Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа
2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, положив конец второй мировой войне. Победа в Великой Отечественной войне – величайший вклад СССР в разгром фашистской Германии. Советский народ, не жалея себя, неся на себе все тяготы и лишения, которые принесла война, не допустил победы фашизма.
Война осталась в прошлом, и в послевоенный период основные задачи советского государства виделись в:
Введение……….……………………………………………….……………2
Глава 1. Трудовое, социальное и семейное право………………..………4
Глава 2. Колхозное и земельное право………………………..…………11
Глава 3. Уголовное право……………………………………..…………..14
Глава 4. Гражданское право………………………………………………17
.
Глава 5. Укрепление тоталитарно-бюрократической системы…….….18
Заключение…………………………………………………………….…..22
Литература………………………
Содержание
Введение……….………………………………………………
Глава 1. Трудовое,
социальное и семейное право………………..………4
Глава 2. Колхозное
и земельное право………………………..……
Глава 3. Уголовное
право……………………………………..…………..14
Глава 4. Гражданское право………………………………………………17
.
Глава 5. Укрепление
тоталитарно-бюрократической
Заключение……………………………………………………
Литература………………………………………………..
Введение
2
сентября 1945 года Япония подписала
Акт о безоговорочной
Война осталась в прошлом, и в послевоенный период основные задачи советского государства виделись в:
В
первые послевоенные годы в советском
обществе циркулировали настроения
ожидания демократических перемен,
либерализации политической и общественной
жизни. Однако, несмотря на первоначальные
внешние проявления демократизации
государственного управления (упразднение
чрезвычайных органов военного времени,
проведение послевоенных выборов представительных
органов власти), внутренняя политика
государства не претерпела серьезных
изменений по сравнению с довоенным
периодом. Внешнеполитическая ситуация,
характеризовавшаяся началом
Государственно - политическая система Советского Союза в 1945 - 1953 гг. характеризуется изменениями в системе органов государственного управления, в социальной политике. В это время усилилась репрессивная сущность сталинизма, которая достигла своего высшего развития. Поэтому 1945 - 1953 гг. в современной литературе характеризуются как "апогей сталинского тоталитаризма". Экономическая политика правительства обуславливается комплексом мер, направленных на воссоздание экономического потенциала страны, перевод промышленности с производства вооружений на выпуск мирной продукции (конверсия). Меры в сфере экономики 1945 - 1950 гг. соответствуют "периоду восстановления народного хозяйства". В связи с окончанием Великой Отечественной войны была осуществлена перестройка органов власти и управления.
Данные
процессы протекали весьма бурно
и отразились на всей структуре советского
общества.
Цель данной работы - рассмотрение социально-политических и правовых процессов в СССР в период 1945-1953 гг.
С окончанием войны были ликвидированы нормы права, порожденные чрезвычайными обстоятельствами военного времени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года с 1 июля 1945 года восстанавливались «очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отмененные на период военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»1. Отменялись ежедневные обязательные сверхурочные работы и восстанавливался 8-часовой рабочий день, прекращались трудовые мобилизации граждан на роботу в различные отрасли народного хозяйства.
Восстанавливалось
действие норм трудового права, которые
в военное время не применялись,
в том числе система
В первые послевоенные годы сохранялось тяжелое положение в сфере оплаты труда большинства трудящегося населения страны. Менее половины (43%) рабочих и служащих имели заработок, позволяющий оплатить питание по самому необходимому минимуму. Сокращение трудовой недели и прекращение сверхурочных работ повлияли на снижение заработной платы. На отдельных предприятиях сокращение оплаты труда увеличилось в 2 раза. Практиковалась задержка выплат заработной платы: за июль 1946 г. полностью получили зарплату лишь 24 млн. рабочих и служащих (из 30,6 млн.)2.
