Советское право в послевоенный период (1945-1953)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, положив конец второй мировой войне. Победа в Великой Отечественной войне – величайший вклад СССР в разгром фашистской Германии. Советский народ, не жалея себя, неся на себе все тяготы и лишения, которые принесла война, не допустил победы фашизма.
Война осталась в прошлом, и в послевоенный период основные задачи советского государства виделись в:

Содержание

Введение……….……………………………………………….……………2
Глава 1. Трудовое, социальное и семейное право………………..………4
Глава 2. Колхозное и земельное право………………………..…………11
Глава 3. Уголовное право……………………………………..…………..14
Глава 4. Гражданское право………………………………………………17
.
Глава 5. Укрепление тоталитарно-бюрократической системы…….….18
Заключение…………………………………………………………….…..22
Литература………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Работа. Окончательная версия.docx

— 41.45 Кб (Скачать)

     По  окончании войны чрезвычайные меры в сельском хозяйстве были частично отменены. Прекратилась мобилизация  рабочих и служащих в сельскую местность, отменена уголовная ответственность  за невыполнение колхозниками установленного минимума трудодней. Однако, обязанность  выполнять минимум трудодней  сохранилась еще на долгие годы.

     К разрушениям, вызванным войной, прибавились  последствия сильной засухи 1946 года на значительной территории европейской  части СССР. Естественно, что государство  и партия неоднократно обращали внимание на необходимость подъема сельского  хозяйства.

     19 сентября 1946 года Совет Министров  СССР и ЦК ВКП(б) приняли  постановление «О мерах по  ликвидации нарушений Устава  сельскохозяйственной артели в колхозах», в котором вскрывались серьезные нарушения в колхозной сфере. На основе этого постановления была проведена большая работа по дальнейшему организационно-хозяйственному укреплению колхозов, по всемерному упрочению социалистической собственности. За период с 1946 по 1948 г. колхозам было возвращено 6 млн. га земли, 250 тыс. голов скота и значительное количество другого имущества.

     Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1948 г. «О мерах по улучшению  организации, повышению производительности и упорядочиванию оплаты труда в  колхозах» ориентировало колхозы  на восстановление производственных бригад как основной формы организации  труда в колхозе, позволяющей  рационально использовать труд колхозников  в предоставленной МТС сельскохозяйственной техники. Возникшие в ходе войны  полеводческие звенья предполагалось немедленно ликвидировать4.

     В 1950 году было решено провести укрупнение колхозов. Укрупненные колхозы становились  более крепкими. Но это приводило  порой к громоздкости артели, затрудняло управление ею, возникало дальноземелье, постепенно умирали мелкие селения, находившиеся вдали от центральной  усадьбы. Постановление Совета Министров  СССР от 26 апреля 1950 г. «О мерах в  связи с укрупнением мелких колхозов»  регулировало вопросы землепользования, возникшие в ходе укрупнения колхозов. Постановление Совета Министров  СССР от 26 апреля 1950 г. указывало, что  изменение границ колхозных земель, их слияние, должны производиться лишь с согласия на то не менее чем 2/3 членов сельскохозяйственной артели.

     В этот период был сделан шаг и к  более высокой интеграции сельскохозяйственного  производства, начали создаваться разного  рода межколхозные организации. В связи  с этим Совет Министров СССР 3 февраля 1951 года утвердил Положение  о порядке строительства и  эксплуатации межколхозных электроустановок.

     Все эти мероприятия, конечно, отразились на послевоенном восстановлении сельского  хозяйства, однако, сколько-нибудь существенных сдвигов в сельскохозяйственном производстве не произошло, деревня  по-прежнему не могла обеспечить город  всем необходимым в достаточном  объеме. В первую очередь это было связано с тем, что существенные недостатки колхозного строительства: нарушение принципов материальной заинтересованности колхозников в  конечных результатах труда, ограничение  хозяйственной самостоятельности  колхозов тормозили их развитие. 

