Советское государство в 1920 - 1930-х годах ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

В экстремальных условиях гражданской войны проводимая Советским правительством внутренняя политика получила название «военный коммунизм». Предпосылки для её реализации были заложены широкой национализацией промышленности и созданием государственного аппарата управления ею (прежде всего, Всероссийского Совета Народного Хозяйства – ВСНХ), опытом военно-политического решения продовольственных задач через комитеты бедноты в деревне.

Содержание

Введение 3
1. Результаты НЭПа, причины его свертывания 5
2. Социально-экономическое развитие СССР в 30-е годы 8
3. Становление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы 12
Заключение 18
Список использованных источников 20

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 100.00 Кб (Скачать)


Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

 

 

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 

 

 

 

Тема: Советское государство в 1920 - 1930-х годах ХХ века.

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

заочного отделения

группы ___________

фамилия, имя, отчество ___________

контактная информация (e-mail) ________

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2011


Содержание

 

Введение

1. Результаты НЭПа, причины его свертывания

2. Социально-экономическое развитие СССР в 30-е годы

3. Становление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы

Заключение

Список использованных источников


Введение

В экстремальных условиях гражданской войны проводимая Советским правительством внутренняя политика получила название «военный коммунизм». Предпосылки для её реализации были заложены широкой национализацией промышленности и созданием государственного аппарата управления ею (прежде всего, Всероссийского Совета Народного Хозяйства – ВСНХ), опытом военно-политического решения продовольственных задач через комитеты бедноты в деревне. С одной стороны, политика «военного коммунизма» воспринималась частью руководства страны как закономерный шаг к быстрому построению безрыночного социализма, что, якобы, соответствовало принципам марксистской теории. В этом они рассчитывали опереться на коллективистские представления миллионов рабочих и малоимущих крестьян, готовых поделить всю собственность в стране поровну. С другой стороны, это была вынужденная политика, обусловленная нарушением традиционных экономических связей между городом и деревней, необходимостью мобилизовать все ресурсы для победы в гражданской войне.

Гражданская война явилась страшным бедствием для России. Она привела к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в стране, к полной хозяйственной разрухе. Материальный ущерб составил более 50 млрд. руб. золотом. Промышленное производство сократилось в 7 раз. Была полностью парализована транспортная система. В боях, от голода, болезней и террора погибло 8 млн. человек, 2 млн. человек были вынуждены эмигрировать. Среди них были многие представители интеллектуальной элиты. Невосполнимые морально-этические потери имели глубокие социокультурные последствия, долгое время сказывавшиеся в истории советской страны. В первой половине 20-х годов главная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социокультурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу.


1. Результаты НЭПа, причины его свертывания

 

Рассматривая результаты новой экономической политики, можно отметить, что они способствовали стабилизации экономики, росту производственных показателей. Уже осенью 1922 года прекратился голод. К середине 20-х годов предприятия легкой и тяжелой промышленности в основном восстановили довоенный объем производства. Улучшились экономические показатели и в деревне: после отмены продразверстки и замены ее продналогом, который был много ниже первой, у крестьянина появились стимулы к труду. При этом сказалось и дополнительное наделение землей по декрету «О земле». Разрешение мелкого частного предпринимательства и частной торговли позволили сравнительно быстро оживить мелкую промышленность и наполнить полки магазинов товарами повседневного спроса.

В рамках НЭПа Советской власти удалось добиться отдельных успехов. Но по мере восстановления возвращались старые проблемы экономики России, ее структурные диспропорции и противоречия. Если дореволюционная Россия не входила в число передовых экономически развитых государств, то в 20-е годы ее отставание еще усугубилось. Страна стала еще более аграрной, чем была, ее индустриальное развитие напрямую зависело от состояния сельского хозяйства. Ни промышленность, ни сельское хозяйство не создали для себя рынков расширенного производства. Деревня не могла удовлетворить потребностей промышленности и города в товарной сельскохозяйственной продукции, приобретя полунатуральный характер. В свою очередь, нужды индустриализации требовали иной ориентации производства, чем деревенский спрос. Товарный обмен между деревней и городом оказался нарушенным. Первому нечего было дать за товарные излишки и крестьяне стали оставлять их в своем хозяйстве. Во второй половине 20-х годов установленные планы хлебозаготовок оказались проваленными.

