Сравнительная характеристика периодов советского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:10, контрольная работа

Описание работы

С конца 20-х гг. начинается новый этап развития политической системы советского общества, когда демократические институты государственного управления начинают подменяться командно-административной системой управления. Происходит стремительный рост управленческого аппарата, прежде всего в области управления народным хозяйством, что постепенно сводило на нет Советы как органы власти. Рост численности государственного аппарата был колоссальный.

Содержание

Задание 1.

Часть 1. Партийно-политическая система советского государства в 30-е гг.

Развитие государственного аппарата в 20-30 гг.
Развитие права в 30-е гг.
Часть 2. Партийно-политическая система советского государства в период либерализации общественных отношений (1953-1964 гг.).

2.1 Система высших органов власти и управления: изменения в структуре, наименованиях и их деятельности.

2.2 Развитие советского права в 1960-е гг.

Часть 3. Сравнительная характеристика периодов советского государства.

Задание 2.

Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

ИОГП ГОТОВАЯ!!!!!!.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

     Многие  демократические положения уголовного процесса во времена репрессий игнорировались или нарушались.

 

Часть 2. Советское государство в период либерализации общественных

отношений (середина 50-х-середина 60-х  гг.)

2.1 Система высших органов власти и управления. 

     Смерть  И.В. Сталина ознаменовала новый  период  в развитии Советского государства, связанный с личностью Н.С. Хрущева, под руководством которого подверглись реформированию основные сферы советского общества. Существо происходивших изменений было направлено на демократизацию и либерализацию государства  и общества.

      Демократизация  государственной жизни нашла  отражение в мерах, направленных на повышение роли Советов, активизацию их деятельности и упрочение связей с народными массами.

     В январе 1957 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами», в соответствии с которым задачами Советов объявлялись: улучшение организационно-массовой работы, укрепление связей Советов с населением, вовлечение трудящихся в работу комиссий и т. п. В результате принятых мер деятельность Советов значительно активизировалась.

     В 1957-1960 гг. в союзных республиках  были приняты новые Положения  о местных  Советах депутатов трудящихся. В данных нормативных актах устанавливались полномочия Советов, порядок их деятельности, структура и другие организационные вопросы.

     В рассматриваемый период встала проблема повышения эффективности управления народным хозяйством. Существовавшая централизованная административно-командная система тормозила развитие экономики.

На смену  отраслевому принципу управления промышленностью и строительством  пришел территориальный. Страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них создавался Совет народного хозяйства, который руководил всеми предприятиями и стройками района. Однако значительных изменений в развитии промышленности и строительства не произошло.

     В марте 1954 г. из состава МВД СССР был  выделен и образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.

В октябре 1956 г. управления Министерства внутренних дел и управления милиции в  областях и краях были реорганизованы в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках были преобразованы в отделы исполкомов  районных, городских и поселковых Советов депутатов трудящихся. Таким образом, в организационном построении органов внутренних дел был восстановлен принцип двойного подчинения.

     Были  восстановлены принципы организации и деятельности прокуратуры,  нарушенные в условиях культа личности. 24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с данным Положением высший надзор за исполнением законов всеми государственными органами и учреждениями, отдельными  должностными лицами и гражданами возлагался на Генерального прокурора СССР. На  прокуратуру возлагалось своевременное применение мер по устранению всяких нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили.

     В 1957 г. были восстановлены наблюдательные комиссии. Они создавались при  исполкомах районных Советов депутатов трудящихся, на территории которых имелись  исправительно-трудовые учреждения. На наблюдательные комиссии возлагалась задача  по осуществлению постоянного контроля за соблюдением законности в деятельности   ИТУ.

       Органы правосудия также подверглись существенной реорганизации. В 1958-г.  были пересмотрены полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны – Верховного суда СССР. Были сокращены его надзорные функции и расширены полномочия верховных судов союзных республик. Верховный суд СССР состоял из Пленума Верховного суда СССР, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии. 

2.2 Развитие советского права в 50-60-х гг. 

     8 декабря 1961 г. Верховный Совет  СССР принял Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. В рамках союзных республик гражданское законодательство было кодифицировано в виде гражданских кодексов.  Основы закрепляли государственную и кооперативно-колхозную собственность, собственность профсоюзных и иных общественных организаций. В Основах гражданского законодательства Союза ССР 1961 г. давалась классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация форм защиты гражданских прав.

В сфере обязательственного права в Основах ведущее место занимали нормы, регулировавшие договоры и другие обязательства между государственными и общественными организациями.

     8 декабря 1961 г. Верховным Советом СССР были утверждены Основы гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик. Основы устанавливали единые для всего Союза ССР общие положения гражданского процессуального права.

В целях  защиты прав и законных интересов граждан профсоюзы и другие общественные организации через своих представителей могли предъявлять иски в суд, участвовать в судебном разбирательстве и сообщать суду мнение коллектива по рассматриваемому делу. Гражданские дела в установленных законом случаях могли рассматриваться товарищескими судами.

     Трудовое  право развивалось в направлении повышения материального положения граждан и обеспечения их социальных прав.

     В 1955-1958 гг. повышается заработная плата  низкооплачиваемым трудящимся. В  1964 г. была повышена заработная плата работникам, занятым в сфере просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и некоторых других отраслях народного хозяйства.  В соответствии с принятыми решениями XX съезда КПСС проводились меры по  переходу на сокращенный рабочий день в предпраздничные и предвыходные дни. С 77 до 112 календарных дней увеличивалась продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам.

