Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:49, реферат
Отставка Н.С. Хрущева привела к смене политического курса. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. - Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин. Он находился на этом посту до своей смерти в 1980 г. С 1980 по 1985 г. Председателем Совета Министров СССР был Н.А. Тихонов. Вскоре все ключевые посты в партии и государстве получили их сторонники.
В итоге социально-экономического развития к середине 80-х гг. экономика страны в 60-80-е гг. характеризовалась замедлением темпов роста. Возможности экстенсивной формы расширенного воспроизводства уменьшались в результате сокращения прироста важнейших производственных ресурсов - трудовых, сырьевых, энергетических. Структура экспорта СССР была на уровне слаборазвитых стран. От пятилетки к пятилетке происходило падение основных экономических показателей. Общество «развитого социализма» все более заходило в тупик, в нем зрело недовольство.
Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.
Вторая половина
1960-х в международных
Для Советского
Союза геополитические
В условиях наращивания
в мире ядерного потенциала одним
из основных направлений советской
внешней политики стала борьба за
достижение военно-стратегического
паритета между Востоком и Западом.
И хотя он был достигнут в 1969 г.,
все же советское руководство
рассматривало наращивание
Отношения с социалистическими странами. Укреплению социалисти-ческого содружества СССР уделял первостепенное значение. Увеличился объем взаимного товарооборота с государствами СЭВ. На их долю приходилось более 50% общего торгового оборота. Главными предметами советского экспорта стали топливо и электроэнергия, руды и металлы. Из стран-участников СЭВ ввозили машины, оборудование и транспортные средства. Происходил неэквивалентный «обмен» топливно-энергетических ресурсов на промышленные товары, поскольку СССР взял на себя обязательство поставок сырья по ценам значительно ниже мировых. В 1971 г. в рамках СЭВ была принята Комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего была прекращена. Одним из основных ее направлений было обеспечение восточноевропейских стран дешевыми энергоносителями и сырьем. Крупными совместными экономическими проектами стали строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», космическая программа «Интеркосмос», строительство промышленных предприятий в разных странах. При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по производству каучука в Румынии. В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). Выполнение программы способствовало углублению международного разделения труда. Венгрия специализировалась на автобусостроении, ГДР - на судо- и приборостроении, Болгария - на переработке сельскохозяйственной продукции и т.п. Экономическая интеграция деформировала структуру экономики стран СЭВ, делала ее однобокой и препятствовала развитию в ней рыночного механизма.
Взаимоотношения
между социалистическими
Советское руководство
четко ставило рамки, за которые
внутриполитические проблемы в социалистических
странах, несмотря на общий процесс
либерализации, не должны были выходить.
Если эти процессы перерастали установленные
границы, следовали карательные
меры. Так, в 1968 г. чехословацкое правительство
предприняло попытку «
Не менее показательны были события в Польше. С кризисом начала 70-х гг. польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х гг. антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической, политической и военной помощи из СССР польскому руководству удалось продержаться до середины 80-х гг., при этом 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение, во главе Польской объединенной рабочей партии встал генерал В.Ярузельский. Это способствовало прекращению забастовок и нарастанию социальной нестабильности, и в то же время предотвратило, как утверждалось, подготовленный ввод советских войск для «наведения порядка».
Существовали
все же социалистические государства,
проводившие независимый
Изменение внешнеполитического курса Советского государства положительно повлияло на отношения с Западом. Расширились контакты с Францией. Ее президент Шарль де Голль посетил Москву летом 1966 г. В 1966-1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские экономические связи, началось сотрудничество в области изучения и освоения космического пространства. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 г. документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией».
Улучшились отношения Советского Союза с Федеративной Республикой Германии. Осенью 1969 г. на выборах в бундестаг победу одержала СДПГ. Новое руководство страны (канцлер В.Брант) заявило о нерушимости послевоенных границ в Европе и де-факто признало существование ГДР. Все это послужило основой заключения мирного договора между ФРГ и СССР в августе 1970 г. В этом договоре были подтверждены западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. Победой советской дипломатии и важным этапом европейского урегулирования было подписание в сентябре 1971 г. четырехстороннего соглашения по Западному Берлину, которое подтверждало необоснованность претензий ФРГ на Западный Берлин и констатировало, что он не является частью ФРГ и не будет управляться ею впредь. В последующие годы политические и экономические отношения двух стран развивались достаточно стабильно. Во второй половине 70-х гг. ФРГ превратилась в одного из основных торговых партнеров Советского Союза.
