Советское государство в 1920 - 1930-х годах ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

В экстремальных условиях гражданской войны проводимая Советским правительством внутренняя политика получила название «военный коммунизм». Предпосылки для её реализации были заложены широкой национализацией промышленности и созданием государственного аппарата управления ею (прежде всего, Всероссийского Совета Народного Хозяйства – ВСНХ), опытом военно-политического решения продовольственных задач через комитеты бедноты в деревне.

Содержание

Введение 3
1. Результаты НЭПа, причины его свертывания 5
2. Социально-экономическое развитие СССР в 30-е годы 8
3. Становление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы 12
Заключение 18
Список использованных источников 20

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Основным социальным последствием индустриализации и коллективизации стало складывание массового многомиллионного ядра индустриальных рабочих. Общая численность рабочих выросла с 8-9 млн. в 1928 году до 23 - 24 млн. в 1940 году. С другой стороны, существенно сократилась занятость в сельском хозяйстве: с 80 % в 1928 году до 54 % в 1940 году. Высвободившееся население (15 - 20 млн. человек) перешло в промышленность.

Политика форсированной индустриализации погрузила страну в состояние всеобщей, как на войне, мобилизации и напряжения. Выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное устранение товарно-денежных механизмов регулирования экономики и абсолютное преобладание административно-хозяйственной системы. Такой вариант экономического развития способствовал нарастанию тоталитарных начал в политической системе советского общества, резко усиливал необходимость в широком применении административно-командных форм политической организации.

 

3. Становление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы

 

Тоталитаризм - это политический режим, в котором осуществляется полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающаяся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия.

К основным признакам тоталитарного режима относятся:

1.                  верховенство государства, носящее тотальный характер. Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремится полностью подчинить, огосударствить любые проявления жизни;

2.                  сосредоточение всей полноты государственной политической власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных органов;

3.                  монополия на власть единственной массовой партии, сращивание партийного и государственного аппарата;

4.                  господство в обществе одной всесильной государственной идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути;

5.                  централизованная система контроля и управления экономикой;

6.                  полное бесправие человека. Политические свободы и права зафиксированы формально, но реально отсутствуют;

7.                  существует строгая цензура над всеми средствами мае* совой информации и издательской деятельностью. Запрещено критиковать представителей власти, государственную идеологию, положительно отзываться о жизни государств с иными политическими режимами;

8.                  полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий;

9.                  подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие;

10.               подавление личности, обезличивание человека, превращение его в однотипный винтик партийно-государственной машины. Государство стремится к полной трансформации человека в соответствии с принятой в нем идеологией.

В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные.

Форсированное экономическое развитие, как уже отмечалось в одном из предыдущих разделов, вело к ужесточению политического режима в стране. Напомним, что выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное уничтожение товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы. Плановой, производственной, технической дисциплины в хозяйстве, лишенном рычагов экономического интереса, легче всего было добиться, опираясь на политический аппарат, государственную санкцию, административное принуждение. В результате, в политической сфере возобладали те же формы неукоснительного подчинения директиве, на которой строилась система хозяйствования.

Усиления тоталитарных начал политической системы требовал также весьма низкий уровень материального благосостояния подавляющей части общества, сопровождавший форсированный вариант индустриализации, попытки преодоления экономической отсталости. Одного энтузиазма, убежденности передовых слоев общества было недостаточно для того, чтобы в течение четверти века мирного времени удерживать жизненный стандарт миллионов людей на уровне, который обычно существует в течение коротких промежутков времени, в годы войны и общественных катастроф. Энтузиазм, в этой ситуации, нужно было подкреплять иными факторами, в первую очередь, организационно-политическими, регулированием мер труда и потребления (суровые наказания за кражу общественного имущества, за прогулы и опоздания на работу, ограничения передвижения и т. д.). Необходимость принятия этих мер, естественно, никак не благоприятствовала демократизации политической жизни.

Становлению тоталитарного режима благоприятствовал и особый тип политической культуры, характерный для российского общества на протяжении всей его истории. Пренебрежительное отношение к закону, праву сочетается в ней с покорностью основной массы населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти и т. д.

Характерный для основной массы общества, данный тип политической культуры воспроизводится и в рамках большевистской партии, формировавшейся в основном за счет выходцев из народа. Идущая от военного коммунизма, «красногвардейской атаки на капитал», переоценка роли насилия в политической борьбе, равнодушие к жестокости ослабляли ощущение моральной обоснованности, оправданности многих политических действий, которые приходилось осуществлять партийному активу. Сталинский режим, в результате, не встретил активного сопротивления внутри самого партийного аппарата. Таким образом, можно заключить, что сочетание экономических, политических, культурных факторов способствовало тому, что в СССР в 30-е годы сформировался тоталитарный режим, система личной диктатуры Сталина.

Главной характерной чертой политического режима в 30-е годы стал перенос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и карательные органы. Решения XVH съезда ВКП (б) значительно усилили роль партийного аппарата: он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, высшее партийное руководство приобрело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обязали строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии.

Наряду с исполнительными комитетами Советов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функционировали партийные комитеты, чья роль на деле становится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осуществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции.

Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы. Выстраивалась своеобразная пирамида партийно-государственного управления, вершину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально второстепенная должность генерального секретаря превратилась в первостепенную, давая ее обладателю право на верховную власть в стране.

Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В 1934 году на базе ОГПУ образуется Главное управление государственной безопасности, вошедшее в Наркомат внутренних дел (НКВД). При нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.

Опираясь на мощную систему карательных органов, сталинское руководство в 30-е годы раскручивает маховик репрессий. По мнению ряда современных историков, репрессивная политика на данном периоде преследовала три главные цели:

                   действительное очищение от «разложившихся» от зачастую бесконтрольной власти функционеров;

                   подавление в зародыше ведомственных, местнических, сепаратистских, клановых, оппозиционных настроений, обеспечение безусловной власти центра над периферией;

                   снятие социальной напряженности путем выявления и наказания врагов.

Известные сегодня данные о механизме «большого террора» позволяют говорить, что среди многих причин этих акций особое значение имело стремление советского руководства уничтожить потенциальную «пятую колонну» в условиях нараставшей военной угрозы.

В ходе репрессий чисткам подверглись народнохозяйственные, партийные, государственные, военные, научно-технические кадры, представители творческой интеллигенции. Количество заключенных в Советском Союзе в 30-е годы определяется цифрами от 3,5 млн. до 9 - 10 млн. человек.

К каким последствием привела политика массовых репрессий? С одной стороны нельзя не признать, что данная политика действительно повысила уровень «сплоченности» населения страны, которое смогло затем объединиться перед лицом фашистской агрессии. Но при этом, не учитывая даже морально-этическую сторону процесса (пытки и гибель миллионов людей), трудно отрицать тот факт, что массовые репрессии дезорганизовали жизнь страны. Постоянные аресты среди руководителей предприятий и колхозов привели к падению дисциплины и ответственности на производстве. Образовался огромный дефицит кадровых военных. Само сталинское руководство в 1938 году отказалось от массовых репрессий, произвело чистку в органах НКВД, однако в основе своей эта карательная машина осталась неприкосновенной.


Заключение

 

В заключении подведем итоги по НЭП, выделив её позитивные и негативные стороны. К позитивным можно отнести следующие:

  1. Удалось восстановить народное хозяйство и даже превзойти довоенный уровень за счёт внутренних резервов.
  2. Возродить сельское хозяйство, позволившее накормить население страны.
  3. Национальный доход увеличился на 18 процентов в год и к 1928 г. - на 10 процентов в пересчёте на душу населения, что превысило уровень 1913 года.
  4. Рост промышленной продукции составил 30 процентов ежегодно, что свидетельствовало о быстром росте производительности труда.
  5. Национальная валюта стала полновесной и стабильной.

6.                  Заметно росло материальное благосостояние населения.

К негативным относятся:

  1. Имело место непропорциональное развитие основных, отраслей народного хозяйства.

2.                  Отставание темпов возрождения промышленности от сельскохозяйственного производства вело НЭП через полосу экономических кризисов.

  1. В деревне шла социальная и имущественная дифференциация крестьянства, что привело к росту напряжённости между различными полюсами.
  2. В городе на протяжении всех 20-х годов увеличивалась численность безработных, которая к концу НЭПа составила более 2 млн. человек.
  3. Финансовая система окрепла лишь на некоторое время. Во второй половине 20-х годов в связи с активным финансированием тяжёлой индустрии, было нарушено рыночное равновесие, началась инфляция, что подорвало финансово-кредитную систему.

Таким образом, начиная с 1929 года, заменив собой политику НЭП, в экономике страны утверждается административная система управления.


Список использованных источников

1.         Анисимов Е. История России от Рюрика  до Путина. Люди. События. Даты. -2-е изд.доп. - СПб.: Питер, 2009. - 592 с.

2.         Данилов. А.А. История России с древнейших времен до наших дней: в вопросах и ответах: учеб. пособие / А.А. Данилов. - М.: проспект. 2007. - 320с.   

3.         Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пос. -3-е изд. перераб. и доп. - М: Проспект, 2009. - 576 с.

4.         Зуев, М.Н. История России: учеб. пособие / Н.М. Зуев. - М.: Высшее образование. 2007. - 634 с. - (Основы наук).

5.         История России: учеб. для вузов / П.С. Самыгин (и др.). под ред. П.С. Самыгина – М. Проспект, 2008. - 408 с.

6.         История  России:  учебник / А.С.  Орлов  [и др.]. - 3-е изд..  перераб.  и  доп.   -  М.: Проспект, 2008. - 528 с.

7.         История России. Россия в мировой цивилизации: курс лекций / под ред. А.А. Радугина. М.: Библионика. 2007. - 352 с.

8.         История   России   с  древнейших   времен   до   наших  дней:   учебник / под   ред.   А.В. Сидорова. - М.: ТК Велби: Проспект, 2008. - 456 с.

9.         История   России   с   древнейших   времен   до   наших  дней:   учебник/  под  ред.   А.Н. Сахарова. - М.: Проспект. 2011. - 768 с.

10.     История Отечества. Учеб. Пособие для студентов вузов ( отв. Ред. Проф. В.Н.Шевелев. –. 4-е изд. доп. и перераб. – Ростов на Дону, 2007.

Информация о работе Советское государство в 1920 - 1930-х годах ХХ века