Советское государство и право в послевоенные годы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:01, контрольная работа

Описание работы

Внешнеполитическая деятельность Советского государства в послевоенные годы осуществлялась в условиях резкого изменения соотношения сил на международной арене. Возникла новая система государств - социалистический лагерь, состоявший в тот период из 13 стран. Быстро шел процесс распада колониальной системы. Во Второй мировой войне потерпели поражение агрессивные государства - Германия, Италия, Япония и их союзники. В результате того, что СССР внес решающий вклад в разгром агрессоров, возрос его международный авторитет. Усилилась внешнеполитическая деятельность Советского государства,

Работа содержит 1 файл

советское государство и право в послевоенные годы.docx

— 54.41 Кб (Скачать)

Основные фонды промышленности в западных республиках и областях выросли за послевоенную пятилетку в два-три раза в сравнении с довоенным уровнем, соответственно вырос и выпуск продукции. При этом темпы роста промышленного производства в западных республиках намного превышали средние общесоюзные. Так, в 1954 г. по сравнению с 1940 г. объем промышленного производства в СССР вырос в 2,8 раза, а в Белоруссии - в 4,6, в Литве - в 4,2, в Латвии - в 5, в Эстонии - в 6 раз. Подобный рост обеспечивался преимущественно капиталовложениями из общесоюзного бюджета. В послевоенной пятилетке объем централизованных капиталовложений на восстановление и развитие народного хозяйства намечался в 250 млрд. руб., а почти половина этой суммы предназначалась для западных районов страны <*>.

--------------------------------

<*> См.: История национально-государственного строительства в СССР. 1917 - 1978 гг. Т. 2. М., 1979. С. 88 - 89.

 

Индустриализация новых  районов страны сопровождалась ростом численности рабочего класса и технической  интеллигенции. Вместе с тем происходили  неизбежные демографические процессы, связанные с миграцией населения. Упадок промышленности до присоединения  к СССР, военные потери вызвали  нехватку рабочей силы даже там, где до войны была безработица, например в Прибалтике, в которой масса людей погибла или была угнана в Германию. Размах нового индустриального строительства обострил дефицит рабочей силы, потребовал привлечения квалифицированных кадров из восточных районов. На Украине и в Белоруссии обошлись внутренним перераспределением рабочей силы, в других же республиках пришлось прибегнуть для преодоления дефицита к межреспубликанскому переселению. Поэтому на Украине и в Белоруссии национальный состав рабочего класса в общем не изменился, в Прибалтике же и Молдавии вырос процент некоренного (нетитульного) населения. В условиях единства Советского Союза такое перемещение народов, как правило, не приводило к серьезным осложнениям.

В новых районах произошли  и существенные социальные изменения. Государственная промышленность, которая  занимала все более господствующее положение в экономике данного региона страны, окончательно вытеснила частника из сферы промышленного производства. Этому способствовали и иные меры по ограничению влияния городской буржуазии. Другим путем перевода промышленности на социалистические рельсы было производственное кооперирование мелких ремесленных и полуремесленных предприятий, проводимое на добровольных началах. Так, только в одной Латвии уже к 1946 г. работало свыше 100 промартелей.

Более сложной была социалистическая перестройка сельского хозяйства. Сразу после войны завершилась  земельная реформа в освобожденных районах, начатая еще накануне войны и теперь развернутая с еще большим размахом. Десятки тысяч прежде безземельных крестьян получили землю и инвентарь, малоземельные увеличили свои наделы. В Латвии каждый новый хозяин получил в среднем 12,4 га земли, а малоземельным прирезали по 4,3 га. Соответственно хуторские хозяйства были ограничены максимальной нормой в 20-30 га, а немецким пособникам оставили лишь по 5 - 8 га <*>.

--------------------------------

<*> См.: История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. XI. М., 1980. С. 300.

 

Единоличникам была оказана  разнообразная помощь. Восстанавливаемые  МТС обслуживали не только колхозы, но и отдельных крестьян. Создавались  также прокатные пункты, обслуживающие  крестьян машинами и конной тягой.

Однако единоличные хозяйства  в новых районах не могли сохраняться  долго. Здешнему крестьянству предстояло пройти тот же путь, который проделали  народы всего Союза. Поэтому уже  в первые послевоенные годы в Прибалтике и других западных районах страны развернулось социалистическое переустройство сельского хозяйства, начатое, как уже говорилось, еще накануне войны, но поломанное фашистскими оккупантами.

Ведущей формой обобществления явилось создание государственных  сельскохозяйственных предприятий - совхозов. Их количество неизменно росло. Сложнее  обстояло дело с другой формой обобществления - коллективизацией, которая в западных районах имела свои особенности, преодолевала специфические трудности. Так, в Прибалтике и Белоруссии сами природные условия мешали объединению  крестьянских земель: маленькие по площади поля, зажатые лесами, болотами и валунами, затрудняли сведение их в один клин, препятствовали использованию  техники. Особенности земельных  угодий предопределяли и сложившуюся  издавна хуторскую систему землепользования. Хуторян, живших оторванно один от другого, труднее было объединить в коллектив. Наконец, немаловажную роль играла и частнособственническая психология, более сильная, чем в России, где до коллективизации преобладали общинные отношения. Трудность состояла и в том, что крестьяне-новохозяева, десятилетиями мечтавшие о земле и теперь получившие ее из рук Советского государства, еще были в плену индивидуализма и частнособственнических устремлений.

