Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 22:50, курсовая работа
Одним из наиболее значимых периодов в истории России, оказавшем наибольшее влияние на формирование дальнейшего пути развития российского государства, является время правления Петра I, Великого.
Время Петра Великого, или, иначе говоря, эпоха петровских преобразований - важнейший рубеж в отечественной истории. Историки давно пришли к выводу, что программа реформ созрела задолго до начала правления Петра I и начались они еще при его деде и отце - царях Михаиле и Алексее. Перестройка тогда коснулась многих сторон жизни. Но Петр, продолживший дело предшественников, пошел гораздо дальше их.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Создание Сената и его функции при Петре I……………………….…6
1.1.Реформа органов управления России и создание Сената……………..……6
1.2.Функции Сената и порядок его работы………………………………….…15
Глава 2. Эволюция деятельности сената в XVIII веке……………………...…22
2.1.Особенности деятельности Сената в эпоху дворцовых переворотов……22
2.2.Изменение функций Сената при Екатерине II и Александре I………...…26
Глава 3. Состав, структура, функции и компетенция Сената в начале XX века……………………………………………………………………………..…35
3.1.Состав и структура Сената……………………………………………...…..35
3.2.Должностные лица и их ответственность……………………………….....39
Заключение…………………………………………………………………….....44
Список источников и использованной литературы………………………...…46
Помимо
дел военных и финансовых Сенат
должен был заботиться о благосостоянии
и безопасности государства, куда относились
заботы о путях сообщения, благоустройстве
городов, народном продовольствии, народном
образовании, о создании условий безопасности
жизни я собственности всех и каждого
и многое другое.
Глава2. Эволюция деятельности Сената в XVIII веке
2.1.Особенности
деятельности Сената в эпоху дворцовых
переворотов
12 декабря 1741 года, вскоре после вступления на престол, Императрица Елизавета издала указ об упразднении кабинета и о восстановлении Правительствующего Сената в его прежней должности. Сенат не только стал верховным органом империи, не подчинённым никакому другому учреждению, не только являлся средоточием суда и всего внутреннего управления, снова подчинив себе военную и морскую коллегии, но нередко совершенно бесконтрольно осуществлял функции верховной власти, принимая меры законодательного характера, разрешая своею властью административные дела, раньше восходившие на утверждение монархов, и присвоив себе даже право самопополнения. Иностранная коллегия осталась, однако, неподчиненною Сенату. Должность генерал-прокурора, которую при Елизавете почти все время занимал ничем не замечательный князь Трубецкой, отнюдь не подавляла Сенат, хотя и приобрела уже большое значение в общем строе внутреннего управления, так как через генерал-прокурора шла большая часть докладов императрице. Учреждение конференции при высочайшем дворе (5 октября 1756 г.) сначала мало поколебало значение Сената, так как конференция занималась преимущественно делами иностранной политики; но в 1757-1758 гг. начинается постоянное вмешательство конференции в дела внутреннего управления. Сенат, несмотря на свои протесты, оказывается вынужденным отвечать на запросы конференции, исполнять ее требования. Устраняя Сенат, конференция начинает непосредственно сноситься с подчинёнными ему местами.
Пётр III, вступив на престол 25 декабря 1761 года, упразднил конференцию, но 18 мая 1762 г. учредил совет, по отношению к которому Сенат был поставлен в подчинённое положение. Дальнейшее умаление значения Сената выразилось в том, что военная и морская коллегии снова были изъяты из его ведения. Свобода действий Сената в области внутреннего управления была сильно стеснена запрещением издавать указы.
