Сравнение оценок деятельности Ивана III, данные А. Платоновым, Н.М. Карамзиным и С. Соловьёвым

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 17:56, доклад

Описание работы

Мне кажется, что для того чтобы полноценно сравнить точки зрения разных критиков на деятельность какой бы то ни было исторической фигуры и тем более в рамках эссе дать свою оценку или хотя бы выбрать мнение критика, которое мне наиболее близко нужно для начала привести биографию данного деятеля, и коротко обозначить основные направления политики.

Работа содержит 1 файл

Эссе история.docx

— 30.27 Кб (Скачать)

 

 

ЭССЕ по истории на тему: 
«Сравнение оценок деятельности Ивана III, данные А. Платоновым, Н.М. Карамзиным и С. Соловьёвым.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила 
Лазарева Татьяна 
группа Э-118

2012. 

Мне кажется, что для того чтобы полноценно сравнить точки  зрения разных критиков на деятельность какой бы то ни было исторической фигуры и тем более в рамках эссе дать свою оценку или хотя бы выбрать  мнение критика, которое мне наиболее близко нужно для начала привести биографию данного деятеля, и коротко обозначить основные направления политики.

Иван III Ввасильевич – великий князь московский (с 1462). Родился 22 января 1440 в Москве. Отец – Василий II Темный, мать – Мария Ярославна, боровская княжна. В 1445 после ослепления отца во время борьбы за престолонаследие племянником Дмитрием Шемякой, Иван был отвезен в г.Переяслав-Залесский, затем в г.Углич, а оттуда вместе с матерью и отцом – в Тверь. В 1446 был обручен с тверской княжной Марьей Борисовной. В 1448 «ходил при полках отражать казанцев от владимирских и муромских земель». В 1450 был объявлен соправителем отца Василия II Темного. В 1452 был обвенчан с княжной Марией Борисовной. В 1459 уже со своим войском гнал татар от берегов Оки. В 1460, оказав помощь псковичанам от набегов соседей, был назван князем псковским. В 1462 после смерти отца стал официально московским великим князем, продолжив борьбу отца с сепаратизмом удельных князей по объединению русских земель в единодержавное государство.

В 1463 к Москве было присоединено Ярославское княжество, хотя в 1464 ему  пришлось подтвердить независимость  Рязани и Твери. В 1467 послал рать на Казань, но поход был неудачен. В  апреле того же года умерла (возможно, отравлена) жена Марья Борисовна, от брака с которой остался девятилетний сын – вскоре будущем соправитель  Ивана III, а затем тверской князь  Иван Молодой. С 1468 Иван III стал ходить с ним в военные походы, а  позднее во время своих походов  – оставлял сына управлять («ведать») Москвой.

В 1468 русские, проникнув на Белую Волошку, оказались на востоке  от Казани. В 1470 Иван Васильевич, рассорившись с Новгородом, потребовал с города выкуп. 14 июля 1471 в битве при р. Шелони одержал победу над новгородцами, которые обещали выплатить Москве 80 пудов серебра.

Летом 1472, отразив на юге  нашествие хана Ахмета, московские войска на северо-востоке вторглись в земли Великой Перми. Пермская земля попала под власть московского великого князя. Это открывало дорогу Москве на Север с его пушным богатством, а также в сторону р. Камы и захвату восточных земель Казанского ханства для ослаблению Орды.

В ноябре 1472 по предложению  папы римского Иван III вступил в брак с племянницей последнего византийского  императора Константина Палеолога  Софьей Фоминешной Палеолог. После венчания Иван III «повелел» Московский герб с изображением поражающего змея Георгия Победоносца объединить с двуглавым орлом – древним гербом Византии. Этим подчеркивалось, что Москва становится наследницей Византийской империи. Зародившая тогда идея о всемирной роли «Москвы – третьего Рима», привела к тому, что Иван III стал рассматриваться как «царь всего православия», а Русская Церковь как преемница греческой церкви. Атрибутами царской власти при обряде венчания на царство стала кроме герба с двуглавым орлом шапка Мономаха с бармами. (По легенде последние были присланы Ивану III византийским императором).