На почве экономических неурядиц обозначился раскол внутри правящей элиты. Одними из первых критиков НЭП стали представители рабочей оппозиции, связанные с государственным сектором экономики (рабочие Ленинграда). Они выступили с критикой партии, забывшей, по их словам, о своей основной задачи - развитии крупной промышленности. Постепенно в руководстве партией созревает идея необходимости радикальных перемен в экономике страны. Часть партийной элиты видела выход из создавшегося положения в реконструкции НЭП, проведении «сверхиндустриализации», развитии тяжелой промышленности в целях удержания подступов к мировой революции.

Стоит отметить, что новая экономическая политика изначально рассматривалась лишь как временная мера, отступление, а не линия, рассчитанная на длительный срок. Еще Ленин в последние годы жизни предупреждал, что в связи с переходом к НЭПу, на основе свободы торговли будет происходить возрождение мелкой буржуазия и капитализма, что фактически может аннулировать достижения революции. Представители левого крыла в партии в середине 20-х годов констатировали, что экономика СССР в результате проводимых мер все больше интегрируется в мировое хозяйство и тем самым превращается в госкапиталистическую. Если учесть, что по экономическим показателям, уровню промышленного производства в конце 20-х годов СССР уступал ведущим странам Запада в 5 - 10 раз, становится очевидным, что дальнейшее развитие экономики в рамках НЭП, грозило бы превращению Советского Союза во второстепенную державу. Советский Союз находился в положении догоняющего, отстающего (аутсайдера). В этой «гонке за лидером» нельзя было, по мнению партийного руководства, допускать ошибок, действовать наверняка. Кризис, разразившийся на Западе в 1929 году, укрепил уверенность политической элиты СССР в том, что рыночная экономическая модель непредсказуема, нестабильна, поэтому нужен другой подход к экономическому развитию страны.

Факторы международного положения сыграли большую роль в выборе модели экономического развития страны. В конце 20-х годов уже мало кто сомневался, что мировой революции в ближайшее время не произойдет, а молодая советская республика окажется в атмосфере капиталистического окружения под давлением быстро растущей военной угрозы. Курс на мировую революцию, первоначальный революционный романтизм сменяется установкой на прагматизм - линией на построение «социализма в отдельно взятой стране».

На первые роли в руководстве партией и страной выдвигается группа прагматиков во главе со Сталиным, сконцентрировавшая в своих руках огромную власть, взявшая под контроль партийный аппарат и номенклатуру. Партийный аппарат постепенно вытесняет со своих постов оппозицию, выдвинув идею о необходимости в кратчайший исторический срок догнать и перегнать передовые капиталистические страны. XV съезд ВКП (б) в 1927 году принимает пятилетний план развития народного хозяйства. В основу плана были заложены высокие темпы индустриализации, наступление на частнокапиталистические элементы города и деревни путем значительного повышения налоговых ставок и усиление кооперирования деревни. Для успешного противостояния капиталистическому лагерю требовалось создание сильной экономической базы. Необходимо было создать мощную промышленность, в первую очередь, тяжелую, связанную с производством вооружения. В результате, в конце 20-х годов партийным руководством был взят курс на индустриализацию страны, усиление планово-директивного строительства социализма, «свертывание НЭПа».


2. Социально-экономическое развитие СССР в 30-е годы

 

XVI партийная конференция (апрель 1929 г.), а затем и V съезд Советов утвердили после неоднократных пересмотров в сторону повышения «оптимальный вариант» пятилетнего плана. Этот план предусматривал рост промышленной продукции на 136 %, производительности труда на 110 %, снижение себестоимости промышленной продукции на 35 %. По плану приоритет отдавался тяжелой промышленности, которая получала 78 % всех капиталовложений.

Опорными точками, основной базой проводимой индустриализации страны должны были стать старые промышленные районы. Предполагалось, что они будут фундаментов наращивания индустриальной мощи страны, на них распространялась система приоритетов в распределении сырья, оборудования, рабочей силы (Центрально-промышленный район, Ленинградская область, Донецко-Криворожский район Украины и Урал).

Экономическая политика была направлена на усиление роли директивного планирования, развертывания грандиозных массовых кампаний, направленных на ускорение темпов социалистического строительства. План индустриализации предусматривал изменение техники и способов производства в направлении развития энергетических мощностей, расширение массового производства, перенесение в экономику страны передовой американской и европейской технологии, рационализацию, научную организацию труда.

На практике данная политика вылилась в осуществление активного строительства новых промышленных объектов на фоне усиления режима экономии, добровольно-принудительного распространения займов индустриализации, установления карточного снабжения населения городов и рабочих поселков. Партийное руководство развертывает массовое социалистическое соревнование на фабриках, заводах, на транспорте, в строительстве и т. д. В связи с переходом к директивному централизованному планированию происходит преобразование всей системы управления народным хозяйством. На базе производственных синдикатов создаются производственные объединения, подчинившие производство централизованному регламентированию. На производстве вводилось единоначалие, руководители предприятий напрямую делались ответственными за выполнение плана. Сами руководители предприятий, строек назначались теперь по особому номенклатурному списку в централизованном порядке.