По вступлении на престол императрицы Екатерины II Сенат снова становится высшим учреждением в империи, ибо совет прекращает свою деятельность. Однако роль Сената в общей системе государственного управления существенно изменяется: Екатерина сильно уронила ее ввиду того недоверия, с которым она относилась к тогдашнему Сенату, проникнутому традициями Елизаветинского времени. В 1763 г. последовало разделение Сената на 6 департаментов: 4 в Санкт-Петербурге и 2 в Москве. I департамент ведал дела государственные внутренние и политические, II -судебные, III - дела по губерниям, находившимся на особом положении (Малороссия, Лифляндия, Эстляндия, Выборгская губ., Нарва), IV - дела военные и морские. Из московских департаментов V ведал делами административными, VI - судебными. Все департаменты были признаны в равной силе и достоинстве. По общему правилу, все дела решались в департаментах (единогласно) и лишь за разногласием переносились в общее собрание. Эта мера весьма тяжело отразилась на политическом значении Сената: его указы стали исходить не от собрания всех самых сановных людей в государстве, а лишь от 3 - 4 лиц, считаться с которыми было гораздо легче. Генерал-прокурор и обер-прокуроры получили гораздо большее влияние на решение дел в Сенате. В деловом отношении разделение Сената на департаменты принесло громадную пользу, в значительной мере устранив ту невероятную медленность, которою отличалось сенатское делопроизводство. Еще более чувствительный и осязательный урон значению Сената было нанесен тем, что от него мало-помалу были отняты дела, предоставлявшие действительную государственную важность, и на его долю остались лишь суд и заурядная административная деятельность. При Екатерине все наиболее крупные из административных обязанностей (учреждение губерний, жалованные грамоты дворянству и городам и т. д.) вырабатываются помимо Сената; инициатива их принадлежит самой императрице, а не Сенату. Даже от участия в работах комиссии 1767 г. Сенат был совершенно отстранен; ему предоставлено было только, подобно коллегиям и канцеляриям, избрать в комиссию одного депутата. За Сенатом при Екатерине осталось пополнение мелких пробелов в законах, не имеющих политического значения, причем по большей части Сенат представлял свои предположения на утверждение верховной власти. При вступлении на престол Екатерина нашла, что Сенат довел многие части управления до невозможного беспорядка; нужно было принять самые энергичные меры для его устранения, а Сенат оказывался совершенно к тому непригодным. Поэтому те дела, которым императрица придавала наибольшее значение, она поручала отдельным лицам, пользовавшимся ее доверием, - главным образом генерал-прокурору князю Вяземскому, благодаря чему значение генерал-прокурора усилилось до небывалых раньше размеров. Фактически он был как бы министром финансов, юстиции, внутренних дел и государственным контролером. Во второй половине царствования Екатерины она стала передавать дела и другим лицам, из которых многие соперничали с кн. Вяземским по степени делового влияния. Появились целые ведомства, начальники которых непосредственно, минуя Сенат, докладывали императрице, вследствие чего ведомства эти стали совершенно независимыми от Сената. Значению Сената и степени его власти был нанесен далее тяжелый удар учреждением губерний (1775 и 1780 гг.). Несогласованность учреждений Сената и губерний повела, во-первых, к тому, что дела наибольшей важности всегда могли быть докладываемы императрице наместником или генерал-губернатором непосредственно, помимо Сената, а во-вторых, к тому, что Сенат оказался подавленным мелкими административными делами, поступавшими к нему из 42 губернских правлений и 42 казенных палат12. Герольдия из учреждения, заведовавшего всем дворянством и назначением на все должности, обратилась в место ведения списков должностным лицам, назначавшимся губернаторами. Наименьший относительно урон значение Сената понесло в области суда; по сравнению с предыдущими царствованиями, когда правительственная деятельность Сената брала верх над судебной, казалось даже, что Сенат стал по преимуществу судебным местом. Формально Сенат считался высшею судебною инстанцией; и здесь, однако, значение его умалялось, во-первых, тем небывалым дотоле влиянием, которое оказывали на решение дел обер-прокуроры и генерал-прокурор, а во-вторых, широким допущением всеподданнейших жалоб не только на департаменты, но и на общие собрания Сената.
