Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 14:21, реферат
Итогом политики «военного коммунизма» стал экономический и политический кризис начала 20-х годов. Из-за недостатка топлива остановился железнодорожный транспорт. Кроме того, не работали почта, телеграф, остановились некоторые предприятия (не было средств, чтобы наладить их работу). В 1920 г. промышленное производство сократилось в 7 раз по сравнению с довоенным. Сокращение крестьянских посевов привело к тому, что в январе начались перебои с хлебом даже в Москве и Петрограде. В 1921 г. в результате засухи и неурожая на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье и ряде других районов начался голод.
Итогом политики «военного коммунизма» стал экономический и политический кризис начала 20-х годов. Из-за недостатка топлива остановился железнодорожный транспорт. Кроме того, не работали почта, телеграф, остановились некоторые предприятия (не было средств, чтобы наладить их работу). В 1920 г. промышленное производство сократилось в 7 раз по сравнению с довоенным. Сокращение крестьянских посевов привело к тому, что в январе начались перебои с хлебом даже в Москве и Петрограде. В 1921 г. в результате засухи и неурожая на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье и ряде других районов начался голод. Для преодоления страшного бедствия была создана Центральная комиссия помощи голодающим во главе с М.И. Калининым (Помгол). Происходило «деклассирование» пролетариата. В начале 1921 г. начались забастовки рабочих. В Тамбовской области ширилось крестьянское повстанческое движение («антоновщина»). В марте 1921 г. в Кронштадте произошло восстание, выдвинувшее лозунги: «Вся власть Советам, а не партиям», «За Советы без большевиков», отмена продовольственной разверстки, свобода торговли.
В этих условиях советское правительство избирает другой экономический курс, так называемую новую экономическую политику, принципиально отличавшуюся от «военного коммунизма». В то же время Ленин отмечал, что НЭП – это попытка продолжить реализацию программы перехода от капитализма к социализму, прерванную гражданской войной.
Новая экономическая политика осуществлялась с 1921 г. до 1929 г. Тактической целью НЭПа стал выход из кризиса путем укрепления экономического союза рабочих и крестьян, стратегической целью – построение социализма. Основные меры этой политики: введение подоходного прогрессивного налога с крестьянства (в 1921–1922 гг. – продналога), восстановление свободы торговли, разрешение аренды небольших предприятий, найма рабочей силы, отмена карточной системы и нормированного снабжения, перевод промышленности на полный хозрасчет и самоокупаемость. Первым шагом к введению НЭПа стало решение о замене продразверстки меньшим по размеру натуральным налогом, принятое 8 марта 1921 г. на X съезде РКП(б). Земледельцам предоставлялось право обмена остающихся запасов продовольствия, сырья и фуража на нужные им продукты промышленного и сельскохозяйственного производства. В то же время, как и прежде, на первое место выдвигался безденежный товарообмен между городом и деревней через государственные и кооперативные торговые учреждения. В октябре 1922 г. был принят новый Земельный кодекс РСФСР. Крестьяне получили право свободного выхода из общины и выбора форм землепользования. Разрешались, хотя и в ограниченном размере, аренда земли и применение наемного труда (однако не допускалась частная собственность на землю). Государство поощряло развитие простых форм кооперации: потребительской, промысловой, кредитной и т.д.
Последовали преобразования также в области промышленности и финансов. Основные принципы организации промышленности были детально разработаны в постановлении пленума ЦК партии 9 августа 1921 г., положившем начало переводу промышленности на основы хозрасчета. Была определена очередность восстановления отраслей промышленности. Приоритет был отдан легкой промышленности, которая должна была увеличить производство предметов широкого потребления. В этой отрасли расчет делался на развитие частной инициативы.
В городах частным лицам
разрешалось открывать или
Произведена была также перестройка управления народным хозяйством, ослаблена его чрезмерная централизация. Объединения государственных предприятий (тресты) перешли на хозрасчет, самостоятельно решали вопросы заготовки сырья и реализации готовой продукции. В то же время переход от «военного коммунизма» к НЭПу совершался в значительной мере методами «военного коммунизма»: группировка предприятий, разбивка их на тресты, распределение средств между трестами носили во многом бюрократический характер.
