Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 01:57, реферат
У Японии и России даже спустя 50 с лишним лет после окончания второй мировой войны нет мирного договора. Причина этого в том, что между Японией и бывшим СССР не был урегулирован территориальный вопрос.
В Японии спорные острова называют "Северными территориями", а в России - "Южными Курилами".
Относительно Сан-Францисской мирной конференции и Сан-Францисского мирного договора
Мирный договор между Японией и США, Англией и другими союзными странами был заключен в 1951 году в Сан-Франциско. В мирной конференции принял участие и Советский Союз, но он не подписал Сан-Францисский договор. В Сан-Францисской конференции и Сан-Францисском мирном договоре относительно проблемы Северных территорий существенны следующие два момента.
Первый состоит в отказе Японии по договору от всех прав на Южный Сахалин и Курильские острова. Однако, Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской территорией, в состав Курильских островов, от которых отказалась Япония, не входят. Правительство США по поводы сферы понятия "Курильских островов" в Сан-Францисском мирном договоре заявило в официальном документе: "[Они] не включают и не имелось никакого намерения включать [в состав Курил] гряды Хабомаи и Шикотан, или Кунашир и Итуруп, которые прежде всегда были частью собственно Японии и, следовательно, должны быть справедливо признаны как находящиеся под японским суверенитетом". Второй момент связан с тем, что на акт присоединения Советским Союзом Южного Сахалина, Курил и Северных территорий не было получено международного признания. Первый заместитель министра иностранных дел СССР А. Громыко пытался добиться признания советского суверенитета над этими районами, в частности, предлагая поправки к договору, но они были отклонены конференцией, и не приняты в содержание договора. СССР по этой и ряду других причин не подписал договор. Сан-Францисский договор ясно указывает, что он не предоставляет никаких прав, возникающих из договора, странам, не подписавшим его.
Если
обобщить упомянутые два момента, получится
следующее: Это вполне закономерно,
что Япония считает Северные территории
своими собственными с точки зрения
Сан-Францисского договора. Также, окончательна
принадлежность Южного Сахалина и Курильских
островов юридически не определена по
этому договору. Однако, Япония никогда
не будет требовать эти территории, от
которых она отказалась.
ПЕРЕГОВОРЫ О ЗАКЛЮЧЕНИИ МИРНОГО ДОГОВОРА МЕЖДУ ЯПОНИЕЙ И СССР
О японо-советской Совместной декларации 1956 года
Из-за того, что СССР не подписал Сан-Францисский договор, с июня 1955 года по октябрь1956 года между Японией и Советским Союзом были проведены переговоры с целью заключения отдельного мирного договора между обеими странами. Эти переговоры не привели к договоренности: японская сторона заявляла, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи являются территорией Японии и требовала их возвращения, а советская сторона занимала такую позицию, что она, согласившись вернуть лишь Шикотан и Хабомаи, не может вернуть Итуруп и Кунашир.
В результате
Япония и СССР вместо мирного договора
подписали Совместную декларацию, то
есть договор, предусматривавший прекращение
состояния войны и
Японо-советская Совместная декларация ратифицирована парламентами обеих стран и является договором, депонированным в ООН. Следовательно, естественно и положительно оценивается то, что правительство Российской Федерации, наследуя международно-правовые права и обязанности СССР, заявляет о соблюдении этой Декларации.
Проблема
Хабомаи и Шикотана в составе территориального
вопроса между Японией и СССР в принципе
разрешена японо-советской Совместной
декларацией. Следовательно, остается
проблема Итурупа и Кунашира, которая
должна быть решена на переговорах по
мирному договору.
О японо-советских переговорах после японо-советской Совместной декларации
После
заключения Совместной декларации между
Японией и СССР периодически проводились
переговоры по мирному договору, но
реального результата не было получено.
В частности, при тоталитаризме
СССР долгое время занимал жесткую
позицию, сводившуюся к тому, что
"территориального вопроса не существует".
Далее, как мы говорили ранее, требования
Японии о возвращении Северных территорий
изображались в СССР как "незаконные
посягательства на советскую землю",
что породило ошибочный взгляд на
проблему Северных территорий как на
вопрос передачи Японии исконно советской
территории.
О перспективах переговоров по мирному договору между Японией и Россией
В апреле
1991 года Японию посетил тогдашний
Президент СССР М. Горбачев. В опубликованном
в то время японо-советском
После Августовской демократической революции Президент России Б. Ельцин предложил новый подход к территориальному вопросу, унаследованному Россией от СССР. В этом новом подходе, во-первых, подчеркивается понимание того факта, что в результате позитивных перемен в сегодняшнем мире возникает новый международный порядок, в котором больше не существует деления на победителей и побежденных во второй мировой войне. Во-вторых, подчеркнуто, что при решении территориального вопроса важными принципами становятся законность и справедливость, включая уважение заключенных в прошлом международных соглашений.
Японское
правительство приветствует такой
подход. Оно намерено со своей стороны,
при разрешении проблемы Северных территорий,
учитывать эту позицию
Во-первых, будут в полной мере уважаться и после возвращения Северных территорий права человека, интересы и чаяния россиян, проживающих на Северных территориях в настоящее время. Японцы, проживавшие на Северных территориях, были насильственно выселены Сталиным. Эти японцы, пережив такую трагедию, намерены вместе с правительством России осуществить решение вопроса таким образом, чтобы проживающие ныне на Северных территориях граждане никогда не испытали такой же трагедии.
Во-вторых,
при условии признания
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
http://www.merkulov.tripod.com
http://www.russkiivopros.com