Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 21:14, реферат
Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Фактически, абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса феодалов. Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных и политических предпосылок.
1. Эволюция монархии в России (от сословно-представительской к абсолютной) 3
2. Кризис местничества 5
3. Характеристика социального движения 17 в. Медный бунт, соляный бунт. Восстание Разина 13
4. Кризис Российской соборности в свете реформ патриарха Никона 17
Специфика общественно-политической ситуации в России
во второй половине 17 века
Содержание
1. Эволюция монархии в России (от сословно-представительской к абсолютной) 3
2. Кризис местничества 5
3. Характеристика социального движения 17 в. Медный бунт, соляный бунт. Восстание Разина 13
4. Кризис Российской соборности в свете реформ патриарха Никона 17
Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Фактически, абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса феодалов. Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных и политических предпосылок.
В исторической
науке существует ряд точек зрения
на то, что послужило предпосылками
возникновения абсолютизма. Так, М.
Я. Волков считает, что "объективные
условия для возникновения
Нарождавшийся
абсолютизм в целях реализации своих
внешних и внутренних задач поощрял
развитие торговли и промышленности,
особенно в первой четверти XVIII в. Проблема
обеспечения возникающих
Установление
абсолютизма в России было вызвано
и внешнеполитическими
Абсолютизм возник и развивался в России в специальных условиях существования крепостного права и сельской общины, подвергнутой уже значительному разложению. Определенную роль в становлении абсолютизма сыграла и политика царей, направленная на усиление своей власти.
Итак,
абсолютизм в России возник во второй
половине XVII в. Именно с этого времени
перестали созываться Земские соборы,
которые в определенной степени
ограничивали власть царя. Теперь он уже
обходился без них. Однако еще
проходили государственные
Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Большое значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т. д.), царская монополия на изготовление и продажу водки, пива, меда. Это давало возможность создавать и содержать государственный аппарат.
С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось значение Боярской думы. Изменился и ее состав, пополнившийся дворянами. Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской думы лишь 28 принадлежали к старым боярским родам, остальные же были выходцами из дворян и даже из купечества.
Подводя
итог первой главы, хотелось бы сформулировать
две основные причины отмирания
сословно-представительных институтов.
Во-первых, это уже вышеуказанные
социально-экономические
Местничество - система феодальной иерархии в Русском государстве в 15—17 вв. Термин произошёл от обычая считаться «местами» на службе и за государевым столом.
Сложилось местничество при дворе великого князя Московского на рубеже XV-XVI вв., как следствие централизации государства и ликвидации удельной системы. Место боярина в служебно-иерархической лестнице чинов определялось с учетом службы предков при дворе великого князя.
К появлению местничества были исторические предпосылки. С объединением русских земель вокруг Москвы потерявшие свои уделы князья Рюриковичи в большом числе устремились в столицу — занять здесь как можно более значимые места. Положение усугублялось еще и тем, что вместе со своими господами в Первопрестольную приезжали и рязанские, ростовские и прочие бояре. Естественно, что такое положение вещей не могло устроить местную аристократию, привыкшую к своему исключительному положению вокруг великого московского князя.
Москвичи старались всячески оттеснить служилых княжат и их бояр от важных служб. И хотя в полной мере сделать им это не удалось, зато со временем возникла система родовых счетов, благодаря которой установилось относительное равновесие среди семей, вошедших в состав знати. Одновременно эта система защищала их от претензий тех, кто остался за пределами высшего сословия.
Русский историк С.М. Соловьёв отмечает, что ещё одной причиной возникновения местничества на Руси является то, что русская аристократия в значительно меньшей степени была привязана к конкретной территории, чем аристократия западноевропейская. Вот что он пишет в своей книге "История России с древнейших времен" (т.6, глава 7):
При именах
вельмож Западной Европы мы привыкли
встречать частицы фон, де с собственными
именами земельных участков, замков.
Если б исчезли все известия о
происхождении
Сразу же становится ясным очевидный и крупный недостаток местничества - назначения на военные и государственные должности определялись не пригодностью или способностью человека, а его «отчеством» (знатностью) и положением родни (отца, деда).
