Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:10, контрольная работа
С конца 20-х гг. начинается новый этап развития политической системы советского общества, когда демократические институты государственного управления начинают подменяться командно-административной системой управления. Происходит стремительный рост управленческого аппарата, прежде всего в области управления народным хозяйством, что постепенно сводило на нет Советы как органы власти. Рост численности государственного аппарата был колоссальный.
Задание 1.
Часть 1. Партийно-политическая система советского государства в 30-е гг.
Развитие государственного аппарата в 20-30 гг.
Развитие права в 30-е гг.
Часть 2. Партийно-политическая система советского государства в период либерализации общественных отношений (1953-1964 гг.).
2.1 Система высших органов власти и управления: изменения в структуре, наименованиях и их деятельности.
2.2 Развитие советского права в 1960-е гг.
Часть 3. Сравнительная характеристика периодов советского государства.
Задание 2.
Список использованных источников и литературы
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ (ИНСТИТУТ)»
ТЮМЕНСКИЙ
ФИЛИАЛ
Кафедра_______________________
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Дисциплина:___________________
______________________________
Выполнил:___________________
____________________________
Зачетная книжка №____________
Вариант
№___________________
Проверил:___________________
____________________________
Содержание
Задание 1.
Часть 1. Партийно-политическая система советского государства в 30-е гг.
Часть 2. Партийно-политическая система советского государства в период либерализации общественных отношений (1953-1964 гг.).
2.1 Система высших органов власти и управления: изменения в структуре, наименованиях и их деятельности.
2.2 Развитие советского права в 1960-е гг.
Часть 3. Сравнительная характеристика периодов советского государства.
Задание 2.
Список использованных источников и литературы
Часть 1. Советское государство в 30-е гг.
1.1
Развитие государственного
аппарата в конце
20-х — начале 30-х
гг.
С конца 20-х гг. начинается новый этап развития политической системы советского общества, когда демократические институты государственного управления начинают подменяться командно-административной системой управления. Происходит стремительный рост управленческого аппарата, прежде всего в области управления народным хозяйством, что постепенно сводило на нет Советы как органы власти. Рост численности государственного аппарата был колоссальный. Разукрупнение наркоматов преследовало цель превратить их из отраслевых центров в подотраслевые узкоспециальные ведомства, которые легче было контролировать.
В 1929 г. начинается «чистка» государственного аппарата, в результате которой 10% служащих были уволены.
Система диктатуры пролетариата постепенно перерастала в режим диктатуры и тоталитарный режим, т. е. такую форму общества, в котором утверждается полный (тотальный) государственный контроль над всеми сферами жизни общества: ликвидируются конституционные права и свободы, главным средством государственной политики становятся репрессии.
К концу 30-х гг. административная система приобретает устойчивость, которая позволила ей прочно удерживать свои позиции вплоть до 80-х гг.
В 1932 г. ВСНХ, который осуществлял управление народным хозяйством, был реорганизован: разделен на три Наркомата — тяжелой, легкой и лесной промышленности. В дальнейшем были разукрупнены и эти наркоматы.
Далее из Наркомата путей сообщения в 1931 г. выделился Наркомат водного транспорта. Наркомат торговли в 1930 г. был разделен на общесоюзный Наркомат внешней торговли и союзно-республиканский Наркомат снабжения.
В 1932 г. был образован самостоятельный общесоюзный Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. Таким образом, складывается отраслевой принцип управления хозяйством.
В 1933г. упразднен Наркомат труда, все его функции перешли к профсоюзам.
В связи с изменившейся обстановкой в мире и необходимостью создания современной армии была проведена реформа Вооруженных Сил, создавалась новая, насыщенная техникой и современными кадрами, организованная армия. В 1934 г. был упразднен Реввоенсовет СССР.
В начале 30-х гг. происходит перестройка органов правопорядка — Суда, Прокуратуры, Милиции, Государственной безопасности.
Принципы организации и деятельности судебных органов определялись «Основами судопроизводства СССР и союзных республик» (1924 г.), Положением о судоустройстве РСФСР (1926 г.) и Постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 г. «О реорганизации местных органов юстиции в связи с ликвидацией округов», в соответствии с которым были внесены некоторые изменения в порядок работы этих органов. Так, в соответствии с проведением районирования были созданы районные суды, в городах — городские районные суды, избираемые исполкомами сроком на 1 год. Судьи не могли быть досрочно отозваны без ведома областного суда. Областной суд действовал в составе Президиума, уголовного и гражданского отделов, судебных и кассационных отделений. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 г. «Об установлении типовой структуры аппарата краевой (областной) прокуратуры и суда» в его составе были учреждены коллегии по гражданским и уголовным делам, а также создан объединенный организационно-инструкторский сектор. В связи с укреплением территориальных судебных органов ликвидированы некоторые специальные суды: железнодорожные трибуналы, особые сессии судов по трудовым делам и земельные комиссии. Функции этих органов передавались общим судебным органам. В1930-34 гг. были созданы железнодорожные линейные и воднотранспортные суды и соответственно — органы прокуратуры.
