Советское государство и право в период НЭПА (1921-1929)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:13, реферат

Описание работы

Переход к миру ставил пред страной новые сложные задачи, прежде всего в хозяйстве. Экономическое положение было ужасным. Нужно было восстанавливать хозяйство, отброшенные по некоторым показателям на два века назад. Военный коммунизм не создавал экономических стимулов для развития производства, ибо работник, прежде всего крестьянин, не был лично заинтересован в его расширении.

Содержание

1. Введение.
2. Становление Российской Федерации.
3. Создание Союза Советских Социалистических Республик.
4. Первая конституция Союза и новые конституции республик.
5. Развитие государственного аппарата.
6. Реорганизация органов юстиции.
7. Органы государственной безопасности и рабоче-крестьянской милиции.
8. Развитие права.
А) Финансовое право.
Б) Гражданское право.
В) Семейное право.
Г) Трудовое право.
Д) Уголовное право.
9) Заключение
10) Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Государство и право в период Нэпа.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

В годы восстановления народного хозяйства  государство пользовалось услугами частного капитала в области производства, организуя концессии,

Особый  способ использования частного капитала был предложен Декретом ЦИК СССР от 13 июля 1923 г. «О недрах земли и разработке их». Согласно Декрету все граждане и юридические лица при получении соответствующего разрешения и внесении платы, могли реализовать право на горнопромысловые  работы, поиск, разведку, добычу и переработку полезных ископаемых.

Гражданские кодексы советских республик  подробно регламентировали различные  виды договоров, в том числе мены, займа, поручительства и доверенности, товарищества и др.

В связи  с ростом рыночных связей приобрел широкое распространение договор купли-продажи, причем во внешней торговле советское государство сохранило свою монополию. Статья 138 ГК РСФСР восстановила договор дарения.

Договор имущественного найма был направлен  главным образом на урегулирование отношений, возникающих из аренды государственных предприятий и найма жилого помещения.

Договор подряда широко использовался государственными предприятиями. При этом он заключался не только между социалистическими  организациями. Государственные предприятия  могли вступать в подрядные отношения так же с частными организациями и гражданами.

В гражданских  кодексах было дано развернутое определение  наследования. Были закреплены институты  нового, социалистического наследования права. Сохранение в рассматриваемый  период частного сектора в экономике заставило законодателя ввести определенные ограничения в право наследования. Так, имущество, которое можно было передать по наследству, ограничивалось 10 тыс. руб. Одновременно устанавливался прогрессивный налог на наследство, превышающее 1 тыс. руб. Лимит наследования был отменен в 1926 г., одновременно был повышен и налог с наследства. Если по первоначальным правилам максимальный налог устанавливался более чем в 500 тыс. руб. налог доходил до 90% этой суммы.

Гражданские кодексы устанавливали право наследования как по закону, так и по завещанию.

Советское авторское право распространялось на любое произведение науки, литературы и искусства, «каковы бы ни были способ и формы его воспроизведения, а равно достоинство и назначение».

Семейное  право.

КЗАГЗ 1918 г. , создавшийся в обстановке споров, не погасил их. Многие считали, что кодекс сохраняет буржуазные принципы семьи. В этих условиях осенью 1920 г. коллегия Наркомюста поставила разработать в кратчайший срок проект нового семейного кодекса. Работа над проектом вызвала новую дискуссию, в которой приняли участие и видные государственные деятели: А.М. Колонтай, А.В. Луначарский, Д.И. Курский и др.

Главным нововведением кодекса было признание  так называемого «фактического  брака», т.е. приравнение брака незарегистрированного к зарегистрированному. Авторы этой идеи полагали, что такой порядок уменьшит вмешательство государства в личную жизнь, расширит свободу личности. Все правовые последствия для мужчин и женщин наступали с момента их вступления в сожительство.

