Современная аграрная реформа России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Агропромышленный комплекс занимает в реальном секторе хозяйства особое место: сельскохозяйственное производство и переработка агросырья ориентированы на удовлетворение базовых потребностей населения – в продовольствии, в продукции легкой промышленности, фармацевтике, снабжении людей другими важными продуктами. В настоящее время ситуация в экономике такова, что прежде всего и чаще всего думать приходится не столько о стратегических проблемах, не о «программе - максимум», а о «программе - минимум», чисто тактических задачах, о конкретных мерах по поддержанию агросектора «на плаву».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ 3
РЕФОРМИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА 10
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 12
ВЫВОД 15
ЛИТЕРАТУРА 16

Работа содержит 1 файл

Реферат на тему.docx

— 26.49 Кб (Скачать)

• последовательность ее осуществления  при постоянном анализе результатов  и внесении необходимых корректив;

• политика государственного регулирования  социально-экономических преобразований, выделение необходимых приоритетов  и этапов экономического развития;

• ориентиры социальной направленности проводимых преобразований;

• четкие и ясные цели реформ, понятные обществу и поддерживаемые им.

РЕФОРМИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА

Аграрная российская реформа имела  своей целью реализацию следующих  принципиально новых и рыночно  ориентированных системных преобразований во всех сферах агропромышленного комплекса.

Во-первых, это – кардинальные трансформации  собственности и реорганизация  сельскохозяйственных предприятий, предусматривающие  преимущественное развитие частного и  кооперативного секторов производства, формирование различных форм предпринимательской  деятельности на селе и становление  аграрного бизнеса.

Во-вторых, реформирование земельных  отношений и структуры землепользования, включая оптимальное перераспределение  земельного фонда, формирование новой  системы землеустройства и оптимальное  регулирование рынка земельных  ресурсов. Это способствовало высвобождению  рабочей силы из предприятий и  организаций аграрного сектора, изменению в целом структуры  занятости на селе, развитию масштабов  теневой и вторичной занятости  и самозанятости, формированию института  крестьянских (фермерских) хозяйств.

В-третьих, планировалось формирование устойчивой системы многоукладной  экономики с учетом развития различных  организационно- правовых форм хозяйствования в целях повышения конкурентоспособности  его субъектов и аграрного  производства, в том числе роста  производительности сельскохозяйственного  труда, усиления роли и значимости необобществленного сектора производства, повышения  эффективности трудовой деятельности в хозяйствах населения.

В-четвертых, развитие и совершенствование  социальной инфраструктуры села, создание реальных условий повышения продуктивной занятости и доходов населения; прогрессивное трансформирование  социально-трудовой сферы сельской местности, предполагающее становление  местного самоуправления, снижение текучести  и сменяемости кадров, повышение  устойчивости и эффективности аграрного  производства и труда.

По мнению А. А. Никонова, суть аграрной реформы состояла в комплексном  изменении всей системы аграрных отношений, включая собственность  на землю и другие средства производства, системы ведения хозяйства и  формы хозяйствования, социальные условия  жизни на селе, рыночный механизм, преобразование межотраслевой и территориальной  структуры агропромышленного производства, меры по его государственному регулированию. Поэтому конечными целями аграрного  реформирования должны были стать следующие:

«Во-первых, окончательное раскрепощение  крестьянина, социальные преобразования села с целью существенного повышения  жизненного уровня людей, улучшения  качества жизни …

Во-вторых, создание стабильного продовольственного хозяйства …

В-третьих, формирование эффективного агропромышленного комплекса страны, выпускающего конкурентоспособную  продукцию …

В-четвертых, восстановление и поддержание  экологического равновесия».

Таким образом, основной целью российской аграрной реформы было стабильное и  устойчивое обеспечение продуктами питания населения на основе позитивного  перманентного и устойчивого  развития аграрной сферы. Это предусматривало  решение целого комплекса стратегических и тактических задач по переустройству организационно-правовых форм собственности  субъектов хозяйствования, перераспределению  земельных ресурсов и созданию условий  эффективного использования материальных,

финансовых и трудовых ресурсов АПК.

Таким образом, современная аграрная реформа в России, как и другие направления рыночных преобразований, традиционно для России планировалась  и осуществлялась, как Столыпинская и другие реформы, сверху. Основными  ее направлениями являлись:

- земельная реформа, т.е. приватизация  земли в частную и общую  долевую собственность;

- реорганизация совхозов и колхозов, приватизация государственных сельскохозяйственных  предприятий;

- приватизация предприятий 3 сферы  АПК ( хранения, переработки, обслуживания  и материально-технического обеспечения  сельского хозяйства).