 

  1. Уголовное право
 

     Сразу после войны были отменены или  признаны утратившими юридическую  силу нормативно-правовые акты военного времени, устанавливавшие уголовную  ответственность за деяния, имевшие  общественно важный характер лишь в  условиях войны. 7 июня 1945 года Президиум  Верховного Совета СССР издал Указ «Об амнистии в связи с победой  над Гитлеровской Германией». От наказания  освобождались лица, осужденные к  лишению свободы сроком до трех лет, а неотбытый срок лишения свободы  сокращался наполовину. Полностью освобождались  от наказания лица, осужденные за самовольный  уход с предприятий военной промышленности, и военнослужащие, осужденные с применением  отсрочки исполнения приговора до окончания  военных действий. Результатом амнистии стало резкое увеличение преступности. Особо ярко это прослеживалось в  крупных промышленных зонах.

     В первые послевоенные годы смертная казнь  применялась достаточно часто. К  военным преступникам и пособникам немецко-фашистских оккупантов по приговорам военных трибуналов применялся квалифицированный  вид смертной казни – повешенье, приводившийся в исполнение публично.

     26 мая 1947 года Президиумом Верховного  Совета СССР был принят Указ  «Об отмене смертной казни». В  нем говорилось: «Президиум Верховного  Совета СССР постановляет:

     1. Отменить в мирное время смертную  казнь, установленную за преступления  действующими в СССР законами.

     2. За преступления, наказуемые по  действующим законам смертной  казнью, применять в мирное время  заключение в исправительно-трудовые  лагеря сроком на 25 лет.

     3. по приговорам к смертной казни,  не приведенным в исполнение  до издания настоящего Указа,  заменить смертную казнь, по  определению вышестоящего суда, наказанием, предусмотренным в статье 2 настоящего Указа»5.

     Одновременно  ужесточается ответственность за преступления против собственности. 4 июня 1947 года Президиум  верховного Совета СССР издал указы  «Об уголовной ответственности  за хищение государственного и общественного  имущества» и «Об усилении охраны личной собственности граждан». В  указах наглядно проявилась основная тенденция государственной уголовной  политики: предпочтение отдавалось в  первую очередь защите и охране государственно  и общественной собственности.

     Уголовная ответственность была ужесточена по следующим составам:

  • Июнь 1947 года. За разглашение государственной тайны и утраты документов, содержащих государственную тайну.
  • Апрель 1948 года. За изготовление и продажу самогона.
  • Январь 1949 года. За изнасилование.
  • Февраль 1953 года. За нарушение правил безопасности ведения работ в угольных и сланцевых шахтах.

     Ужесточение уголовной ответственности и  применявшиеся внесудебные репрессии  объяснялись активизацией борьбы с  преступностью и воспринимались партийно-советским руководством как  один из рычагов воздействия на общество, средство выполнения государственных задач. Например, когда в 1947-1948 гг. в Украинской ССР обозначилась тенденция к массовым отказам колхозного крестьянства т работы в колхозах и бегству в города, первый секретарь ЦК компартии Украины Н.С. Хрущев выступил с инициативой принятия Президиумом Верховного Совета СССР Указа от 21 февраля 1948 года «О выселении из Украинской ССР лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни». 2 июня 1948 года начинается репрессивная кампания, в ходе которой в 1948-1953 гг. было выселено в отдаленные районы 333266 колхозников и 13598 членов их семей.

     Уголовно-правовые нормы, принимавшиеся в СССР в  послевоенный период, использовались советским государственно-партийным  руководством и как средство идеологической борьбы с внешнеполитическими противниками. Так, в ноябре 1947 года по инициативе Советского Союза Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция, направленная против пропаганды войны. 12 марта 1951 года на основании этого документа  международного права Верховный  Совет СССР принял закон «О защите мира», в котором пропаганда войны  в любой форме объявлялась  тягчайшим преступлением против человечества, а виновные должны были предаваться суду как тяжкие военные  преступники. Безусловно, что данный документ носил декларативный характер, поэтому Закон на практике никогда  не применялся. 

 

  1. Гражданское право
 

     В послевоенные годы существенно были ослаблены хозяйственные связи. Постановлением Совета министров СССР от 29 апреля 1949 года - договор, признан  единственно правильной формой отношений  между хозяйственными органами. Планомерно решалась жилищная проблема. Так 26 августа 1948 года вышел Указ Президиума Верховного Совета "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилищных домов. Граждане получили право  строить или приобретать на праве  личной собственности как в городе, так и вне его, количеством  от 1 до 5 комнат, общей площадью 60 кв. м.

