Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:01, контрольная работа
Внешнеполитическая деятельность Советского государства в послевоенные годы осуществлялась в условиях резкого изменения соотношения сил на международной арене. Возникла новая система государств - социалистический лагерь, состоявший в тот период из 13 стран. Быстро шел процесс распада колониальной системы. Во Второй мировой войне потерпели поражение агрессивные государства - Германия, Италия, Япония и их союзники. В результате того, что СССР внес решающий вклад в разгром агрессоров, возрос его международный авторитет. Усилилась внешнеполитическая деятельность Советского государства,
Основные фонды промышленности в западных республиках и областях выросли за послевоенную пятилетку в два-три раза в сравнении с довоенным уровнем, соответственно вырос и выпуск продукции. При этом темпы роста промышленного производства в западных республиках намного превышали средние общесоюзные. Так, в 1954 г. по сравнению с 1940 г. объем промышленного производства в СССР вырос в 2,8 раза, а в Белоруссии - в 4,6, в Литве - в 4,2, в Латвии - в 5, в Эстонии - в 6 раз. Подобный рост обеспечивался преимущественно капиталовложениями из общесоюзного бюджета. В послевоенной пятилетке объем централизованных капиталовложений на восстановление и развитие народного хозяйства намечался в 250 млрд. руб., а почти половина этой суммы предназначалась для западных районов страны <*>.
------------------------------
<*> См.: История национально-государственного строительства в СССР. 1917 - 1978 гг. Т. 2. М., 1979. С. 88 - 89.
Индустриализация новых
районов страны сопровождалась ростом
численности рабочего класса и технической
интеллигенции. Вместе с тем происходили
неизбежные демографические процессы,
связанные с миграцией
В новых районах произошли
и существенные социальные изменения.
Государственная
Более сложной была социалистическая
перестройка сельского
------------------------------
<*> См.: История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. XI. М., 1980. С. 300.
Единоличникам была оказана разнообразная помощь. Восстанавливаемые МТС обслуживали не только колхозы, но и отдельных крестьян. Создавались также прокатные пункты, обслуживающие крестьян машинами и конной тягой.
Однако единоличные хозяйства в новых районах не могли сохраняться долго. Здешнему крестьянству предстояло пройти тот же путь, который проделали народы всего Союза. Поэтому уже в первые послевоенные годы в Прибалтике и других западных районах страны развернулось социалистическое переустройство сельского хозяйства, начатое, как уже говорилось, еще накануне войны, но поломанное фашистскими оккупантами.
Ведущей формой обобществления явилось создание государственных сельскохозяйственных предприятий - совхозов. Их количество неизменно росло. Сложнее обстояло дело с другой формой обобществления - коллективизацией, которая в западных районах имела свои особенности, преодолевала специфические трудности. Так, в Прибалтике и Белоруссии сами природные условия мешали объединению крестьянских земель: маленькие по площади поля, зажатые лесами, болотами и валунами, затрудняли сведение их в один клин, препятствовали использованию техники. Особенности земельных угодий предопределяли и сложившуюся издавна хуторскую систему землепользования. Хуторян, живших оторванно один от другого, труднее было объединить в коллектив. Наконец, немаловажную роль играла и частнособственническая психология, более сильная, чем в России, где до коллективизации преобладали общинные отношения. Трудность состояла и в том, что крестьяне-новохозяева, десятилетиями мечтавшие о земле и теперь получившие ее из рук Советского государства, еще были в плену индивидуализма и частнособственнических устремлений.
Имелись и факторы, способствующие коллективизации. К ним следует отнести полезный опыт других союзных республик, развитие совхозов и МТС в новых районах, существование первичных форм коллективизации.
В западных районах был взят курс сначала на создание простейших форм сельскохозяйственной кооперации - всякого рода товариществ: по совместному приобретению и использованию машин, молочных, мелиоративных, кредитных обществ. Только в Латвии в 1945 г. было создано свыше 400 таких товариществ. А в 1947 г. более 70% здешних крестьян участвовало в деятельности различных сельскохозяйственных кооперативов. Чаще это была низшая снабженческо-сбытовая форма кооперации, но именно она была первой ступенью к производственному кооперированию. Постепенно эти формы кооперативов действительно обретают производственные функции, развиваются совместная обработка земли, совместное ведение животноводства.
В 1949 г. началась массовая коллективизация сельского хозяйства в Прибалтике и западных землях Украины и Молдавии, в 1950 г. она развернулась и в Западной Белоруссии. В Эстонии к лету 1950 г. объединились в колхозы свыше 80% крестьян, в Латвии к этому времени коллективизация была почти завершена. Так же обстояло дело в Литве и в западных областях Украины. В Молдавии к концу 1950 г. объединились в колхозы 97,1% крестьянских хозяйств.
