Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:13, реферат
Переход к миру ставил пред страной новые сложные задачи, прежде всего в хозяйстве. Экономическое положение было ужасным. Нужно было восстанавливать хозяйство, отброшенные по некоторым показателям на два века назад. Военный коммунизм не создавал экономических стимулов для развития производства, ибо работник, прежде всего крестьянин, не был лично заинтересован в его расширении.
1. Введение.
2. Становление Российской Федерации.
3. Создание Союза Советских Социалистических Республик.
4. Первая конституция Союза и новые конституции республик.
5. Развитие государственного аппарата.
6. Реорганизация органов юстиции.
7. Органы государственной безопасности и рабоче-крестьянской милиции.
8. Развитие права.
А) Финансовое право.
Б) Гражданское право.
В) Семейное право.
Г) Трудовое право.
Д) Уголовное право.
9) Заключение
10) Список использованной литературы
Строительство высших органов власти и управления Союза ССР. Образование СССР означало возникновение нового государства с соответствующим государственным аппаратом. Поскольку Советский Союз объединял уже вполне сложившиеся республики, у него необходимости создавать всю систему государственных органов снизу доверху.
Самым важным по значению и первым по времени возникновения явился орган, выражающий верховенство народа, - съезд Советов Союза ССР.
Фактически съезд Советов, как высший орган власти Союза, выступил в момент провозглашения СССР. I Всесоюзный съезд Советов, принявший решение об образовании Союза, тем самым стал его высшим органом власти.
В основе организации всесоюзных съездов Советов лежали принципы, которые сложились в практике работы республиканских, главным образом всероссийских, съездов советов.
Очередные съезды Советов первоначально созывались ежегодно. Громоздкость съездов, определенные сложности и дороговизна их созыва побудили вскоре установить другую периодичность заседаний. IV съезд Советов СССР в 1927 г. установил, что впредь съезды будут созываться раз в два года. Конституция допускала также созыв чрезвычайных съездов.
В
компетенцию Всесоюзного съезда
советов Входили все без
В период между съездами Советов верховным органом власти являлся Центральный Исполнительный Комитет Союза. По своей структуре ЦИК Союза отличался от ЦИКов союзных республик. ЦИК был двухпалатным. Цель создания двух палат заключалась в том , чтобы наиболее полно сочетать общие интересы Союза со специфическими интересами отдельных народов, входящих в его состав.
Одна из палат носила название Союзного совета, другая – Совета Национальностей.
Обе палаты являлись равноправными. Законопроект получал силу закона лишь в случае принятия его каждой из палат. В ходе разработки проекта Коституции выдвигалось предположение наделить Совет Национальностей большими по сравнению с Союзным Советом правами. Это предложение, означавшее бы ослабление единства союзного государства, было отвергнуто.
ЦИК
являлся законодательным и
В
период между сессиями ЦИК высшими
законодательным и
Представительством
Союза Советских
Совет Народных Комиссаров СССР образовался позже, чем другие высшие органы власти Союза.
Органами отраслевого управления в Союзе, как и в республиках, являлись народные комиссариаты.
Общесоюзными именовались те наркоматы, которые образовывались только в Союзе. В республиках подобных наркоматов не было. К общесоюзным относились наркоматы иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.
Наконец,
третью группу составляли наркоматы, которые
именовались только в республиках.
Сюда относились главным образом
ведомства, на деятельность которых
влияли в большей мере национальные
особенности республик (например, наркоматы
просвещения, юстиции и т.п.).
Реорганизация
органов юстиции.
Эта задача была решена, прежде всего, путем организации органов, непосредственно обязанных стоять на страже закона – советской прокуратуры – сначала в РСФСР, а затем, в том же 1922 г., в Белоруссии, на Украине, в Закавказье. Ранее функции прокуратуры в той или иной мере выполняли различные органы, главным образом наркоматы юстиции республик.
При создании прокуратуры возник спор о принципах ее организации. Предлагалось, в частности, осуществить двойное подчинение органов прокуратуры – центру и одновременно местной государственной власти. В.И. Ленин при решении этого вопроса твердо высказался против двойного подчинения органов прокуратуры, за подчинение их только центру. Ленин исходил из того, что в стране должна существовать единая законность, и прокупатура нужна именно для обеспечения этого единства, для надзора за правильным и единообразным исполнением советских законов в каждой губернии и уезде. Прокуратуру возглавлял прокурор республики, которым по должности являлся комиссар юстиции. Прокурор республики назначал губернских прокуроров, подчинявшихся только ему. В уезды посылались помощники губернского прокурора.
На прокуратуру возлагался надзор за законностью действий центральных и местных органов власти и управления, она возбуждала уголовные дела против должностных и частных лиц, осуществлялся надзор за производством дознания и предварительного следствия, поддержка обвинения в суде, опротествывала приговоры и определения судов в кассационном и надзорном порядке, вела надзор за местами заключения.
Наряду
с прокуратурой возникла и адвокатура.
