Современная аграрная реформа России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Агропромышленный комплекс занимает в реальном секторе хозяйства особое место: сельскохозяйственное производство и переработка агросырья ориентированы на удовлетворение базовых потребностей населения – в продовольствии, в продукции легкой промышленности, фармацевтике, снабжении людей другими важными продуктами. В настоящее время ситуация в экономике такова, что прежде всего и чаще всего думать приходится не столько о стратегических проблемах, не о «программе - максимум», а о «программе - минимум», чисто тактических задачах, о конкретных мерах по поддержанию агросектора «на плаву».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ 3
РЕФОРМИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА 10
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 12
ВЫВОД 15
ЛИТЕРАТУРА 16

Работа содержит 1 файл

Реферат на тему.docx

— 26.49 Кб (Скачать)

                               

 

 

 

 

 

 

                               Реферат на тему:

«Современная  аграрная реформа России»

 

 

 

 

 

 

                                       Выполнила студентка 1 курса

               Осипова Виктория

 

 

 

                                              СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ 3

РЕФОРМИРОВАНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА 10

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ 12

ВЫВОД 15

ЛИТЕРАТУРА 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ВВЕДЕНИЕ

Агропромышленный комплекс занимает в реальном секторе хозяйства  особое место: сельскохозяйственное производство и переработка агросырья ориентированы  на удовлетворение базовых потребностей населения – в продовольствии, в продукции легкой промышленности, фармацевтике, снабжении людей другими  важными продуктами. В настоящее  время ситуация в экономике такова, что прежде всего и чаще всего  думать приходится не столько о стратегических проблемах, не о «программе - максимум», а о «программе - минимум», чисто  тактических задачах, о конкретных мерах по поддержанию агросектора  «на плаву». По сравнению с прочими  отраслями экономики агропромышленный сектор, прежде всего сельское хозяйство, имел самые невыгодные стартовые  возможности перехода к рыночным методам хозяйствования, приспособления к рыночной экономике и соответствующим  ей хозяйственным отношениям. Для  изменения ситуации требовалось  проведение реформы в аграрном секторе.

Целью данной работы являлось выявить  сущность современной аграрной реформы  в России. Для этого были поставлены следующие задачи: проанализировать понятие аграрной реформы, определить ее основные цели, направления и  итоги.

СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ

В настоящее время среди ученых и практиков нет единого устоявшегося мнения о сущности, содержании понятия  “аграрная реформа”.

В ряде публикаций отдельные авторы отождествляют понятия “аграрная” и “земельная” реформа. Так, например, Е.С.Строев рассматривает аграрную реформу как совершенствование  земельных отношений и систему  мер земельного устройства при активном участии государства в этом процессе. При этом он утверждает, что “аграрная  реформа” – не только экономическое  понятие, но и политическое, отражающее отношения государства и крестьянства.

В категориях “земельная” и “аграрная” реформа есть очень много общих  элементов, но вместе с тем аграрная реформа более широкое понятие, вбирающее в себя понятие реформы  земель сельскохозяйственного назначения. Для земельной и аграрной реформы  общими являются вопросы, связанные  с системой земельных отношений: земельный налог, арендная плата, цена земли, защита субъектов земельных  отношений, ведение экологически безопасного  земледелия, создание условий для  равноправия всех форм хозяйствования и т.д. Кроме того, земельная реформа включает вопросы землеустройства, управления земельными ресурсами, перераспределения земель, их охраны и рационального использования, учета и движения, роста плодородия, организации землеустроительного проектирования и природопользования, проведения природоохранных работ и др.

Земельная и аграрная реформы различаются  по объектам и предмету реформирования. Так, аграрная реформа осуществляется, как правило, только на землях сельскохозяйственного  назначения, земельная же – на землях государственного, лесного и муниципального фондов, землях городов, поселков и  сельских населенных пунктов, землях промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны  и др.

В свою очередь, аграрная реформа, кроме  земельных отношений, рассматривает  также вопросы рынка продовольствия, формирования инвестиционной политики и структурной перестройки, управления и государственного регулирования  экономических отношений, социального  развития, стимулирования полноценной  реализации ресурсов сельского хозяйства.

Таким образом, очевидно, что категория  “аграрная реформа” имеет более  широкое понятие по сравнению  с понятием “земельная реформа”.

Среди авторов существует и другая точка зрения о содержании аграрной реформы. Так, в работе В.А. Иванова  и С.Д. Носика реформа в аграрном секторе экономики рассматривается  как “комплекс мероприятий по совершенствованию управления, планирования и экономического стимулирования, т.е. процесс совершенствования производственных отношений”.

