Советский союз в 1965-1984гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

Период 1965—1984 гг. — время расцвета и начала упадка социалистической модели общества. Преодолев культ личности Сталина и волюнтаризм Хрущева, верхушка советского общества оказалась в вакууме. Чиновник любого уровня был спокоен за свою дальнейшую судьбу; ни репрессии, ни крупные кадровые перестановки не практиковались. Поэтому можно было спокойно, пользуясь предоставленными льготами, руководить подчиненными, основываясь на циркулярах, спущенных из центра. Это было общество бюрократов и для бюрократов, консервирующих любую идею, превращая ее тем самым в недосягаемую мечту. Такая спокойная размеренная жизнь в плывущем по течению государстве напоминало болото, отсюда название данное этому периоду: «застой».

Работа содержит 1 файл

контр. история.docx

— 34.70 Кб (Скачать)

      Уровень жизни. Рост уровня жизни в СССР был  в этот период постоянным. Этот процесс  шел плоть до середины 80-х годов. Однако темпы роста были значительно  медленнее, чем в развитых странах. Поэтому с каждым годом отставание социальной сферы в СССР было все  ощутимее.

      Советская промышленность не успевала за ростом потребления, как в количественном, так и в качественном отношении. Так как законы рынка, искореняющие дефицит повышением цены, в СССР не работали (на каждой вещи была написана цена), то в магазинах не было многих товаров. Советская морально устаревшая и некачественная продукция была в изобилии, но она практически никому не была нужна.

      Нефтедоллары, поступающие в госбюджет, в основном уходили на гонку вооружений, но некоторая их часть тратилась  и на закупку импортных товаров, реализуемых затем через розничную  сеть.

      Крупным козырем социализма была высокая  степень социальной защиты. КЗОТ (Кодекс законов о труде) стоял на страже интересов работника. Советский  труженик был спокоен: заработную плату, больничный лист, отпуск, причитающиеся  ему льготы, бесплатное медобслуживание и многое другое — он получит всегда.

      Негативным  явлением обычно считается уравнительная  система оплаты труда: каждому понемногу, однако она являлась гарантом социальной стабильности общества, привыкшего жить, не заботясь о завтрашнем дне.

Привилегии, которыми обладали партийные и советские  чиновники, не были столь значительными, чем нынешние, но все равно вызывали недовольство. Справедливости ради стоит  отметить, что с незаконными привилегиями боролись весьма активно.

      Недаром одной из отличительных черт рассматриваемого двадцатилетия было достаточно быстрое  увеличение населения страны. Если в 1970 г оно насчитывало немногим более 240 млн человек, то в 1985 г. почти 280 млн. Причем удельный вес населения среднеазиатских республик интенсивно возрастал. В эти годы продолжался урабанизационный процесс в СССР. Численность городского населения выросла со 136 млн человек в 1970 г. до 180 млн в 1985 г.

      Внешняя политика. Основными событиями советской  внешней политики в период 1965—1984 гг. можно назвать: конфликт внутри социалистического лагеря, подписание двух первых соглашений об ограничении  стратегических вооружений во время  визита Р. Никсона в Москву в 1972 г., вторжение Советского Союза в  Афганистан и нарастание в 1980—1984 гг. международной напряженности.

      Лагерь  социализма. Укрепление сотрудничества с социалистическими странами было первоочередной задачей СССР. Не желая  повторения венгерских событий 1956 г., немного  ослабили политическое давление на социалистические страны, хотя они и продолжали оставаться в положении зависимости. Интеграция стран социализма проходила через  два блока: военный — ОВД, предусматривавший совместные учения, и экономический — СЭВ, подпитывающий экономику стран соцлагеря.

      Близость  к богатой Западной Европе со всей очевидностью демонстрировала отставание социалистических стран, где уровень  жизни был ниже. Но в то же время  надо отметить, что СССР жил на несколько  порядков хуже чем его союзники по ОВД и СЭВ, которым он оказывал финансовую помощь. Руководство СССР, опасаясь паления уровня жизни в соцстранах и как следствие — недовольства, позволяло руководителям этих стран проводить довольную либеральную внутреннею политику, так называемый мягкий социализм. Кроме того, основные энергоносители: нефть, газ, электричество, а также металлы — поставлялись в страны СЭВ по заниженным ценам, что позволяло, перепродав часть полученного, закупать за рубежом не производимые в соцстранах вещи.

      Крупными  совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в разных странах.

