Советское право в послевоенный период (1945-1953)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, положив конец второй мировой войне. Победа в Великой Отечественной войне – величайший вклад СССР в разгром фашистской Германии. Советский народ, не жалея себя, неся на себе все тяготы и лишения, которые принесла война, не допустил победы фашизма.
Война осталась в прошлом, и в послевоенный период основные задачи советского государства виделись в:

Содержание

Введение……….……………………………………………….……………2
Глава 1. Трудовое, социальное и семейное право………………..………4
Глава 2. Колхозное и земельное право………………………..…………11
Глава 3. Уголовное право……………………………………..…………..14
Глава 4. Гражданское право………………………………………………17
.
Глава 5. Укрепление тоталитарно-бюрократической системы…….….18
Заключение…………………………………………………………….…..22
Литература………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая Работа. Окончательная версия.docx

— 41.45 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……….……………………………………………….……………2 

Глава 1.  Трудовое, социальное и семейное право………………..………4 

Глава 2.  Колхозное  и земельное право………………………..…………11 

Глава 3. Уголовное  право……………………………………..…………..14 

Глава 4. Гражданское  право………………………………………………17

.

Глава 5.  Укрепление тоталитарно-бюрократической системы…….….18 

Заключение…………………………………………………………….…..22 

Литература………………………………………………..…….………… 24

 

 

Введение 

     2 сентября 1945 года Япония подписала  Акт о безоговорочной капитуляции,  положив конец второй мировой  войне. Победа в Великой Отечественной  войне – величайший вклад СССР  в разгром фашистской Германии. Советский народ, не жалея себя, неся на себе все тяготы  и лишения, которые принесла  война, не допустил победы фашизма.

     Война осталась в прошлом, и в послевоенный период основные задачи советского государства  виделись в:

  • восстановлении разрушенного войной народного хозяйства и переводе значительной части оборонных предприятий на мирную продукцию;
  • переводе вооруженных сил на мирное положение;
  • укреплении международного положения СССР, его влияния в решении международных вопросов;
  • продолжении борьбы с «врагами народа», шпионами и диверсантами.

     В первые послевоенные годы в советском  обществе циркулировали настроения ожидания демократических перемен, либерализации политической и общественной жизни. Однако, несмотря на первоначальные внешние проявления демократизации государственного управления (упразднение  чрезвычайных органов военного времени, проведение послевоенных выборов представительных органов власти), внутренняя политика государства не претерпела серьезных  изменений по сравнению с довоенным  периодом. Внешнеполитическая ситуация, характеризовавшаяся началом так  называемой «холодной войны», в рамках которой разворачивалась идеологическая, информационная и психологическая война двух сверхдержав, способствовала развертыванию новых идеологический кампаний по борьбе с врагами, что создавало определенный «общественный фон» для осуществления новых репрессий и позволяло удерживать общество в состоянии мобилизационной готовности на случай новой войны.

     Государственно - политическая система Советского Союза в 1945 - 1953 гг. характеризуется  изменениями в системе органов  государственного управления, в социальной политике. В это время усилилась  репрессивная сущность сталинизма, которая  достигла своего высшего развития. Поэтому 1945 - 1953 гг. в современной  литературе характеризуются как "апогей сталинского тоталитаризма". Экономическая  политика правительства обуславливается  комплексом мер, направленных на воссоздание  экономического потенциала страны, перевод  промышленности с производства вооружений на выпуск мирной продукции (конверсия). Меры в сфере экономики 1945 - 1950 гг. соответствуют "периоду восстановления народного хозяйства". В связи  с окончанием Великой Отечественной  войны была осуществлена перестройка  органов власти и управления.

     Данные  процессы протекали весьма бурно  и отразились на всей структуре советского общества.  

     Цель  данной работы - рассмотрение социально-политических и правовых процессов в СССР в  период 1945-1953 гг.

 

  1. Трудовое, социальное и семейное право
 

     С окончанием войны были ликвидированы  нормы права, порожденные чрезвычайными  обстоятельствами военного времени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года с 1 июля 1945 года восстанавливались  «очередные и дополнительные отпуска  рабочим и служащим, отмененные на период военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих  и служащих в военное время»1. Отменялись ежедневные обязательные сверхурочные работы и восстанавливался 8-часовой рабочий день, прекращались трудовые мобилизации граждан на роботу в различные отрасли народного хозяйства.