Уточняя сущность аграрной реформы, авторы этой точки зрения отмечают, что  она состоит в усилении роли экономических  методов и стимулов в управлении народным хозяйством, коренном улучшении  государственного планирования, расширении хозяйственной самостоятельности  и инициативы предприятий, всемерном  внедрении и совершенствовании  хозрасчета, повышении ответственности  и материальной заинтересованности производственных коллективов в  результатах своей деятельности, а также в том, чтобы с помощью  системы экономических стимулов более рационально сочетать интересы каждого труженика, предприятия, отрасли  и общества в целом. Другими словами, сущность аграрной реформы представляется в совершенствовании производственных отношений, без решения центрального вопроса отношений собственности  на средства производства.

Противоречивость такого определения  аграрной реформы, по мнению ряда авторов, заключается в том, что оно  упрощает рассматриваемую категорию  до уровня комплекса экономических  и организационных мероприятий. В этом случае под аграрной реформой можно понимать любую систему  организационно-экономических мер, направленных на развитие сельскохозяйственного  производства.

Существует и общее определение  реформы, которая трактуется как  “преобразование, изменение, переустройство”  какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не меняющее основ существующей социальной структуры, предусматривающее более  или менее прогрессивные преобразования.

Аграрная реформа – регулируемые государством процессы по совершенствованию  системы производственных, хозяйственных, финансовых отношений между государством (финансовой структурой), сельхозтоваропроизводителем, переработчиком, сферой реализации и  потребителем, а также комплекс мер, направленный на повышение производительности и престижности труда, осуществление  расширенного производства, решение  социальных проблем тружеников села на основе использования достижений науки, передового практического опыта  и развития технологий механизации  ручного труда, производств переработки, упаковки, хранения и доставки потребителю  сельскохозяйственной продукции.

Основной признак преобразований в аграрной сфере несет в своем  содержании изменение организационно-правовых форм и экономических отношений  хозяйствующих субъектов, направленных на упорядочение и взаимосвязь производственных, хозяйственных и финансовых отношений  не только в сфере производства, но и в отношениях между производителем и потребителем через взаимосвязь  цен, количество и качество продукции, а также сбыт.

Цели аграрной реформы – обеспечение  устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции, повышение  его экономической эффективности, удовлетворение потребностей общества в качественных продуктах питания  и улучшение социальных условий  в сельской местности. Для достижения этих целей необходимо было повысить социальную активность крестьян, развить  у них инициативу и предприимчивость на основе расширения хозяйственной  самостоятельности, предоставления права  самим распоряжаться землей, другими  средствами производства, произведенной  продукцией и вырученными денежными  средствами.

 

Основные принципы аграрной реформы  следующие.

1. Свобода выбора форм собственности  и хозяйствования. Каждый человек  может выбрать ту форму собственности  и хозяйствования, которая в наибольшей  степени соответствует его интересам  и возможностям.

2. Добровольность в проведении  преобразований. Аграрная реформа  должна осуществляться не под  давлением сверху, а на основе  заинтересованности трудовых коллективов  в проводимых преобразованиях.

3. Последовательность в проведении  реформ. Реорганизация колхозов  и совхозов предполагает не  только смену организационно-правовых  форм хозяйствования, но и изменение  структуры управления, внутрихозяйственных  производственно-экономических отношений  и т. д.

Делать это следует с учетом особенностей каждого предприятия.

4. Превращение крестьянина в  реального собственника при любой  форме хозяйствования через наделение  его землей и выделение имущественного  пая. Использование собственником  земельной доли и имущественного  пая должно быть направлено  на создание наиболее приемлемых  форм хозяйствования с учетом  сложившихся экономических условий  и особенностей развития сельского  хозяйства в нашей стране.

5. Открытость аграрных преобразований, обеспечение широкой пропаганды  мероприятий, проводимых в агропромышленном  комплексе.

Однако необходимо уточнить и развить  важнейшие принципы проведения аграрной реформы.

Один из основополагающих принципов  – участие и действия людей  в процессе реформирования аграрной сферы экономики должны основываться на их убежденности, желании и осведомленности.

Как убедительно свидетельствует  исторический опыт, успех проведения аграрной реформы в значительной степени предопределяется общностью  политических и экономических целей  всех слоев общества, а также законодательным  аграрным преобразованием, которому должно предшествовать широкое гласное  обсуждение возможных направлений  и методов его реформирования. Лишь соблюдение этого принципа в  процессе преобразований позволяет  рассчитывать на успех.