Изменилось не только управление промышленностью, но и принципы организации производства. Трудовые мобилизации заменил свободный наем рабочей силы через биржи труда. Упразднялась уравнительная оплата труда, вместо нее вводилась заработная плата, зависевшая от квалификации рабочего и количества и качества произведенной продукции. Внедрялся принцип индивидуальной и коллективной материальной заинтересованности, вводились поощрения за экономию рабочего времени, топлива, сырья, за совершенствование производства. Для стимулирования работы руководителей предприятий и хозяйственных организаций начала применяться премиальная система. В первый год НЭПа использовались различные переходные меры к новой системе заработной платы: коллективное снабжение, натуральное премирование; впоследствии решающее значение приобрела денежная оплата труда. К 1922 г. в основном была отменена карточная система.
В октябре 1921 г. был восстановлен Госбанк, контролировавший сеть вновь образованных кооперативных банков, кредитных и страховых товариществ. В конце 1922 г. с выпуска советского червонца начиналась денежная реформа. С того времени по март 1924 г. в обращении одновременно были устойчивый червонец и падающий совзнак. К февралю 1924 г. Госбанк выкупил у населения оставшиеся совзнаки. В результате реформы червонец превратился в наиболее дорогую валюту на мировом рынке.
Внедрялись в НЭПовскую экономи
В политической сфере в годы НЭПа проводился прежний курс на укрепление авторитарного режима и искоренение инакомыслия. Продолжались сращивание партийного и государственного аппаратов, слияние управления с законодательством и судопроизводством, снижение роли Советов за счет расширения функций чрезвычайных и партийных органов. В первой половине 20-х гг. в СССР утвердилась однопартийная политическая система. В самой правящей партии решением X съезда РКП(б) было запрещено создание фракций. Проводилась карательная политика в отношении церкви, интеллигенции.
Противоречия существовали не только между идеологией и экономикой. Новая экономическая политика была внутренне противоречивой. Ориентация на сдерживание и ограничение рыночных и капиталистических отношений в сельском хозяйстве, убыточность крупной государственной промышленности, неэквивалентный обмен между городом и деревней вылились в 1923 г. в кризис сбыта. В ряде мест вспыхнули массовые крестьянские восстания. Это вынудило правительство пойти на отдельные уступки: в 1924–1925 г. была смягчена в пользу сельских производителей ценовая политика, расширено право на аренду земли и использование наемного труда, был осуществлен переход к денежному обложению крестьян.
В 1925 г. вопрос хлебозаготовок вновь обострился. Повышение цен на промышленные товары привело к тому, что крестьяне утратили стимул продавать хлеб государству, сокращались посевные площади, крестьянское хозяйство снова становилось «натуральным». В 1925–1926 гг. власти вышли из затруднения за счет резервов валюты и разрешения государственной продажи спиртного. Следующий хлебозаготовительный кризис разразился в 1927–1928 гг. На этот раз даже продовольственное снабжение городов было поставлено под угрозу. Изъятие излишков и репрессии лишь усугубили кризис. В феврале 1929 г. в городах снова появились продовольственные карточки.
Рамки бестоварного социализма объективно были узкими для успешного осуществления НЭПа. Об этом свидетельствовали экономические кризисы НЭПа в 1923, 1925–1926, 1927–1928 гг. Кризисные сбои порождали в партийно-государственном руководстве различные оценки причин хозяйственных, социальных, политических проблем, противоречивые предложения о путях их преодоления. В монопольно правившей партии возникали группировки, предлагавшие различные социально-экономические программы. «Левые» (сторонники Л.Д. Троцкого и примкнувшие к ним с 1926 г. Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев) стояли за усиление планового руководства госсектором, за более быстрые темпы развития промышленности, за увеличение налогообложения «кулака». «Правые» (Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.П. Томский и др.), наоборот, выступали за более умеренные плановое вмешательство в экономику, темпы индустриализации, обложение деревенской верхушки.