     Восстанавливалось действие норм трудового права, которые  в военное время не применялись, в том числе система коллективных договоров на предприятиях между  администрацией и фабрично-заводскими комитетами профсоюзов. В соответствии с четвертым пятилетним планом Советское  государство вновь вернулось  к решению вопроса о привлечении  кадров для промышленности, строительства  и других отраслей народного хозяйства  через систему организованного  набора рабочей силы на основе договоров  хозяйственных организаций с  колхозами и колхозниками. За 1945-1950 гг. таким способом было привлечено около 5,5 млн. рабочих.

     В первые послевоенные годы сохранялось  тяжелое положение в сфере  оплаты труда большинства трудящегося  населения страны. Менее половины (43%) рабочих и служащих имели заработок, позволяющий оплатить питание по самому необходимому минимуму. Сокращение трудовой недели и прекращение сверхурочных работ повлияли на снижение заработной платы. На отдельных предприятиях сокращение оплаты труда увеличилось в 2 раза. Практиковалась задержка выплат заработной платы: за июль 1946 г. полностью получили зарплату лишь 24 млн. рабочих и служащих (из  30,6 млн.)2.

     После проведения денежной реформы 1947 г. и  промышленного подъема 1948-1949 гг. заработная плата трудящихся начинает увеличиваться: за годы четвертой пятилетки среднемесячная заработная плата рабочего в промышленности увеличилась на 52,7%3.

     Повышалась  роль профсоюзных организаций. Постановление  Секретариата ВЦСПС от 21 июля 1947 года обязывало ФЗМК не допускать сверхурочные работы для беременных женщин, кормящих матерей, подростков, больных открытой формой туберкулеза легких. ФЗМК должны были строго следить за соблюдением  трудового законодательства администрацией, особенно в отношении рабочего времени, времени отдыха, труда женщин и  подростков. Значительное внимание уделялось  охране труда и здоровья трудящихся. В соответствии с инструкцией  Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС от 21 июня 1949 года был установлен обязательный медицинский осмотр всех работавших на предприятиях с вредными условиями труда.

     По  Указу Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1949 года для женщин, имевших  детей до одного года, сохранялся непрерывный  стаж во всех случаях перехода на другую работу.

     Государство уделяло внимание и моральному стимулированию добросовестного труда. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1947 года рабочих и горных мастеров за безупречную работу в лавах и забоях продолжительностью от 5 до 20 лет награждали медалями и орденами.

     Семейное  право претерпевает небольшое, но знаменательное изменение: в 1948 году были запрещены  браки с иностранцами. В указе  по этому поводу давалось обоснование: наши женщины, вышедшие замуж за иностранцев  и оказавшиеся за границей, в непривычных  условиях чувствуют себя плохо и  подвергаются дискриминации.

     Правда, у людей, намеренных вступить в брак с иностранцами, и после запрета  оставалась возможность: один из брачующихся  мог сменить свое гражданство. Однако отказ от советского гражданства  мог рассматриваться как измена Родине.

     Подобная  политика в области семейных отношений  полностью отражает попытки Сталина  изолировать Советский Союз от других государств. Неофициально браки с  иностранцами рассматривались как  антипатриотичные: кто же способен променять лучшую в мире страну на какую-либо иную?

     Особый  интерес со стороны права составляет вопрос о жертвах Великой Отечественной  войны. По далеко неполным данным с  временно оккупированной территории Советского Союза было насильно угнано в Германию 4794 087 так называемых "остарбайцев". По официальным данным на Родину возвратилось 5 352 963 человека: военнопленных и  интернированных. Труд советских граждан  в фашистской неволе был безвозмездным, работали по 14-18 часов в сутки. Какой-либо компенсации за свой труд в Германии никто из них не получил. Это явление  является грубейшим нарушением Гаагской конвенции о защите жертв войны, заключенной 1907 году, и Женевской  конвенции о содержании военнопленных  от 27 июля 1929 года (раздел о труде), действовавших в то время и ратифицированных Германией. Согласно названным конвенциям военнопленным и интернированным, как субъектам международного права гарантируется права на справедливое вознаграждение за свой труд. Оплата труда должна быть такой же, как и труда гражданских рабочих той местности, где они работают. Денежные вознаграждения должны быть выплачены им перед репатриацией. В случае смерти вознаграждение пересылается родственникам, законным наследникам.

