Советская песня как способ пропаганды

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является доказательство того, что песня являлась инструментом пропаганды в политике СССР.
Для этого нужно выполнить следующие задачи: сопоставить песенные тексты (их смысловое значение) и исторические события, происходившие во время появления тех или иных вокальных произведений; рассмотреть влияние песен на советских граждан; проанализировать значение песни в идеологическом воспитании сознания граждан.

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

 Анализ текстов песенников 1920-х гг. подтверждает, что в послереволюционные годы агитационно-пропагандистский песенный репертуар включал главным образом революционные песни начала века. Исключение составляли несколько песен, написанных после революции, однако они были выполнены в прежней традиции и содержали те же основные идеи. Песни, ставшие фактически официальными символами новой власти, в образной форме исключительно точно отражали социальные идеалы революционной эпохи. Источниковедческий анализ наиболее значимых для первых лет советской власти и наиболее популярных песен, таких как "Смело, друзья", "Варшавянка", "Интернационал", "Марсельеза", "Замучен тяжелой неволей", "Грянемте сомкнутым строем", "Красное знамя" и др. дает ключ к пониманию массового сознания 1920-х гг., позволяет понять: почему певшим их подросткам "взаправду... хотелось умереть за революцию"20.

Революционная риторика, воплощенная в этих песнях, опирается на несколько взаимосвязанных образов. Ключевое значение в этом ряду имеет образ смерти-жертвы. Жертвенная гибель в массовом сознании тех лет составляла суть понимания революции, а впоследствии стала основным элементом революционной мифологии21. Отказ от всех желаний во имя борьбы предполагает пренебрежительное отношение и к желаниям, и к самой жизни. Из этого напрямую вытекает подавление естественного страха перед смертью, которое должно привести к бесстрашию и лечь в основу героизма. Отношение к угрозе жизни намеренно пренебрежительное, часто отдающее самозабвенной бравадой:

"Пусть нас по тюрьмам сажают,  
Пусть нас пытают огнём,  
Пусть в рудники посылают,  
Пусть мы все казни пройдём!
"22

Жертвенная гибель, как правило, не предполагала индивидуального героизма, она связывалась с сонмом безымянных героев ("Нас еще судьбы безвестные ждут"23), очень часто погибающих одновременно, слившись в беззаветном экстазе ("Все как один умрем в борьбе за это"24). Вместе с тем, довольно четко прослеживается связь между жертвенной гибелью и местью. В "Интернационале" прямо заявлено, о намерении свергнуть власть, и построить новый "мир":

"Вставай, проклятьем заклейменный,  
Весь мир голодных и рабов !  
Кипит наш разум возмущённый,  
И в смертный бой вести готов.  
Весь мир насилья мы разрушим,  
До основанья, а затем  
Мы наш мы новый мир построим,  
Кто был никем, тот станет всем! "25

 Месть "за павших в борьбе роковой"26 носит выраженный классовый характер, часто играет мотивирующую роль в жертвенном поведении. Главной целью классовой мести было физическое уничтожение врагов, которое воспевалось и культивировалось именно через массовую культуру:

"Смерть беспощадная всем супостатам!  
Всем паразитам трудящихся масс!  
Мщенье и смерть всем царям-плутократам! 
Близок победы торжественный час. "27

 Декларировалась также неизбежность их гибели :

"Что  зло, то не минует гроба"28

***

   "Свергнем могучей рукою

   Гнет  роковой навсегда,

   И водрузим над Землею

   Красное знамя труда!"29

Пропаганда мести  достигла апогея во время Гражданской войны. Об этом ярко написал И. И. Катаев в автобиографической повести "Поэт". Один из главных героев повести редактор армейской газеты Сугробов был в числе таких пропагандистов: "В составлении номера он принимал участие только тем, что писал передовую да бегло просматривал гранки перед версткой. Но передовая поглощала у Сугробова много часов и трудов. Засев за нее с утра, он заканчивал работу при зажженной лампе. Зато уж получалась статья, расточавшая такие громы и молнии по адресу мировой буржуазии и поливавшая такими ядами ее обнаглевших прихвостней, что становилось жутко и даже немножко жалко и буржуазию, и прихвостней. Редко можно было встретить в этих передовых приветливое или праздничное слово, а вот на всевозможные мести Сугробов не скупился, - это был его конек. Священная месть эксплуататорам, кровавая месть насильникам и интервентам, беспощадная месть кровопийцам и многие другие - гремя и шипя извергались из-под его пера. Передовые эти очень ценили в армии за слог и силу..."30

В песнях борьбы и протеста архетип мести в значительной мере связан с первородной кровной местью:

"Кровью  народной залитые троны

Кровью мы наших врагов обагрим"31

Ее осуществление должно было приблизить наступление светлого завтра:

"И  взойдет за кровавой зарею

Солнце  правды и братства людей"32.