В царствование Павла Петровича, несмотря на всё его несочувствие екатерининской системе, положение Сената среди государственных учреждений осталось почти совершенно таким же, каким оно было при Екатерине. Были образованы новые ведомства, дела которых не входили в круг ведения Сената. Восстановление некоторых из коллегий, упраздненных при Екатерине, не повлекло за собою восстановления прежних отношений между ними и Сенатом: они были поручены главным директорам, которые имели личный доклад у императора. Генерал-прокурор (князь Куракин, затем Обольянинов), сосредоточив в своей канцелярии небывалое до того времени количество дел, пользовался в этих делах властью почти самодержавною. Давление его на Сенат ещё более увеличилось.
При изучении этого вопроса
видно, что Сенат остался по преимуществу
судебным местом, но и тут подвергся новым
ограничениям: по делам о казённом имуществе
он перестал быть высшею инстанцией (1799
г.). Всякие ограничения права обжаловать
решения департаментов и общего собрания
Сената были отменены (1797 г.), вследствие
чего жалобы начинают приноситься чуть
ли не по каждому делу13. Это вызвало,
несмотря на самые решительные меры к
ускорению сенатского производства, страшное
обременение Сената судебными делами,
которые в это время рассматривались всеми
его департаментами.
2.2.
Изменение функций Сената при Екатерине
II и Александре I
Видя опасность для своих самодержавных
амбиций со стороны группы влиятельных
сенаторов, Екатерина II решила «поставить»
Сенат под «просвещенную» государеву
руку, ограничить его функции в управлении
государством.
В манифесте 15 декабря 1763 г.
«Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной
и Ревизион-коллегиях департаментов, о
разделении по оным делам» состояние сенатского
управления признано не соответствующим
потребностям государственного управления.
Однако Сенату придан статус высшего лишь
исполнительного органа управления и
суда. К нему перешли текущие функции ряда
упраздненных коллегий, контор. При суженной
роли Сената особенно возвышена роль генерал-прокурора
до высокопоставленного должностного
и доверенного лица. Назначенный на эту
должность князь А.А. Вяземский, известный
своей честностью, неподкупностью, был
ответствен лично перед императрицей,
докладывал ей ежедневно о работе, решениях
Сената, сосредоточил в своих руках дела
юстиции, финансов, казначейства, контроля
и надзора, выполнял роль приближенного
министра управления, самостоятельно
решал дела, подчинил себе губернских
прокуроров, принимал доклады наместников.
Роль же возглавляемого им Сената не возвышалась,
а наоборот. Его функции были раздроблены
между шестью созданными в его составе
относительно автономными департаментами
во главе с обер-прокурорами. Первый департамент
рассматривал важнейшие внутренние политические
дела в законосовещательном аспекте. Второй
ведал судебными делами в апелляционном
аспекте, третий — полицией, образованием,
западными окраинами империи, четвертый
— военными и морскими делами. Пятый и
шестой размещены в Москве. Функции одного
ограничены судебными делами, другой функционировал
в качестве сенатской конторы.
Губернская реформа.…………………………………………………………
Линия Екатерины II на укрепление
абсолютизма в государственном управлении,
его централизацию и полицеизацию, подчинение
лично императрице воплощена последовательно
в губернской реформе, которая осуществлялась
в два этапа.………………………………………………….
21 апреля 1764 г. указом «Наставление
губернаторам» усовершенствован институт
губернаторства, его государственный
статус и функции. Указ направлен на укрепление
и усиление роли местного управления,
которое представлялось слабым звеном,
но упрочение его могло повлиять на всю
систему государственного управления.
Екатерина II исходила из того, что империя
как «целое не может быть отнюдь совершенно,
если части его в непорядке и неустройстве
пребудут», считала «самонужнейшим делом»
приспособление должности губернатора
к интересам императрицы.