Говоря об экономических итогах индустриализации, можно отметить, что советскому руководству в целом удалое преодолеть абсолютное отставание от государств Западной Европы по производству основных видов индустриальной продукции. В конце 30-х годов (в отличие от предшествующего десятилетия и дореволюционного времени) производство электроэнергии, топлива, чугуна, стали, цемента в нашей стране превосходило соответствующие показатели Англии, Франции и Германии. По абсолютному объему промышленной продукции Советский Союз уступал только США. Появляется ряд современных отраслей, таких, как авиационная и автомобильная промышленность, тракторостроение и комбайностроение, производство танков и многое другое, ранее практически отсутствовавших в нашей стране до поворота к форсированной индустриализации. Руководство страной осуществляло огромные капиталовложения в промышленность, опираясь при этом исключительно на внутренние источники накопления. Форсированная индустриализация, по сталинскому плану, изначально должна была производиться путем «перекачки средств» из деревни в город. Сам процесс расширения промышленного производства был невозможен без регулярного снабжения рабочих продуктами питания, однако хлебный кризис 1927 - 1928 годов поставил под угрозу план форсированной индустриализации и снабжение города продуктами. В этой ситуации правительством был взят курс на производственное кооперирование сельского хозяйства и наступление на кулачество.

Именно в колхозах сталинское руководство видело тот производственно - распределительный механизм, который позволял осуществлять распределение средств и снабжать города и армию хлебом, не создавая, угрозы экономических и политических потрясений.

Представляя социалистическое общество в виде «единой фабрики», подчиненной и подконтрольной советскому обществу, Сталин и его сторонники стремились как можно быстрее вовлечь в цехи этой фабрики все население. Причем в деревне это решено было осуществить путем сплошной коллективизации, которая начала осуществляться с осени 1929 года.

Политика коллективизации предполагала отмену аренды земли, запрет наемного труда, конфискацию у зажиточных крестьян (кулаков) средств производства, хозяйственных и жилых построек, предприятий по переработке сельхозпродукции. Средства производства и имущество передавались в неделимые фонды колхозов в качестве взносов за бедняков и батраков, за исключением той части, которая шла в погашение долгов кулацких хозяйств государству. При этом часть кулачества предполагалось арестовать и репрессировать как политических преступников, другую часть выслать вместе с семьями в северные и отдаленные районы страны, третью - расселить в пределах района на специально отводимые для них за пределами колхозных массивов земли.

Такие меры, естественно, встретили массовое сопротивление крестьянства. Антиколхозные выступления, прочие акты неповиновения со стороны кулачества, середняков и части бедноты были подавлены посредством применения жесточайших мер насилия. Сталинское руководство раскулачило и репрессировало примерно 900 тысяч хозяйств. 250 тысяч хозяйств «самораскулачились», то есть распродали или бросили свое имущество и бежали из сел, деревень, станиц.

Политикой коллективизации к 1932 году было создано 211,1 тысячи колхозов (61,5 % крестьянских хозяйств). Примерно к 1937-1938 году сплошная коллективизация страны была завершена. Руководство страной применяло по отношению к колхозникам методы «кнута и пряника». С одной стороны, партийно-государственный аппарат проводит жесточайшие репрессивные меры, расправы с противниками хлебозаготовительных реквизиций, с другой стороны пытается создать у колхозников факторы заинтересованности в результатах своего труда путем введения системы хлебозакупок, разрешив им создавать личное подсобное хозяйство. Крестьянам также было позволено продавать свою продукцию на рынке. Таким образом, партии и государству удалось на какое-то время найти компромисс с крестьянством.

Созданное крупное коллективное производство продемонстрировало ряд экономических и социальных преимуществ. За годы коллективизации было построено свыше 5000 машинно-тракторных станций (МТС), которые обеспечили деревню сельскохозяйственной техникой: тракторами, комбайнами и другими машинами. Производительность труда с 1928 по 1940 годы увеличилась на 71 %.

Изменилась структура посевных площадей в сторону увеличения производства технических культур (сахарной свеклы, хлопка, картофеля, подсолнечника), необходимых для промышленно развитой страны. В стране производилось минимально достаточное количество хлеба, превышавшее его производство до коллективизации.

Информация о работе Советское государство в 1920 - 1930-х годах ХХ века