 

  1. Укрепление  тоталитарно-бюрократической  системы

     Итоги второй мировой войны открывали  возможность демократического обновления мира, крушения деспотических режимов, широкого межгосударственного диалога. Но тогдашние политические лидеры ведущих  мировых держав не сумели использовать этот исторический шанс. С исчезновением  общего врага лагерь победителей  стал раскалываться, постепенно отношения  между бывшими союзниками – странами антигитлеровской коалиции, стали эволюционировать от сотрудничества к конфронтации. Борьба с фашизмом сменилась глобальным противостоянием социалистической и капиталистической систем, Востока  и Запада, что явилось главной  особенностью и устойчивой тенденцией послевоенного мирового развития. Раскол мира, начавшийся в 1917 г., продолжал углубляться, приобретая новый, биполярный характер с наличием двух центров силы - СССР и США.

     Победа  принесла невиданный рост международного авторитета СССР, признание его экономической  и военной мощи. Она работала на имя Сталина, на престиж страны, на социалистическую идею. После победы в войне влияние СССР распространилось на страны Восточной Европы и Юго-Восточной  Азии, полностью или частично освобожденных  Красной Армией. При общей ориентации на демократические и гуманистические  приоритеты в этих государствах, по сути, начала формироваться сталинская модель социализма, то есть авторитарно-бюрократическая  система государственной политической власти. Стали возникать страны народной демократии, формировалась мировая  система социализма (“социалистический  лагерь”), внешне представлявшая собой  монолитный блок под эгидой Москвы. В 1947 г. создается “Информационное бюро коммунистических и рабочих партий” – преемник Коминтерна. В январе 1949 г. для координации и регулирования экономики создается Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). СССР всячески навязывал “социалистическим” странам свою модель преобразований, любое отклонение от норм воспринималось сталинским руководством крайне враждебно и жестоко наказывалось (Югославия).

     В конце 40-х годов в государствах Восточной Европы характер революционных  процессов резко изменился: народная демократия была отдана в жертву диктатуре  пролетариата, а их руководство было судимо и заменено верными сталинцами. В мире шел также и объективно обусловленный процесс крушения колониальной системы, появления новых  независимых государств.

     США, как и СССР, значительно усилились  после войны. Наличие атомного оружия у США (с 1945 г.) и у СССР (с 1949 г.) в определенной степени сдерживало возникновение крупных военных конфликтов между ними, и в то же время становилось крайне опасным. Борьба приняла формы “холодной войны” - идеологического, политического и военно-стратегического противостояния капитализма и социализма, которое, то затихая, то обостряясь, продолжалось около полувека и выражалось во взаимной подрывной деятельности, подозрительности, пропагандистских обличениях, региональных конфликтах, гонке вооружений, создании «образа врага».

     Одним из первых проявлений «холодной войны» стала предвыборная (в Верховный  Совет СССР) речь И.В. Сталина (февраль  1946 г.), в которой говорилось о неизбежности империалистических войн и нарастании мощи Красной Армии, в агрессивной политике обвинялся Запад. Вскоре после окончания Второй мировой войны в США был составлен меморандум об отборе 20-ти наиболее важных целей на территории СССР для их (возможной) атомной бомбардировки.

     Цели  Запада сформулировал У. Черчилль в  своей речи в американском городе Фултоне (1946 г.), которые были затем конкретизированы президентом США Г. Трумэном в его “доктрине” (1947 г.). Они состояли в том, чтобы остановить советскую идеологическую и военную экспансию, организовать военно-политический союз против СССР, всемерно сдерживать распространение “восточного коммунизма”. Сталин тогда расценил речь Черчилля как “призыв к войне с СССР”, и причислил недавних союзников к “поджигателям войны”, а несколько позже (1952 г.) он сделал вывод о неизбежности войн в мире, пока существует империализм.

     Госсекретарь  США Д. Маршалл выдвинул в 1947 г. план “экономического оздоровления” европейских государств - финансовую помощь в размере 13 млрд. долларов, которой тогда воспользовались 17 стран. СССР же посчитал, что этот план поставит под угрозу его политический суверенитет и влияние на восточно-европейские государства, и вместе с ними отказался от американской помощи. Решая все свои проблемы в одиночку, СССР продолжал укреплять свой статус великой державы путем неуклонного наращивания военного потенциала, все более изолируясь от западного мира.

Информация о работе Советское право в послевоенный период (1945-1953)