, железо, так же и минералы,
как селитра, сера, купорос, квасцы и всяких
красок потребные земли и каменья, к чему
каждая толика промышленников принять
может, сколько тот завод и к тому надобное
иждивение востребует».
Во второй,
третьей и четвертой статьях
определяется порядок «
В пятой статье
гарантируется отведение
«Получившему
такую привилегию, или жалованную
грамоту, на месте, где руда обретена
будет 250 сажень долготы, 250 сажень ширины,
отведено будет, и на том отведенном месте
он и его товарищи всякую руду и минералы,
что обрящут под землю, копать, и к тому
потребное строение построить волен.»
Информация о работе Сравнительно правовой анализ горного законодательства Петра I и Екатерины II