Губернатор объявлен представителем императорской
особы, главой, хозяином и опекуном вверенной
ему губернии, исполнителем императорской
воли, законов, обеспечивающим «недремлющим
оком соблюдение и выполнение указов,
узаконений, изобличение с помощью губернского
прокурора лихоимцев, взяточников, казнокрадов
как врагов отечества, попечительство
о земледелии, как источнике всех сокровищ
и богатств государства, о промыслах, торговле,
сохранении тишины и безопасности верноподданных,
руководство чиновниками провинциальных,
уездных, воеводских и приписных канцелярий,
объезд их раз в три года, составление
отчетов, сбор податей и др. Губернатор
получал огромную власть, ему подчинены
таможни, магистраты, разные комиссии,
полиция, ямские правления — все «гражданские
места», «земские правительства», функционировавшие
прежде вне губернаторского и в сфере
центрального подчинения.
В свете уроков народной войны,
потрясшей императорский режим, Екатерина
II решительно перестроила губернское
управление. 7 ноября 1775 г. издан Указ «Учреждение
для управления губерний Всероссийской
империи», подготовленный с помощью вельможных
бюрократов А. Вяземского, П. Завадовского,
М. Сиверса, Г. Ульриха и др.
Констатированы недостатки местного управления,
которое не обеспечивало безопасность
дворян, не предотвратило народную войну,
не смогло сохранить порядок, не справилось
с массовыми выступлениями, которые были
подавлены армией. Исправление положения
виделось на путях усиления всех звеньев,
в том числе и особенно местного звена,
всего самодержавного управления.…………………………………………………
Преобразовав
таким образом местное управление, Екатерина
намеревалась обеспечить лучше и более
точно исполнение монарших законов, внутреннюю
безопасность и порядок в империи. Новое
административно-
Реорганизован,
укреплен институт губернаторства, изменено
устройство губернского управления. Губернатор
представлял корону и местную власть,
являлся главным должностным лицом губернии.
В его руках сосредоточена вся полнота
власти и управления. Как и прежде, он назначался
монархом, но именовался теперь главнокомандующим,
государевым правителем губернии, мог
иметь статус не только гражданского,
но и военного губернатора. Он контролировал
деятельность всех учреждений и должностных
лиц, выполнение законов, указов, повелений,
имел в подчинении все воинские части
и команды на территории губернии.
Вместо прежней губернской канцелярии
учреждалось губернское правление, присутствие
которого состояло из государева правителя
и двух советников. Губернские учреждения
строились по функциональному признаку,
выполняли строго определенные административные,
финансовые, судебные и другие функции:
палаты Домостроительных дел и управления
Казенных доходов императорского высочества,
уголовных и гражданских судов (в каждой
председатель, по два советника и асессора),
порутчик правителя или вице-губернатор,
директор экономии или домоводства, губернский
казначей, землемер, верхний земский суд
(председатель, 10 заседателей), прокурор,
стряпчие казенных и уголовных дел, совестный
суд. В каждой губернии учрежден своеобразный
орган — приказ общественного призрения
для управления народными школами, больницами,
госпиталями, богадельнями, сиротскими,
смирительными и работными домами. Возглавлял
его губернатор, в присутствие входили
также по два выборных заседателя от верховного
земского суда, губернского магистрата,
верхней расправы .
Широкими функциями, высоким статусом
наделена казенная палата, глава которой
— вице-губернатор назначался Сенатом
по поручению монарха. Главная задача
ее — попечение об исправном поступлении
доходов. Распоряжалась собранными казенными
доходами Штатс-коллегия.
Губернское правление, палаты являлись
царской местной администрацией с назначенными
чиновниками. Совестный суд , приказ Общественного
призрения сочетали государственные и
общественные начала, «заседатели» в них
избирались сословиями, а председательствовало
чиновное лицо. Получилось своеобразное
совмещение централизации губернского
управления с участием в нем представителей
местного дворянства. В отличие от традиционно
существовавших в Московском государстве
земских неодносословных представительств
Екатерина II установила исключительно
сословно-дворянский способ представительства.