      Несмотря  на общий процесс либерализации, советское руководство отчетливо  ставило рамки, за которые внутриполитические проблемы в социалистических странах  не должны были выходить. Если эти процессы приобретали непредсказуемый характер, немедленно следовали карательные  меры. Так, правительство Дубчека в Чехословакии слишком широко открыло ворога частному предпринимательству и попыталось сократить зависимость от СССР путем сближения с западными странами.

В апреле 1968 г. была опубликована программа компартии  Чехословакии, в которой провозглашался курс на демократическое обновление общества, предусматривались ограниченные экономические реформы, на «социализм с человеческим лицом». Этот период развития Чехословакии вошел в историю  под названием «пражская весна». К участию в управлении государством стали привлекаться представители  других партий и движений, была отменена цензура, признавалось право на существование  оппозиции. При этом, в отличие от событий в Венгрии 1956 г., в Чехословакии сохранялся гражданский мир и согласие.

      Ответом был ввод советских, немецких, болгарских и польских войск в Чехословакию и подавление восстания. Необходимо отметить, что это решение советское  руководство приняло только под  давлением лидеров социалистических стран Восточной Европы.

В 70-80-х годах  в экономике Польши, как и во всем «социалистическом лагере», нарастали  негативные тенденции. Все население  сталкивалось с трудностями в  приобретении продовольствия, вводились  ограничения на пользование электроэнергией. В то же время партийная и государственная  верхушка пользовалась особой системой снабжения, медицинского обслуживания. Своей опорой коммунисты традиционно  считали рабочий класс, но в Польше антикоммунистические выступления рабочих проходили еще с 50-х годов. В 1980 г. на верфях в Гданьске началась большая забастовка, возглавленная электриком Валенсой. Забастовочное движение ширилось, рабочих поддержали студенты. Не сумевшего справиться с ситуацией генерального секретаря польской компартии Э. Терека заменили на В. Ярузельского, от которого Москва требовала жестких мер.

      В. Ярузельский столкнулся с угрозой введения в страну советских войск, что в Польше, где социализм воспринимался во многом через призму давних напряженных отношений между Россией и Польшей, могло привести к большому кровопролитию. В этих условиях он ввел в декабре 1981 г. военное положение, запретил «Солидарность» и интернировал Л. Валенсу. Военное положение было отменено в 1983 г., но социальная напряженность сохранялась вплоть до распада социалистической системы в конце 80-х годов.

      Ряд считающихся социалистическими  стран Восточной Европы: Югославия, Румыния, Албания — проводили  самостоятельную политику, не ориентируясь на позицию СССР. Впрочем, используя  рычаги экономического давления, СССР понуждал Румынию руководствоваться  в своей внутренней политике принципами советского социализма. Отношения с  Албанией, входящий в союз с Китаем, были, наоборот, резко негативными. Югославско-советские же отношения носили название «сдержанного благожелательства».

Отношения СССР с Китаем в этот период были очень  натянутыми. И китайское, и советское  руководство занимали в отношении  друг друга непримиримую позицию. Претендуя  на роль коммунистического лидера Юго-Восточной  Азии, и СССР, и Китай конкурировали  между собой. В 1969 г. эта конкуренция  вылилась в вооруженное столкновение на острове Даманский. Гибель людей и с той и с другой стороны не охладила пыл политиков, столкновения продолжались. Даже смерть лидера Китайской компартии Мао Цзэдуна в 1976 г. не изменила положения, отношения между СССР и Китаем продолжали оставаться весьма прохладными.

      СССР  и Западная Европа. Главной задачей  советских дипломатов в тот период было добиться признания Европейскими государствами послевоенного устройства мира, т. е. закрепление за СССР права  влияния на Восточную Европу. Против этого признания традиционно  выступали ФРГ, претендующая на ГДР, и Великобритания, идущая в фарватере американской политики.

      Только  приход в этих странах к власти более левых по своему составу  правительств сломал лед отчуждения. В 1972 г. были подписаны устраивающие обе стороны договоры с ФРГ, а в 1974 г. — с Англией. Еще раньше в 1971 г. были налажены отношения с Францией.

Эти договоренности открыли дорогу Хельсинскому соглашению 1975 г. и дали возможность СССР временно включиться в мировой обмен техническими новшествами.