Устанавливалась трехзвенная система — народный суд, областной суд, Верховный суд союзной республики.
В конце 1933 г. утверждено Положение о Прокуратуре СССР. Согласно Положению, прокуратуру возглавлял прокурор СССР, назначаемый ЦИК СССР. Он наделялся правом законодательной инициативы, правом опротестовать постановления Пленума Верховного Суда СССР в Президиум ЦИК СССР. Позднее, в июле 1936 г. был создан общесоюзный орган судебного управления – Наркомат юстиции СССР. Он наблюдал за применением судами уголовного, гражданского и процессуального кодексов, обобщал судебную практику, разрабатывал изменения и дополнения к законам.
Логическим
завершением мероприятий по учреждению
командно-административной системы явилось
учреждение 10 июля 1934 г. НКВД СССР. В его
составе были образованы: Главное управление
государственной безопасности, Главное
управление милиции, Главное управление
пограничной и внутренней охраны, Главное
управление исправительно-трудовых лагерей
и трудовых поселений (ГУЛАГ), Отдел актов
гражданского состояния и административно-хозяйственное
Управление, а также Главное управление
пожарной охраны. В РСФСР введен институт
уполномоченных НКВД СССР.
1.2
Развитие права
в 30-е гг.
В сфере гражданского права большое внимание уделялось договорным отношениям. С 1931 г. все хозяйственные органы при поставке товаров, производстве работ и оказании услуг были обязаны оформлять письменные договора. Усиливалась роль договора между предприятиями как средство выполнения плана.
Устанавливалось два вида договоров: генеральные и локальные. Генеральные договора заключались между центральными органами. На их основании заключались локальные договоры между конкретными хозяйственными субъектами.
Нормы семейного права в рассматриваемый период были направлены на укрепление советской семьи, защиту интересов детей, здоровья матери, оказание материальной помощи многосемейным. Большое значение для развития семейного права имела Конституция СССР 1936 г., ст. 122 которой закрепляла равноправие женщины и мужчины.
Вводился институт патроната. Дети-сироты, а также дети, изъятые по постановлению суда от родителей, могли передаваться в семьи трудящихся на воспитание.
27
июня 1936 г. было принято постановление
ЦИК и СНК СССР «О запрещении
абортов, увеличении
При расторжении брака органы ЗАГС были обязаны принять меры к примирению супругов. В судах сокращались сроки рассмотрения алиментных дел. За неуплату алиментов устанавливалась уголовная ответственность — лишение свободы на срок до двух лет.
Трудовое право было направлено на обеспечение народного хозяйства новыми кадрами, повышение культурно-технического уровня работников.
В области трудовых отношений Конституция 1936 г. закрепляла следующие права: право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, равные права на труд женщины и мужчины. Также Конституцией закреплялась обязанность граждан трудиться.
С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы прекратилась выплата пособий по безработице. С 20 декабря 1938 г. Постановлением СНК СССР были введены единые трудовые книжки.
Трудовое законодательство вводило меры поощрения для добросовестных работников. В декабре 1938 г. были приняты положения о присвоении высшего трудового отличия — звания Героя Социалистического Труда и о награждении медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие».
В 1940 г. в связи с возросшей военной опасностью на всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и в учреждениях был введен 8-часовой рабочий день, за исключением профессий с вредными условиями труда. Одновременно с этой мерой устанавливалась шестидневная рабочая неделя.
Главными задачами в сфере колхозного и земельного права было развитие и укрепление правового статуса колхозов.
17
февраля 1935 г. на II Всесоюзном
съезде колхозников-ударников
В Уставе излагалась программа деятельности колхозов, определялись цели и задачи объединения крестьян в колхоз, порядок объединения. Устав закреплял землю за артелью в бессрочное пользование, она не подлежала купле-продаже или сдаче в аренду. Также были обозначены средства производства, подлежавшие обобществлению при вступлении в колхоз и средства производства, остававшиеся в личном пользовании колхозного двора. Членами артели могли быть трудящиеся, достигшие 16-летнего возраста. Высшим органом артели являлось общее собрание ее членов.
Для уголовного права в рассматриваемый период характерно усиление борьбы против государственных преступлений, против преступлений, объектом которых являлась социалистическая собственность, против преступлений, дезорганизовывавших нормальную работу промышленности и подрывавших трудовую дисциплину, и других преступлений.
Еще одной особенностью уголовного законодательства являлось ужесточение мер наказания. Некоторые законы использовались государством для проведения репрессий против невиновных людей.
В развитии уголовного процесса необходимо отметить следующее. Государством принимались как нормативные акты, являвшиеся юридическим основанием массовых незаконных репрессий, так и законы, закреплявшие демократические положения уголовного процесса.
Конституция
СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве
1938 г. устанавливали следующие
Информация о работе Сравнительная характеристика периодов советского государства