Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:08, реферат
Цель: Раскрыть главную тему реферата «Советское освоение космоса». Произвести оценку результатов исследования.
Введение………………………………………………………..2
1. Освоение космоса…………………………………………..3
2. Новая эра космонавтики……………………………………...10
3. Первые шаги……………………………………………….….12
4. Пилотируемые полеты…………………………………….…15
5. Лунная гонка……………………………………………….…17
6. Автоматы исследуют планеты…………………………….....20
III. Заключение……………………………………………...……....21
IV. Список использованной литературы……………………….....22
возможность достижения космических скоростей и иных небесных тел с
помощью ракеты на жидком топливе. Впоследствии Циолковский
опубликовал еще ряд работ посвященных ракетной технике и освоению
космоса5.
У Циолковского появились последователи и популяризаторы как в нашей стране , так и за рубежом. В Америке - профессор Годдард ,
который в 1926 г. - построил и испытал в полете первую в мире
ракету на жидком топливе. В Германии Оберт и Зенгер . В нашей
стране популяризатором идей Циолковского стал в ,частности,
Я.И.Перельман (автор "Занимательной физики" и др. книг занимательного
жанра ).Некоторые инженеры и ученые взялись за дальнейшее развитее
его идей.
В 1918 г. в Новосибирске вышла книга Ю.В.Кондратюка "Тем кто
будет читать чтобы строить" , в которой автор дает оригинальный
вывод формулы Циолковского , предлагает схему трехступенчатой
кислородно-водородной ракеты , орбитального космического корабля ,
аэродинамическое торможение в атмосфере, гравитационный маневр ,
схему полета на Луну (именно по этой схеме летели американцы т.к.
она оказалась оптимальной). Жаль что этот талантливый инженер не
смог принять участие в создании ракетной техники - в 30-ых его
посадили в тюрьму "за вредительство" (он занимался тогда
строительством элеваторов) затем выпустили , но он погиб во время
войны.
В 1924 г. появилась работа другого инженера , увлеченного идеей
межпланетных сообщений - Ф.А. Цандера "Перелеты на другие планеты" в
которой он предложил комбинацию самолета с ракетой . В 1931 г. были
организованы две общественные группы изучения реактивного движения
(ГИРД) - в Москве - под председательством Цандера и в Ленинграде под
председательством Разумова В.В. Первоначально они предназначались
только для ведения пропагандистской и просветительской деятельности.
Нельзя не упомянуть также о таком важном событии, как
создание у нас в стране пожалуй первого учебного заведения, по
подготовке специалистов для ракетно-космической отрасли - в 1932 г.
в Москве по инициативе ГИРДа были организованы инженерно -
конструкторские курсы. На курсах читали лекции видные советские
ученые, в частности, создатель теории воздушно- реактивных
двигателей Б.С.Стечкин , один из основателей авиационной медицины
Добротворский Н.М. ( уже тогда там читали курс физиологии высотного
полета). Выпускником этих курсов был, в частности , Меркулов И.А.-
создатель прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). В 1939 г.
была испытана первая в мире двухступенчатая ракета с ПВРД его
конструкции . Хотя ни в авиации , ни в космонавтике эти двигатели
применения не нашли , в последнее время интерес к ним возобновился в связи с созданием многоразовых транспортных космических систем,
т.к. ПВРД ,черпающий кислород из окружающей среды, позволит
резко уменьшить необходимое количество горючего на борту.
Помимо боевых ракет в Советском Союзе с 1949г. регулярно
запускались научно исследовательские ракеты В-1Е, В-24 , В-1А
(созданные на базе баллистических ракет) и др., с помощью которых
исследовались верхние слои атмосферы, космические лучи, а также
поведение подопытных животных (собак) во время полета. Таким
образом закладывался фундамент для будущего полета в космос
человека.
Одноступенчатые ракеты не могли удовлетворить военных - им
требовалась многоступенчатая межконтинентальная ракета, способная
доставить "груз" в любую точку земного шара.