     Рабочие и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора с предварительным предупреждением администрации предприятия или учреждения за две недели.

     Изменения в земельном и колхозном праве, происходившие в рассматриваемый  период, представляли собой составную часть мер, принимавшихся руководством КПСС и  Советского государства по преодолению отставания сельского хозяйства. В этих целях  были расширены права колхозов. Колхозникам предоставлено право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с  учетом местных условий. Колхозы могли сами определять размеры приусадебных  участков колхозников, количество скота, находившегося в их личной собственности. Колхозам также было предоставлено право устанавливать обязательный минимум трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве.

Изменения произошли и в форме оплаты труда в колхозах. В марте 1956 г. было введено ежемесячное авансирование  колхозников.

     25 декабря 1958 г. Верховным Советом  СССР были приняты новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы состояли из 4 разделов и 47 статей.

В качестве главной задачи Основы провозглашали  охрану советского и государственного строя, социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан.

В Основах  рассматривались понятие преступления, виды соучастия, институты необходимой обороны и крайней необходимости.

     Согласно  Основам наказание могло применяться  только по приговору суда, учитывающего все объективные и субъективные обстоятельства дела. Уголовная ответственность наступала с 16 лет, прежний возрастной предел в 14 лет продолжал действовать в  случаях наиболее тяжких преступлений.

Максимальный  срок лишения свободы был сокращен с 25 до 15 лет. Устанавливался  порядок условно-досрочного освобождения осужденных, проявивших хорошее поведение  и честное отношение к труду.

Основы  обеспечивали единство советского уголовного законодательства, его целей, принципов и основных институтов.

     25 декабря 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, в которых определялись задачи уголовного судопроизводства.

     Вводился  институт общественных обвинителей и общественных защитников. Регламентировались отдельные стадии судопроизводства: дознание и предварительное следствие, производство в суде первой инстанции, производство в кассационной  и надзорной инстанциях, исполнение приговора. 

 

Часть 3. Сравнительная  характеристика периодов советского государства. 

     Сравнение государственного управления в СССР в первые годы его существования (20-30-е гг.) с периодом либерализации представляется интересным.

     В ходе данного исследования можно проследить основные изменения Советского государства. Общеизвестно, что в СССР было две системы управления – государственная и партийная. Первая система носила номинальный характер, зато вторая фактически определяла реальную политику Советского государства. Поэтому данный сравнительный анализ я буду проводить по нескольким критериям. 
           Начну сравнение с главных государственных органов. По конституции от 1924 г. верховным органом власти СССР являлся съезд Советов. В период между съездами высшим государственным органом являлся – Центральный исполнительный комитет. А его председатель считался юридическим главой государства. Исполнительным и распорядительным органом являлось правительство – Совет народных комиссаров. С начала 30-х годов на сессиях ЦИК установилась специфическая процедура: депутаты утверждали списком (без обсуждения) постановления, принятые Президиумом.

     В СССР  периода либерализации можно последить переход власти в «одни руки» - Хрущев, становится полновластным хозяином страны.

     В период 1953-1964 гг. высшим органом власти формально являлся Верховный Совет СССР. Характерной чертой, отличавшей деятельность органов власти в рассматриваемый период, была передача части законодательных функций из центра на места.

     В июле 1936 г. был создан общесоюзный орган судебного управления – Наркомат юстиции СССР.  Он наблюдал за применением судами уголовного, гражданского и процессуального кодексов, обобщал судебную практику, разрабатывал изменения и дополнения к законам.

     Но  уже в мае 1956 года в ведение республик были переданы функции по руководству судебными учреждениями и органами юстиции, в связи, с чем было упразднено Министерство юстиции СССР.

     В период 1653 – 1964 гг. смягчается цензурный  гнет, происходит освобождение узников  ГУЛАКа.

     Сравнивая системы права данных периодов, стоит отметить  отрасли, которые в наибольшей степени подверглись изменениям – трудовое, колхозное и уголовные права.

     Если  в 30-е годы трудовое право было направлено на обеспечение народного хозяйства  новыми кадрами и повышения культурно-технического уровня работников, то право 50-60 гг., делает акцент на повышении заработной платы и улучшении условий труда рабочих.

     Главными  задачами колхозного права 30-х годов  были задачи укрепления и развития правового статуса колхозов. В 50-60-е  гг. происходит дальнейшее развитие этой отрасли: расширяются права колхозов. Колхозникам предоставлено право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с  учетом местных условий. Изменения происходят  и в форме оплаты труда в колхозах.

     Особенностью  уголовного права в 30-е годы было ужесточение мер наказания, проведение репрессий против невиновных людей.

     Но  уже в 50-е годы происходит смягчение наказания за уголовные преступления (снижается максимальный срок заключения), поднимается возраст наступления наказания за не тяжкие преступления (с 14 до 16 лет), устанавливается порядок условно-досрочного освобождения осужденных.

     Подводя итог  можно сделать вывод, что политическая система советского государства в период либерализации, в некоторых моментах является продолжением политики 30-х годов (например, колхозное право), в других же отраслях оно либо переписывается заново, либо меняются на более мягкие условия.  
Задание 2.

Информация о работе Сравнительная характеристика периодов советского государства