В условия  регистрации брака также вносились  существенные изменения. Брачный возраст  повышался для женщин с 16 до 18 лет. Регистрирующие брак обязаны были дать подписку о том, что они взаимно  осведомлены о состоянии здоровья, в частности, в отношении венерических, душевных и туберкулезных заболеваний, а также узнать, в который по счету брак, зарегистрированный или незарегистрированный, каждый из них вступал и сколько имел детей. Сокрытие этих сведений каралось в уголовном порядке.

По кодексу 1926 г. восстанавливался институт усыновления, что было особенно важно при существовании огромной массы беспризорных, порожденных гражданской войной.

По-разному  решались в кодексах союзных республик  вопросы о брачном возрасте, фамилии. В кодексах Узбекской, Таджикской и Туркменской республик в связи с национально-бытовыми особенностями при заключении брака лицам коренной национальности в случае отсутствия у них фамилий допускалось присвоение общей фамилии по отчеству одного из супругов. В основном же, кодексы союзных республик исходили из общих принципов единобрачия и защиты интересов матери и ребенка.

Трудовое  право.

Переход от политики военного коммунизма к  новой экономической политике потребовал внесения изменений в советское  трудовое законодательство, приведения его в соответствие  с новыми условиями общественно-экономической жизни. Отпала необходимость в привлечении населения к трудовой повинности в ее прежнем смысле. Декрет СНК РСФСР 1921 г. отметил топливную, гужевую и другие повинности. Использование трудовой повинности допускалось лишь в случае стихийного бедствия. Тем же декретом были отменены и трудовые мобилизации квалифицированных рабочих и специалистов для работы на государственных предприятиях. Аналогичные акты были приняты и в других союзных республиках.

Изменились  основания найма на работу. В условиях мирного времени и достаточного количества рабочей силы появилась  возможность последовательно учитывать  желание гражданина работать в том  или ином учреждении, организации, предприятии. Основанием для поступления на работу стал трудовой договор, заключенный работником и администрацией.

Введение  хозяйственного расчета, допущение  частного предпринимательства потребовали  возобновить заключение коллективных договоров между профсоюзными организациями  и администрацией. В этих договорах должны были быть оговорены условия труда работников, а также содержаться тарифы заработной платы.

На профсоюзы  в условиях нэпа ложилась задача контроля за соблюдение администрацией государственных  предприятий и, особенно, частным  предпринимателями, норм советского трудового права. Одновременно профсоюзы проводили постоянную работу по укреплению дисциплины труда.

Все эти  изменения нашли отражение в  новом Кодексе законов о труде. КЗоТ РСФСР был принял ВЦИК 30 октября 1922 г. В союзных республиках были приняты свои трудовые кодексы, основанные на общих принципах, закрепленных в КЗоТ РСФСР. Продолжительность рабочего дня не могла превышать 8 часов, а для подростков в возрасте от 16 до 18, для лиц, работающих на подземных работах и занимающихся умственным и конторским трудом, устанавливался 6-часовой день. Сверхурочные работы, как правило, не допускались.

Особое  внимание было уделено регулированию  труда подростков и женщин. Содержалось  в кодексе и номы о технике  безопасности, о правах и обязанностях профсоюзов.

В связи  с переводом большей части  предприятий на хозяйственный расчет и наличием частного сектора в  экономике изменились источники  материального обеспечения рабочих  и служащих в случае потери ими  трудоспособности. В стране переходят от системы государственного обеспечения к системе государственного социального страхования.

Успехи  социалистического строительства  создали возможность в октябре 1927 г. объявить о переводе фабрично-заводских  рабочих с 8-часового на 7-часовой  рабочий день без уменьшения заработной платы. В 1929 г. был осуществлен переход на пятидневную (для непрерывно действующих предприятий) и шестидневную (для остальных предприятий, учреждений и организаций) неделю. Последний день такой укороченной недели являлся выходным днем.

Земельное право.

Переход к новой экономической политике потребовал четкого правового регулирования  землепользования. Перед земельным  правом стояла задача способствовать восстановлению и развитию сельского  хозяйства в условиях преобладания индивидуального крестьянского хозяйства и существования общины.