Создание мощной ракеты-носителя позволило нашей стране выйти на лидирующие позиции в исследовании космоса . 4 октября 1957г. Р-7
вывела на орбиту первый искусственный спутник земли Это был
алюминиевый шар диаметром 58 см, и массой 83 кг, снабженный
радиопередатчиком . Впервые созданный человеком аппарат достиг первой
космической скорости . Это событие принято считать началом космической
эры - эры практической космонавтики. Связь с первым спутником
продолжалась 20 суток (на столько хватило заряда батарей) , после
чего он еще около двух с половиной месяцев кружил над землей ,
пока не сгорел в плотных слоях атмосферы. В ходе этого
эксперимента изучалась ионосфера земли и возможность установления
связи с космическим аппаратом , а также (в ходе наблюдения за
движением спутника) верхние слои атмосферы.
Вслед за первым спутником 3 ноября был отправлен второй (
трехступенчатым вариантом ракеты ), массой 508кг. (!) , запущенный к
тому же на довольно высокую орбиту . На этом спутнике находился
первый "космонавт" - собака Лайка. Исследовалась жизнедеятельность
животного в космических условиях . Третий спутник имел массу 1327 кг.
и был предназначен для исследования космического пространства и
геофизических исследований . На спутнике впервые были установлены
солнечные батареи.
Запуски первых спутников преследовали не только научные цели ,
но и призваны были продемонстрировать мощь наших баллистических
ракет .Возможности американских ракет в то время оставляли желать
лучшего - запущенный ракетой "Юпитер-С" в феврале 1958 г. спутник
"Эксплорер" имел массу всего лишь 14 кг.
В январе ракета-носитель "Молния" (Р-7 , дополненная еще двумя
ступенями) впервые достигла второй космической скорости , и вывела
в космос станцию "Луна-1" , массой 1472кг. "Луна-1" , пройдя в 6
тыс. км. от поверхности нашего спутника вышла на орбиту вокруг
солнца . Связь со станцией поддерживалась до расстояния 600 тыс. км.
(рекорд для того времени). В сентябре того же года станция "Луна-2"
достигла поверхности Луны (попросту упала на нее). Впервые созданный
человеком аппарат достиг поверхности иного небесного тела . Кстати ,
Годдард еще в 20-ых г.г. собирался "послать снаряд на Луну" , но
тогда этот проект справедливо вызвал скептические замечания ученых.
Вывод: Оба эти запуска , как мы видим , не очень много дали науке и
носили скорее "спортивный" и пропагандистский характер . Однако в
октябре того же "лунного" года к нашей небесной соседке отправилась
станция "Луна-3" , снабженная фотокамерой . Она совершила облет луны
и передала на землю снимки лунной поверхности , в том числе ее
обратной стороны , невидимой с Земли.
4. Пилотируемые полеты
Запуски первых спутников и "лунников", безусловно , произвели громадное впечатление на мировую общественность и продемонстрировали высокий уровень развития науки и техники в Советском Союзе. Но полет человека в космос был бы , безусловно , еще более эффектным событием , и наши космические "фирмы " приступили к проектированию первого пилотируемого корабля. Тем более , что американцы тоже работали над подобным проектом , а Н.С.Хрущев твердо решил перегнать Америку во всем.
Необходимо было в короткий срок (от первого спутника до первого
космонавта прошло меньше четырех лет) построить аппарат , в котором
человек мог несколько суток находится в космосе , а затем
благополучно вернутся на землю. При таких условиях приоритет
отдавался скорости разработки и надежности , а не совершенству
технических решений . Корабль "Восток " был устроен сравнительно
просто , но надежно (вспомним , не один пилотируемый "Восток" не
потерпел аварии).