Поо Положению об адвокатуре, принятому
в мае 1922г., при губернских отделах
юстиции предусматривалась
В
том же году были внесены большие
измениения в судебную систему. Проводилась
реорганизация всех видов судов и органов
судебного управления. Вместо общих судов
и трибуналов, которые существовали в
РСФСР, создавалась единая стройная система
из трех звеньев: народный суд, губернский
суд, Верховный суд республики. Эта конституция
строго соответствовала существовавшему
административно-
В ведении судов находился и следственный аппарат. В уездах действовали народные следователи, при губернских судах – старшие следователи, при Верховном суде республики – следователи по важнейшим делам.
Основные принципы и положения, на основе которых была реформирована судебная система РСФСР, были восприняты и законодательством о судоустройстве других союзных республик.
Районирование привело к определенному изменению системы судебных органов. Вместо прежних были созданы народный суд в районе, окружной суд в округе, краевые и областные суды, главные суды в АССР.
В
1922 г. были созданы специальные органы
для разрешения имущественных споров
между государственными учреждениями
и предприятиями – арбитражные комиссии.
Они образовались при областных экономических
совещаниях. Система арбитража возглавлялась
Высшей арбитражной комиссией при совете
Труда и Обороны.
Органы государственной безопасности и рабоче-крестьянской милиции.
Борьба
за дальнейшее укрепление законности
нашла свое отражение и в реорганизации
органов государственной
Органы
государственной безопасности действовали
при широкой поддержке
Большую роль играла милиция в охране народного достояния и борьбе с хозяйственными и должностными преступлениями. К сожалению, органы милиции систематически сокращали. В 1929 г. они составляли лишь 40% численности бывшей царской полиции.
Милицию
считали лишь вспомогательным органом
государства. Поэтому наряду с сокращением
штатов урезали и расходы на ее
содержание. Поскольку милиция
Развитие
права.
Финансовое право.
Переход к нэпу принципиально отразился на финансовой системе и финансовом праве. Товарно-денежные отношения, на которых стала строиться новая экономическая политика, не могли обойтись без четко налаженных финансов. А они были, как уже отмечалось, разрушены, и в течении 1921 г. еще продолжали разрушаться.
Что бы восстановить и стабилизировать денежную систему, нужно было решить давно известную всем государствам задачу – сбалансировать доходы с расходами.
Прежде всего были приняты меры к сокращению расходов, для этого уменьшили затраты на государственный аппарат, как на чиновничество, так, и в особенности, на вооруженные силы. Однако только экономией решить проблему было невозможно. Главное – надо было наладить пополнение казны, т.е. обеспечить функционирование разного рода источников поступления средств. Прежде всего для этого был использован тоже дано испытанный способ – налоги.
Складывается две основные системы налогов – прямые и косвенные. Прямые налоги взыскивались с граждан и юридических лиц непосредственно и обычно составляли определенную долю от их доходов. Одним из таковых налогов был подоходно-имущественный, введенный в 1922 г. Он взимался с частных лиц и хозяйств. Был введен так же промышленный налог, бравшийся первоначально с ненационализированных предприятий, но затем распространенный и на государственные предприятия.
Директивы партии нацеливали государственные органы на использование преимущественно прямых налогов, которые помогали бороться с буржуазией, нэпманами. Прямые налоги не позволяли нэпманам сосредоточить в своих руках большие средства. Чем больше частник наживался, тем больше с него взыскивало государство, притом не пропорционально, а прогрессивно. И наоборот, с государственных и кооперативных организаций, с бедняцких и середняцких хозяйств прогрессивный налог взыскивался меньше. Такой принцип был установлен еще Декретом о продналоге.
Гражданское право.
Гражданское право развивалось исходя из задачи обеспечить правовыми средствами ведущую роль социалистического сектора в системе народного хозяйства.
Советское
гражданское право открыто
Законодатель различал две категории субъектов гражданско-правовых отношений: правоспособных граждан и юридические лица. Права юридического лица предоставлялись учреждениям, организациям и объединениям лиц.
Особую группу юридических лиц составляли государственные предприятия, переведенные на хозяйственный расчет. Среди них в первую очередь надо отметить тресты. Тресты, обладая широкими полномочиями, действовали в то же время на основе планов. В 1923г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Декрет о государственных трестах. В тресты входило одно или несколько предприятий, причем правом юридического лица обладал лишь трест в целом. Тресты объединяли не только промышленные предприятия, создавались коммунальные и сельскохозяйственные тресты.
В целях
защиты интересов государственных
предприятий в сфере обмена и
распределения создавались
В гражданских кодексах союзных республик много внимания было уделено праву собственности. Различались три вида собственности: государственная, кооперативная и частная.
В исключительной собственности государства были земля, ее недра, леса, воды, железные дороги общего пользования и их подвижной состав, летательные аппараты. Интересно отметить, что морские суда не только не признавались исключительной государственной собственностью, но могли находиться в собственности отдельных граждан и акционерных обществ.
Закон допускал широкий круг объектов кооперативной собственности, приравнивая ее во многих отношениях к государственной.
Частная собственность, напротив, допускалась только на мелкие промышленные предприятия и немуниципализированные строения. Мелкие промышленные предприятия и маломерные жилые стремления денационализировались. Это была не столько уступка частному капиталу, сколько мера, создавшая удобство для государственного управления социалистическим сектором экономики.
Информация о работе Советское государство и право в период НЭПА (1921-1929)