Противоречивыми были отношения с Японией. Несмотря на то, что экономические связи СССР и Японии были достаточно успешными, внешнеполитические отношения оставались на весьма низком уровне. СССР так и не заключил с Японией мирного договора и, следовательно, с формальной точки зрения находился с ней в состоянии войны. Основная причина заключалась в том, что Япония по-прежнему требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после второй мировой войны. Советский Союз, в свою очередь, отказывался вести переговоры по этому вопросу.
Важной формой экономических связей со странами Запада являлась внешняя торговля. Получило развитие заключение договоров на компенсационной основе. Долгосрочные контракты о сотрудничестве в строительстве промышленных объектов на территории СССР были подписаны с Великобританией, Италией, Японией, США и др.
В условиях биполярной
модели международных отношений (Восток
- Запад) огромную роль играли отношения
между двумя сверхдержавами - СССР
и США. Американское вмешательство
во Вьетнаме (1965-1974 гг.) сделало их достаточно
напряженными. По мере ухудшения советско-китайских
отношений СССР был вынужден идти
на сближение с США. Вместе с тем
затянувшаяся война во Вьетнаме была
крайне непопулярна в США, поэтому
американская администрация сделала
все возможное для ее прекращения.
Взаимный интерес стал основой для
улучшения двухсторонних
Тем не менее Советскому Союзу не удалось получить статуса наибольшего благоприятствия. По инициативе сенатора Джексона американский конгресс связал предоставление этого статуса с обязательством СССР снять ограничения на эмиграцию советских евреев. Советское руководство сочло требование неприемлемым. Советско-американский торговый обмен развивался главным образом за счет массовых закупок Советским Союзом зерна.
Пиком разрядки стало состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Работа по подготовке совещания проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 гг. В июле - августе 1975 г. был подписан Заключительный акт Совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и в мире. В документе шла речь о необходимости соблюдать в международных отношениях принципы суверенитета, равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга. В него были включены также статьи о защите прав человека, свободе информации и передвижения, которые стали правовой базой диссидентского движения в СССР.
После подписания Хельсинского Заключительного акта Советский Союз, почувствовав себя хозяином в Восточной Европе, стал размещать в ГДР и Чехословакии новые ракеты среднего радиуса действия (СС - 20), ограничение которых не предусматривалось имеющимися договорами. Это вызвало ответную реакцию США. В 1979 г. в США создаются «силы быстрого реагирования», и делается ставка на «упреждающий удар». Американский конгресс отказался ратифицировать договор ОСВ - 2 и в начале 1980-х гг. разместил в Западной Европе «крылатые ракеты» и ракеты «Першинг», способные достигнуть территории Советского Союза. Начался новый виток гонки вооружений. Наступил конец «разрядки». В США велись работы над программой «стратегической оборонной инициативы» (СОИ), которая предусматривала выведение ядерного оружия в космос. Кризис советской экономики не позволил сохранить военное равновесие, появляется тенденция технологического отставания в производстве вооружений. Позиции СССР в мире начинают слабеть.
Смертельный удар разрядке был нанесен советской интервенцией в Афганистан в декабре 1979 г. В результате государственного переворота в апреле 1978 г. в Афганистане к власти пришла народно-демократическая партия во главе с Н. Тараки. Он обратился к советскому руководству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Когда советские руководители в глубокой тайне принимали решение о вводе войск в Афганистан, они не могли представить себе, какие серьезные последствия повлечет за собой эта акция и как она отразится на отношениях между Востоком и Западом. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН осудила эту акцию. Некоторые страны прервали дипломатические отношения с Советским Союзом, ввели против него экономические санкции и не прислали своих представителей на летнюю Олимпиаду в Москву в 1980 г. В начале 80-х гг. практически прекратились конструктивные контакты с западными странами. Нагнетание международной обстановки происходило всю первую половину 80-х гг., вплоть до прихода к власти М. С. Горбачева.