     В СССР труд военнопленных также использовался. Однако их использование и продовольственное  обеспечение существенно отличалось от положения, в котором находились советские военнопленные в фашистской неволе. В среднем в сутки на одного военнопленного приходилось 600 граммов хлеба, 40 граммов мяса, 120 граммов рыбы.

     За  каждого военнопленного выдавались его заработанные деньги за вычетом  денег на его содержание.

     Таким образом, компенсация за трудовое использование  в Советском Союзе была произведена.

     Судьба  советских военнопленных, вернувшихся  из плена, сложилась не лучшим образом: часть из них отправили к месту  жительства, другие были незаконно  репрессированы.

     После репатриации советских граждан  из Германии Советское правительство  приняло ряд мер по оказанию им помощи в устройстве на работу, приобретению жилья и необходимого имущества. В частности, только по постановлению  СНК СССР N 478-136 от 14 марта 1945 года на расходы по приему и устройству советских  граждан, репатриированных из Германии, на 1945 год было утверждено по союзному бюджету 270 млн. рублей и по республиканскому - 39 млн. 580 тыс. рублей, а на саму репатриацию по состоянию на 1 марта 1946 года израсходовано 1 094 554 116 рублей.

     Репатриированным  советским военнопленным и интернированным  по прибытии на место постоянного  жительства выдавались долгосрочные ссуды  в сумме 5-10 тыс. рублей.

     Бывшие  военнопленные имели такие же льготы, как и демобилизованные войны  Красной Армии.

     Многие  из побывавших в фашистской неволе советских граждан, так и не получили должной компенсации за все страдания  и тяжелый труд ни от Германии, ни от Советского правительства. В современных  условиях их материальное положение  еще более усугублялось. Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об амнистии советских, граждан сотрудничавших с оккупантами в период Великой  Отечественной войны в 1941-1945 гг." Учитывая, прекращение состояния  войны между Советским Союзом и Германией и, руководствуясь принципом  гуманности, Президиум признал необходимым  применить амнистию в отношении  советских граждан, которые в  период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. по малодушию или несознательности оказались вовлеченными в сотрудничество с оккупантами. Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 

  1. Освободить  из мест лишения свободы лиц, осужденных на срок до 10 лет за пособничество  врагу, за преступления, предусмотренные  статьями 581, 583, 584, 586, 5810, 5812 Уголовного Кодекса РСФСР.
 
  1. Сократить на половину назначенное судом наказание  осужденным на срок свыше 10 лет за преступления, перечисленные статьей 1 настоящего указа.
 
  1. Освободить  из мест заключения независимо от срока  наказания лиц, осужденных на срок свыше 10 лет, лиц, осужденных за службу в немецкой армии, полиции, специальных немецких формированиях.
 
  1. Не применять  амнистии к лицам, к карателям, осужденным за убийства и истязания советских  граждан
 
  1. Прекратить  производство всех следственных дел  и дела, не рассмотренные судами о преступлениях, совершенных в  период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. предусмотренных статьями 581, 583, 584, 586, 5810, 5812 УК РСФСР, указанных  в статье 4 указа.
  2. Снять судимость и поражение в правах с граждан, освобожденных от наказания на основании данного указа.
 
  1. Освободить  от ответственности советских граждан, находящихся за границей, которые  в период Великой Отечественной  войны 1941-1945 гг. сдались в плен врагу  и служили в немецкой армии, полиции, специальных немецких формированиях. Явку с повинной рассматривали как  смягчающее вину обстоятельство.
 

     Совету  Министров СССР принять меры к  облегчению въезда в СССР советским  гражданам, находящимся за границей, а так же членам их семей, независимо от гражданства, и их трудоустройству в Советском Союзе. 

 

  1. Колхозное и земельное право
 

     В годы Великой Отечественной войны  нормативно-правовые акты, принимаемые  общесоюзными государственными органами, преследовали две цели: обеспечить сельское хозяйство необходимой  рабочей силой и получить максимально  возможное количество сельскохозяйственной продукции. Меры, применяемые для  достижения этих целей:

    • Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 года увеличило обязательный минимум трудодней в 1,5 раза.
    • В 1941-1944 гг. было вовлечено дополнительно около 2,5 млн. человек.
    • За невыполнение обязательного минимума трудодней устанавливалась уголовная ответственность, исключение из колхоза и лишение приусадебного участка.

Информация о работе Советское право в послевоенный период (1945-1953)