Брак с Софей Палеолог способствовал повышению авторитета московского князя среди других русских князей и облегчало поставленную им задачу по собиранию русских земель.

В 1473 Иван III стал двигать  рати в западном направлении к  Литве. В 1474 к Москве присоединилось Ростовское княжество и заключен дружественный союз с крымским ханом  Менгли-Гиреем. В 1476 Иван III сделал важный шаг на пути освобождения от Орды, перестав платить ей ежегодный денежный «выход» («дань»). В 1477, оставив Ивана Молодого в Москве, Иван III пошел на Великий Новгород и, подчинив себе этот города с его огромными землями, к 1478 укрепил свое положение на западных границах. Символ новгородской «вольности» – вечевой колокол был увезен в Москву. Видные представители боярства, враждебные Москве, в их числе Марфа Борецкая были арестованы и отправлены в ссылку в «низовые города».

В 1479 наступил самый острый момент борьбы Ивана III с удельными  князьями, чем воспользовался ордынский  хан Ахмат. Когда Иван III с войском  находился на западных границах, ордынцы  двинулись к Москве. «Ведавший» Москвой  Иван Молодой, вывел полки к Серпухову  и 8 июня 1480 стал с ними нам р. Угре. Опасаясь за жизнь сына, Иван III приказал ему уйти, но Иван Молодой стал «ждать татар», а Иван III спешно стал укреплять  позиции на подступах к р. Оке  около Коломны и Тарусы. 30 сентября он приехал в Москву, чтобы «замириться» с удельными князьями и мобилизовать их на борьбу с татарами. В Москве Иван III встретил недовольство народа, готовящегося к отражению нашествия  и начавшего ему «зле глаголети», требуя, чтобы отбыл к войскам для защиты Москву. 3 октября Иван прибыл со своим отрядом войск на левый берег р. Угры при впадении ее в р. Оку (недалеко от Калуги). В октябре 1480 хан Ахмет тоже подошел к Угре, пытаясь перейти на левый берег, но был отбит русскими. Началось противостояние русских и татар («Стояние на Угре»), которое продолжалось до конца года. Татары не решились на главное сражение. Начавшиеся морозы и голодовка, отсутствие продовольствия заставили Ахмета уйти. Стояние на р. Угре положило фактически конец ордынскому игу, которое продолжалось более 240 лет.

В 1481 Иваном III были отвоеваны  земли Ливонского ордена, а в 1481–1482 – пересмотрены условия договорных грамот великого князя с удельными  князьями московского дома с перспективой присоединения их к Москве. В 1485 Москва присоединила к себе Тверское княжество, Иван Молодой был объявлен тверским князем. В 1487 русскими войсками была взята  Казань, где на место взятого в  плен хана Али Иван III посадил его  брата Мухаммед-Эмина, связанного родственными узами с крымским ханом, что укрепило отношения Ивана III с Крымом и позволило ему начать новое наступление на Литву, продолжавшееся с перерывом до 1503.

Властолюбивый и рассудительный, осторожный и решительный в нужный момент Иван III вел последовательно  и целеустремленно и внешнюю, и внутреннюю политику, направленную на создание сильной монархической  власти. По Белозерской уставной грамоте  Ивана III 1488 все сословия на московских и подчиненных Москве землях оказались зависимыми от великого князя; его владения простирались все дальше: в 1489 была покорена Вятка, северо-восточные земли поглощались Московским княжеством.

По мере усиления власти московского князя укреплялся его  престиж в других странах. Так, в 1489 Иван III получил первую дружественную  грамоту от немецкого императора Фредерика III. Укрепление положения  Москвы в Европе еще более усиливало  политические и идейные позиции  Ивана III внутри государства. В 1490 он созвал церковный собор для рассмотрения и осуждения ереси «жидовствующих», давая свободу Русской Православной Церкви в борьбе с инакомыслившими. В 1491 заключил в оковы своего брата угличского князя, а его удел присоединил к Москве. В тот же год, получив открытие серебряных рудников на реке Цыльме в Печерском крае, ускорил окончание строительства светского здания в Кремле – Грановитой палаты для приемов иностранных послов и других торжественных случаев.