Четко определены
статус, функции губернского правления:
«есть то место, которое управляет в силу
законов именем императорского величества
всею губерниею», обеспечивает исполнение
законов, «взыскание чинит со всех непослушных,
строптивых, ленивых и медлительных»,
прекращает противные законам непорядки,
сохраняет и утверждает порядок, мир, тишину
в городах, селах, деревнях, на дорогах
губернии, заботится о работе учреждений
полиции, благочиния, торговли и др. Повеления
губернского правления обязательны к
исполнению уездными, нижними земскими
судами, верхними и нижними расправами,
губернскими и городовыми магистратами
и ратушами. «Кто же губернским правлением
недоволен, тот жалобу свою приносить
имеет в Сенат».
Уездную
администрацию, подчиненную губернскому
правлению, представлял нижний земский
суд, ставший главным исполнительным органом,
обладавший полнотой власти в уезде. Он
обеспечивал соблюдение законов империи,
исполнение распоряжений губернского
правления, судебных решений, имел и другие
функции по управлению уездом, в том числе
обеспечивал организацию уплаты податей,
исполнение натуральных повинностей,
надзирал состояние дорог и др. Глава его,
председатель земского суда в лице земского
капитан-исправника, был наделен большими
полномочиями, мог принимать любые меры
для обеспечения законности, порядка.
Он и два заседателя выбирались дворянами
и только из местных дворян, утверждались
центральной властью. В уездную администрацию
входили также уездный казначей, присяжный
землемер и др. Учрежден уездный суд для
дворян (выборный судья и два заседателя),
при нем — дворянская опека под председательством
уездного дворянского предводителя для
заботы о дворянских вдовах, сиротах. Нижняя
расправа ведала в уезде судебными делами
государственных крестьян. Крепостные
крестьяне оставлены всецело во власти
их собственников.
Связующим звеном высшего и местного управления
стал введенный Екатериной II институт
императорского наместничества в столичных
губерниях, в крупных округах-регионах,
охвативших по нескольку губерний. В наместничества
Екатерина II назначила 19 генерал-губернаторов
из числа наиболее доверенных элитных
аристократов, наделив чрезвычайными,
неограниченными полномочиями, необычайными
функциями, персональной ответственностью
перед короной. Генерал-губернатор имел
свое наместническое правление в качестве
исполнительного органа, нескольких советников,
осуществлял надгубернаторскую должность,
проводил через губернаторов монаршие
повеления, действовал как глава царской
администрации через губернский аппарат
управления, суды, сословные органы, полицию,
расположенные на территории наместничества
войска, осуществлял общий надзор за чиновниками,
мог оказывать давление на суд, останавливать
исполнение судебных приговоров без вмешательства
в судопроизводство.
«Учреждение для управления
губерний» 1775 г. узаконило крупную областную
реформу, которая усилила на местах государственное
начало в духе абсолютизма, создала обширную
административную систему управления,
разделила административные, финансово-хозяйственные,
судебные, полицейские функции по отдельным
губернским учреждениям, отразила тенденции
сочетания в местном управлении государственного
и общественного начал, его бюрократизации
и централизации, наделения дворянства
властными полномочиями в регионах. Губернская
реформа воплотила самодержавный традиционализм
имперского управления во второй половине
XVIII в., курс на усиление местной царской
администрации, создание на местах твердой
административной власти, полиции, которая
пресекала бы любые проявления недовольства,
народные выступления, оградила империю
от западной революционной «инфекции»,
конституции, представительных, парламентских
учреждений, подобия правового государства
и гражданского общества.
общественного управления
Изменены функции, состав, статус
Сената, который к началу века утратил
былое значение, приданное ему Петром
I, имел громоздкую структуру, слабо функционирующий
аппарат, раздробленный на обособленные
департаменты, канцелярии со смешанными
функциями и самостоятельными единоначальниками.
Указом от 5 июня 1801 г. Александр I повелел
по рекомендации своих молодых соратников
восстановить Сенат «на прежнюю степень,
ему приличную». Сенат и «негласный комитет»
рассмотрели доклад сенатора П.В. Завадовского
о правах и преимуществах Сената, имевшего
почти 100-летний опыт функционирования.
