2. Проблемы функционирования
союзного государства.
Сомнению со стороны
Минска подвергаются претензии России
на первенствующую роль в будущем
государстве. Они признаются необоснованными
с точки зрения того факта, что
Российская Федерация не является передовой,
высокоразвитой и высокотехнологической
страной со стандартами жизни
населения, сопоставимыми со средними
показателями, например, Евросоюза.
Президент и другие
высшие государственные должностные
лица Республики Беларусь в своей
политике по отношению к России придерживаются
принципа союза двух равноправных государств,
настаивая на безусловном признании
Москвой национально-государственного
суверенитета Беларуси и принятия решений
по формуле 1 + 1. Это не встречает
понимания со стороны российского
руководства, поскольку противоречит,
с ее точки зрения, принципам интеграции,
предполагающим передачу части государственных
полномочий и функций единым наднациональным
органам, сформированным исходя из реальных
потенциалов двух стран.
2) Огромной проблемой
в отношениях является большое
количество экономических конфликтов
вокруг поставок в Беларусь
российских энергоносителей (Газовые
и нефтяные "войны"), другие
т. н. торговые войны (пивные,
сигаретные, шоколадные, сахарные, молочные,
мясные). Эти конфликты нанесли ощутимые
удары не только торгово-экономическим
отношениям двух стран и их международному
авторитету, но и вскрыли ряд глубинных
экономических и политических противоречий
между Россией и Беларусью.
3) Одной из серьёзных
проблем является проблема наличия
множества разногласий в финансово-экономической
сфере. Достаточно крупной является
проблемная тема создания единой
валюты. Планировалось введение
единой валюты Союзного Государства,
а до того момента, когда
будет созданы все условия
для её введения доминирующей
валютой должен быть российский
рубль, белорусская же валюта
должна быть ликвидирована. Однако
процесс объединения в валютной
сфере застопорился и далее
не продвинулся. Основная причина
трудностей переговоров по единой
валюте заключается в несоответствии
скоростей политического строительства
союзного государства и финансово
- экономического сближения обеих
стран.
4) У обоих государств
есть схожие подходы по широкому
кругу внешнеполитических вопросов,
однако внешнеполитические шаги
сторон мало согласуются между
собой, единой внешнеполитической
линии пока нет. Серьезно осложняют
сотрудничество известные заявления президента
РБ Александра Лукашенко, сделанные для
западноевропейских средств массовой
информации, в которых он, например, клялся,
что объединение с Россией никогда не
состоится, пока он остается главой Беларуси
(немецкому телевидению в 1997 г.), "ориентация
на Россию была ошибкой" (2007 г.), информагентству
Рейтер о намерении предъявить России
счет за "военное сотрудничество",
якобы "бесплатное" для РФ и т.п. Также
имеются большие разногласия по вопросу
признания независимости Абхазии и Южной
Осетии (Лукашенко на саммите ОДКБ публично
заявил о намерении поддержать Россию
в этом вопросе), также последнее время
руководство России указывает на резкое
изменение мнения официального Минска
по некоторым внешнеполитическим вопросам
(в 2006 накануне президентских выборов
в РБ со стороны белорусского руководства
и КГБ прозвучал ряд заявлений о подготовке
боевиков в Грузии для дестабилизации
обстановки в РБ, в 2008 году во время вооруженного
конфликта между Грузией и Россией Беларусь
поддержала Россию и резко осудила всю
политику грузинского руководства. Однако
в середине 2010 года руководство Беларуси
изменило свое отношение к политике Грузии).
5) Постоянные конфликты
с руководством РФ на высшем
уровне (за всю двадцатилетнюю
историю белорусского государства
наибольшее количество конфликтов
было с РФ - с нашим стратегическим
партнером и союзником, сопряженные
с неумолкаемой, жесткой, зачастую
некорректной, переходящей на личный
уровень, создают дополнительные
барьеры взаимодействия двух
стран). В середине лета на фоне газового
конфликта с Россией начинается информационная
война руководителей двух стран. С тех
пор звучат обоюдные обвинения в подрыве
союзных отношений (огромное количество
фильмов, заявлений "последнее время
наблюдается тенденция формирования образа
внешнего врага, коими раньше были Запад
и США, теперь же в этот список попадает
и Россия", репортажей, интервью дискредитирующих
высшее руководство двух стран).
Учитывая все
нижеперечисленные пункты, можно
поставить вопрос: возможно ли дальнейшее
формирование союзного государства
в соответствии с теми принципами,
которые были заложены в договоре
1999г. При нынешней политической и
экономической системе в России
и Беларуси. Серьезно осложняют процесс
интеграции имеющиеся у государств-участников
кардинальные различия политических и
экономических систем. В последнее время
все более стали проявляться отличительные
особенности и в социальных системах.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Перспективы Союзного
Государства в основном зависят
от того, кто будет находиться у
власти в Республике Беларусь. Возможные
перспективы можно разделить
на две группы:
1) Развитие контактов
с Российской Федерацией при
смене власти и режима в
Беларуси;
2) Развитие сотрудничества
с Россией при нынешней власти
в Республике Беларусь.
- В случае смены руководства в Беларуси и прихода к власти демократической оппозиции, проект Ельцина-Лукашенко под названием "союзное государство" скорее всего, прекратит свое существование. Белорусский вектор внешней политики изменит свое направление в Западную сторону и начнется процесс интеграции в Европу. С Россией начнут выстраиваться прагматические отношения на основе добрососедства и взаимного сотрудничества.
- При дальнейшем пребывании у власти А.Г. Лукашенко перспектива союзного государства выглядит весьма туманно в связи с конфликтом между Лукашенко и руководством России. Маловероятно дальнейшее развитие политической интеграции (это противоречит нынешним принципам белорусского руководства). Возможна культурная, военная, экономическая интеграция и сотрудничество, но без политической интеграции это уже не Союзное государство, а обычные партнерские, а в военной сфере союзнические отношения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Новый облик отношений
между Россией и Беларусью
концептуально формируется на базе лучших
исторических традиций и включает создание
и утверждение сущностных, признаков нового
государства, формы его правления, формы
государственного устройства, такого
типа государственно-политического режима,
который устраивал бы объединяющиеся
стороны. Основной вывод, к которому; приходит,
автор диссертационного исследования,
состоит в том, что неопределенность в
решении вопроса о форме Союза может быть
сохранена ишь до принятия Конституционного
акта Союзного государства, необходимо
будет, четко определиться в цели объединения
- создание полноценного Союзного государства
- Федерации. В то же время, создание Союзного
государства - не одномоментный: акт, а
сложный процесс восстановления экономических,
правовых и культурных связей, утверждения
единой государственной и управленческой
модели. Процесс интеграции двух государств
подошел к этапу, за которым либо качественный
прорыв, либо дискредитация идеи единства.