Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 00:48, реферат
В рассматриваемый период "общее право" не знало наследования по завещанию. Движимое имущество переходило по наследству в ином порядке. При наличии у наследодателя мены и детей движимая собственность делилась на три части: межа и дети получали по одной трети, а оставшаяся треть ("доля мертвого") поступала церкви. В отношении движимого имущества допускалось наследование по завещанию.
В XIV в. в Англии бурно развиваются рыночные, частнособственнические отношения, но они не находят адекватного отражения в нормах "общего права", формализм которого препятствует этому.
Развитие "общего права" стало останавливаться, так как королевские судьи крайне неохотно шли на создание новых прецедентов.
Феодальное право Англии отличалось сложностью, запутанностью, казуистичностью, что было связано с особыми путями его формирования, в частности с тем, что оно не испытало действенного влияния римского права, римской правовой мысли.
До нормандского завоевания в XI в. основными источниками права в Англии были обычай и королевское законодательство. Провозглашение законов очень рано стало у англосаксонских королей одним из средств поднятия их престижа и удовлетворения материальных притязаний. Первые правовые сборники стали появляться здесь еще в VI в. В 601—604 гг. в Кенте была провозглашена Правда Этельберта. В VII в. была составлена в Уэссексе Правда Инэ, в IX в. в первом относительно централизованном государстве англосаксов — Правда Альфреда, в XI в.— Законы Кнута.
Все эти сборники отразили постепенные процессы социального расслоения, феодализации англосаксонского общества, становление государственности, влияние христианской религии, принятой здесь в начале VII в. В основу Правды Этельберта были положены нормы старого обычного права, но она отразила и новые правовые положения, устанавливающие, например, повышенные штрафы за преступления против короля и церкви, материальные взыскания короля по ряду исков свободных (дела о краже, убийстве). Так, за убийство свободного человека выплачивался не только вергельд семье убитого, но и штраф (в 50 шиллингов) королю в качестве возмещения господину.
В IX в. король уже выступает как главный гарант "королевского мира", как защитник и господин своих подданных. Устанавливается высшая юрисдикция короля по целому ряду правонарушений. Усиливается охрана жизни короля. Злоумышление против его жизни влечет за собой смертную казнь.
Основываясь на обычном праве, последующие сборники заимствовали правовые нормы предшествующих. Король Альфред, например, создавая свою правду, указывал, что он заимствовал многое из прежних законов, особенно Этельберта, "которые ему понравились", но многое и опустил "по совету мудрых".
Политика первых нормандских королей, начиная с Вильгельма Завоевателя, также была направлена на соблюдение "старинных и добрых англосаксонских обычаев". В это время, таким образом, уже зарождается традиция стойкой исторической преемственности английского права, а роль главного гаранта соблюдения его норм переходит к сильной королевской власти, к складывающейся системе общегосударственных королевских судов.
С деятельностью на постоянной основе королевских разъездных судей при Генрихе II и было связано формирование "общего права" (Common law) страны.
Единое английское "общее право" стало образовываться лишь начиная с XII в., когда королевские суды получили преобладание над судами графств, сотен и феодалов. Королевские суды в своей деятельности руководствовались обычаями, судебной практикой (предыдущими решениями судов) и указаниями, содержавшимися в королевских "указах", которые ничего общего не имели с законодательными актами. Такой "указ" выдавался за плату лицам, обращавшимся за судебной защитой. "Указ" (Wirt) был обращен к шерифу — представителю королевской власти в графстве и содержал распоряжение принудить правонарушителя или ответчика удовлетворить претензию или, в случае его отказа, принудить его явиться в королевский суд и дать объяснения по поводу своих действий. Затем стали издавать специальные судебные приказы, требование которых было обращено непосредственно к обидчику — явиться "перед нами или нашими судьями в Вестминстере" и дать ответ на жалобу, то есть опровергнуть или признать нарушение прав другого лица. Со временем в приказах стал четко формулироваться вид требования, иска; приказы стали классифицироваться по определенным видам правонарушений. Истец, таким образом, получал уверенность, что если нарушение его прав, нашедшее выражение в соответствующем приказе, будет доказано в суде, то он выиграет дело.
Общее право рассматривало прежде всего "тяжбы короны", то есть дела, представляющие прямой интерес с точки зрения возможных доходов казны: о феодальных правах монарха, об обнаружении кладов, о подозрительных смертях и нарушениях королевского мира, о злоупотреблениях королевских должностных лиц.
Кроме того, рассматривались ими и "общие тяжбы" или "тяжбы народа" по жалобам, поступающим к королю. Одним из первых центральных королевских судов и стал суд "общих тяжб", созданный в 1180 году. В начале XIII в. функции разрешения дел по жалобам королю перешли в "Суд королевской скамьи".
Стороны с этого времени
не могли свободно обосновывать свои
права, а обязаны были опираться
на эти образцы, что неизбежно
должно было привести к окостенению
системы приказов, к сокращению притока
новых формул исковых требований.