Имелись и факторы, способствующие коллективизации. К ним следует  отнести полезный опыт других союзных  республик, развитие совхозов и МТС  в новых районах, существование  первичных форм коллективизации.

В западных районах был  взят курс сначала на создание простейших форм сельскохозяйственной кооперации - всякого рода товариществ: по совместному  приобретению и использованию машин, молочных, мелиоративных, кредитных  обществ. Только в Латвии в 1945 г. было создано свыше 400 таких товариществ. А в 1947 г. более 70% здешних крестьян участвовало в деятельности различных сельскохозяйственных кооперативов. Чаще это была низшая снабженческо-сбытовая форма кооперации, но именно она была первой ступенью к производственному кооперированию. Постепенно эти формы кооперативов действительно обретают производственные функции, развиваются совместная обработка земли, совместное ведение животноводства.

В 1949 г. началась массовая коллективизация сельского хозяйства в Прибалтике и западных землях Украины и Молдавии, в 1950 г. она развернулась и в Западной Белоруссии. В Эстонии к лету 1950 г. объединились в колхозы свыше 80% крестьян, в Латвии к этому времени коллективизация была почти завершена. Так же обстояло дело в Литве и в западных областях Украины. В Молдавии к концу 1950 г. объединились в колхозы 97,1% крестьянских хозяйств.

При проведении коллективизации  западных районов страны не удалось  избежать ошибок 30-х гг., хотя здесь  можно и должно было их избежать. В Латвии, например, вместо того чтобы  использовать низшие формы кооперирования как базу для создания сельскохозяйственных артелей, ликвидировали всякого  рода товарищества и создавали сельхозартели  как бы с нуля. Была повторена  и пресловутая поспешность в  создании колхозов, в чем уже теперь не было никакой необходимости. Широко нарушался принцип добровольности. Хотя некоторые республиканские  партийные организации (например, ЦК КП(б) Литвы в 1949 г.) и принимали специальные решения о недопустимости нарушения добровольности. Все это, конечно, создало дополнительные трудности в организации и деятельности колхозов. Коллективизация вызывала открытое сопротивление. Оно доходило и до весьма острых форм - убийств советских и колхозных активистов, поджогов и вредительства.

Необходимость организационного и политического укрепления колхозов потребовала, как это было в 30-х  гг. во всей Советской стране, создания политотделов при МТС западных республик  и областей.

Хозяйственные успехи западных районов открыли двери и для  положительных сдвигов в социально-культурной сфере. Так, в Белоруссии в 1952 г. в сравнении с 1940 г. число школ почти удвоилось, а в Закарпатье с 1946 по 1953 гг. оно увеличилось в 14 раз. В Западных областях Белоруссии, Украины и Молдавии снова пришлось решать старую задачу, давно решенную во всем Союзе, - ликвидировать массовую неграмотность населения, ибо здесь она достигала 60 - 80%. В Латвии и Эстонии впервые в их истории были созданы Академии наук, а в Литве была восстановлена Академия, образованная еще в 1941 г. В Правобережной Молдавии до Советской власти не было ни одного научно-исследовательского учреждения. В Молдавской ССР была создана Молдавская база, в 1949 г. преобразованная в Молдавский филиал Академии наук СССР.

Социалистическое строительство  в западных районах проходило  в условиях сопротивления определенных социальных групп. В Прибалтике, Западной Украине и Западной Белоруссии местные  националисты, немецкие прислужники, некоторая  часть городской и сельской буржуазии, представители реакционного католического  духовенства встали на путь вооруженной  борьбы против Советской власти. Им удалось обманным путем привлечь на свою сторону и определенные группы трудящихся.

Борьба против социалистических преобразований носила планомерный  характер, возглавлялась соответствующими националистическими группировками - Организацией украинских националистов (ОУН), польской подпольной Армией Крайовой (в Белоруссии), Литовской армией свободы и т.д. Антисоветские бандитские отряды, прятавшиеся по лесам, из-за угла убивали партийных и советских работников, крестьян, вступавших в колхозы, вообще всех несогласных с националистами, не останавливаясь перед самыми зверскими формами убийств, даже женщин и детей. Например, в Эстонии только с ноября 1944 г. до ноября 1947 г. было совершено 773 таких нападения. На борьбу с бандитами были мобилизованы не только соответствующие правоохранительные органы, в ней на добровольных началах участвовали мирные граждане, жизни и спокойствию которых угрожали бандиты. На Украине в 1945 - 1946 гг. было создано почти 12 тыс. групп охраны общественного порядка, в которых состояло 110 тыс. человек. В Литве в первый послевоенный год боролось с националистическим бандитизмом более 10 тыс. граждан. В Эстонии были созданы специальные истребительные батальоны, действиями которых руководил Центральный штаб истребительных батальонов в Таллине и районные штабы <*>. В целях борьбы с политическим бандитизмом было организовано массовое выселение из западных районов лиц, подозреваемых в связи с подпольем. В пору сплошной коллективизации выселению подверглись и кулаки, активно мешавшие ей. Таким образом, и здесь была проведена ликвидация кулачества как класса.