В 1492 Ивану III удалось установить дружеские отношения с турецким султаном, а на западе – продолжить прерванную было войну с Литвой; там границы были укреплены строительством каменной крепости в Иван-городе (близ Нарвы). В 1494 первый этап войны с Литвой закончился миром и родственным союзом. Но Иван III мог быть непримиримым и жестоким: в 1495 раздраженный Ливонским орденом, велел бросить в тюрьмы всех ганзейских купцов, находившихся тогда в Москве, в 1496, воюя со шведами, опустошил Финляндию.

Во внутренней жизни Москвы Иван III внес крупные изменения в  великокняжеское дворцово-вотчинное  управление, меняя его на так называемую «приказную систему». Новые учреждения – приказы – вырастали из личных поручений великого князя лицам  из среды господствовавшего сословия. В 1497 по «велению» Ивана III дьяком Владимиром Гусевым был составлен Судебник 1497 – своеобразный кодекс феодального  права (процессуального, гражданского, уголовного и т.д.). Судебник защищал  землевладельцев-феодалов, притесняя  свободу крестьян: теперь их переход  от одного помещика к другому был  ограничен так наз. «Юрьевым днем» (неделя до 26 ноября и неделя после  этого числа) и стал общим для  всей Руси. При Иване III расширялось  поместное землевладение, стала  увеличиваться роль дворянства, хотя служилые помещики сильно уступали боярской знати.

Иван III стремился держать  связь с Константинополем. В 1497 отправил туда послов с дарами. Но это не помешало ему в 1498 «положить опалу» на «византийскую» жену Софью Палеолог, обвиненную (как  выяснилось позже – по наговору) в участии в покушении на его  княжескую власть. Иван III приставил  к жене и их старшему сыну Василию  стражу, казнил предполагаемых инициаторов  заговора и торжественно венчал на царство в Успенском соборе своего внука от сына Ивана Молодого –  Дмитрия. Но уже в 1499 круто изменил  свое решение: помирился с Софьей и Василием, а тех, кто оговорил их, частью казнил, а частью постриг  в монахи. Теперь суровой опале  были подвергнуты Дмитрий и жена Ивана Молодого – Елена Волошанка, заподозренная в участии в заговоре. Дмитрий был посажен в «камень» (тюрьму), где и умер «в нужде» через 10 лет.

 

В 1499 к Москве был присоединена еще одна земля – Югорская. В 1500 вновь началась война с литовцами, которые были разбиты 14 июля того же года при р.Ведроше. В 1501 русские войска, заняв земли Ливонии, дошли почти до Ревеля. Ливонский орден обязался платить Москве дань за г. Юрьев. 25 марта 1503 по мирному договору с Литвой, Москве отошло 19 городов (Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск и др.), а также 70 волостей, 22 городища, 13 сел. В 1504 по завещанию брата Бориса и в связи со смертью его сына Иван III присоединил к Москве Рузу и земли вокруг нее.

В 1503 Иван III созвал собор, по приговору которого многие еретики, выступавшие против господствовавшей идеологии – иосифлян – были сожжены, подверглись заточению  или ссылке. 7 апреля в тот же год  умерла Софья Палеолог. Прожив в  браке с Иваном III 30 лет, она родила пять сыновей, старший из которых  в скором времени стал великим  московским князем Василием IV, а также  четырех дочерей. Незадолго до смерти Иван III много ездил по монастырям, «писал духовную грамоту».

Умер Иван III 27 октября 1505 в Москве 65-лет от роду и был  похоронен в Архангельском соборе Кремля.

При Иване III большинство  уделов было ликвидировано, превратились в простые вотчины, в поместное  землевладение, Укрепление позиций  Ивана III внутри государства сопутствовало  укрепление у русского населения  своего национального единства, успехи во внешней политики. Территории Московского княжества увеличилась с 24 тыс. до 64 тыс. кв. км. Его дипломатические связи были установлены с Германской империи с Римом, Венгрией, Молдавией, Крымом, Турцией и Ираном.