Корабль представлял собой шар , покрытый толстым слоем
теплоизоляции (с большим запасом ) , к которому при помощи двух
металлических лент крепился приборный отсек с тормозным двигателем. В
шаре находился космонавт и системы жизнеобеспечения . Форма шара
была выбрана потому , что его поведение при входе в атмосферу было
хорошо изучено , а на аэродинамические исследования других форм не
было времени . Система посадки была также довольно проста - сопло
тормозного двигателя наводилось строго на Солнце , двигатель
включался и аппарат устремлялся к Земле . Далее срабатывал один
единственный пиропатрон , разрывавший металлические ленты и
отделявшие приборный отсек , и "шарик" совершал аэродинамическое
торможение в атмосфере. Системы мягкой посадки не было , и поэтому
на высоте нескольких километров пилот катапультировался. Чтобы
тормозной двигатель дал импульс в нужном направлении момент спуска
выбирался так , чтобы солнце занимало в это время соответствующее
положение относительно корабля. Запасного двигателя не было , и
поэтому корабль предполагали запускать на такую орбиту , чтобы
через неделю - две он сам вошел бы в плотные слои атмосферы.
Первые корабли этой серии были беспилотными . На них
отрабатывался сход с орбиты , а также изучалось поведение
подопытных собак. На одном из этих кораблей благополучно слетали
Белка и Стрелка . Два других "собачьих " экипажа , вследствие
неисправностей систем посадки , на землю вернуть не удалось.
Корабли следующей серии предназначались уже для человека , но в
первых двух полетах их пассажирами был манекен и подопытные
собаки. В ходе полета проверялась двусторонняя радиосвязь, для чего
с орбиты передавали запись биений человеческого сердца. Эти
радиосигналы были пойманы рядом радиолюбителей , что дало повод
для слухов о якобы неудачных попытках запуска человека в космос, предпринятых в СССР еще до полета Гагарина.В начале 1960г. был создан Центр подготовки космонавтов и из летчиков- истребителей набирается первый отряд космонавтов. Первый полет человека должен был состоятся в декабре 1960г. но был отложен из-за страшной катастрофы на Байконуре - на стартовом столе взорвалась баллистическая ракета Р-14 (ОКБ Янгеля) . Погибли десятки человек , в том числе члены государственной комиссии во главе с маршалом Неделиным (официально было объявлено , что он погиб в автокатастрофе ) . Возникла опасность , что американцы обгонят нас - их полет был намечен на май 1961г. (хотя это был суборбитальный полет , но первым человеком в космосе стал бы все же американец).
Однако 12 апреля 1961г. на третьем в серии корабле "Восток"
Ю.А.Гагарин совершил первый космический полет и благополучно
вернулся на Землю . Правда , полет проходил не так гладко , как
сообщал ТАСС. Корабль был выведен на слишком высокую орбиту , и
если бы отказал тормозной двигатель упал бы на Землю не через
10 дней , как предполагалось , а через 50 , на что ресурсы системы
жизнеобеспечения рассчитаны не были. К счастью , тормозной двигатель
сработал нормально и корабль устремился к Земле , но один из
разъемов , соединявших спускаемый аппарат с приборным отсеком не
разошелся , и отсек волочился за спускаемым аппаратом пока
злосчастный провод не сгорел в атмосфере.На высоте примерно 7 км. космонавт катапультировался спокойно приземлился. Долгое время у нас как-то замалчивали тот факт , что пилоты первых кораблей должны были катапультироваться . Так в одной работе сказано "космонавты ... могли ... либо оставаться до приземления в корабле , либо катапультироваться ". В случае , если космонавт остался бы в корабле , позавидовать ему было трудно - об этом красноречиво говорят вмятины и трещины , оставшиеся на спускаемых аппаратах после жесткой посадки. Происходит эта полуправда от того , что по правилам Международной авиационной федерации рекорд фиксируется только в том случае ( а полет Гагарина был , безусловно , рекордным), когда пилот в момент посадки находился в летательном аппарате. Поэтому в официальном отсчете было туманно
Информация о работе Советское освоение космоса: результаты и цена