--------------------------------

<*> См.: История советской милиции. Т. 2. М., 1977. С. 151 - 159.

 

Борьба с вооруженным  бандитизмом в западных районах  была длительной и кровопролитной, потребовавшей немалых усилий и  от государственных органов, и от гражданского населения. При этом наряду с вооруженным подавлением националистов  применялись и меры убеждения. Правительства  Литвы, Украины обратились к членам бандитских организаций с предложением добровольно сложить оружие, обещав за это полное прощение. Такие обращения  дали свои результаты. Так, во Львовской области пришли с повинной 1736 человек, в Станиславской - 5134 человека <*>.

--------------------------------

<*> См.: История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. XI. С. 287 - 288.

 

По-другому шло хозяйственное  строительство в Тувинской автономной области, Калининградской и Сахалинской  областях. В Туве, где господствовало отсталое кочевое животноводство, проведению коллективизации и культурной революции  предшествовал процесс перевода кочевников на оседлость. В Калининградской  области, бывшей до 1945 г. частью Восточной Пруссии, на Южном Сахалине и Курилах экономической перестройке предшествовало выдворение прежнего населения - немцев и японцев - соответственно в Германию и Японию.

 

§ 3. Государственный аппарат

 

Изменения в государственном  аппарате были обусловлены окончанием войны, необходимостью восстановления и развития народного хозяйства, внешнеполитической обстановкой.

Представительные органы власти. В годы войны выборы в  Советы не проводились. После ее окончания  в феврале 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет СССР, а через год - в Верховные советы союзных и автономных республик. При этом до 23 лет был повышен возрастной ценз для депутатов Верховного Совета СССР. Депутатами Верховных советов союзных и автономных республик могли избираться граждане, достигшие 21 года. В декабре 1947 г., в январе - феврале 1948 г. прошли выборы в местные Советы во всех союзных республиках. Было избрано почти 1,5 млн. депутатов Советов.

С момента принятия Конституции  СССР 1936 г. произошли изменения в наименовании, структуре, компетенции ряда государственных органов. Поэтому Верховный Совет СССР в марте 1946 г. создал Редакционную комиссию для выработки предложений об изменении Конституции. В феврале 1947 г. Верховный Совет СССР внес по предложению этой комиссии ряд изменений в Конституцию Союза, носивших по преимуществу редакционный характер. Вместе с тем была несколько расширена компетенция Союза, в частности, к его ведению отнесли образование новых автономных областей, установление основ законодательства о браке и семье.

Верховный Совет СССР в первые послевоенные годы собирался чаще, чем во время войны, но все же реже предусмотренных Конституцией двух раз в год. За период с 1946 по 1954 гг. Верховный Совет СССР созывался лишь девять раз. Ограничен был круг вопросов, рассматриваемых Верховным Советом СССР. По существу, он сводился к внесению изменений в Конституцию, утверждению народно-хозяйственных планов, государственного бюджета, указов Президиума Верховного Совета. За время с 1946 по 1954 гг. им было обсуждено 37 вопросов, причем на пяти сессиях рассматривались только государственные бюджеты за соответствующий год и указы Президиума Верховного Совета СССР.

25 февраля 1947 г. Совет Национальностей Верховного Совета СССР утвердил Положение о комиссии законодательных предположений Совета Национальностей. В тот же день аналогичное положение утвердил Совет Союза. Эти комиссии имели своей задачей предварительное рассмотрение и подготовку законопроектов, вносившихся на утверждение Верховного Совета СССР. Комиссии наделялись правом законодательной инициативы и созывались по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

В марте 1946 г. численный состав Президиума Верховного Совета СССР с целью превращения его в более оперативный орган был сокращен на 9 человек (из прежних 42). В феврале 1947 г. была несколько расширена компетенция Президиума Верховного Совета СССР, к его ведению было отнесено денонсирование международных договоров СССР, установление почетных званий СССР, воинских званий, дипломатических рангов и иных специальных званий. Президиум Верховного Совета СССР рассматривал также вопросы о деятельности органов власти на местах. Попытки совершенствования местных органов власти предпринимают Верховные Советы союзных и автономных республик и их Президиумы. В 1948 - 1952 гг. Президиумы Верховных Советов 13 союзных республик утвердили Положения о постоянных комиссиях местных Советов. В 1946 г. Президиум Верховного Совета Латвийской ССР утвердил Положение о сельском Совете. В 1951 г. Президиум Верховного Совета Грузинской ССР принял Положение об областном Совете депутатов трудящихся и его исполнительном комитете.

Информация о работе Советское государство и право в послевоенные годы