Так и произошло. Если лорд-канцлер
как глава королевской
Поток жалоб, поступавших к королю и не находивших судебной защиты, был столь велик, что он заставил английского короля Вестминстерским статутом 1285 года предписать лорду-канцлеру как хранителю "реестра приказов" расширить действие "общего права" путем выпуска новых приказов по аналогии, подобных прежним. "Реестр приказов" пополнился после этого универсальным иском "применительно к данному случаю" (action in the case). Но и с помощью этих временных мер предусмотреть все жизненные ситуации было невозможно. "Общее право" продолжало окостеневать. С XV в. канцлер уже не составлял формулу приказа, она писалась самостоятельно истцом, который только обращался за печатью короля.
Королевские "указы"
сыграли большую роль в образовании
английского общего права, на основании
его источником были решения королевских
судов. "Общее право" — это
решения и приговоры
Другим каналом формирования норм "общего права" стала сама практика королевских судов. Записи по судебным делам, сначала в форме краткого, затем подробного заявления сторон и мотивировки судебного решения, велись с момента возникновения института разъездных судей. С начала XIII в. судебные протоколы стали публиковаться в "Свитках тяжб". Содержащиеся в них материалы, мотивировки удовлетворения иска, подтверждали наличие того или иного обычая и могли быть использованы в последующей судебной практике в качестве прецедента. Хаотичный характер записей, однако, крайне затруднял возможность судей отыскать в них нужные им сведения. С середины XIII в. эти сведения о наиболее важных судебных делах судьи стали черпать из официальных отчетов — "Ежегодников". В 1535 году на смену им пришли систематизированные судебные отчеты частных составителей.
Вместе с публикацией материалов судебных дел стала формироваться и теория судебного прецедента, еще далеко не завершенная в это время. Руководящий принцип, закрепленный в предшествующем решении королевских судов по определенному правовому вопросу, стал приобретать постепенно силу образца при рассмотрении аналогичных вопросов в будущем.
Наряду с "общим правом" все большее значение в качестве источника права начали приобретать законы. Законодательная деятельность английских королей (после нормандского завоевания 1066 г.) выражалась в издании нормативных актов, носивших название "хартий", "статутов", "ассиз", "провизий". В середине XIV в. парламент стал органом законодательной власти, и его участие в принятии статутов стал обычной практикой.
В XV. палата общин стала подавать королю петиции, содержавшие готовый текст статутов, что еще более усилило законодательную власть парламента.
В эпоху феодализма в области права центральное место принадлежало земельной собственности.
Земельные отношения налагали свой отпечаток на все прочие правовые институты гражданского права: сделки, семейные отношения, наследование.
В
главном земельные отношения
средневековой Англии были построены
на системе "держаний" — всякий
обладатель земли держал от другого
лица, стоящего выше его в феодальной
иерархии. Атк, Вильгельм I, захватив при
завоевании Англии большое количество
земель, жаловал их частично своим
приближенным (баронам). Бароны, лорды,
державшие земли
Рыцарская служба заключалась в воинской службе в течении 40 дней в году; сокаж был связан с уплатой денежной ренты. Другие повинности как при держании на рыцарской службе, так и при держании по сокажу заключались в определенных платежах лорду при переходе земли к наследникам держателя. Кроме того, лорд имел право опекать малолетних детей, оставшихся после смерти держателя, и пользоваться доходами их имущества, а также получать денежную помощь от держателя при выдаче замуж старшей дочери, при посвящении в рыцари старшего сына.
Неразрывная
связь системы земельных
Отчуждение земельных держаний в феодальной Англии было весьма сложным делом. Приобретатель всегда стоял перед риском, что земля будет у него отобрана наследниками отчуждателя или третьим лицом, имеющим те или иные права на эту землю.
Поэтому при отчуждении земли прежний держатель, как правило, давал особую гарантию приобретателю, обещая ему возмездие в случае, если земля будет у него отобрана.
Для передачи земли требовалось фактическое вступление во владение ею и удаление с участка прежнего владельца. Составление земельных документов было в Англии сложным и ответственным делом, так как в них должны были оговариваться гарантии и предусматриваться могущие возникнуть осложнения земельных держаний.
Английское "общее" право знало закон как средство обеспечения обязательства по договору займа. Но залог совершался чаще всего в виде временной передачи собственности на землю с условием ее возврата после уплаты долга. Следует отметить, что королевские суды не склонны были признавать за должником бесспорного права на обратное получение земли по уплате долга. Только суд канцлера, появившийся в середине XIV в., стал защищать интересы должников, отдавшим свои земли кредиторам в качестве залога при договоре займа.
Особо
следует сказать о так
Начиная с XIII в. в Англии широкое распространение получил договор аренды земли свободными землевладельцами. При этом "общее право" стало защищать интересы арендатора, если землевладелец самовольно досрочно прекращал действие договора аренды.
Заключение брака, его действительность, личные отношения супругов регулировались каноническим правом. Но имущественные отношения супругов, правовое положение замужней женщины и детей определялись "общим правом", закреплявшим главенство мужа и отца в семье. Движимое имущество жены переходило к мужу; принадлежащая ей недвижимость находилась в управлении и пользовании мужа и возвращалась ее родственником после ее смерти в случае бездетности брака. Подарки, сделанные жене, в этом случае, возвращались мужу. Фактически жена была лишена дееспособности: она не могла самостоятельно участвовать в договорах и сделках, не могла завещать свое имущество.
В низших слоях феодального общества замужняя женщина имела дееспособность: во многих городах и графствах Англии она имела права на управление своим имуществом, на заключение договоров и даже на самостоятельные занятия торговлей.