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

Несмотря на нерешенность некоторых  задач аграрного реформирования

(к сожалению, в основном они  были связаны с недостаточным  уровнем

материальной и социальной защищенности сельского населения), мы можем выделить некоторые позитивные итоги реализации российских аграрных преобразований:

- организация основ рыночного  механизма хозяйствования в АПК  и развитие системы многоукладной  сельской экономики;

- создание правовых основ решения  экономических, социальных и экологических  проблем аграрной реформы;

- формирование системы институциональных  основ содействия занятости и  социальной защиты от безработицы;

- развитие самозанятости, становление  аграрного бизнеса и формирование  различных форм предпринимательства;

- возрождение местного самоуправления  и муниципального управления  сельской местностью, в том числе  социально-трудовой сферой села.

Наряду с положительными итогами, реформирование российского аграрного  сектора может быть охарактеризовано комплексом таких негативных социально-экономических  издержек, как:

- недостаточная финансовая устойчивость  сельского хозяйства, низкая окупаемость  инвестиций в производственную  и социальную сферы;

- неустойчивость и стохастичность  функционирования и развития  аграрного сектора и системы  его занятости;

- недостаточная финансовая господдержка  субъектов хозяйствования всех  форм собственности;

- износ материально-технической  базы и технологическая деградация  отраслей АПК, земельных и природных  ресурсов, разрушение агроландшафтов, обострение экологических и социальных  проблем;

- расширение масштабов теневой  занятости и скрытой безработицы  сельского населения;

- недостаточный уровень материальной  и социальной защищенности работников  села;

- снижение уровня занятости,  неразвитость инфраструктуры сельского  рынка труда.

Кроме того, к числу негативных социальных последствий аграрного  реформирования мы можем отнести  следующие:

- непрекращающийся процесс высвобождения  рабочей силы из сфер и отраслей  сельской экономики, отток квалифицированных  кадров из аграрного сектора  экономики;

- увеличение масштабов неформальной, скрытой и неполной занятости,  наличие длительной безработицы;

- относительно высокий уровень  текучести и сменяемости кадров  в отраслях АПК; снижение закрепляемости  на селе выпускников аграрных  учебных заведений.

Вместе с тем исследования показывают, что современный период реформирования АПК (начиная, преимущественно с 1999) может характеризоваться определенным приостановлением кризисной ситуации в развитии аграрного сектора, относительным  замедлением ее негативных проявлений.

 

 

 

 

                                                      ВЫВОД

Одна из неотложных и наиболее трудных  задач экономических преобразований в сельском хозяйстве состоит  в необходимости восстановить у  крестьянина чувство хозяина, в  ликвидации господствовавших в течение  длительного времени социально-экономических  факторов отчуждения сельскохозяйственных работников от результатов своего труда. Первые шаги, сделанные в реорганизации  хозяйств, свидетельствуют о том, что у работников и руководителей  появилась личная материальная заинтересованность, улучшилась дисциплина труда, а это  прямой путь к увеличению производства продукции на селе. Однако сам собой  этот процесс развиваться не будет, необходима поддержка государства - правовая, финансовая, организационная.

Одновременно с реформами в  аграрном секторе должны осуществляться реформы в перерабатывающих отраслях АПК. Это связано с тем, что  производители сельскохозяйственной продукции не имеют возможности  выбирать предприятия, которым они  хотели бы сдавать свою продукцию. Одна из главных проблем отрасли - высокий  удельный вес предприятий-монополистов.

Необходимо подчеркнуть недопустимость единообразного подхода при определении  направлений модернизации АПК. Преобразования должны учитывать ряд факторов: специфику  региона, имеющиеся инвестиционные ресурсы, структуру сельскохозяйственного  производства, транспорт, потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

                                                  ЛИТЕРАТУРА

1. Аграрная экономика и политика: история и современность –  М., 1996.

2. Калугина З. И. Реформирование  аграрного сектора: итоги и  проблемы (взгляд социолога)// Регион: экономика и социология, 2002, №  3.

3. Концепция аграрной политики  России в 2000–2004 годах // Под  ред. Е. С. Строева. – М.: ООО  "Вершина – Клуб", 2000.

4. Орлов Г. М., Уваров В. И. Село  и российские реформы// Социологические  исследования, 2003, № 5.

5. Петриков А. В. Специфика сельского  хозяйства и современная аграрная  реформа в России // Регион: экономика  и социология, 2003, № 2.

6. Постановление правительства РФ  “О порядке реорганизации колхозов  и совхозов”// Собрание Постановлений  правительства РФ. 1992, № 1–2. Ст. 9.

7. Мазурицкий А.М., Медведева Н.А.  Развитие сельской кредитной  кооперации в России // Деньги  и кредит. 2004. №1.

8. Янбых Р.Г. Особенности аграрной  кредитно-финансовой политики в  странах с переходной экономикой // Деньги и кредит. 1999. №9.

9. http://www.bolshe.ru/unit/26/books/1845/s/2&previouse=1


Информация о работе Современная аграрная реформа России