      Договоры  по ОСВ. 1972 г. был годом важного  поворота в советско-американских отношениях. Это было связано с визитом  президента США Никсона в Москву. Начиная с этого времени и  вплоть до 1975 г. весь мир жил в  атмосфере «разрядки» напряженности  и «согласия» между СССР и США. В результате этого визита были подписаны  соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались  количественные ограничения на строительство  противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования  и на подводных лодках.

Тогда же было заключено соглашение по ПРО (противоракетная  оборона), ограничивающее одной зоной  противоракетной обороны, на страну, СССР и США. Фактически обе стороны признали равенство (паритет) своих ядерных арсеналов, что делало ядерную войну полностью бессмысленной.

      Вершиной  «разрядки» стало состоявшееся в  столице Финляндии Хельсинки  Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе летом 1975 г. На этом саммите  был подписан Заключительный акт  Совещания, в котором приняли  участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот Акт  зафиксировал и узаконил политико-военное  и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и в мире.

      Афганистан. Политика мирного сосуществования  не могла продолжаться вечно, противоречия между двумя супердержавами —  СССР и США — были слишком велики. Вехой начала отчуждения и напряженности  стал 1979 г. — вторжение СССР в  Афганистан.

      Пришедшее к власти в 1978 г. в Афганистане  прокоммунистическое правительство обратилось за помощью, против внутренних врагов, к СССР. Первоначально помощь оказывалась только оружием и специалистами, однако вскоре было принято решение и о вводе войск. Эта прямая агрессия поставила СССР в сложное международное положение, страна попала в изоляцию. Война оказалась затяжной, сломить сопротивление поддерживаемых США и Пакистаном противников центрального правительства Афганистана было не так просто.

      Втянувшись  в войну в Афганистане, СССР попал  в политическую ловушку, так как  не мог без победы вывести войска и в то же время не мог наладить, продолжая войну, нормальные отношения  со многими странами. Вызвала война  и определенное недовольство внутри страны. Гибель военнослужащих, бесперспективность дальнейшего ведения войны, огромные финансовые затраты, потеря международного авторитета — все это должно было заставить прекратить войну. Но тогдашнее  советское руководство не смогло проявить гибкости, и война длилась  вплоть до 1989 г.

      Период  напряженности. В ответ на начатую  войну в Афганистане США стали  размешать в 1983 г. в странах Западной Европы (ФРГ, Италия, Англия) крылатые ракеты. СССР вынужден был провести адекватные меры, разместив в Чехословакии и  ГДР свои ракеты (СС-20) в 1984 г.

      Обе стороны «обливали друг друга  помоями» на всех уровнях, разжигая в  мире пламя новой «холодной войны». Так, в 1980 г. на Олимпиаду в Москву не приехали представители западных стран, проведя в США альтернативную Олимпиаду. На следующую Олимпиаду  в 1984 г. не приехали уже спортсмены из стран социалистического содружества.

      Для изменения курса внешнеполитической враждебности были нужны иные лидеры супердержав. Только приход к власти в СССР М. С. Горбачева, а в США  Дж. Буша привел к потеплению международной обстановки.

      Культура. Литература и искусство. Год 50-летия  советской власти (1967) в какой-то степени стал отправной точкой для  всего рассматриваемого периода. К  этому моменту сложилась одобренная и выверенная партией линия развития советского государства. Героика революционных  лет, единый порыв народа на строительство  экономической основы страны, великая  победа в Великой Отечественной  войне, восстановление народного хозяйства  и, наконец, наступивший «золотой век» развитого социализма. Деятели литературы и искусства должны были, руководствуясь этой схемой, прославлять общество и партию, критикуя лишь отдельные, устранимые недостатки. Рычагом управления творчеством теперь стали не репрессивные методы, как при Сталине, а экономические  блага, изливаемые на творящих v соответствии со вкусами власти.

      Героический подвиг советского народа, прокладывающего  через беды и лишения путь всему  миру к светлому будущему, наиболее наглядно можно было продемонстрировать через романы-эпопеи, рассказывающие о жизни нескольких поколений  людей из одной-двух семей. Образцами  таких произведений стали романы «Тени исчезают в полдень» и «Вечный  зов» А. С. Иванова, «Строговы» Г.М.Маркова, «Судьба» П.Л.Проскурина. Написанные с учётом взглядов властей и вкусов широкой публики, они пользовались популярностью и были экранизированы, Снятые по ним одноименные фильмы, в которых работали лучшие режиссеры и артисты, имели немалый успех у зрителей.

Информация о работе Советский союз в 1965-1984гг