Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:08, реферат
Цель: Раскрыть главную тему реферата «Советское освоение космоса». Произвести оценку результатов исследования.
Введение………………………………………………………..2
1. Освоение космоса…………………………………………..3
2. Новая эра космонавтики……………………………………...10
3. Первые шаги……………………………………………….….12
4. Пилотируемые полеты…………………………………….…15
5. Лунная гонка……………………………………………….…17
6. Автоматы исследуют планеты…………………………….....20
III. Заключение……………………………………………...……....21
IV. Список использованной литературы……………………….....22
сказано что пилот приземлился вместе со спускаемым аппаратом.
Цели своей мы достигли - полет Алана Шепарда состоялся спустя
почти месяц после Гагарина , а "настоящий " орбитальный полет Дж.
Глена состоялся лишь в феврале следующего года. К тому времени в
Союзе был произведен уже второй орбитальный полет - полет
Г.С.Титова , который продолжался более суток. В ходе этого полета
выяснялось влияние на человеческий организм длительного пребывания в
космосе. Титову первым пришлось столкнутся со "спутниковой
болезнью" - когда человека начинает "укачивать" в невесомости . Сейчас
известно , что эти симптомы появляются в первые дни полета и
вызваны адаптацией организма к невесомости , но тогда это вызвало
большие опасения и были разработаны специальные методы тренировки
вестибулярного аппарата космонавтов.
В следующем году мы решили доказать всему миру , что каждая
кухарка у нас не только умеет управлять государством , но и
космическим кораблем . Еще в 1961г. в отряд космонавтов были
набраны женщины. А июне 1963г. на корабле "Восток -6" совершила полет
бывшая работница текстильной промышленности и парашютист- любитель В.Н.Терешкова . Она совершила совместный полет с В.Ф.Быковским , находившемся в выведенном в космос двумя днями ранее "Востоке-5". После трехдневного группового полета космонавты благополучно приземлились и Терешкова стала таким образом первой женщиной- космонавтом.
Вывод: успехи нашей пилотируемой космонавтики, привели в скором времени к созданию первых орбитальных станций.
5. Лунная гонка
Сразу после успешных полетов первых лунников в конце 50-ых
г.г. у нас началась подготовка к пилотируемым полетам к Селене.
Сначала приступили к проектированию облетного корабля , которое
велось параллельно в двух КБ - Королеве и Челомея . Проект
"королевцев" предусматривал вывод частей корабля на околоземную
орбиту носителем на базе Р-7 с последующей их стыковкой и
полетом вокруг Луны. Челомей предполагал прямой рейс , для чего
необходимо было использовать проектируемый в его КБ носитель
"Протон". После полета Гагарина за коллективом Челомея проект
облета Луны , а за КБ Королева - высадку на поверхность. Позднее
руководство обеими программами сосредоточили в ОКБ Королева .
Облет луны предполагались выполнить с помощью ракеты "Протон" и разгонного блока , которые выводили на облетную траекторию корабль , сделанный на базе проектировавшегося "Союза" - Л1. Для уменьшения массы с него сняли орбитальный отсек и системы сближения и стыковки. Предполагалось , что космонавты неделю будут находится в спускаемом аппарате объемом 2,5 куб.м. все время в
сидячем положении - малоприятная перспектива для первых покорителей
Луны .
Корабли предназначенные для высадки должны были выводится на
орбиту новым сверхмощным носителем Н-1. Т.к. грузоподъемность нашей
ракеты составляла около 100 т. , экипаж корабля решили сделать
минимальным - 2 человека (американцам для доставки к Луне 3 человек
понадобилась система , массой 135 т.).Это было довольно рискованно
т.к. на Луну высаживался всего один космонавт , и в случае
возникновения "нештатаной ситуации" помочь ему было некому (тут
смертельно опасным могло стать даже случайное падение на спину - в
громоздком скафандре человек не мог подняться без посторонней
помощи ) . Лунный корабль , получивший обозначение Л3 , предполагалось
построить на базе "Союза" 6 .