При Иване III на ее подступах  к Москве возведены крепостные стены  у Коломны и Тулы. В Кремле было полностью закончено строительство  православных соборов – Успенского и Благовещенского, почти завершено  возведение усыпальницы великих  князей – Архангельского собора. В  дворцовой жизни Москвы был установлен пышный и торжественный этикет. Была принята и новая форма государственной  печати с изображением двуглавого орла, специально для обоснования царского происхождения русских князей составлена мифическая генеалогия, выводившая родоначальника русских князей Рюрика от римского цезаря Августа. Представлялось, что  Рюрик являлся потомком цезаря Августа, а в 14-ом колене – сам Иван III. При  Иване III с формированием основной территории Московского государства  по образцу Византии был введен такой  его полный титул: «Иоанн, Божиею милостию государь всея Руси и великий князь владимирский, и московский, и новгородский, и псковский, и тверской, и югорский, и пермский, и болгарский, и иных». В ходе дипломатических отношений с Ливонией и германскими городами Иван III называл себя «царем всея Руси», датский король именовал его «императором», позднее Иван III в одной из грамот назвал сына Василия «самодержцем всея Руси».

Летописец писал о нем (пересказ В. Н. Татищева): “Сей блаженный и достохвальный великий князь... многие княжения присовокупи и силу умножи, варварскую же нечестивую власть опроверже и всю Русскую землю данничества и пленения избави, и многие от Орды данники себе учини, многа ремесла введе, их же прежде не знахом, со многими дальними государи любовь и дружбу и братство сведе, всю Русскую землю прослави...”

Историки смотрят на Ивана III различно. Соловьев говорит, что только счастливое положение Ивана III после целого ряда умных предшественников дало ему возможность смело вести обширные предприятия. Костомаров судит Ивана еще строже, – он отрицает в нем всякие политические способности в Иване, отрицает в нем и человеческие достоинства. Карамзин же оценивает деятельность Ивана III совсем иначе: не сочувствуя насильственному характеру преобразований Петра, он ставит Ивана III выше даже Петра Великого. Гораздо справедливее и спокойнее относится к Ивану III Бестужев-Рюмин. Он говорит, что хотя и много было сделано предшественниками Ивана и что поэтому Ивану было легче работать, тем не менее он велик потому, что умел завершить старые задачи и поставить новые.

Но остановимся на тех  историках которые в данный момент интересуют нас. Итак, для Карамзина Иван III «герой не только российской, но и всемирной истории», ибо он восстановил в России единодержавие и уничтожил разновластие». Про него Николай Михайлович говорил: «Не обладая привлекательными свойствами Мономаха или Дмитрия Донского, он «стоит, как государь, на высшей ступени величия». Его осторожность не может не пленить нас, иногда она кажется даже боязливостью и нерешительностью (поведение на реке Угре, в виду полчищ хана Ахмета), но она подсказана благоразумием, благодаря ей «творение» Ивана приобрело надлежащую прочность, устойчивость и пережило его самого. Иван III оставил после себя «государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления». Он создал нынешнюю Россию.»

Сергей Михайлович Соловьев говорил: «Счастливый потомок целого ряда умных, трудолюбивых, бережливых предков, Иоанн III вступил на Московский престол, когда дело собирания Северо-Восточной Руси могло почитаться уже оконченным, старое здание было совершенно расшатано в своих основаниях, и нужен был последний, уже легкий удар, чтобы дорушить его. Пользуясь полученными от предков средствами, счастливым положением своим относительно соседних государств, он доканчивает старое и вместе с тем необходимо начинает новое. Это новое не есть следствие его одной деятельности; но Иоанну III принадлежит почетное место среди собирателей Русской земли, среди образователей Московского государства; Иоанну III принадлежит честь за то, что он умел пользоваться своими средствами и счастливыми обстоятельствами, в которых находился во все продолжение жизни. При пользовании своими средствами и своим положением Иоанн явился истым потомком Всеволода III и Калиты, истым князем северной Руси: расчетливость, медлительность, осторожность, сильное отвращение от мер решительных, которыми было можно много выиграть, но и потерять, и при этом стойкость в доведении до конца раз начатого, хладнокровие — вот отличительные черты деятельности Иоанна III»

Информация о работе Сравнение оценок деятельности Ивана III, данные А. Платоновым, Н.М. Карамзиным и С. Соловьёвым