Результаты внутрипартийных
После окончания гражданской войны первоочередное значение приобрела задача восстановления экономических связей. В 1920–1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Увеличилось число общесоюзных наркоматов. Весной 1922 г. высшие партийные органы Украины, Белоруссии и Закавказской федерации (Грузия, Армения, Азербайджан) заявили о необходимости «уточнения» взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей.
Для разработки плана объединения советских республик в августе 1922 г. была создана специальная комиссия во главе с В.В. Куйбышевым. За основу решения комиссии был взят план автономизации, предложенный И.В. Сталиным. В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и закавказских республик на правах автономий. С Бухарской, Хорезмской народными республиками и с Дальневосточной республикой предлагалось сохранить прежние договорные отношения. В 20-х числах сентября 1922 г. В.И. Ленин ознакомился с выводами Комиссии, мнением Сталина и позицией республик. В результате он предложил свой план – государственного союза равноправных республик (план федеративного устройства). 29 декабря 1922 г. в Москве состоялась конференция полномочных делегаций союзных республик (РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской Федеративной ССР). Она утвердила проекты Декларации и Договора об образовании СССР, а также повестку и срок открытия Всесоюзного съезда Советов. 30 декабря 1922 г. состоялся I съезд Советов СССР. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Он огласил Декларацию и Договор об образовании Союза ССР, которые были приняты съездом. Съезд также избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК).
В январе 1924 г. съезды Советов союзных республик ратифицировали Конституцию СССР. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР окончательно утвердил ее. Высшим органом власти объявлялся Всесоюзный съезд Советов, а между съездами – ЦИК, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета Национальностей (первый избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению; во второй входили по пять представителей от каждой союзной республики и автономной области). Высшим исполнительным органом провозглашался Совет Народных Комиссаров СССР. Он ведал иностранными делами, обороной страны, внешней торговлей, путями сообщения, финансами и т.д. В ведении союзных республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение, здравоохранение. Сессия ЦИК СССР избрала первое союзное правительство – Совет Народных Комиссаров СССР во главе с В.И. Лениным.
В 1924 г. было завершено национально-государственное размежевание в Средней Азии. Взамен Хорезмской и Бухарской народных советских республик были образованы соответственно Туркменская и Узбекская ССР, вошедшие в состав союзного государства (до этого находились в договорных отношениях с РСФСР). В 1929 г. была образована Таджикская ССР. В 1936 г. насчитывалось уже 11 союзных республик. Были образованы Киргизская и Казахская ССР. Республики, ранее составлявшие Закавказскую Федерацию, вошли в состав СССР непосредственно как отдельные субъекты союзного государства. В 1940 г. стало 16 республик. Добавились Литовская, Латвийская и Эстонская ССР, образованы Молдавская и Карело-Финская ССР (последняя упразднена в 1956 г.).
Однако, начиная с 30-х годов Советский Союз лишь внешне представлял собой федеративное государство, а фактически национально-государственное строительство осуществлялось по пути создания унитарного государства, ограничения самостоятельности союзных республик. Национально-территориальные формирования располагали в основном лишь культурной автономией (правда, в результате в 20 – 30-е годы создается значительное количество национальных школ, театров, газет, широко издается литература на языках народов СССР, многие народы впервые получают разработанную учеными письменность).
Проведение индустриализации было продиктовано как экономическими (отставание СССР от передовых западных стран), так и социальными причинами (рост безработицы, нехватка жилья, товарный голод). Как уже отмечалось, в декабре 1920 г. VIII съезд одобрил план развития промышленности и энергетики, подготовленный Государственной комиссией по электрификации России. 18 декабря 1925 г. на XIV съезде ВКП(б) был официально провозглашен курс на индустриализацию. В качестве источников финансирования были определены «экспроприация непроизводительных классов (буржуазии и дворянства), аннулирование долгов, сосредоточение доходов от промышленности, госторговли (внутренней и внешней) и всей кредитной системы в руках государства», активное использование свободных средств населения через кредитные, кооперативные учреждения, а также путем проведения государственных займов. Курс на индустриализацию был закреплен в апреле 1927 г. IV съездом Советов СССР. Была поставлена задача: превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, их производящую. Затем необходимо было провести индустриализацию всего народного хозяйства и на этой основе добиться ускоренного развития.