Чтобы
проиллюстрировать всю
Таким
образом, например, потомки великих
князей садились выше и назначались
на более высокие и почетные должности,
чем потомки удельных князей, а
тем более простых, хотя бы и знатных
московских бояр. Потомки удельных
князей садились и назначались выше
бояр, но не всегда: те из них, предки которых
были слугами у других удельных князей,
садились и назначались ниже бояр,
служивших великим князьям и
т. д. Кроме этих общих правил, в
местническом распорядке действовали
и прецеденты. Принималось во внимание,
как прежде садились и назначались
на службу те или другие князья или
бояре и их предки, кто кому был
в версту, кто выше или ниже и
т. д. Об этих прецедентах справлялись
в официальных или частных
разрядных книгах, содержавших записи
всех официальных торжеств и служебных
назначений. В тех случаях, когда
прецедентов совместного
Как видим, крайне запутанная и сложная система, которая неизбежно приводила к частым спорам и распрям, которые были вынуждены разбирать царь и Боярская дума. Местничество делало бояр неспособными к общему делу, к дружной деятельности в каком-либо направлении. Неслучайно во время Смутного времени московская боярская верхушка фактически предала Россию, и спасение пришло из Нижнего Новгорода.
В 1-й половине 16 в. местничество наблюдалось лишь среди бояр и бывших удельных князей. С середины 16 в. оно проникает в среду дворян, а в 17 в. даже в среду купцов и городовых чинов.
Нередко
назначаемый на должность бил
челом Государю о том, что ему
негоже служить ниже такого-то боярина,
ибо такая "потеря чести" могла
создать прецедент и для
Надо отметить, что существует два диаметрально противоположных взгляда на местнчиество. Согласно первому, местничество было невыгодно царям, так как оно ограничивало их в кадровых назначениях и позволяло знати контролировать этот процесс, согласно второму – местничество помогало царям ослабить и разобщить аристократию.
Истина, видимо, где-то посередине.
Местнические споры были особенно опасны во время военных действий, когда назначения воевод затягивались из-за подобных споров и это мешало боеспособности войска.
Иван Грозный осознал эту опасность, и в 1549 году, во время похода на Казань запретил местнические тяжбы во время похода. По его просьбе митрополит Макарий обратился к воинству со словами: «А государь вас за службу хочет жаловати, и за отечествео беречи, и вы бы служили… а розни бы и мест никако же межю вас не было…»
Эта практика была закреплена в «Приговоре о местах и воеводах в полках» 1550 года.
Лета 7058, июля, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии приговорил с отцом своим Макарием митрополитом, и з братом своим со князем Юрьем Васильевичем, и со князем Володимером Андреевичем, и з своими бояры, да и в наряд служебной велел написати, где быти на Цареве и великого князя службе бояром и воеводам по полком: в болшом полку быта болшому воеводе, а передовому полку, и правые руки, и левые руки воеводам и сторожевого полку первым воеводам быта менши болшого полку перваго воеводы. А хто будет другой [второй] в болшом полку воевода, и до того болшого полку другово воеводы правые руки болшему воеводе делу и счета нет, быта им без мест.
А которые воеводы будут в правой руке, и передовому полку да сторожевому полку воеводам первым быти правые руки не менши. А левые руки воеводам быти не менши передового полку и сторожевого полку первых воевод. А быти левые руки воеводам менши правые руки первого воеводы. А другому воеводе в левой руке быти менши другова же воеводы правые руки.
А князем и дворяном болшим, и детем боярским на цареве и великого князя службе з бояры и с воеводы или с лехкими воеводами царева и великого князя для дела быти без мест. И в наряд служебной царь и великий князь велел записати, что боярским детем и дворяном болшим лучитца на Цареве и великого князя службе быти с воеводами не по их отечеству, и в том их отечеству порухи никоторые нет.
Информация о работе Специфика общественно-политической ситуации в России во второй половине 17 века