Крупнейшими законодательными актами рассматриваемого периода являются земельные кодексы. ЗК РСФСР был принят ВЦИК 30 октября 1922 г.

Земельные кодексы исходили из принципа национализации земли. Они определяли правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, городов и поселков, свободных земель государственного фонда. Однако из всех видов особо выделяются земли сельскохозяйственного назначения, которые в совокупности составляли единый фонд, находящийся в ведении Наркомзема. Более половины статей кодекса посвящено правовому режиму именно этих земель.

Обладая правом собственности на землю, государство  передает ее во владение и пользование.

Правом  на получение земли для сельскохозяйственного  использования обладали, согласно закону, все граждане РСФСР, способные ее обрабатывать.

Поскольку собственником земли  являлось государство, распоряжение ею самими землепользователями  было весьма ограничено и находилось под контролем государственных  органов. Сдавать землю в аренду можно было лишь в случае индивидуального пользования землей, срок аренды был ограничен 8 годами (при четырехполье). Договор аренды регистрировался в зависимости от размеров арендуемой земли в горисполкоме или в сельсовете.

Кодекс  разрешал использовать в земледельческих  хозяйствах и наемный труд, который  должен был носить характер вспомогательного, т.е. применялся при участии всех трудоспособных членов хозяйства в  работе наравне с наемными рабочими. Труд последних охранялся законом.

Крестьянам  предоставлялась свобода в выборе форм землепользования. Статья 90 предлагала следующие способы землепользования: общинный, участковый и товарищеский. Земельный кодекс давал подробную  характеристику всех форм землепользования, особо останавливаясь на коллективных формах.

Уголовное право.

Важным  событием для развития уголовного права  явилось принятие ВЦИК в мае 1922 г. Уголовного кодекса РСФСР, введенного в действие с 1 июня. В кодексе  нашла отражение четкая формулировка классовой сущности советского уголовного права. В нем указывалось, что «преступлением признается всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени».

УК  РСФСР 1922 г. отказался от бессрочных и неопределенных приговоров вроде  пожизненного лишения свободы или  изоляции до наступления какого-либо события. Исключение составляло лишь бессрочное изгнание из пределов РСФСР.

Одной из особенностей кодекса было введение института аналогии, притом аналогии закона. Это представляло шаг вперед по сравнению с правотворчеством судей на основе революционного правосознания, применявшимся раньше.

В Особенной части были систематизированы  те рода и виды преступлений, которые накопила практика. На первое место были поставлены государственные преступления, которые включали в себя деяния контрреволюционные и против порядка управления.

Следующие главы Особенной части посвящались  должностным преступлениям, нарушениям правил об отделении церкви от государства, хозяйственным преступлениям.

Преступления  против личности предусматривались  только в главе V. Затем шли имущественные  преступления и воинские.

22 ноября 1926 г. ВЦИК принял новый  Уголовный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 января 1927 г. Кодекс не внес серьезных изменений в основные положения  и принципы советского права, сложившиеся к тому времени.

УК  РСФСР 1926 г. почти текстуально повторил определение преступления, которое  давал кодекс 1922 г., в том числе подчеркнул такой важнейший признак, как общественная опасность.

Развитие  уголовного права привело к тому, что постепенно стала складываться специальная подотрасль, регулировавшая порядок отбывания наказания  в местах лишения свободы.

Режим в местах лишения свободы различался в зависимости от того, к какой категории относились заключенные. Кодекс предусматривал 3 основные категории: приговоренные к лишению свободы со строгой изоляцией, профессиональные преступники, а так же нетрудящиеся, совершившие преступления вследствие своих классовых привычек, взглядов или интересов, все остальные. В соответствии с эти места лишения свободы делились на трудовые колонии, исправительно-трудовые места, изоляторы особого назначения, переходные дома.

Согласно  требованиям ИТК деятельность исправительно-трудовых учреждений должна была осуществляться в строгом соответствии с принципами социалистической законности.

Информация о работе Советское государство и право в период НЭПА (1921-1929)