После
проведения денежной реформы 1947 г. и
промышленного подъема 1948-1949 гг. заработная
плата трудящихся начинает увеличиваться:
за годы четвертой пятилетки
Повышалась роль профсоюзных организаций. Постановление Секретариата ВЦСПС от 21 июля 1947 года обязывало ФЗМК не допускать сверхурочные работы для беременных женщин, кормящих матерей, подростков, больных открытой формой туберкулеза легких. ФЗМК должны были строго следить за соблюдением трудового законодательства администрацией, особенно в отношении рабочего времени, времени отдыха, труда женщин и подростков. Значительное внимание уделялось охране труда и здоровья трудящихся. В соответствии с инструкцией Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС от 21 июня 1949 года был установлен обязательный медицинский осмотр всех работавших на предприятиях с вредными условиями труда.
По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1949 года для женщин, имевших детей до одного года, сохранялся непрерывный стаж во всех случаях перехода на другую работу.
Государство уделяло внимание и моральному стимулированию добросовестного труда. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1947 года рабочих и горных мастеров за безупречную работу в лавах и забоях продолжительностью от 5 до 20 лет награждали медалями и орденами.
Семейное право претерпевает небольшое, но знаменательное изменение: в 1948 году были запрещены браки с иностранцами. В указе по этому поводу давалось обоснование: наши женщины, вышедшие замуж за иностранцев и оказавшиеся за границей, в непривычных условиях чувствуют себя плохо и подвергаются дискриминации.
Правда, у людей, намеренных вступить в брак с иностранцами, и после запрета оставалась возможность: один из брачующихся мог сменить свое гражданство. Однако отказ от советского гражданства мог рассматриваться как измена Родине.
Подобная политика в области семейных отношений полностью отражает попытки Сталина изолировать Советский Союз от других государств. Неофициально браки с иностранцами рассматривались как антипатриотичные: кто же способен променять лучшую в мире страну на какую-либо иную?
Особый
интерес со стороны права составляет
вопрос о жертвах Великой
В
СССР труд военнопленных также
За каждого военнопленного выдавались его заработанные деньги за вычетом денег на его содержание.
Таким образом, компенсация за трудовое использование в Советском Союзе была произведена.
Судьба советских военнопленных, вернувшихся из плена, сложилась не лучшим образом: часть из них отправили к месту жительства, другие были незаконно репрессированы.
После репатриации советских граждан из Германии Советское правительство приняло ряд мер по оказанию им помощи в устройстве на работу, приобретению жилья и необходимого имущества. В частности, только по постановлению СНК СССР N 478-136 от 14 марта 1945 года на расходы по приему и устройству советских граждан, репатриированных из Германии, на 1945 год было утверждено по союзному бюджету 270 млн. рублей и по республиканскому - 39 млн. 580 тыс. рублей, а на саму репатриацию по состоянию на 1 марта 1946 года израсходовано 1 094 554 116 рублей.
Репатриированным
советским военнопленным и
Бывшие военнопленные имели такие же льготы, как и демобилизованные войны Красной Армии.
Многие
из побывавших в фашистской неволе
советских граждан, так и не получили
должной компенсации за все страдания
и тяжелый труд ни от Германии, ни
от Советского правительства. В современных
условиях их материальное положение
еще более усугублялось. Указ Президиума
Верховного Совета СССР "Об амнистии
советских, граждан сотрудничавших
с оккупантами в период Великой
Отечественной войны в 1941-1945 гг."
Учитывая, прекращение состояния
войны между Советским Союзом
и Германией и, руководствуясь принципом
гуманности, Президиум признал необходимым
применить амнистию в отношении
советских граждан, которые в
период Великой Отечественной войны
1941-1945 гг. по малодушию или несознательности
оказались вовлеченными в сотрудничество
с оккупантами. Президиум Верховного
Совета СССР постановляет:
Совету
Министров СССР принять меры к
облегчению въезда в СССР советским
гражданам, находящимся за границей,
а так же членам их семей, независимо
от гражданства, и их трудоустройству
в Советском Союзе.
В годы Великой Отечественной войны нормативно-правовые акты, принимаемые общесоюзными государственными органами, преследовали две цели: обеспечить сельское хозяйство необходимой рабочей силой и получить максимально возможное количество сельскохозяйственной продукции. Меры, применяемые для достижения этих целей:
Информация о работе Советское право в послевоенный период (1945-1953)