Немаловажное значение в процессе аграрных преобразований имеют и  другие принципы.

Принцип научной обоснованности и  методической последовательности действий, основанных на экспериментах. Как показывает опыт проведения аграрных реформ, их успех  в значительной степени обеспечивается взвешенной, научно обоснованной аграрной политикой, рассчитанной не на конъюнктуру  сегодняшнего дня, а на фундаментальное  развитие в перспективе.

Принцип системности и последовательности в проведении аграрной реформы. Отставание аграрной сферы экономики – одна из острых социальных, экономических  и политических проблем. Однако, как  показал долголетний опыт, отдельными мероприятиями ее решить невозможно.

Напрашивается вывод о необходимости  системного и комплексного подхода  к проведению аграрной реформы, что  обусловлено следующими обстоятельствами:

– во-первых, следует учитывать, что  реформирование аграрной сферы экономики  осуществляется не изолированно, а  в тесной взаимосвязи с другими  отраслями народного хозяйства. Как правило, аграрная реформа является составной частью общеэкономических  преобразований в стране. В то же время экономическая реформа  осуществляется системой политических, экономических, финансовых, социальных и других мер;

– во-вторых, реализация отдельных  направлений и мер (земельная  реформа, либерализация цен, приватизация, акционирование и др.) без увязки с другими взаимосвязанными звеньями может привести к непредсказуемым  последствиям.

Только соблюдение принципа системности  и последовательности будет способствовать тому, чтобы все элементы реформы  были взаимоувязаны и обеспечивали развитие и рост сельскохозяйственного  производства.

Принцип добровольности выбора форм производства, собственности, распределения, обмена и присвоения материальных благ. Аграрные преобразования более результативны, когда осуществляются ненасильственными  методами. Давление на крестьян, их запугивание, освобождение от работы, выселение  крестьян, не желавших выхода из общин  в прошлом, или давление на них  с целью выхода из коллективных хозяйств в последнее время, использование  административных и силовых структур лишь усиливают негативное восприятие массами аграрной реформы, предвзятое отношение к тем, кто уже создал свое собственное хозяйство.

Радикальные экономические реформы  в аграрном секторе нередко приводят к существенным изменениям как условий  жизни общества в целом, так и  отдельных людей, порождают, как  правило, разнонаправленную реакцию  отдельных слоев и групп общества, что обусловлено их объективными и субъективными политическими, экономическими и социальными интересами. Это положение должно обязательно  учитываться, чтобы процесс реализации реформы был наиболее безболезненным, а главное, четко регулируемым.

Соблюдение принципа добровольности особенно важно в условиях России, где у сельских тружеников прочно сохранилось чувство коллективизма.

Помимо отмеченных принципов в  процессе проведения аграрной реформы  следует учитывать также принцип  государственного протекционизма по отношению  к агропромышленному сектору  экономики.

Как свидетельствует мировой опыт, одним из главных условий эффективного развития агропромышленного комплекса, в том числе сельскохозяйственного  производства, является государственная  поддержка этих отраслей народного  хозяйства. Успех проводимых в мире аграрных реформ находился, как правило, в прямой зависимости от активной поддержки государства, действенности  и эффективности его аграрной политики: государство может либо реально поддерживать и способствовать преобразованиям, либо проводить такую  экономическую и финансово-кредитную  политику, которая приведет к убыточности  этой отрасли в целом, а значит и к свертыванию производства. Во всех странах, где осуществлялось эффективное реформирование, составными частями были государственные мероприятия, направленные на обеспечение роста  плодородия земли, расширение возможностей льготного кредита и сбыта  продукции, развитие аграрной науки, социальную поддержку сельского населения. Большое значение придавалось повышению  уровня сельскохозяйственных доходов, престижности крестьянского труда, развитию сельской инфраструктуры.

Принцип государственного протекционизма вобрал в себя не только экономическую  поддержку, но и активную инвестиционную, структурную, технологическую, кадровую, научно-техническую и инновационную  политику, нормативно-правовое регулирование, охрану окружающей среды, налоговую  политику и ряд других мероприятий.

Другими важнейшими принципами являются: принцип повышения уровня знаний, и прежде всего основ рыночной экономики, людей, участвующих в  преобразованиях, а также принцип  научного сопровождения, управления и  анализа аграрных преобразований.

На основании сформулированных принципов должны быть разработаны:

• всесторонняя научно обоснованная концепция проведения аграрной реформы;

Информация о работе Современная аграрная реформа России