Указ «О правах и обязанностях Сената»(8 сентября 1802)14 объявил Сенат верховным местом империи, хранителем законов, указы которого должны исполняться всеми органами, должностными лицами, как собственные императорские. Сенату надлежало быть высшим административным, судебным, контролирующим органом, проводить сенаторские ревизии, наблюдать повсеместно правосудие. Власть его ограничена только императором, который назначал генерал-прокурора, действовавшего от имени императора, всех сенаторов. Ему подчинены высшие, центральные органы управления, в том числе созданные министерства, судебная система. Основной характер Сената, как и других центральных учреждений, окончательно намечается в царствование Александра Павловича. Почти немедленно по вступлении на престол император Александр приступил к реформе Сената, сознавая всю необходимость положить конец тому унизительному положению, до которого было доведено верховное учреждение империи. 5 июня 1801 г. был издан именной указ, которым Сенат приглашался составить доклад о правах своих и обязанностях. Указ этот, в котором ясно было выражено намерение императора поднять значение Сената, произвел сильнейшее впечатление не только на Сенат, но и на образованную публику вообще. В ответ на указ было представлено несколько проектов всеподданнейшего доклада, написанных с необыкновенным одушевлением (гр. Завадовским, Державиным, Воронцовым) и выражавших стремление Сената вернуть то значение, которым он пользовался при Петре I и Елизавете. Сенат принял проект гр. Завадовского. По представлении его государю началось подробное обсуждение реформ Сената как в «Неофициальном комитете», так и в незадолго до того учрежденном (30 марта 1801 г.) Государственном совете. Результатом всех этих совещаний явился именной указ 8 сент. 1802 г. о правах и обязанностях Сената. Указ этот является последним законодательным актом, систематически определяющим как самую организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Несмотря на то, что указ 8 сентября 1802 г. явился результатом серьезного стремления императора и приближенных к нему лиц поднять значение Сената, он не вносил в организацию его и в его отношения к другим учреждениям почти ничего нового: он только восстановлял в памяти забытые и фактически уничтоженные Павлом права Екатерининского Сената, то есть Сената уже умаленного в первоначальном достоинстве15.
В этом разделе я заметила, что нововведениями
были только следующие правила: в случае
протеста ген.- прокурора против определения
Сената дело докладывалось государю не
одним ген.- прокурором, но при депутации
от Сената; Сенату было дозволено, если
он усмотрит важные неудобства в существующих
законах, представлять о том государю.
Одновременно с указом о Сенате был издан
манифест об учреждении министерств, причем
было постановлено, что ежегодные отчеты
министров представляются в Сенате для
доклада государю. В силу целого ряда условий
эти вновь дарованные Сенату права не
могли сколько-нибудь поднять его значение.
По составу своему Сенат остался собранием
далеко не первых сановников империи.
Непосредственных сношений Сената с верховною
властью не было создано, и это предопределило
характер отношений Сената к Государственному
совету, министрам и комитету министров.
Глава 3. Состав, структура, функции и компетенция Сената
в начале ХХ в.
3.1. Состав и структура Сената
В первоначальном составе Сената не было представителей политической элиты, скорее это были крупнейшие политические деятели того времени.
Петр I при назначении Сенаторов не руководствовался происхождением, званием и чинами. Возможно, именно поэтому, должность Сенатора не была включена в Табель о рангах и не была отнесена к классам.
Иными словами можно сказать, что в основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю. Сенат составляется из особ первых трех классов; определялись Сенаторы по непосредственному избранию императорского величества, как из гражданских, так и из военных чинов, причем сенаторы, не лишались своего звания, могли занимать и иные должности. Исключение составляли сенаторы кассационных департаментов, которые могли быть назначены только из лиц, состоявших не менее трех лет в должностях обер-прокурора, его товарища или председателя, члена или прокурора судебной палаты.