 Первородный  характер прослеживается также  и в том, что кровная месть  осуществляется от имени и  в интересах пролетариата как единой большой семьи, это можно услышать в песне "Смело, товарищи, в ногу":

" Вышли мы все из народа,  
Дети семьи трудовой.  
Братский союз и свобода,  
Вот наш девиз боевой"33.

 В результате  успешной борьбы пролетариата  понятие рода существенно расширяется, например, в "Интернационале" мы слышим:

"Это  есть наш последний  
И решительный бой!  
С Интернационалом  
Воспрянет род людской!"34.

С другой стороны, символ крови как физической, жизнетворной части человеческого организма, неотделим от символа жертвы, а потеря крови означает, по сути, то же, что и потерю жизни. Кровь также ассоциируется с красным цветом и связывается с символом знамени. В большевистском миропонимании символ знамени связан не с верой, а с верностью идее, что его максимально конкретизирует. Включенность знамени в единую борьбу-месть еще раз подчеркивает идею классовой мести:

"Над  миром наше знамя реет

И несет  клич борьбы, мести гром,

Семя  грядущего сеет.

Оно горит  и ярко рдеет,

То наша кровь горит огнем,

То кровь  работников на нем"35.

Напомним, что  именно "Красное знамя" стало  одной из тех самых песен, которую  пела 15-летняя Ольга Берггольц на демонстрации против ультиматума Керзона. В "Дневных звездах", написанных в 1957-1958 гг., она вспомнит эту песню как "песню с пронзающим припевом о знамени". 
 

Заключение. 

Каждому  периоду  свойственна своя песенная тематика, в 20-е годы тема революции была актуальна и свежа.

Образный ряд "песен борьбы и протеста" был  мало привлекателен, и ориентирован на довольно узкий слой революционеров. Авторы песен вышли из этого слоя, им подобным были адресованы и их песни. Образы жертвы, гибели, мести органично связаны с темой смерти - рефреном любого революционного и военного времени, пронизанного духом неизбежного разрушения. Оставляя губительный след в массовом сознании, такого рода ценностные построения не могли долго быть доминантными и уж во всяком случае, имели мало шансов стать базовыми для общественной консолидации. Тем более, что песни "борьбы и протеста", с каждым месяцем все более резко контрастировали с новой идеологической риторикой, вошедшей в политический лексикон на рубеже 1920-1930-х гг. Они выступали диссонансом созидательному пафосу первых пятилеток. Совершенно непригодными они оказывались в качестве так называемых бытовых песен, рассчитанных как на повседневное пение в собственное удовольствие, так и на хоровое исполнение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. Якобсон Р.: Язык и бессознательное / Пер. с англ., фр., К. Голубович, Д. Епифанова, Д. Кротовой, К. Чухрукидзе. В. Шеворошкина; составл., вст. слово К. Голубович, К. Чухрукидзе; ред. пер. — Ф. Успенский. М.:Гнозис, 1996.
  2. Элива Н.Л.  Исследование мышления в советской  психологии.-М.: Наука, 1966.
  3. Сталин И.В. Отчетный доклад на XVIII съезде о работе ЦК ВКП(б)  10 марта 1939г./ Большевистская печать.-М.: Политиздат, 1940.
  4. Ленин В.И. Что делать ? / ПСС.Т.6.
  5. Ленин В.И. ПСС.Т.41
  6. Гуревич  П.С.  Пропаганда  в идеологической борьбе.-М: Высшая школа, 1987.
  7. Большевистская   печать.-М.:   Политиздат, 1940
  8. Средства массовой информации и  пропаганды.-М.:  Политиздат, 1984.
  9. Ленин  В.И.  Письмо к товарищу о наших организационных задачах./ ПСС.Т.7.
  10. Шандра В.А.  Газета , пропаганда , жизнь: вопросы теории и методики.-М.: Мысль, 1982.
  11. Тяжельникова B.C. "Вы жертвою пали в борьбе роковой..." (Генезис и эволюция революционной жертвенности коммунистов) // Социальная история. Ежегодник. 1998-1999. М., 1999.
  12. Левченко М.А. Капля крови Ильича. Сотворение мира в советской поэзии 1920-х годов. Независимая газета. 1998 . 5 ноября
  13. Ленин В. «Интернационал» (гимн), Евгений Потье, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22.
  14. Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка) - под загл. "Похоронный марш".
  15. Россия в песне. Музыкальные страницы.- под заголовком «Красное знамя», 2-е изд., М., Музыка, 1980.
  16. К.Привезенцев, Песни Российской Революции – под заголовком «Смело товарищи в ногу», 1992
  17. К а т а е в И. Поэт//Катаев И. Сердце. Повести. М., 1930.

Информация о работе Советская песня как способ пропаганды