При проведении коллективизации
западных районов страны не удалось
избежать ошибок 30-х гг., хотя здесь
можно и должно было их избежать.
В Латвии, например, вместо того чтобы
использовать низшие формы кооперирования
как базу для создания сельскохозяйственных
артелей, ликвидировали всякого
рода товарищества и создавали сельхозартели
как бы с нуля. Была повторена
и пресловутая поспешность в
создании колхозов, в чем уже теперь
не было никакой необходимости. Широко
нарушался принцип
Необходимость организационного и политического укрепления колхозов потребовала, как это было в 30-х гг. во всей Советской стране, создания политотделов при МТС западных республик и областей.
Хозяйственные успехи западных
районов открыли двери и для
положительных сдвигов в
Социалистическое
Борьба против социалистических
преобразований носила планомерный
характер, возглавлялась соответствующими
националистическими
------------------------------
<*> См.: История советской милиции. Т. 2. М., 1977. С. 151 - 159.
Борьба с вооруженным
бандитизмом в западных районах
была длительной и кровопролитной,
потребовавшей немалых усилий и
от государственных органов, и от
гражданского населения. При этом наряду
с вооруженным подавлением
------------------------------
<*> См.: История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. XI. С. 287 - 288.
По-другому шло хозяйственное
строительство в Тувинской
§ 3. Государственный аппарат
Изменения в государственном аппарате были обусловлены окончанием войны, необходимостью восстановления и развития народного хозяйства, внешнеполитической обстановкой.
Представительные органы власти. В годы войны выборы в Советы не проводились. После ее окончания в феврале 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет СССР, а через год - в Верховные советы союзных и автономных республик. При этом до 23 лет был повышен возрастной ценз для депутатов Верховного Совета СССР. Депутатами Верховных советов союзных и автономных республик могли избираться граждане, достигшие 21 года. В декабре 1947 г., в январе - феврале 1948 г. прошли выборы в местные Советы во всех союзных республиках. Было избрано почти 1,5 млн. депутатов Советов.
С момента принятия Конституции СССР 1936 г. произошли изменения в наименовании, структуре, компетенции ряда государственных органов. Поэтому Верховный Совет СССР в марте 1946 г. создал Редакционную комиссию для выработки предложений об изменении Конституции. В феврале 1947 г. Верховный Совет СССР внес по предложению этой комиссии ряд изменений в Конституцию Союза, носивших по преимуществу редакционный характер. Вместе с тем была несколько расширена компетенция Союза, в частности, к его ведению отнесли образование новых автономных областей, установление основ законодательства о браке и семье.
Верховный Совет СССР в первые послевоенные годы собирался чаще, чем во время войны, но все же реже предусмотренных Конституцией двух раз в год. За период с 1946 по 1954 гг. Верховный Совет СССР созывался лишь девять раз. Ограничен был круг вопросов, рассматриваемых Верховным Советом СССР. По существу, он сводился к внесению изменений в Конституцию, утверждению народно-хозяйственных планов, государственного бюджета, указов Президиума Верховного Совета. За время с 1946 по 1954 гг. им было обсуждено 37 вопросов, причем на пяти сессиях рассматривались только государственные бюджеты за соответствующий год и указы Президиума Верховного Совета СССР.
25 февраля 1947 г. Совет Национальностей Верховного Совета СССР утвердил Положение о комиссии законодательных предположений Совета Национальностей. В тот же день аналогичное положение утвердил Совет Союза. Эти комиссии имели своей задачей предварительное рассмотрение и подготовку законопроектов, вносившихся на утверждение Верховного Совета СССР. Комиссии наделялись правом законодательной инициативы и созывались по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
В марте 1946 г. численный состав Президиума Верховного Совета СССР с целью превращения его в более оперативный орган был сокращен на 9 человек (из прежних 42). В феврале 1947 г. была несколько расширена компетенция Президиума Верховного Совета СССР, к его ведению было отнесено денонсирование международных договоров СССР, установление почетных званий СССР, воинских званий, дипломатических рангов и иных специальных званий. Президиум Верховного Совета СССР рассматривал также вопросы о деятельности органов власти на местах. Попытки совершенствования местных органов власти предпринимают Верховные Советы союзных и автономных республик и их Президиумы. В 1948 - 1952 гг. Президиумы Верховных Советов 13 союзных республик утвердили Положения о постоянных комиссиях местных Советов. В 1946 г. Президиум Верховного Совета Латвийской ССР утвердил Положение о сельском Совете. В 1951 г. Президиум Верховного Совета Грузинской ССР принял Положение об областном Совете депутатов трудящихся и его исполнительном комитете.
Информация о работе Советское государство и право в послевоенные годы