Первоначально в его состав входило 9 человек: 3 представителя титулованной знати, 3 члена Боярской думы, 3 дворянина. Во главе Сената стоял генерал – прокурор.
Организационная структура Сената включала присутствие (общее собрание) Сенаторов и канцелярию, которая осуществляла делопроизводство. Все Сенаторы обладали равными правами и должны были принимать решения коллегиально. С течением времени Сенат претерпел ряд структурных и функциональных изменений, оставаясь вплоть до 1917 года высшим административным, судебным, контрольным, кассационным органом Российской империи.
В указе царя, выпущенном 27 апреля 1722 года “О должности Сената” подробно устанавливался порядок организации ведения дел в этом учреждении. Дело вначале внимательно слушалось, затем обсуждалось. Вопрос решался с помощью голосования. Те дела, “…которые вершатся,…” было приказано” …записав в протокол, отмечать в реестре”. Секретарь записывал высказывания членов Сената по каждому из обсуждаемых вопросов, а члены Сената закрепляли их своими подписями.
Сенат подчинялся строгим принципам коллегиальности. “Без согласия всего Сената, ничто делать не подобает…” Строго наказывалось, что “…в Сенате никакое дело не вести словесно, а всё письменно…” Итак, Сенат являлся более совершенным, чем Боярская Дума органом, имеющим строгую регламентацию своей работы.
Делопроизводством в Сенате ведала Канцелярия. Она была организована по аналогии с канцеляриями коллегий. В указе от 19 февраля 1719 года “Об организации канцелярии Сената по образцу Государственных Коллегий” определялся её состав: “Быть в Сенате нижним чинам против прочих Коллегий, из дьяков Сенатских Секретарями и управлять дела Секретарю одному…, Да переводчику одному, нотариусу из подьячих, актуариусу из подьячих же, регистраторам, канцеляристам” .Во главе Канцелярии стоял обер-секретарь. “В ту канцелярию должны все губернаторы и воеводы писать яко о начатии какой войны, мора, каковы замечания к приказов”. В Канцелярию поступали и челобитные, которыми ведал рекетмейстер. Государственные дела, решаемые в Сенате, закреплялись подписью сенатского обер-секретаря, ведавшего Канцелярией и государственной печатью.
Руководство Сенатом осуществлялось генерал-прокурором Сената. Его должность была введена Петром I в 1722 году и регламентировалась указом “О должности генерал-прокурора” от 27 апреля того же года. В нём определялись главные функции и обязанности генерал-прокурора: “Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил во всех делах, которые Сенатскому расследованию подлежат, истинно, ревностно и порядочно”, исполнял свою должность по регламентам и указам, записывал даты указов и их содержание в специальный журнал, а также указывал в нём было ли дело исполнено или нет. Также генерал-прокурор ”осуществлял надзор за деятельностью всех правительствующих мест в империи. Его орудиями были подчинённые ему фискалы с обер-фискалами во главе”. Он получал от фискалов донесения, которые был обязан выставлять на обсуждение в Сенате. Генерал-прокурору также подчинялась Канцелярия с двумя обер-секретарями, приданными ему в помощники.
Фискалы. Вместе с учреждением Сената последовало учреждение фискалов. Главный фискал на всё государство назывался обер-фискалом. Он должен был надсматривать тайно и проведывать: нет ли упущений и злоупотреблений в сборе казны, не делается ли где неправый суд, и за кем заметит неправду, хотя бы и за знатным лицом, должен объявить перед Сенатором; если донос окажется справедливым, то одна половина штрафа, взыскиваемого с виновного, шла в казну, а другая поступала в пользу обер-фискала за открытие злоупотребления. Под ведомством обер-фискала были провинциал-фискалы, с такими же обязанностями и правами в провинциях как и обер-фискал в целом государстве. Под властью последних состояли городовые фискалы. Фискалы должны были над всеми надсматривать; все должны были всячески им содействовать – все, ради собственной пользы, приглашались к «доносничеству»16.