Пока наши "фирмы" раскачивались , и предлагали различные
проекты , американцы уже приступили к изготовлению и испытанию
опытных образцов машин (вспомним , что в 1961г. программа высадки
на Луну была объявлена Дж. Ф. Кеннеди национальной). В результате
мы сильно отстали и проектирование системы велось в расчете на
максимальное использование уже существующих агрегатов , это
конечно ускоряло сроки постройки и испытаний , но и утежеляло
носитель и корабль . Так , двигателей нужной мощности у нас тогда
выпускать не могли , а технологическое переоснащение производства
заняло бы слишком много времени . В результате в первой ступени Н-
1 было помещено 30 двигателей , что не способствовало ни снижению
массы системы . Из-за подобных издержек Н-1 , имел почти такую же
стартовую массу , как американский "лунный" носитель "Сатурн-5"(2750
и 2800 т. соответственно) , имея грузоподъемность 97 т. против 135 т.
у "Сатурна". (Кстати , ракета "Сатурна-5" была построена под
руководством ... Вернера фон Брауна - создателя Фау-2 ).
Ситуация с двигателями осложнилась еще и из-за разногласий ,
возникших между Королевым и Глушко , КБ которого было главным
"поставщиком" мощных ракетных двигателей . Королев считал
необходимым в качестве горючего использовать жидкие кислород и
водород , дающие очень высокий удельный импульс. Глушко же считал ,
что необходимо использовать фтор и азотную кислоту , т.к. водород
имеет слишком маленькую плотность , и потребует слишком больших
топливных баков. Однако предложенные Глушко компоненты были крайне ядовиты , и такая система могла нанести огромный урон окружающей среде.
В результате всех этих споров Глушко отказался делать
двигатели для Н-1 и ими занялось КБ Н.Д.Кузнецова ,
разрабатывавшее до этого только авиационные двигатели . В
результате двигатели были сделаны , но потеряно много времени (не
будем забывать , что шла настоящая гонка) . В самый разгар работ
по лунному носителю и кораблям умер С.П.Королев , что также не
могло не сказаться на ходе работ.
Проект облета Луны задерживался из-за трудностей в испытании
"Протона" . В 1968 -69 г.г. были осуществлены облеты нашего спутника
кораблями Л1 в беспилотном варианте , получившие наименование "Зонд 5-
8". Но в декабре 1968г. "Апполон-8" вышел на орбиту спутника Луны
и программу пилотируемого облета луны свернули т.к. приоритет был
потерян . Хотя уже тогда было ясно , что опередить амереканцев с
высадкой скорее всего не удастся , работы по этому проекту не
сворачивали , надеясь на незапланированные неудачи соперников.
Первые летные испытания носителя Н-1 прошли в феврале 1969г. и
были неудачными - на борту возник пожар . Состоявшийся через 5
месяцев повторный старт тоже не удался - произошло самопроизвольное
выключение двигателей , поднявшаяся в воздух ракета рухнула на
стартовый стол и взорвалась , разрушив пусковую установку. На ее
восстановление понадобилось много времени , и следующий старт
состоялся только в июле 1971г. - и снова неудача , в ноябре
1972г. - запуск наконец состоялся но на 107 секунде из-за
неисправности полет пришлось прекратить7.
К тому времени ,в июле 1969г. , уже состоялась успешная высадка
на Луну экипажа "Апполона-11" - Нейла Армстронга и Едвина Олдрена
и наши попытки первыми достичь Луны стали бессмысленными .
Но после неудачного полета "Апполона-13" , чуть было не закончившегося
катастрофой , работы были возобновлены. Когда амереканцам удалось
оправится после аварии и с честью завершить лунную эпопею , работы
были заморожены , а затем ,в 1974 г., совсем прекращены . Три
готовые ракеты Н-1 были уничтожены , расформирован специальный отряд
космонавтов , почти готовые лунные корабли расползлись по закрытым
музеям. Кому -то этого показалось мало , и была уничтожена основная
часть техдокументации к проекту.
Как мы видим , программа полета на Луну с обоих сторон
рассматривалась прежде всего не как научно-исследовательская
экспедиция , а как своего рода спортивное мероприятие , призванное
еще раз продемонстрировать высокий научно-технический потенциал
державы. Почему нам не удалось отстоять приоритет? Сказалась и
недооценка соперника : после наших громких достижений (первый спутник, первый человек в космосе , первая мягкая посадка на Луну ) наши ракетно-космические "фирмы" позволили себе долго раскачиваться и спорить друг с другом , тогда как американцы резко "пошли в отрыв"
и опередили нас. К концу 60-ых г.г. попытка “встряхнуть" экономику- реформа Косыгина благополучно заглохла и экономика страны
фактически уже тогда находилась в кризисе ( который ярко проявился
во время перестройки) , и существовала в основном за счет продажи
за границу нефти , газа , леса и других природных ресурсов. Экспедиция
на Луну оказалась слишком дорогим удовольствием ( американцы
потратили на свою программу более 25 млрд.$) ,которое наша страна
уже не могла потянуть ( если вспомнить проходившие в то время
дорогостоящие "стройки века").
После высадки на Луну американцев официально было объявлено, что у нас другая программа исследования космоса -с помощью автоматических аппаратов. Посмотрим каких же успехов достигли наши автоматы в исследовании других планет.
6. Автоматы исследуют планеты
(Луна)
После первых стартов к Луне в 1959г. в исследовании Луны
космическими аппаратами наблюдается некоторое затишье - все силы
были брошены на проведение пилотируемых полетов . Но в начале 60-ых годов начались работы по созданию аппарата , способного совершить
мягкую посадку на Луну. В 1963 - 1965 г.г. к Луне отправились одна
за другой пять станций, но осуществить посадку не удалось- аппараты разбивались. Мягкую посадку на Луну вообще довольно сложно осуществить т.к. у нее нет атмосферы и торможение осуществляется ювелирной работой двигателя. В январе 1966г. мягкую посадку на Луну
наконец осуществила станция "Луна-9". На землю была передана первая панорама Лунной поверхности. Вопреки ожиданиям ученых, что Луна покрыта пылью, грунт оказался довольно твердым - станция не погрузилась в него, а на телевизионном изображении отчетливо видны камни."Луна-9" на пять месяцев опередила амереканский аппарат "Сервейер-2" - как видим, гонки шли не только в области пилотируемых полетов, но и в области полетов автоматов. В том же году был запущен первый искусственный спутник Луны - "Луна -10" и станции "Луна-11-13", из которых "Луна -13" совершила мягкую посадку на Луну8.
В 1970г. станция "Луна-16" произвела бурение и взятие проб
грунта , которые были затем доставлены на землю . Таким образом, в
руках наших ученых также оказались образцы лунного грунта (у их
американских коллег они появились после успешных полетов
астронавтов.
Наиболее интересной частью нашей программы исследований Луны
безусловно стало исследование ночного светила с помощью луноходов.
В ноябре 1970г. станция "Луна-17 доставила на поверхность Луны
шестиколесный "Луноход-1. Самоходный аппарат прошел по Луне более 10 км. Он передал на землю отличные телеизображения и результаты
изучения физических свойств грунта.
Луноходы и станции , доставившие лунный грунт на землю были
созданы в КБ, которым руководил талантливый конструктор и
организатор Бабакин Г.Н.
Таким образом создание этих автоматов показывает, что
можно отлично исследовать другие планеты с помощью машин, не
подвергая риску космонавтов , не говоря уже о том , что беспилотные
полеты обходятся значительнее дешевле пилотируемых.
Заключение
Космонавтика нужна науке - она
грандиозный и могучий
С каждым днем все более
расширяется сфера прикладного
использования космонавтики. А впереди
- электростанции в космосе,
Информация о работе Советское освоение космоса: результаты и цена